Олег Гуцуляк
Что искали де Гонневиль и де Буве?
Над 50 градусом южной широты помещается картографами находящаяся к югу от Африки Южная Индия, которую будто бы открыл ещё в 1504 г. француз Бино Польмье де Гонневиль. Он совершал на корабле «Надежда» традиционное для тех времён плавание из Европы в Индию через мыс Доброй Надежды (южная оконечность Африки), попал в грозу. Из-за шторма француз отклонился от заданного курса и неожиданно причалил к дотоле неизвестной земле в Южном полушарии. Б. П. де Гонневиль назвал случайно открытую землю Новой Францией. Однако впоследствии он не смог точно указать местонахождение открытой земли, так как судовой журнал погиб во время нападения пиратов. По его словам, он прожил на этой земле с умеренным климатом полгода, общаясь с кроткими и любезными её жителями: «…люди простые, любящие весёлую праздную жизнь, питаются продуктами охоты и рыболовства, дикорастущими плодами и некоторыми овощами и корнеплодами, которые выращивают сами. Молодёжь ходит полуголая, наиболее одетые носят передник от бёдер до колен и пелерину из циновки или шкуры, украшенную перьями. Женские одежды длиннее и украшены ожерельями из косточек или раковин. Предметом щёгольства у мужчин является оружие, а именно рогатина, обожжённая на костре, и лук со стрелами с костяными наконечниками. Женщины и девочки ходят с непокрытой головой, волосы у них подняты вверх и собраны в пучок с помощью плетёной из трав тесьмы ярких цветов. Мужчины же, наоборот, носят длинные волосы, спадающие на плечи и стянутые на голове лентой с пёстрыми перьями…»1.
Вернувшись во Францию, де Гонневиль привёз оттуда туземного пятнадцатилетнего принца по имени Эссомерик, сына вождя племени карихо Ароска, которого сопровождал наставник Намоа (вскоре умер от морской болезни через несколько дней после отплытия). Принц женился во Франции, став членом семьи Гонневилей (на племяннице Гонневиля Сюзанне Польмье, наследнице солидного состояния в Котангенс). Родные и друзья Гонневиля отказались от снаряжения второй экспедиции, и мореплаватель с достоинством удалился в свою родовую усадьбу, чтобы никогда больше не говорить о своём путешествии.
Правнук туземного принца аббат Жан Польмье де Куртон, каноник собора в Лизье, издал в Париже в 1663 г. отчёт о плавании своего родича Б. П. де Гонневиля, посвятив его папе Александру VII под заглавием «Записка, касающаяся создания христианской миссии в Третьем Мире, называемом иначе Австралийской Землёй, Южной, Антарктической и Неизвестной».
Поскольку де Гонневиль указывал, что открытая им земля была заселена совершенно голыми людьми и разноцветными попугаями, то на изданной в 1570 г. карте мира фламандского картографа Ортелиуса (Абрахама Ортелия), ученика знаменитого Меркатора, на части земли великого Южного континента, от Огненной Земли и на восток к югу от Африки находится территория под названием «Земля Попугаев» (Psit(t)acorum Regio) со следующей легедой: «sic a Lisitanis appellata ob in: credibile carum avium ibidem magnitudinem» («так назвали португальцы[, потому что здесь живут] невероятные дорогие птицы одинакового размера»).
Естественно, можно предположить, что за больших и диковинных «попугаев» французами были приняты обитающие в Антарктике пингвины (значительно позднее европейцы их считали, например, разновидностью уток). Но также известно, что в субантарктических широтах жили и эндемические виды попугаев! Так, на острове Маккуори (около 1,5 тыс. км к юго-востоку от острова Тасмания) и на островах Антиподов (к юго-востоку от Новой Зеландии) обитал прыгающий попугай (лат. Cyanoramphus erythrotis) как подвид какарики. Они были истреблены оставленными на острове российской экспедицией Ф. Беллинсгаузена кошками.
Однако в 1847 г. хранитель Морского архива Пьер Маргри нашёл копию отчёта перед королевским прокурором в Руане о плавании «Надежды» де Гонневиля. Оказалась, что документ прямо называл Бразилию (в устье реки Сан-Франсиску-дель-Сул), где несколькими годами раньше высадился Кабрал. Некоторые исследователи считают, что корабль де Гонневиля отнесло мимо прибрежных вод острова Тристан-да-Кунья, полных пластов водорослей, к Южной Америке, туда, где действительно живут невероятные диковинные попугаи, люди ходят голышом и носят головные уборы из перьев. Но, скорее всего, де Гонневиль умышленно скрыл подлинную причину экспедиции, рассказав королевскому прокурору, что побывал в Бразилии и даже «предоставив доказательства» — туземца. Лишь через века его родич, основываясь на семейных документах и преданиях, рискнул раскрыть подлинное направление поиска предка — Южная Неведомая земля (Австралия).
