Кысь (А. Н.)
Золотогорское кладбище
при костёле св. Роха г. Минск, Республика Беларусь
Местонахождение и контакты:
220005, г. Минск, пр-т Независимости, д. 44а. Тел.: (+375-17) 284-72-36
Как проехать: До ст. метро «Площадь Победы» (от выхода из метро костёл и остатки кладбища скрывают высотные здания, необходимо обойти их и войти во двор дома 44, ориентир — вышка «глушилка»):
Статус: Костёл Святой Троицы (св. Роха) включён в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (код 412Г00193). Золотогорское кладбище в настоящее время не существует.
Невозможно точно установить дату создания данного кладбища. Считается, что оно существовало ещё до вхождения Белоруссии в состав Российской Империи (некоторые исследователи относят его основание к XVI веку, предполагая, что на данном месте производились захоронения умерших от холеры) и было изначально католическим (возможно, частично униатским). 24 декабря 1771 года Екатериной II был издан указ о запрете захоронений в черте города и о строгом конфессиональном разделении кладбищ. Данное кладбище было предоставлено для захоронений униатам. В 1839 году под давлением Николая I началась активная ликвидация униатства, большинство униатов переводились в православие, некоторые принимали католицизм. Так как основным местом захоронения католиков в Минске в это время служило Кальварийское кладбище, вероятно, что Золотогорское использовалось в это время для захоронения не просто католиков, но как раз бывших униатов, принявших католицизм. Сохранившиеся памятники можно идентифицировать как католические. Эта версия кажется ещё более вероятной, если учесть отдельное упоминание о том, что на возведение каменного костёла жертвовали далеко не только католики, но и представители иных конфессий.
По другой версии, кладбище на Золотой горке, у пересечения Борисовского тракта (ныне пр-т Независимости) и дороги на Долгий Брод, было основано в 1790 году. Оно именовалось Ново-католическим, так как недалеко от него располагались старое католическое кладбище, открытое при приходе Святой Троицы (являвшемся самым первым католическим приходом Минска, выстроенным в XIV веке по указанию и на средства польского короля Ягайло) на Троицкой горе, и открытое немногим позже православное. На Троицком кладбище была построена небольшая деревянная каплица (часовня), посвящённая Успению пресвятой Девы Марии и святому Роху. В каплице находилась его статуя. История этой статуи является одной из самых известных легенд Минска. Святой Рох (Рох из Монпелье) почитается как защитник от чумы. В Минске его почитают как покровителя города. От эпидемий чумы Минск не страдал, однако неоднократно подвергался эпидемиям холеры. Жертв этих эпидемий хоронили на Золотой горке (после весьма масштабных эпидемий 1848 и 1853 гг., когда люди умирали тысячами, кладбище даже пришлось существенно расширить на восток). Предание о статуе со слов ксёндза Харевича в 1890 году опубликовала газета «Минский листок»: «По преданию, во время одной из многочисленных эпидемий холеры, а именно в 1831 г., одному из минчан приснился сон, оказавшийся вещим. “Спасение города от полного вымирания зависит от святого Роха, статуя которого погребена под обломками костёла бонифраторов, её надо найти и извлечь”. Своим сном этот горожанин поделился с другими обречёнными. Все активно взялись за дело. После продолжительных поисков в руинах была найдена деревянная статуя святого Роха. Её очистили и в торжественной процессии носили по городу. Общее угнетение по причине эпидемии было таким большим, а луч надежды и спасения — таким желанным, что даже евреи присоединились к процессии. Затем статую установили в деревянной каплице на Золотой Горке. После чего эпидемия пошла на убыль».
В связи с пожаром 1804 года, который полностью уничтожил деревянный Троицкий костёл, его прихожане были вынуждены в течение нескольких десятилетий посещать службы в костёле находящегося неподалёку монастыря, но он был закрыт по указанию российских властей. В 1842 году службы начали проводить в той самой каплице на Золотогорском кладбище, проведя небольшой ремонт и превратив её в приходской костёл «длиной 6 сажен 1 аршин, высотой 3 сажени 3 аршина 12 вершков», получивший название Святой Троицы. Однако весьма небольшое здание начало очень быстро ветшать. Его попытались ремонтировать в 1949 году, но эти меры уже не помогли. В это время власти Российской Империи вновь разрешили строительство костёлов на территории Белоруссии, епископом Войткевичем было получено разрешение, и начался сбор средств. Проект нового, на этот раз каменного костёла был разработан академиком Петербургской академии художеств М. Сивицким. Строительство началось в 1961 году, в 1964 году новый костёл, выстроенный в неоготическом стиле, был освящён в честь Успения пресвятой Девы Марии и Святого Роха, в то же время за ним сохранился статус костёла Святой Троицы.
