Кысь (А. Н.)
Преображенское (Еврейское) кладбище,
Санкт-Петербург
Расположение:
Адрес: Санкт-Петербург, пр-т Александровской фермы, 66-а.
Тел.: 8 (812) 974-05-48.
Как добраться: Пешком от ст. м. Обухово или от ст. м. Пролетарская.
Преображенское кладбище было открыто в 1871 году. Земля под него была отведена за чертой города, рядом со станцией Обухово старой Николаевской железной дороги, так как новых мест для захоронения в черте города не было, городское же кладбища были переполнены. С самого начала кладбище делилось на православный (западный) и иноверческий (восточный) участки. Православный участок разделялся на шесть частей, имевших названия по основным православным праздникам. Иноверческий участок, в свою очередь, делился на римско-католический, магометанский, лютеранский, караимский и иудейский участки.
Своё название кладбище получило по имени церкви Преображения Господня, заложенной в православной части кладбища 6 августа 1872 года «на десятой версте от Петербурга Николаевской железной дороги» и освящённой в том же году 19 ноября. Тем не менее, Преображенское было первым кладбищем Петербурга, подчинённым не приходу или какой-либо церкви, а городской администрации. Руководство осуществлял санитарный попечитель, назначаемый Городской думой.
Захоронения на Преображенском кладбище начались 1 декабря 1972 года. В Обухово была построена специальная платформа для приёма поездов, перевозящих гробы с покойными, рядом с Московским (в то время ещё Николаевским) вокзалом была также выстроена станция специально для их отправки. Уровень благоустройства этого кладбища был значительно выше, чем у городских, на обустройство территории было израсходовано около полумиллиона рублей. Тем не менее, из-за удалённости этого кладбища на нём всячески избегали хоронить. Долгое время места, отведённые для захоронения обеспеченных и значимых людей, пустовали, на Преображенском хоронили лишь бедноту.
Захоронения на еврейском участке Преображенского кладбища начались в 1875 году. Такой разрыв во времени захоронений объясняется следующим образом:
Согласно ветхозаветной традиции еврейского народа, запрещено обрекать душу умершего на одиночество в загробном мире. Поэтому первое захоронение на любом новом кладбище должно быть двойным. Случилось так, что зимой 1875 года в лаборатории Охтинского порохового завода при взрыве погибли два лаборанта-еврея. На Преображенском кладбище сохранилась их общая могила, отмеченная стелой. На ней надпись по-русски и по-еврейски: «Берка Бурак, Мошна Фрисна. Лаборатисты Охтинского порохового завода 23 лет от роду. Погибли при взрыве лаборатории 28 февраля 15 адара и погребены на кладбище 2-го марта 1875 года». Будто бы это и есть первая могила первого еврейского кладбища в Петербурге.
Такая точность — большая редкость, лишь в единичных случаях и не на самых старых кладбищах есть возможность отыскать ту могилу, с которой это самое кладбище началось.
В том же году на территории кладбища был открыт деревянный дом омовения, в 1912 году он был заменён каменным, построенным по проекту архитектора Я. Г. Гервица с доработками С. Г. Гингера.
Немногим позднее был построен дом раввина. Не смотря на то, что здесь были выделены участки для представителей пяти конфессий, постепенно кладбище становится полностью еврейским и занимает все 27 Га.
После революции кладбище, как и многие другие, подверглось актам вандализма. С 2007 года ведётся восстановление памятников и благоустройство его территории.
Кладбище выглядит довольно своеобразно. Восточная архитектура дома омовения и усыпальницы в восточном стиле, а также характерно еврейские памятники соседствуют со склепом в неоготическом стиле (принадлежность его неизвестна), классическими (довольно дорогими для своего времени) памятниками, свойственными лютеранам (порталы) и христианам различных конфессий.
Даты на этих памятниках, принадлежащих, в основном, ко второй половине XIX века, относительно свежие — 60-80-е гг. XX века. Кресты либо спилены вовсе, либо убрана перекладина, но они вполне узнаваемы. Такого количества перемещённых, да ещё и модифицированных памятников до этого не приходилось видеть ни на одном кладбище.
Вот памятник-портал (обозначающий врата в мир мёртвых), характерный более для лютеранских захоронений:
Гранитный постамент венчает скульптура-урна (характерная для памятников христиан разных конфессий, происходящая ещё от классических греческих надгробий: там установленную на могиле урну без дна использовали для кормления умершего). Надпись на памятнике сделана в 1984, сам погребённый под этим памятником ещё даже не родился, когда его изготовили (год рождения — 1920):
Памятник с урной, конечно, не одинок:
Памятники в виде дерева с обрубленными ветвями характерны для очень многих конфессий, они означают, что род того, кто под ним погребён, прервался, что он последний его представитель. Однако этот памятник также явно старше того, кто под ним похоронен:
На этом (тоже дореволюционном) памятнике просто отломлен крест:
Ещё один памятник, сменивший религию (по традиции, через обрезание):
Сразу два памятника сменили своих хозяев (на одном когда-то был крест):
В этом варианте отпилена перекладина креста, её части также пошли в дело как часть оформления могилы:
Этому памятнику было гораздо проще сменить владельца:
И этому:
И ещё целому собранию таких же, как он:
В целом, из таких памятников-перебежчиков можно создавать отдельную галерею.
Н. А. Синдалевский в «Очерках по мифологии Петербурга» пишет о Преображенском кладбище: «В 1970-х годах в петербургском фольклоре появился новый микротопоним. Преображенское еврейское кладбище стали называть “Линией Маннергейма”. Здесь нашли своё упокоение те, над кем насмехались и кого ограничивали в правах. На языке идеологов ленинской национальной политики — “окопались”». Видимо, столь «бедственное» положение не мешало в тот же период (судя по датам на памятниках) тащить на «линию» всё, что плохо и не очень лежит, как с соседних, так и с отдалённых погостов. Ассортимент музея памятников в Александро-Невской лавре по сравнению с таким «великолепием» выглядит несколько бедновато.
Есть и вполне традиционные (закрытые сверху) скромные могилы:
Многие такие захоронения постепенно разрушаются:
Ведутся на кладбище и новые захоронения, в основном, вдоль дорожек на расчищенных местах, есть и небольшие участки, выделенные для новых захоронений:
Отдельно хочется отметить весьма оригинальный, хоть и скромный, памятник… или полпамятника…
Само кладбище создаёт совершенно мистическую атмосферу иного пространства, времени, мира. Как Петербург выделяется из других российских городов, так Преображенское (Еврейское) кладбище выделяется среди других петербуржских кладбищ. Причём (если смотреть только на архитектурные особенности) назвать его еврейским сложно. Здесь перемешано огромное количество стилей оформления захоронений. Величественные и ухоженные памятники соседствуют с заросшими развалинами, ухоженные лужайки — с зарослями. Энергия кладбища также неоднородна и не совсем типична для еврейских кладбищ.
Эта фотография (на мой взгляд) как нельзя лучше передаёт настроение, ощущение и вид данного кладбища:
Другие статьи из Апокрифа:
- Эннеаграмма
- Гомеровский гимн Деметре
- Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса, Архиепископа Калининградского Русского Пастафарианской Церкви Московского…
- Патруль кабскаутов
- Ритуал открытия портала для Великих Древних
- Пробуждение Р’льеха, призывание старого бога Ктулху
- Врата Грёз Ктулху: ритуал для вызова телепатических грёз
- Тот, кто прячется публично
- Историзм Культа Альяха
- О некоторых заблуждениях