Но что заставило де Гонневиля скрывать цель своего путешествия?
Сам мореплаватель де Гонневиль как нормандский дворянин принадлежал к потомкам рода, из которого происходил некий Жоффруа де Гонневиль (Geoffroy de Gonneville) — приор ордена тамплиеров Аквитании и Пуату. Последний был в своё время (1308 г.) привлечён инквизицией по обвинению в ереси вместе с великим магистром Жаком де Моле, но избежал казни и «доживал свой век под охраной», признав все обвинения: «…брат Жоффруа де Гонневиль, который, будучи допрошен о времени и способе своего принятия в Орден, ответил, что прошло, по меньшей мере, двадцать лет с того момента, как был он принят [в Орден] братом-рыцарем Робером де Торвилем (Robert de Torville) — прецептором Домов Англии, в капелле лондонского командорства. Тогда прецептор — после того, как повязал ему плащ Храма — показал ему крест, нарисованный в книге, и сказал ему, что должен он обязательно отречься от того, кого изображала эта картина в книге; и — поскольку он совершенно не желал совершать этого — прецептор настаивал весьма. Однако, коль скоро ничего он не достиг, и видя, что не сумел он склонить его, прецептор сказал ему: “Ты поклянёшься мне, что будешь говорить всем братьям — если кто спросит тебя, — что совершил ты отречение, если я не заставлю тебя совершить его?». И он ответил согласием, пообещав говорить, что отрёкся он, если кто-либо из других Тамплиеров спросит его об этом; и не было другого типа отречения. Тогда прецептор сказал ему, что должен он обязательно плюнуть на этот крест; и — поскольку он совершенно не желал совершать этого — прецептор положил руку на книгу, дабы закрыть крест, и сказал ему: “Плюнь хотя бы поверх моей руки!”. Но он опасался, что, в конце концов, прецептор уберёт руку, и некая часть слюны его попадёт на крест, посему ограничился он тем, что плюнул на землю, в том направлении, где был крест. Относительно порока содомии, идола в форме головы, непристойных поцелуев и прочих вопросов, по которым оклеветаны были Тамплиеры, ответил он, что не знает ничего. Когда спросили его, были ли другие Тамплиеры приняты в орден в соответствии с процедурой, которой следовали в его случае, ответил он, что, по его мнению, с ним было сделано то же, что и со всеми другими. Когда спросили его, не признался ли он по просьбе кого-либо, либо же за денежное вознаграждение, либо за услугу, либо за уступки, либо из страха или ненависти, либо же по убеждению кого-либо, либо же — уступив насилию, либо из боязни пыток, ответил он отрицательно. Затем брату Жоффруа — который отрёкся от этой и любой другой возможной ереси уже упомянутым способом, торжественно поклялся, прикасаясь к Святым Евангелиям, и смиренно испросил милость оправдания — пожаловали мы властью нашей сие оправдание по обычной формуле Церкви, и вернули мы его в лоно Церкви, возвратив к общине верующих и к совершению таинств»2.
Допрос Жоффруа и других тамплиеров проводился в одном из королевских замков Шинон на берегу Луары, который, в конце концов, достался во владение кардиналу Ришелье, оставившему его в наследство своим потомкам. Однако герцог Ришелье подверг замок кардинальной перестройке: он разрушил тронный зал и некоторые другие постройки, не отвечавшие духу нового времени, но из-за того что впоследствии в замке воцарилось запустение, полы и потолки обрушились, возникает предположение, что замок хотели не реставрировать, а в нём что-то искали… Возможно, речь идёт о части протоколов допросов руководителей Ордена, не предоставленных суду. Видимо, по недосмотру, среди множества документов публичность получил «…протокол показаний рыцаря Жана де Шалона, где он утверждает, что в ночь перед арестами из Парижа вышли три крытые повозки, нагруженные сундуками с сокровищами Храма. Повозки сопровождал конвой из сорока двух рыцарей во главе с магистром Гуго де Шалоном и Жераром де Вилье. Рыцари и груз должны были прибыть в один из портов, где их ждали семнадцать кораблей ордена. Бросается в глаза непропорциональность количества кораблей и содержимого трёх повозок. Но, возможно, существовали и другие обозы, направлявшиеся в этот порт?..»3.
Таким образом, существовало предание о том, что флот тамплиеров, состоящий из крупных кораблей (нефов, которые сами и разработали), способных совершать длительные океанские плавания, будучи нагружен ценностями Ордена, уплыл из порта Ла-Рошель за горизонт (франц. amers) океана. Туда, откуда на протяжении столетий из серебряных рудников Орден (основанный в 1128 г. святым Бернаром из Клерво) получал драгоценный металл, из которого штамповал монеты в большом количестве. На эти деньги была развёрнута кампания строительства менее чем за сто лет — восемьдесят огромных соборов и семьдесят храмов поменьше в готическом стиле.
