Кысь (А. Н.)
Кладбище на Замковой горе
(Киселёвка, Хоривица, Флоровская гора):
г. Киев, Украина
Время: 09.08.2010 г. после полудня
Участники: Алан, Иниен, W.D.Keeper, Кысь
Расположено между Старокиевской горой, Щекавицей и урочищем Гончары-Кожемяки с одной стороны и киевским Подолом — с другой. Подняться на гору (холм достигает высоты 80 метров над уровнем Днепра) можно по старой металлической лестнице со стороны Андреевского спуска (в районе дома 20—б).
Статус: Территория входит в историческо-архитектурный комплекс «Древний Киев», охраняется Управлением охраны памятников при Киевской городской администрации. Закрыто. Захоронения не ведутся.
Согласно археологическим данным, первое поселение на территории Замковой горы возникло в бронзовом веке. Гора — точнее, холм, останец правого высокого берега Днепра (сейчас он изменил своё русло), — представляет собой очень удобное место для поселения (не удивительно, что, как утверждают некоторые исследователи, культурный слой в этом месте достигает четырёх метров). С одной стороны холм был защищён рекой Глыбочицей (сейчас реки уже нет, на том месте, где пролегало её русло, располагается обычная городская улица), с другой протекал ручей Киянка (сейчас на этом месте элитная жилая застройка). Остальная местность вокруг холма была достаточно болотистой, да и сам холм имел, и имеет до сих пор, весьма крутые склоны.
Некоторые исследователи предполагают, что именно на Замковой горе располагалась резиденция полянского князя Кия (ещё до постройки укреплений на Старокиевской горе). В IX—X вв. здесь располагался загородный дворец князя, тогда гора ещё звалась Хоривицей (в честь легендарного брата Кия — Хорива). В конце XIV века на Замковой горе строится замок литовского воеводы Владимира Ольгердовича, с этого момента холм получает новое название — Замковая гора. Замок был деревянным с земляным валом, однако, вероятно, достаточно хорошо укреплённым, так как захвативший Киев в 1416 году хан Эдигей штурмовать его не решился. Этот замок просуществовал до 1482 года и был уничтожен при нашествии крымского хана Менгли Герея. В 1532-1545 гг. замок был отстроен заново, опять деревянный, хотя Европа уже вовсю строила из камня, да и недостатка в этом материале в окрестностях Киева не наблюдалось. Однако для строительства предпочли использовать строительный лес, который сплавляли по Днепру из самой Белоруссии. В 1651 году замок был вновь сожжён (некоторые исследователи предполагают, что это был не первый пожар в отстроенном вновь замке, якобы замок уже сгорал в 1608 году из за удара молнии), на этот раз восставшими запорожскими казаками. В это время он принадлежал Адаму Киселю, ставленнику Речи Посполитой (впрочем, сам Кисель был украинского происхождения), по имени которого Замковая гора получила ещё одно из своих названий — Киселёвская или просто Киселёвка.
После последнего пожара замок более не восстанавливался, а Замковая гора потеряла своё стратегическое значение и долгое время использовалась местными жителями под огороды.
С 1816 года территория была отдана под кладбище, а с 1854 года (по другим источникам, с 1819, тогда же и было учреждено кладбище) перешла во владение Киевского девичьего Флоровского монастыря на Подоле (упоминаемого ещё в 1566 году в грамоте короля Сигизмунда II Августа, данной воеводе, князю Острожскому), который располагался у её подножья (отсюда и ещё одно название — Флоровская, иногда Фроловская гора). Через три года (в 1857-м) на Замковой горе возвели кладбищенскую церковь во имя Пресвятой Троицы, само кладбище было обнесено кирпичным забором (части его сохранились до наших дней, однако кирпичи датированы не 1857, а 1847-48 гг., попадаются на горе и кирпичи более раннего периода, относящиеся, вероятно, к XVII веку).
В 1921 году кладбище было официально закрыто, однако захоронения велись до 50-х гг. Считается, что именно это обстоятельство помешало исполнению решения, принятого в 1935 году, о возведении на территории Замковой горы парка. Тем не менее, часть памятников XIX века успели уничтожить. С 1940 года на Замковой горе располагалась вышка, использовавшаяся для глушения иностранных радиостанций, она была демонтирована в 1990 году.
«Мы погребли в могилѢ сей,
любовь, мечты и упованья,
остались намъ на склоне дней,
одни лишь слёзы и страданья».
Эпитафия на одном из сохранившихся надгробий
Остатки кладбища можно видеть до сих пор, несколько могил на окраине сохранилось в более-менее пристойном состоянии, на некоторых даже остались установленные оградки. В центре же царит полный хаос. Кладбище превращено в помойку, место сбора наркоманов, любителей (вообще, судя по ассортименту, уже профессионалов) выпить на природе. Несмотря на периодические зачистки, проводимые местной милицией, место весьма популярно у такого контингента. Относительно благополучное, можно даже сказать, хозяйственное население тоже не обходит гору стороной и постепенно растаскивает для своих нужд кладбищенскую ограду. Впрочем, несмотря на её отсутствие, а также уничтожение многих захоронений, граница кладбища до сих пор чётко ощутима.
