Ильяс Мукашов
ТЕМЬяНА — Истории вдохновлённых
Репортаж электронного медиума
Проблема распространения на территории России и всего постсоветского пространства такого специфического на первый взгляд направления как японское буто — это проблема, прежде всего, отсутствия диалога «Восток-Запад/Запад-Восток» между источником сигнала и приёмником сигнала; проблема отсутствия коммуникационного пространства и языка междисциплинарного общения в условиях культурологической сферы в плане взаимопонимания и поддержания связи. Те редкие перформансы отдельных японских танцоров и коллективов относительно непопулярного жанра в пределах нашей страны (в рамках культурного обмена с японской стороны) и практически полное отсутствие благодатной среды для возникновения российских мастеров по причине информационного дефицита на данный момент не восполняют в достаточной мере пробелы в вышеозначенной теме. Таким образом, все те выступления зарубежных и российских коллективов, долгое время отсутствовавшие в России — это знаковое событие в культурно-информационном пространстве нашей страны, что может предвещать синергетический рост, в том числе в плане междужанрового синтеза, и выведение самого жанра буто в число относительно традиционных стилей современного искусства, при более благоприятном развитии событий — интеграция с азиатскими шаманскими практиками в республиках Тыва, Саха (Якутия), Алтай и др., восприятие шаманистами во внетерриториальном ракурсе и, в частности, с традиционными архаичными танцами коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Озвученный синтез японского буто и традиционных шаманских практик логичен, обоснован и, без оговорок, выходит за пределы собственного представления о нём, поскольку обладает достаточно всеобъемлющим анимистическим, так называемым языческим, а также шаманским базисом, если традиционную японскую религию синтоизм не отделять от перечисленного триединства «анимизм-язычество-шаманизм». Таков мой взгляд на методологическую концепцию распространения буто в дальнейшем.
Предельно субъективно (а это значит, что субъективность антагонистически прорывается на сопредельные территории), основа миропонимания всех трёх составляющих триединства — это неразделение виртуального пространства сновидения и окружающей местности наяву (с доминантной составляющей в анимизме), но уравнивание (продолжим аналогию) или тандем подсознания с контуром сознания, оперирующим восприятием и обозначением объектов и явлений. Таким образом, внутренняя основа мировоззрения проецируется на внешнее окружение, а последнее, в свою очередь, не вступает в конфликт с внутренним по той причине, что первоначально отсутствует или является совершенно нейтральным фактором какая-либо внешняя надстройка социосистемного окружения человека. Подводим итог: нет разделения, отсутствуют посторонние наслоения искусственно-социального характера; «бытие определяет сознание» по образу и подобию Неба и Земли, внутреннего естества.
Если говорить о данной рецензии на горьковский буто-дуэт «ТЕМЬяНа», то первоначально она была спонтанно, в трансовом состоянии сознания написана для моего блога «Noise Library» в сентябре прошлого года, несмотря на то что сам перформанс датируется 2012 г. — современные интернет-коммуникации позволяют выйти за пределы обыденной расстановки дат и трансляции явлений как в привычном смысле, так и дополнительно создавая смысловые ряды, базируясь на ином сочетании параметров. После коммуникативного и условно внепространственного причащения к пройденному в пространственно-временных рамках окружающего1 сработала внутренняя, условно новая для индивида нейронная цепочка взаимодействий, в результате которой реализовалась в электронном и материальном пространстве представленная вниманию рецензия. Учитывая только что сказанное, а также сам акт слияния пространства сновидения и местности окружения наяву, можно с определённой долей уверенности обозначить рецензию как акт творчества, выходящий за рамки причастности только к литературной критике. Это самостоятельное произведение, вводящее в состояние транса подготовленного читателя (по аналогии с моим входом в транс в результате просмотра и открытого восприятия перформанса как явления информационно-энергетического порядка), моя дань уважения коллективу и своего рода малый мост трансляции для последующего синергетического преобразования и полевой интеграции в категорию буто-шаманизма.
* * *
Действо, обозначенное во вполне ощутимом пространстве-времени, сказывается извилистым, но беспричинно прямым для посвящённых резонансом, вышедшее за границы физических величин и обретшее своё нелокальное местоположение в электронной экватории Вселенной.
Искусство «танца вне танца», зачинателем которого является всемирно известный Тацуми Хидзиката, материализовало, невзирая на когнитивно диссонирующее влияние российского общества потребления, островок двуединства и коридор к своему внутреннему естеству. Проистекание процессов, которому предшествовала встреча двух ищущих «отражение без отражения», «сновидение вне сна» и «чаши весов, наполненных равновесием», проявилось в физически ощущаемом диапазоне как явление гармонии в диалектическом уравнении «сигнал-шум», наполненное сексуальностью сакрального и очарованностью запредельного. Смещение чаши весов по любому направлению бинарного не равнозначно его замещению и стиранию, вместо этого — заполненность сосудов, в чьих пустошах — переливание энергетического поля, своего рода «аура двух», где противоположности отражают друг друга за пределами видимых пространств и сновидят наяву безграничность круга. Графический спектр растекается, серфинжируя по волнам физических величин, изменение параметров повисло в собственной медитативности; звук развевается в фейерверке безмолвия — parlare lentamente; «Танцующее Сердце» — кардиограмма естества, лишённая обозначений лента безграничности.
Сегодня ценят только свет,
но кому обязан свет своим существованием?
Обратной стороне тьмы, так как она несёт свет.
Сказанное мастером Хидзиката, выгравированное огненными иероглифами по капиллярам «Танцующего Сердца» и обнажённое за покровами чувств — сюжет сновидения среди череды снов, увиденный наяву и запечатанный изнутри увлажняющих себя глаз.
Рецензия на перформанс выставки
«От искусства к естеству»
(сейчас его название «Древо»)
Мировой Океан, переполненный собственной непроявленностью и потенциалом «десяти тысяч вещей», подобно плоду в чреве заботливой матери, готов излиться жизненной судьбой всеповторяемости & всецело циклической самости вне и за; безмолвие тлеющих созвездий и стопор Чёрной Дыры, воронка Солнечного пекла и ожидающий ретранслятор Луны, кудри золотистого Света и вгрызающиеся колки Зимы — космической и довлеющей; как кожурки Лета, разбросанные ребёнком на холсте. Фаллически грибовидные рога Матери-Земли, женского естества и природного начала; летопись мироздания, сочинённая расфокусированным зрением за пологом зрачка; дыхание Затаившегося и голод Ожидающей — где же пределы вашего желания?
Крутящийся Уроборос, молния вспышки и оргазмическое трезвучие слияния — аккорд дрожащих электрических волн, на амплитудах последних — очарование своей прямоты; фанфары глазных яблок, смотрящих вовне.
«— Кудесник своего естества, куда ты упрятал косу?»
«— Узри её за плечами моими; где я срываю цвет тела — где восходит рассветная быль…»
«Ио! Ио! Пан! Пан!» — что сказало мне сердце и эхо; так было…
13.09.2014 — 11.02.2015