В 1587 г. гуарани Бразилии рассказывали португальцам о серебряных копях на островах «Упа-Ассу» («Большой Лагуны»), состоявших из болот и озёр, шириной около 200 километров в среднем течении современной реки Сан-Франсиску-дель-Сул (туда, куда позже попал де Гонневиль!), между современным городом Ремансо и водопадом Паоло-Афонсо. Из лагуны вытекала река Пиои, которая является притоком Парнаибы. Этот путь был судоходен зимой от лагуны до океана. Также на территории современного штата Минас Жераис были найдены многочисленные шахты, и здесь португальцы встретили в XVI в. племя бородатых, с белой кожей людей4. «…Учёные, занимающиеся изучением истории ордена тамплиеров, приводят и другие факты, косвенно подтверждающие плавания орденских кораблей к берегам Америки. В том числе изображения якобы американских индейцев на одной из печатей ордена и на роспись фронтона храма в городе Верелай, который построили тамплиеры»5; «…Ещё одно доказательство того, что тамплиеры знали о существовании континента, который мы теперь называем Америкой: недавно в Национальном архиве Франции были найдены печати ордена, захваченные людьми Филиппа Красивого в 1307 году. На одной из них, приложенных к документу, относящемуся к ведению Великого Магистра, видна надпись “Secretum Templi” — Тайна Храма. В центре расположена фигура человека, который может быть только американским индейцем. Одет он в набедренную повязку, на голове у него убор из перьев, такой же, какой носили индейцы Северной Америки, Мексики и Бразилии или, по крайней мере, некоторые из них. В правой руке он держит лук, внизу, под луком, изображена свастика — крест с изогнутыми концами, распространённый символ в Скандинавии эпохи викингов [а также в орнаментах самих индейцев обеих Америк, — О.Г.]»6.
Храня монополию на плавание на Запад, естественно, тамплиеры распускали по Европе небылицы о неких таинственных островах в Атлантическом океане, называемом «Морем мрака». Это не то «земля обетованная», не то «Острова блаженных», недоступные простым смертным. При приближении к ним мореплавателей острова-призраки исчезают.
Но вряд ли, как предполагает Ж. де Майе7, целью прибытия флота тамплиеров была Мексика с её ужасающими душу кровавыми языческими культами… Одно дело — торговля, обмен, а другое дело — убежище, пусть и кажущееся временным…
Цель флота тамплиеров, без сомнения, следует увязывать именно с характерными для времени, когда «активничали» тамплиеры, географическими представлениями. А это, в первую очередь, освящённые христианской традицией космографии.
Особенное уважение питала ходящая во множестве списков отвергающая языческую систему Птолемея «Христианская топография» («Topographia Christiana», 547-549 гг.) византийского географа и купца Косьмы из Александрии, прозванного Индикоплов-«Плававший в Индию». Кроме Индии, он в качестве купца побывал на территории современных Эфиопии, Ирана, Аравии и на острове Цейлон. Таким образом, он был не только «теоретик», но и «практик», что особенно повышало его авторитет в глазах всех, кто занимался прикладной географией — мореплаванием. Религиозные взгляды Косьмы и методы его экзегетики ближе к антиохийским или восточно-сирийским (рассуждая о Христе и воплощении, Косьма употребляет несторианские формулировки, а также называет себя учеником известных последователей Нестория — Мар Абы, принявшего греческое имя Патрикий, Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского — и другом несторианского богослова Фомы Эдесского), что увеличивает шанс внимания к нему рыцарей-храмовников, не один раз обвиняемых в связях с некатолическими схизматиками. Его труд был очень популярен, переписывался и переводился. Он дошёл до нас в нескольких списках, главными из которых являются: Ватиканский (греч. 699), восходящий к VIII-IX вв.; Флорентийскии список Лауретанской библиотеки (№ 9, список 28), от X в. и Синайский Список № 1186, от XI в. Также космографическую схему Косьмы повторяет армянский писатель VII в. Анания Ширакаци в своей «Космографии». Сами иллюстрации «Христианской топографии», как и она сама, сильнейшим образом воздействовали на средневековую мысль8.
Как указывают, «…Косьма Индикоплов в своей “Христианской топографии” включает Атлантиду в составленную им космографическую схему, изменив некоторые частности в соответствии со Священным Писанием. Он полагал, что земля — плоская, и что обширный материк окружён океаном. На этом континенте впервые появился человек, и, утверждая существование этого континента, Косьма Индикоплов ссылается на авторитет “Тимея”. Рассказ Платона, как он думал, был наследием древней Моисеевой традиции, но Атлантиду надо искать на востоке — это была земля десяти поколений Ноя»9.
