Отчет об игре в Сенет ‘с богами’

Fr. Nyarlathotep Otis

Отчёт об игре в Сенет «с богами»

В ходе проработки сакральной стороны игры в Сенет 19 февраля 2015 года мною проведена первая партия «с богами» (предположительно, игра с богами была традиционным использованием комплекта Сенет в Древнем Египте). Вероятно, партия должна трактоваться символически (особенно с учётом того, что моя доска для Сенета совмещена с символикой Таро), однако пока я не считаю возможным делать подобные трактовки и привожу запись партии, как она есть, с минимальными комментариями. Работа началась в 17:58 по калининградскому времени. До 18:32 была проведена первая попытка игры, однако некоторые правила, выбранные в качестве рабочих, оказались неудобными (в частности, при отсутствии у «богов» допустимых ходов кубик перебрасывался, пока не появится допустимый ход — что сильно затягивало партию и, к тому же, было не слишком логично). Пробная партия была прервана, и сразу начата новая, уже по отработанным правилам (единственное исправление, которое было внесено уже в процессе удавшейся партии, касается увода фишек «богов» с трёх последних Домов, о чём в ходе игры сделана соответствующая запись). Примерно с 20:15 до 20:30 был сделан небольшой технический перерыв, а в 21:40 партия закончилась победой оператора (итого продлившись около трёх часов). За основу взяты правила Кендалла с некоторыми изменениями:

  1. Начальная расстановка фишек: конусы (или «белые» — фишки, принадлежащие оператору) занимают поля 1-5, катушки (или «чёрные» — фишки, принадлежащие «богам») — поля 6-10 (это исторически зафиксированная расстановка для сакральной игры в Сенет — в противовес светской расстановке с чередованием, — и символизирует волю «богов», которую человек должен преодолевать собственными усилиями).

  2. Начинают всегда «боги» (в используемой модели «боги» ответственны за судьбы мира, однако и их судьбы находятся в руках более могущественных сил Хаоса, представленных в игре дощечками-«кубиками»).

  3. Фишки «богов» могут прыгать через любое количество своих фишек, согласно выпавшим очкам; однако фишки оператора (или группы, состоящие из фишек обоих видов) они перепрыгивают на общих основаниях (это, наряду со способом расстановки, даёт «богам» преимущество в начале игры, однако не препятствует использованию оператором тактических приёмов, связанных с блокировкой фишек противника).

  4. Дощечки за «богов» кидаются по два раза за ход: первый бросок определяет, на какое количество клеток должна пойти фишка «богов», второй указывает конкретную фишку, которая должна ходить (нумерация фишек «богов» идёт в ту же сторону, что и нумерация полей на доске). Если фишка под указанным номером отсутствует на доске («утонула» или окончательно выведена с неё) либо если у неё нет допустимых правилами ходов, «боги» пропускают ход, однако если допустимый ход невыгоден «богам» (например, направлен назад или ведёт на поля-ловушки — Дом Сетки или Дом Воды), «боги» обязаны его сделать. Примечание 1: Вариант, в котором, наоборот, первый бросок определяет номер фишки, а второй — количество клеток для движения, рассматривался, но был отвергнут, поскольку сильно затягивал игру). Примечание 2: Бросок, указывающий номер фишки, дополнительных ходов при выпадении 1, 4 или 5 не даёт.

  5. Если одна или несколько фишек «богов» стоят на каком-то из трёх последних Домов, выпадение необходимого для «освобождения» количества очков автоматически выводит эту фишку с поля (без броска, уточняющего, какая именно фишка должна делать ход). Примечание: Записанная ныне партия игралась без этого правила, что сильно затянуло процесс.

Далее следует запись партии. Жирным выделены записи, достаточные для прочтения партии (желающие могут проследить по ним партию ход за ходом). Условные обозначения становятся очевидными по мере знакомства с записью.

«Боги»

Оператор

1.2 — 0

Фишка 2 стоит на поле 7.

Ход на одно поле фишкой №1.

Допустимых ходов нет.

Повторный бросок за 1

(далее повторные броски

отмечаются только на Домах).

2.1 — 0

Фишка 1 стоит на поле 6.

4 — 0

2 — 0

3.2 — 0

5 — 0

2 — 0

1.1 — 0

5.5 — 10-15 +

Первый ход на 5 полей фишкой 5,

стоящей на поле 10 (Отшельник).