В 1896 году костёл и часть кладбища были окружены оградой с брамой (воротами), с двумя железными калитками и железными же узорчатыми дверями в центральной арке. Брама до настоящего времени не сохранилась, но её можно видеть на фотографии 1901 года:
На открытке XIX века видна ограда и небольшая часть ворот:
Невзирая на расположенное на ней кладбище, Золотая горка в XIX веке была излюбленным местом прогулок горожан, в том числе на неё ходили собирать ягоды.
Внутреннее убранство костёла оценивалось очень высоко. Его можно видеть на литографии Эдварда Гораздовского, выполненной в 1868 году:
Несмотря на весьма высокие эстетические оценки, новый костёл из-за своих малых размеров не мог удовлетворить потребности большой, постоянно растущей общины (насчитывавшей около 7000 человек). Разрешение на строительство у властей в конце XX века было получить уже значительно проще. Известным польским архитектором Юзефом Дзеконьским был разработан и проект нового костёла, но он так и не был реализован.
В 1930 году костёл был закрыт. Часть прилегавшего к нему кладбища была застроена уже в 1934 году при возведении «Дома специалистов», который был практически полностью уничтожен бомбёжкой во время Великой Отечественной. В 1955 году на его месте был возведён новый дом с колоннами (нынешний адрес — пр. Независимости, д. 44). Костёл тоже пострадал во время бомбёжек и последующей оккупации Минска:
На этой фотографии можно ещё видеть приходское кладбище:
Снимок сделан в мае 1943 года, в кадре генеральный комиссар Генерального округа «Белорутения» Вильгельм Кубе. Через 4 месяца он погибнет в собственной постели при взрыве.
Во время восстановления Минска и позднее территория кладбища постепенно застраивалась. Около костёла была размещена металлическая вышка, которую можно видеть до сих пор. Считается, что она предназначалась для того, чтобы глушить трансляцию зарубежных станций.
В 1983 году было восстановлено здание костёла, оно использовалось как концертный зал Белгосфилармонии. В 1984-м польскими мастерами в здании был установлен современный электрический орган (работающий до сих пор). При восстановлении остатки кладбища были ликвидированы.
Богослужения в костёле возобновились в 1991 году, однако полностью он был передан верующим лишь в 2006 году.
Костёл (судя по службе, на которую мы попали; молились, кстати, за Украину), как и в ранние годы своего существования, переполнен.
Кладбище не восстановлено, о нём теперь напоминает лишь установленная на лестнице, ведущей на территорию костёла, табличка:
и несколько смещённых со своих мест древних надгробных камней:
На территории установлены две скульптуры (раньше их было больше), оставленные в наследство филармонией:
(интересно, кто додумался поставить поминальную свечку к постаменту).
У входа на территорию и перед входом в костёл (где выставлена большая часть надгробных камней) фон практически отсутствует, так же как и в центре площади.
Намного сильнее фонит участок вдоль правой (если стоять лицом к входу) стены костёла:
Очень сильный фон имеет небольшой участок на углу, образуемом правой боковой и задней стеной:
Не знаю, что там, но столь сильного фона не исходит обычно даже от братских расстрельных могил и подобных объектов. Неплохо было бы нейтрализовать данное место, установив, например, каменную стелу или иной монумент подобной формы, способный уравнять излучение.
В целом же место достаточно спокойное, настраивающее на медитативный лад. Однако впечатление это достаточно обманчиво, и можно сказать, что влияние его на жителей соседних домов вряд ли можно назвать позитивным или хотя бы нейтральным.
03.03.2014 г.
Другие статьи из Апокрифа:
- Эннеаграмма
- Гомеровский гимн Деметре
- Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса, Архиепископа Калининградского Русского Пастафарианской Церкви Московского…
- Патруль кабскаутов
- Преображенское (Еврейское) кладбище, Санкт-Петербург
- Ритуал открытия портала для Великих Древних
- Пробуждение Р’льеха, призывание старого бога Ктулху
- Врата Грёз Ктулху: ритуал для вызова телепатических грёз
- Тот, кто прячется публично
- Историзм Культа Альяха