Собственно Косьма Индикоплов там, на востоке «земли за океаном, где до потопа жили люди», в виде прямоугольной суши, параллельной обитаемой ойкумене, окружённой четырьмя морями (заливами Океана), разместил Рай. Из него начинаются реки, затем они протекают через Океан и вновь возникают на обитаемой части суши. Это представление он позаимствовал из «Истории церкви» (433 г.) византийца Филосторга. Тот «…интересуется вопросом о местонахождении на земле “рая”, из которого, в соответствии с библейской традицией, должны вытекать “великие” реки Фисон, Нил, Тигр и Евфрат. В его доводах имеются сведения, основанные на опытном знании, так, вся земля “к югу”, до берегов моря, говорит он, заселена и имеет жаркий климат. Судя по направлению реки Фисон, он считает, что “рай” находится в северо-восточном направлении от “океана, против острова Тапробана”. В другом случае он говорит, что в восточной стороне “рай” омывается “внешним морем” (της εξωθεν θαλάσσης), т.е. водами океана, омывающего вокруг всю землю. Прекрасный воздух и прозрачные воды порождают в “раю” всё наилучшее. Чтобы оправдать теорию истока рек из “рая” при противоречащем ей действительном их направлении, Филосторг высказывается за теорию длительного течения Тигра и Евфрата под землёй, прежде чем они вновь вышли на поверхность земли. Между тем место действительного истока обеих рек ему хорошо известно: Тигр берёт начало около Апилиота “ниже Гирканского моря”, т.е. Каспия, а Евфрат вытекает из Армении, с горы Арарат. Филосторг подробно описывает направление обеих рек, их течение и впадение в “Персидское море”. В этой же связи он вынужден считать, что и Нил протекает под Индийским океаном, чтобы достичь своих истоков у Лунных гор, направляясь туда из “рая”… Одним из доводов в пользу существования рая на земле Филосторг приводит то, что Фисон, под которым он, по всей вероятности, подразумевает Ганг, приносит со своими водами кариофилл. Гвоздичное дерево — кариофилл, или гвоздика, считалось “райским деревом”, а так как “выше”, т.е. севернее этой реки земля совершенно пуста и бесплодна, то очевидно, что река приносит гвоздику “не то плод, не то цвет” из рая… Впадение Фисона в океан Филосторг указывает “против острова Тапробана”, т. е. Цейлона. Такое представление может быть сопоставлено с картой Кастория, где впадение великой реки Индии находится против острова Тапробана»10. Но что особенно важно, так это то, что на карте Косьмы Океан превращается во внутреннее море, которое охватывает со всех сторон «земля за океаном, где до потопа жили люди». И её западная, южная и северная части, оказывается, не так далеко от Западной Европы, даже ближе, чем Палестина… Знания о том, что расстояния значительно большие, тамплиеры приобрели тяжёлым опытным трудом и, естественно, обеспечили недоступность периплов (карт плавания) для непосвящённых, представления которых о мире оказались весьма неадекватными реальности. Убедится в том же последующие «колумбы» должны были на собственном горьком опыте, тяжело преодолевая теоретические положения и традиции в, казалось бы, установленных раз и навсегда взглядах.
Сама книга Косьмы «Христианская топография» — единственная сохранившаяся книга, но не единственная, написанная им. Он сам указывает, что им была также написана книга для некоего Константина, в которой он описал вселенную «…по ту сторону Океана, эти (=здешние) и все южные области от Александрии до южного Океана», т.е. реку Нил, весь Египет, Эфиопию, Арабское море (‘Αράβιος κόλπος) и прилегающие к нему области. Он также описал «города, области и народы», омываемые Океаном и находящиеся в глубине материка. В Синайском кодексе об XI главе-книге «Христианской топографии» сказано έτερος λόγος έξωθεν της βίβλου — по-видимому, она первоначально не принадлежала, была «вне», не входила в состав «Христианской топографии», как и следующая, XII глава-книга, которая содержит свидетельства языческих писателей о древности и ценности Библии. Поразительно, что одновременно с трудом Косьмы Индикоплова александрийский философ Иоанн Филопон в своём сочинении «Экзегеза на космогонию Моисея» («‘Ιοάννου τοΰ Φιλοπόνου των εις την Μωυσέως κοσμογονίαν έξηγητικών»; «De opificio mundi», 546-549 гг.) стремится доказать, что космогония античных авторов развивалась в согласии с построениями Моисея, в ряде случаев в зависимости от него. В заглавии второго параграфа первой книги он писал «о том, что и Платон в слове о происхождении мира подражал (εμιμήσατο) Моисею», и утверждал, что Платон заимствовал у Моисея представление о сотворении человека «по образу Божию».