Дом Возрождения.

Повторный бросок за Дом Возрождения.

3.1 — 0

1.5 — 15-16 #

Дом Сетки.

Пропуск хода компенсирует повторный бросок за Дом Возрождения.

1 — 0

3 — 0

5.2 — 7-12

3.2 — 8-11

5 — 5-10

Первый ход на 5 полей фишкой,

стоящей на поле 5 (Император).

2 — 4-6 : 6-4

Фишка оператора с поля 4

бьёт фишку «богов» с поля 6.

2.1 — 4-6 : 6-4

2 — 4-6 : 6-4

5.5 — 16-21 26

Фишка попадает в Дом Ба,

где количество очков удваивается.

В результате фишка попадает

в Дом Красоты и делает бросок судьбы:

5 — 26-21 16 #

Допустимых ходов вперёд нет

(здесь и далее в подобных случаях

делается ход назад).

Фишка попадает в Дом Ба,

где количество очков удваивается.

В результате фишка

попадает в Дом Сетки,

где повторный бросок за 5 сгорает.

1 — 3-4 : 4-3

2 — 1-3 : 3-1

5.1 — 0

3.1 — 0

5 — 4-9 : 9-4

3 — 10-7

2.1 — 0

3 — 7-10

2.1 — 0

5 — 3-8

5 — 2-7

Все фишки оператора заняли те поля,

которые в начале игры

занимали фишки «богов».

3 — 6-3

1.1 — 1-2

2.2 — 4-6

2 — 3-5

5.2 — 6-1

5.2 — 1-6

1.1 — 2-3

4.2 — 6-2

3.2 — 3-6

1 — 5-6 : 6-5

1 — 6-5 : 5-6

5 — 0

1 — 5-6 : 6-5

2 — 6-4

1.1 — 2-3

2.2 — 0

1 — 4-5 : 5-4

2 — 8-6

2.5 — 16-18

5 — 0

1 — 7-8

3 — 0

3.3 — 11-14

2 — 10-12 : 12-10

1.1 — 3-2

1.2 — 4-3

1.1 — 2-1

2.1 — 0

1 — 6-7

1 — 9-10 : 10-9

1 — 5-6

3 — 12-15 +

2 — 10-12

1.4 — 14-13

2.3 — 9-11

2 — 7-9

2.2 — 3-5

1 — 6-7

3 — 15-18 : 18-15 +

Фишка «богов» выбита

на Дом Возрождения,

где получает дополнительный ход.

1.1 — 1-2

1.1 — 2-3

1.2 — 5-6

2.2 — 6-4

2.5 — 15-17

1 — 18-19

4 — 19-23

2 — 12-14

2.2 — 4-6

2 — 23-25

1.2 — 6-5

1.1 — 3-4

2.3 — 0

3 — 14-17 : 17-14

3.1 — 4-1

2 — 17-19

4.5 — 14-18

3.2 — 0

2 — 19-21 23

1.2 — 5.6

2.3 — 0

1 — 23-24

1 — 25-26

Бросок судьбы: 1 — 26-27 ≈

Дом Воды. Фишка «утонула».

3.1 — 1-4

+

Воскрешение в Доме Возрождения.

3.2 — 6-3

1 — 24-25

1 — 25-26

Бросок судьбы: 1 — 26-27 ≈

Дом Воды. Фишка «утонула».

1.3 — 11-12

2.2 — 4.6

2 — 15-17

3.2 — 0

+

3.5 — 18-21 24

1 — 9-10

3 — 15-18

1.2 — 6-5

5.1 —0

5.1 —0

2.5 — 24-26

Бросок судьбы: 2 — 26-28 III

Фишка встаёт на Дом Трёх Истин.

3 — 18-21 24

4.2 — 5-1

1.2 — 4-5

1.2 — 5-6

2.1 — 1-3

5 — 24-29 II

Фишка встаёт на Дом Исиды и Нефтиды.

2 — 29

Фишка покидает поле.

1.1 — 3-4

2.2 — 0

2 — 7-9

1.1 — 4-5

2.5 — 0

1 — 17-18

5 — 18-23

2 — 23-25

2.1 — 5-7

1 — 25-26

Бросок судьбы: 2 — 26-24

В связи с тем, что Дом Трёх Истин занят,

фишка отходит на два поля назад.