Чудом уцелел один из склепов (их, вероятно, было много, так как кладбище некоторое время являлось элитным).
Замковая гора (Киев): уцелевший склеп (вид на заднюю часть)
Замковая гора (Киев): уцелевший склеп (вид на заднюю часть)
Однако эта постройка (на надгробное сооружение он не тянет уже ни по виду, ни по фону, а ведь в ней в своё время даже проходили богослужения) несёт на себе следы творчества не только начинающих алкашей-вандалов, но и подрастающих горе-оккультистов, изображающих символы и знаки, почерпнутые из оккультной литературы массовой доступности, а чаще простоиз компьютерных игр и тематических фильмов.
Замковая гора (Киев): уцелевший склеп (вид на фасад)
Новообращённые ужжжасные чёрные-пречёрные колдуны и ведьмы в седьмом поколении, а также вурдалаки, вампиры и прочие демоны с 376 уровня бездны, заполучив в длань свою сильнейшие нитро-артефакты, спешат применить их во славу (ну разумеется) тьмы и хаоса… Они долго ждали этого часа, с самого нежного возраста тайком тренируясь на родительских обоях, и не просто было юным талантам достать фломастеры в этом враждебном мире магглов. Но час пробил, и «искусство» явилось в мир, ничто теперь не остановит творческий порыв… ну, кроме направленного воспитательного воздействия на околомуладхарную область и домашнего ареста.
Уцелело также несколько памятников (обратите внимание, какая помойка вокруг):
Киев. Замковая гора. Разрушенные памятники XIX века
Как можно видеть, состояние у них весьма плачевное. Ещё несколько лет, и Управлению охраны памятников охранять будет уже нечего. Или это управление охраны не тех памятников?..
Стоит отметить, что на территории Замковой горы и, соответственно, располагающегося на ней кладбища обитает не только юная поросль, но и достаточно серьёзные практики. Есть следы реальных ритуалов, благо, только энергетические, их авторы не ленятся убирать за собой, потому физические их следы обнаружить практически невозможно, что не может не радовать. Высока вероятность того, что на территории кладбища совершались жертвоприношения, с определённой долей уверенности можно утверждать, что не только животных. Косвенно это подтверждается информацией, встречающейся на просторах сети, впрочем, достоверность такой информации — вопрос спорный.
Энергетика места (кроме окраин) совершенно не характерная для возвышенности. Не оставляет ощущение, что находишься, наоборот, в низине. Гора напоминает своеобразную чашу. Само место идеально подходит для кладбища и, видимо, было выбрано с умом, однако в настоящее время пребывает в состоянии весьма плачевном, дошедшем уже до стадии, когда вполне возможна его новая застройка. Поверхностно какая-либо структура отсутствует, в глубине ощущается тёмная обезличенная масса, но не враждебного свойства, характерная для большинства старых, неиспользуемых погостов.
Однако лучшего для него применения, нежели под кладбище, придумать сложно, да и жить на подобном месте или работать — не самая лучшая идея. Интересно отметить, что в общий фон (не имею в виду пейзаж) плохо вписываются металлические конструкции, в том числе и несколько сохранившихся могильных оград.
Хотелось бы также отметить одно присутствующее на этом кладбище интересное явление: периодически боковым зрением, при вполне достаточном дневном освещении, можно заметить небольшие сгустки, напоминающие пар или сигаретный дым, выходящие из земли в некоторых местах. Каких-либо ощущений или реакций они не вызывают, однако были отмечены не единожды и на участках с разной освещённостью.
Кроме богатого исторического наследия и нищенского современного быта, Замковая гора и погост, на ней расположенный, обладают множеством легенд.
Одна из них связана с монахиней Флоровского монастыря:
Монахиня, исполняя своё послушание, в одиночестве отправилась на монастырское кладбище, чтобы навести порядок на могилах захороненных здесь насельниц. Когда вечером она вернулась в свою обитель, её не узнали — далеко не юная уже монахиня вновь стала выглядеть молодой. Сёстры пытались расспросить её о случившемся чуде, но монахиня отказалась разговаривать, знаками показала им, что очень устала и направилась в свою келью отдохнуть. Утром она не вышла, чтобы посетить службу, когда же вошли в келью, её там не обнаружили, хотя тайком покинуть свою обитель она не могла.
Довольно, кстати, необычная легенда, по крайней мере, мне ранее подобных не встречалось, более распространены иные, в которых через много лет пропавший человек возвращается неизменившимся.
Ещё одна легенда связана с более древними, дохристианскими временами:
С давних времён Замковая гора была местом собраний оборотней-волков. Собрания эти проходили в дни равноденствий, весной и осенью. Предводительствовал же собраниями некий колдун, Звериный (или Лесовой) Заступник. В полночь он возжигал на горе огненный круг, и волки, входившие в этот круг, становились людьми. В человеческом облике они пили особый дурманящий напиток и праздновали, а под утро, когда круг угасал, снова облачались в волчью шкуру до следующего раза.
Празднества эти, согласно легенде, продолжались вплоть до XIV века.