Естественно, что через столетия, особенно после открытия Колумбом Нового Света, произошёл в представлениях последующих хранителей тайны тамплиеров конфликт между религиозной и научной картиной мира. Но не заметить, что «Земля за Океаном» оказывается тождественной новооткрытому континенту, они вряд ли могли…
Некоторые масоны посчитали, что этим местом сокрытия могла быть Вест-Индия, куда и стремился Колумб, — и под предлогом получения наследства Мартинес де Паскуалли, основав храм своего ордена Избранных Коэнов в Ла-Рошели, отправляется к своему двоюродному брату, Арману Роберу Кэнье де Лестеру, генеральному секретарю мореходного ведомства в Сан-Доминго (Гаити), где основывает ложи (храмы) для раскрытия тайны храмовников, но умирает (1774 г.)… Кстати, Мартинес де Паскуалли был Провинциальным Великим Приором Оверна Ордена Франкмасонов, а, согласно легенде, на посту мастера Ордена тамплиеров Жака де Моле сменил Пьер д’Омон, приор Оверна, и он же возглавил Орден после его запрещения в Шотландии.
Существует легенда, что «…на острове Оук Айленд (Дубовый остров) близ берегов Канады зарыт клад тамплиеров. Сокровища ордена на нём спрятал шотландский граф Генрих Синклер, потомок одного из руководителей ордена. Когда начались аресты тамплиеров, предок Синклера успел бежать в Шотландию, прихватив с собой часть сокровищ и тайные книги тамплиеров, которые спрятал в фамильном замке Росслин. Опасаясь преследований, потомок тамплиера Генрих Синклер решил перевезти сокровища в дальние земли. Изучив рассказы викингов-мореплавателей (ведь суда викингов доходили до берегов Америки), граф рискнул снарядить экспедицию. В апреле 1398 г. Синклер отправился в плавание, его флотилия насчитывала 13 судов с общим экипажем 300 рыцарей. Экспедиция оказалась успешной, рыцари достигли берегов Нового Света. На одном из островов под дубом (так остров получил имя Оук Айленд — Дубовый остров) Синклер приказал выкопать глубокий колодец, в который были опущены сундуки с сокровищами и сосуды с тайными рукописями тамплиеров. Выполнив миссию, Синклер вернулся в Шотландию. Он погиб как воин в 1400 году в возрасте 55 лет. Шахту с сокровищами нашли в конце XVIII в. Дэниел Макгинесс и его друзья Энтони Воган и Джон Смит, которым было 16 лет. Кладоискатели смогли пробраться на глубину 3 метра, где обнаружили деревянное перекрытие. Они пробили перекрытие, но дальше продвинуться не смогли — шахта уходила в глубину. Кладоискатели вернулись к поискам через несколько лет в 1813 году, им удалось спуститься на глубину 30 метров, но в шахту проникла вода, заполнив её до краёв. Поиски пришлось прекратить. В 1848 году Джек Линдсей и Брендон Смарт решаются продолжить поиски сокровищ. Они строят сооружение для откачки воды и организуют компанию “Ассоциацию Острова Оук” по поиску клада, но 20 лет работы не приносит успеха. В 1863 году рабочим удалось обнаружить сундуки, но поднять на поверхность находку не удалось — сундуки провалились на глубину. Попытки добраться до дна шахты предпринимались неоднократно, но все заканчивались неудачей. Наёмные рабочие часто гибли, что вызывало суеверные слухи о привидениях, охраняющих клад. Самая ценная находка — табличка с зашифрованной надписью. В 1967 г. кладоискатель Дэниел Блэнкеншип опустил в шахту камеру, ему удалось зафиксировать сундуки, которые упустили предыдущие кладоискатели. Также камера засняла очертания человеческих костей. В наши дни шахта перепродавалось, но приступить к поискам никто не решался. В 2006 году было принято решение продолжить работы, подробности которых не разглашаются»11.
Но уже намного ранее, вероятнее всего, было, основываясь на найденных в замке Шинон документах, узнано направление, в котором исчез флот тамплиеров.
В 1642 г. кардинал Ришелье, владетель замка Шинон, дал разрешение на создание компании Восточных морей, которая должна была заниматься колонизацией Мадагаскара и более мелких островов в округе. В 1664 г. компания была слита со схожими в единую Ост-Индскую компанию министром финансов Жан-Батистом Кольбером. При его покровительстве были основаны Академия надписей и литературы (1663), Королевская академия наук (1666), Парижская обсерватория (1667), Королевская академия музыки (1669) и Королевская академия архитектуры (1671), так как он обладал широким кругозором, привык ставить себе высокие цели. Именно французская Ост-Индская компания, официально основываясь на рассказе о путешествии де Гонневиля, но, вероятно, ставя задачей и раскрыть загадку исчезнувшего флота тамплиеров вместе с сокровищами, снаряжала экспедиции.