2 — 24-26

Бросок судьбы: 1 — 26-27 ≈

Дом Воды. Фишка «утонула».

2.4 — 13-15 +

4.3 — 12-16 #

Дополнительный ход за 4

сгорает в Доме Сетки,

дополнительный ход

за Дом Возрождения остаётся.

1.1 — 6-5

5.1 — 0

2.3 — 15-17

+

1.2 — 7-6

2.3 — 16-18

5 — 9-14

1 — 8-9

4 — 9-13

2 — 10-12

1.2 — 6-7

2.1 — 5-3

3 — 12-9

3.5 — 28

5 — 13-8

3 — 9-12

1.1 — 3-4

2.2 — 7-9

3 — 8-11

2.1 — 4-6

1 — 12-13

1 — 11-12

1 — 15-16 #

1.3 — 0

2.5 — 0

Фишка с номером 5

выведена с поля.

2.5 — 0

2 — 13-15 +

1 — 12-13

1 — 13-12

1 — 12-13

2 — 14-12

1.1 — 6-7

2.2 — 9-11

2 — 12-14

1.2 — 11-12

4.2 — 12-8

3-2 — 8-11

2 — 14-12

1.2 — 11-10

3-2 — 0

2 — 12-14

3.1 — 7-4

2 — 14-12

2.2 — 10-8

4 — 13-9

2 — 9-11

2.3 — 17-19

2 — 11-13

5.2 — 8-3

1.2 — 4-5

2.2 — 5-7

2 — 15-17

1.1 — 3-4

5.1 — 4-9

1.1 — 7-8

3.1 — 8-11

3— 12-15 +

1 — 13-14

3 — 15-12

1.2 — 11-12 : 12-11

3.1 — 9-6

3 — 11-8

1.3 — 0

1.3 — 0

2.1 — 6-8 : 8-6

2 — 6-8 : 8-6

3.4 — 19-22

2 — 16-18 : 18-16 #

2 — 8-10

5.1 — 6-11

1.2 — 12-13

2.2 — 13-15 +

2.1 — 11-13

3 — 10-13 : 13-10

2.3 — 0

2 — 17-19

1.1 — 10-11

2.2 — 15-17

2 — 13-15 +

5 — 18-23

5 — 23-28 III

2 — 19-21 23

1.2 — 0

2.1 — 11-13

2 — 23-25

2.1 — 13-11

2 — 25-27 ≈

3.1 — 11-8

Воскрешение утонувшей фишки

невозможно (Дом Возрождения занят).

2 — 15-13

1.1 — 8-9

1.2 — 16-15 +

1.2 — 15-16 #

2.1 —9-11

+

1.1 — 11-12

1.3 — 17-18

3.3 — 18-21 24

2 — 15-17

2.1 — 12-10

1 — 14-15 +

1 — 17-18

5 — 15-20

3 — 18-21 24 : 24-21 18

1 — 13-14

1 — 14-15 +

2 — 20-22 : 22-20

3 — 28

1.2 — 16-17

1.3 — 18-19

1.1 — 10-11

5.5 — 0

5.5 — 0

1.4 — 20-21 22 : 22-21 20

5.1 — 11-16 #

2 — 20-22 : 22-20

1.1 — 0

1.3 — 19-18

1.1 — 0

1.5 — 0

2.1 — 16-14

2 — 24-26

Бросок судьбы: 4 — 26-30 I

Фишка встаёт на Дом

Восходящего Солнца

3.2 — 0

3 — 22-25

5.2 — 17-22

1.2 — 18-19

1.1 —14-13

3.2 — 19-16 #

5 — 15-20 : 20-15 +

Ход «богов», утерянный на Доме Сетки,

восстановлен на Доме Возрождения.

4 — 25-29 II

1 — 20-21 22 : 22-21 20

2 — 29

2.3 — 16-18

1 — 30

5 — 22-27 ≈

Дополнительный ход за 5

«утонул» вместе с фишкой.

5.5 — 0

3.1 — 13-16 #

Оператор не может сделать ход,

поскольку Дом Возрождения занят.