В XIV веке литовский князь решил положить конец бесовскому разгулу на горе. Он собрал дружину и окружил волков во время их празднества. Те дрались с остервенением, но всё равно были уничтожены. На этом месте князь воздвиг свой замок. Но только лишь замок был построен и населён, как в одну из ночей появились волки, предводительствуемые огромным оборотнем-вожаком. Волки медленно обошли стены замка кругом, несмотря на то, что со стен в них летели факелы и стрелы. Следующей же ночью замок сгорел дотла, заполыхав сразу со всех сторон. С тех пор перед каждым пожаром, который происходил на Замковой горе, появлялась стая волков.
Приведённая история порядком напоминает легенду о волчице Герре и замке Кёнигсберг (г. Калининград, бывш. Кёнигсберг). Будучи построенным на месте разорённого крестоносцами прусского дохристианского святилища, он также подвергался нападениям волков-оборотней, бывших прусскими колдунами-язычниками. Множество волков было уничтожено при нападении на замок, но многие годы потом в нём пропадали рыцари, которых находили с объеденными обезображенными лицами, на берегах или вмёрзшими в лёд р. Прегель.
Есть также легенда о том, что в XIV веке на Замковой горе массово уничтожали не только волков, но и ведьм. Их якобы было сожжено здесь более полутора тысяч. Ещё в XIX веке на горе при строительных работах (интересно, какое это строительство тут велось в XIX веке?) здесь находили множество осиновых колов (крепкое, наверное, дерево, раз за столько лет не истлело!), которыми протыкали их тела перед захоронением.
За столетия столь приметное место обросло множеством легенд, но во многих из них явно прослеживается, что место это, хоть и занимаемое ранее оборонительным сооружениями, скорее всего, являлось культовым. Весьма вероятно, что в дохристианскую эпоху там могли находиться старые святилища. Замковую гору недаром считают одной из «лысых гор» Киева. Такое историческое наследие, вероятно, и привлекло сюда неоязычников из общины «Родовой Очаг Родной Православной Веры», установивших здесь капище, посвящённое Яриле. Совершенно очевидно, что данное капище часто используется для проведения ритуалов почитания старых, дохристианских богов.
Капище Ярилы на Замковой горе. Алтарь
Капище Ярилы на Замковой горе. Алтарь
Капище Ярилы на Замковой горе. «Стена»
(строительный материал вполне узнаваем)
Капище Ярилы на Замковой горе.
Вид на «стену» со стороны кладбища
В отличие от кладбища, здесь весьма чисто, за территорией следят, вероятно, представители общины. Вообще ощущения от окраины горы совершенно противоположны тем, что возникают, когда находишься ближе к её центру.
С вершины открывается вид на новую элитную застройку. Потомки «гончаров да кожемяк», как видно, более озабочены благополучием живых, нежели мёртвых:
На находящийся в запустении, но всё же достаточно лакомый кусок земли Киевской претендентов много. Крайне интересен, думаю, этот почти пустырь, может быть для застройщиков элитного жилья, гостиниц и пр., да и Флоровский монастырь уже несколько лет заявляет свои права на эту территорию. Однако весьма сомнительным представляется то, что церковь будет использовать эту территорию под захоронения, логичнее предположить, что на ней появятся новые храмы, что было бы и неплохо, да вот беда, храмов-то, да ещё и высокой исторической ценности и намоленности многовековой, в округе и так хватает, как говорится, в шаговой доступности. Так что, более вероятно, пойдёт эта земля под апартаменты для проживания отдельных представителей слуг Христовых высокого ранга (с прекрасным, надо сказать, видом получатся апартаменты). И сомнительно, что побрезгуют сии служители пожить на могилах предков, ведь не брезговали помещениями Киево-Печерской лавры, когда выселяли тех, о ком, казалось бы, принимали, вместе с верой и послушанием, обязательство заботиться, — больных гепатитом и СПИДом. Впрочем, вопросы веры и совести стоит оставить тем, кто в них более компетентен… хочется лишь сказать тем, кто ратует за передачу Замковой горы в ведение монастыря: подумайте, не целей ли она будет у нерадивых «охранников памятников»? Может, стоит добиваться иного? Если уж не восстановления кладбища, это вряд ли возможно (хотя лично мне кажется, что обладатели элитных домов центра были бы не так уж и против упокоиться в таком месте, а кладбище бы вернулось к своему статусу элитного и действующего, но кто ж позволит в таком месте копать, если только, по примеру Северной Пальмиры, ставить колумбарии (а ведь выход!)), то хотя бы приведения территории в приличный вид и разбития на этом месте мемориального парка.
Что ж, время покажет…
20.08.2010 г.
Другие статьи из Апокрифа:
- Эннеаграмма
- Гомеровский гимн Деметре
- Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса, Архиепископа Калининградского Русского Пастафарианской Церкви Московского…
- Патруль кабскаутов
- Преображенское (Еврейское) кладбище, Санкт-Петербург
- Ритуал открытия портала для Великих Древних
- Пробуждение Р’льеха, призывание старого бога Ктулху
- Врата Грёз Ктулху: ритуал для вызова телепатических грёз
- Тот, кто прячется публично
- Историзм Культа Альяха