Первой была экспедиция адмирала Этьена де Флакура (1607-1660), известного трудом «История великого острова Мадагаскар» (1658, опубл. 1661), но у берегов Португалии на корабли якобы напали берберские корсары, заставившие французов спрыгнуть в море, вследствие чего те утонули. Но ведь известно, что «…в Португалии бывшие тамплиеры создали орден рыцарей Христа, причём его взял под личное покровительство король. Орденским центром стал замок Томар, построенный тамплиерами. Члены королевской фамилии почитали за честь состоять в новом ордене, а принц Энрике (Генрих) Мореплаватель даже стал его великим магистром. В деятельности ордена чётко проявилась нацеленность на мореходство. Принц создал навигационную школу, в которой были собраны лучшие специалисты морского дела из Европы и Ближнего Востока… Но главное, принц тратил значительные средства (уж не из тамплиерских ли сокровищ?) на приобретение карт, лоций, описаний морских походов и астрономических таблиц. Не меньшие средства вкладывались в строительство крупных кораблей, разительно напоминавших тамплиерские нефы, и создание обсерватории. А где хорошие корабли и таинственные мореходные карты, там и новые открытия. Вскоре португальцы открыли Мадейру, а через несколько лет — Азорские острова. Путь в Атлантику был проложен, прошло несколько лет, и португальцы ступили на землю таинственной Индии. Любопытно, что многие руководители этих экспедиций были родом или служили в Томаре — орденской «столице» рыцарей Христа, не исключено, что они были членами ордена. По официальной версии, именно поиск короткого пути в Индию стал целью последовавшего вскоре плавания Колумба. Нельзя исключить, что эта информация была всего лишь прикрытием истинных планов великого мореплавателя. Любопытно, что от Колумба прослеживается чёткая цепочка до португальских преемников ордена тамплиеров. Жена Колумба, Филиппа Монис де Перестрелло, была дочерью высокопоставленного рыцаря ордена Христа, сподвижника Генриха Мореплавателя. Не здесь ли истоки уверенности Колумба в успехе экспедиции и, не в ордене ли он получил таинственные морские карты? Да и деньги, на которые снаряжалась экспедиция, явно получены не без содействия ордена. Если же вспомнить внешний вид кораблей “первооткрывателя” Америки (имеется масса их изображений), круг замкнётся — на флагах и парусах колумбовых каравелл тамплиерские кресты»12.Также Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Коммерческие устремления негоциантов в рясах с трудом уживались с пережитками средневекового уклада военно-рыцарской жизни. Многие члены ордена сожительствовали с женщинами, что побудило папу Александра Борджа заменить обеты безбрачия и бедности на обеты супружеской верности и отчисления определённой части доходов в орденскую казну. Король Португалии Мануэль І, видевший в томарцах одну из опор королевской власти, в качестве великого магистра последовательно секуляризировал орден Христа. Его преемник Жуан III объявил пост великого магистра наследственным среди королей Португалии.
Видимо, португальские тамплиеры ревниво (и весьма враждебно, что, впрочем, понятно) отнеслись к тому, что французский король опять попытался посягнуть на их тайну, которую они обязались хранить, и которая состояла в знании пути к Серебряным копям и месту хранения архива и ценностей Ордена.
Но как только в Португалии при короле Жуане V (1706-1750) инквизиция окончательно взяла реванш, значительно секуляризировавшимся тамплиерам стало не до защиты непонятных и обременительных заветов Ордена. Да и самого магистра-короля не поспешили посвятить в тайну, создав «внутренний круг» из особо ревностных посвящённых — «высших неизвестных» («вознесённых мастеров»). Из-за значительных политических и культурных связей Португалии и Англии «высшие неизвестные» (The Unknown Superiors) в лице таинственного «Рыцаря Красного Пера» (Knight of the Red Feather) инспирировали становление в Англии масонства.