5.5 — 0

2.1 — 15-17

+

1.3 — 18-19

2.1 — 16-18

2 — 15-13

3.1 — 17-14

5 — 13-8

3 — 8-11

1.3 — 0

1.3 — 0

3.1 — 14-17

5 — 11-18 #

2.2 — 0

1 — 16-15 +

2 — 15-13

3 — 13-16 #

1.1 — 0

1.1 — 0

2.3 — 19-21 23

4.2 — 18-22

3.5 — 0

1 — 16-17 : 17-16 #

2 — 17-19

1 — 19-20 : 20-19

1 — 20-19 : 19-20

Движение вперёд на Дом Ба

невозможно, поскольку длина хода

удваивается, а поле 22 занято.

3 — 0

1.3 — 0

5.5 — 0

4.1 — 16-12

5.1 — 12-17

3.2 — 0

2 — 19-17 : 17-19

1.4 — 23-24

1.3 — 22-23

1.2 — 20-21 22

1.5 — 0

5.5 — 0

5.1 — 19-14

2.2 — 22-20

2 — 17-19

2.2 — 20-22

3 — 19-16 #

1.1 — 14-15 +

2.2 — 22-20

5.2 — 20-25

2.1 — 15-17

2.2 — 23-21 19

1 — 16-17 : 17-16 #

4 — 17-13

3 — 13-10

1 — 10-11

1 — 11-12

2 — 12-14

1.1 — 16-17

4.2 — 19-23

3.2 — 23-26

Бросок судьбы: 2 — 26-28 III

3 — 14-17 : 17-14

1.1 — 14-15 +

2.4 — 0

Фишка стоит на поле III (Дом Трёх Истин)

и может ходить только при выпадении 3.

1.2 — 24-23

1.3 — 25-26

Бросок судьбы: 5 — 26-21 16 #

2 — 17-19

1.2 — 16-17

4.1 — 15-19 : 19-15 +

2.1 — 0

1 — 15-16 #

2 — 16-18

1.1 — 17-18 : 18-17

5.1 — 18-13

5.1 — 13-18

2.4 — 0

2 — 17-15 +

5 — 15-10

1 — 10-11

1 — 11-12

2 — 12-14

3.1 — 18-21 24

2 — 14-16 #

1.1 — 19-20

1.5 — 0

1.2 — 23-25

5.5 — 0

1.5 — 0

1.1 — 20-21 22

2.1 — 22-20

1 — 16-17

3 — 17-20 : 20-17

2.1 — 17-19

1 — 20-21 22

1 — 22-23

1 — 23-22

2 — 22-20

2.2 — 24-26

Бросок судьбы: 3 — 26-29 II

2 — 20-22

2.5 — 0

1 — 22-23

2 — 23-25 : 25-23

5.1 — 19-24

1.1 — 23-22

2.3 — 0

2 — 25-27 ≈

1.2 — 24-25

1.5 — 0

1.2 — 25-26

Бросок судьбы: 2 — 26-24

3.3 — 28

+

2.1 — 22-20

2 — 15-17

1.1 — 20-21 22

3.1 — 22-25

2 — 17-19

3.1 — 24-27 ≈

2 — 19-21 23

+

2 — 23-25 : 25-23

5.2 — 23-28 III

5.2 — 0

5.1 — 15-20

5.4 — 0

5.1 — 20-25 : 25-20

3.5 — 0

1.2 — 0

2.1 — 25-27 ≈

2 — 20-22

+

2 — 22-24

1.2 — 0

1.2 — 0

Подобное обилие нулей ближе к концу игры

и привело к решению изменить

правила «освобождения» фишек «богов».

5.1 — 15-20

1.1 — 20-21 22

1.1 — 22-23

5.3 — 0

5.1 — 23-18

3.1 — 18-21 24 : 24-21 18

1 — 18-19

2 — 19-21 23

1.1 — 24-25

1.5 — 0

1.2 — 0

3.1 — 25-22

2 — 23-25

2.3 — 29

3 — 25-22 : 22-25

5.1 — 25-30 I

1.3 — 0

2.1 — 0

2 — 22-24

3.2 — 0

1 — 24-25

1 — 25-26

Бросок судьбы: 3 — 26-29 II

2 — 29

Игра окончена победой Оператора

Клуб любителей Сенета: https://vk.com/senetgame