Вскоре, в 1754 г., во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и даже России была создана его дочерняя организация, известная как Шотландский устав (позже названная «Уставом Строгого (Тамплиерского) Соблюдения»), под руководством барона Иоганна Готлиба (Готтфельда) фон Хунда (1722-1776), объявившего себя хранителем древних документов тамплиеров и некоего «Плана», исполнение которого даёт «ключ» к великому могуществу. Сам фон Хунд говорил, что за двенадцать лет до этого он был посвящён в Клермонтский Капитул Ордена Храма и уполномочен распространять его влияние. Но идеологом «Новых тамплиеров» под рыцарским именем Eques ab Eremo выступил канцлер капитула в Лионе Жан-Батист Виллермоз (1730-1824), продолжавший ремесло предков, производя серебро (!) и шёлка, а его брат Пьер-Жак был знаменитым химиком и членом клуба Энциклопедистов. Позже оба братья основали ложу, названную «Суверенный капитул рыцарей Чёрного Орла Розы-Креста», предназначенную для поиска «искусства Великого Делания». Именно Ж.-Б. Виллермоза и Луи-Клода де Сен-Мартена перед своим отъездом на Гаити Мартинес де Паскуалли назначает «Суверенными судьями» и «Высшими неизвестными» «Ордена рыцарей-масонов избранных коэнов вселенной». Позже Ж.-П. Виллермоз даёт посвящение с именем Josephus a Floribus небезызвестному Жозефу де Местру.
Ослабление португальских тамплиеров позволило французской Ост-Индской компании отправить в 1738 г. экспедицию Жана-Батиста Шарля Буве де Лозье (1705-1786) на поиски Земли Гонневиля в Южной Атлантике. 1 января 1739 г. Ж.Б. Буве де Лозье на 54 градусе южной широты увидел гористую местность, покрытую льдом, и назвал её мысом Сирконсисьон (Обрезания Господня). Но это был одинокий необитаемый остров, получивший позже название Буве (имеет также названия Линдсей, Ливерпуль).
Но была ли это неудача?
За экспедицию Ж.-Б. де Буве получил должности губернаторов Реюнион и Маврикий.
Сам остров Буве находится на тысячу миль равно отдалённым от континентов. Его площадь составляет 59 квадратных километров, а высота над уровнем моря — 935 метров. Вулкан Олавтоппен, извержение которого и образовало остров, является наивысшей точкой, достигает в высоту примерно 780 метров и располагается в северной части острова. Рельеф острова гористый, склоны холмов и гор почти полностью покрыты ледниками. Можно выделить ещё две горы, располагающиеся в юго-западной части острова — Мосбитоппен (670 метров) и Ликкетоппен (766 метров). Форма побережья практически правильно круглая, без бухт и заливов. Ледники, покрывающие горные склоны, спадают к побережью, оголяя небольшие пляжи, состоящие из чёрного лавового песка. В западной части острова, относительно свободной от ледников и представляющей собой лавовые поля, гнездится более 10 видов морских птиц. Из-за недостатка жидкой влаги, скудности вулканических почв и суровости субарктического климата на острове произрастает лишь несколько видов мхов и лишайников. Фауна представлена большим количеством тюленями, морских слонов и некоторых видов пингвинов, которые посещают остров для размножения. В 2005 году на острове была оборудована автоматическая метеорологическая станция, работающая в автономном режиме без участия людей и подвергающаяся профилактике лишь раз в год. Регулярно раз в год мимо острова проходит маршрут антарктического круиза на судне «Алексей Марышев», которое делает у острова двухдневную остановку, естественно — без высадки на берег людей.
Существует предположение, что субантарктический вулканический остров Буве отнюдь не необитаем, а является чьей-то секретной базой топ-уровня. Он даже имеет официально зарегистрированный интернет-домен верхнего уровня .bv, и с этого острова также ведутся интернет-атаки на разные страны мира, но в основном на США.
22 сентября 1979 г. было зафиксировано проведение ядерного испытания в районе острова Буве. Ни одна страна ответственности за этот взрыв не взяла. Предполагается, что этот взрыв, а также последовавший в 1981 году аналогичный без объявления были произведены ЮАР по собственному или совместному с Израилем проектам испытания ядерного оружия.
Во время второй мировой войны, когда германские блокадопрорыватели и рейдеры шли в Индийский океан или в восточную часть Антарктиды, то прежде они приходили в район острова Буве. Более того, собственно «Швабенланд» во время перехода в Антарктиду три недели стоял у острова Буве. Позже сюда же приходили другие фашистские рейдеры — вспомогательные крейсеры «Атлантис», «Пингвин» и «Комет», возвращаясь из «азиатскою» рейдерства.
В апреле 1964 г. неподалёку от острова Буве было обнаружено пассажирское судно без опознавательных знаков, потерпевшее крушение, изрядно нагруженное провизией и спиртным. Удивительно, что шлюпка данного судна стояла чуть ли не посреди острова, вся забитая также продуктами, причём совершенно нетронутыми. Но следов пассажиров как судна, так и шлюпки на острове не было обнаружено.
Как оказалось, в мае 1959 г. к работавшему тогда в Кейптауне (ЮАР) А. Кроуфорду обратился итальянский граф, назвавшийся майором Джорджио Костанцо Беккариа, с просьбой оказать ему содействие, чтобы зафрахтовать корабль на остров Буве. Как выяснилось, целью графа было желание помочь некоему профессору Сильвио Заватти сойти на берег острова для проведения научных исследований. А. Кроуфорд сделал, что мог, чтобы помочь итальянцам найти подходящее судно, но безуспешно, и граф вернулся в Италию. Тем не менее, в июне 1960 г. А. Кроуфорд получил странное письмо от профессора Заватти, в котором тот утверждал, что не только отправился к Буве, но и отважился сойти на берег в марте 1959 г. Письмо застало А. Кроуфорда врасплох, так как он не знал ни одного корабля в любом южноафриканском порту, которое могло бы доставить итальянца к острову, особенно учитывая, что морские власти ЮАР не давали разрешения на экспедицию. Тем не менее, итальянский профессор даже издал книгу «Viaggo All ‘Isola Buve», в которой описал свои приключения. А. Кроуфорд отмечает, что книга была написана для детей и проиллюстрирована только одной фотографией, которую можно было бы сделать в любом зоопарке, и делает предположение, что весь эпизод с экспедицией итальянского профессора — обман. Но в качестве предположения можно считать, что найденное судёнышко на острове имеет какое-либо отношение к данной экспедиции. Более перспективным является упоминание о другой экспедиции. В 1959 г., за пять лет до прибытия южноамериканцев, в этой части океана находилась Советская Антарктическая экспедиция. Известно, что, по крайней мере, один учёный, Г. А. Соляник, вёл некоторые орнитологические наблюдения на острове Буве, об этом говорит название его научной работы «Некоторые замечания о жизни птиц на Острове Буве». К сожалению, найти эту работу практически невозможно, так как она опубликована в 1964 году в труднодоступном журнале под названием «Советская антарктическая экспедиция. Информационный бюллетень». Но сам Г. А. Соляник — реальный исследователь Одесской биологической станции и принимал участие в четырёхлетней Первой советской антарктической экспедиции (1955-1958 гг.), которая отплыла на борту ледокола «Обь». Возможно, с советской экспедицией и связана эта головоломка. Но разгадать тайну одной из самых загадочных находок нам вряд ли удастся, поскольку всё это происходило в момент разгара холодной войны и было строго засекречено, как и другие советские экспедиции, которые, надо полагать, имели не только научный интерес13.
Сам остров с 20-х гг. ХХ в. находится под юрисдикцией Норвегии, что было признано Норвегией, однако оспаривалось в 1939 г. именно со стороны СССР.
В фантастическом фильме «Чужой против Хищника» (2004 г.) действие разворачивается в обнаруженной подо льдами острова Буве древней пирамиде, сочетающей черты египетской, ацтекской и камбоджийской культуры и построенной, по догадке учёного Себастьяна де Росы, первичной цивилизацией. Себастьян расшифровывает иероглифы на стенах и объясняет, что пирамида была построена для своеобразных «сафари» на Чужих, устраиваемых Хищниками, которым люди первой цивилизации поклонялись как богам. Одновременно выясняется, что при неудаче охотники-Хищники уничтожили себя вместе с Чужими и цивилизацией.
1 Непомнящий Н. Н., Низовский А. Ю. Тайна «Земли попугаев» //
2 Расследование кардиналов — Папских Комиссаров в замке Шинон (так называемый «Шинонский пергамент» или «Шинонский манускрипт») /
Пер. с итал. // http://monsalvat.globalfolio.net/frglorios/ricarstvo1/tampl_chinon.html
3 Майе Ж. де. Серебряные копи тамплиеров / Пер. с франц. // Вокруг света. — 1993. — №4. — http://vokrugsveta.ru/vs/article/1492/
4 Там же.
5 Рогоза В. Что делали тамплиеры в Америке… задолго до её открытия Колумбом? //
6 Майе Ж. де. Серебряные копи тамплиеров.
7 Там же.
8 Пигулевская Н. Византия на путях в Индию: из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. —
М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — http://history.vuzlib.su/book_o021_page_18.html
9 Спенс Л. Атлантида. История исчезнувшей цивилизации / Пер. с англ. —
М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. — С. 43.
10 Пигулевская Н. Византия на путях в Индию: из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. —
11 Руденко Е. Клад тамплиеров на Дубовом острове // http://lenarudenko.livejournal.com/123624.html
12 Рогоза В. Что делали тамплиеры в Америке… задолго до её открытия Колумбом?
13 Самая загадочная находка брошенного судна // http://nosecret.com.ua/stati-kategorii/zagadki-planeti/item/351-samaya-zagadochnaja-nahodka-sudna