Олег Гуцуляк
Что искал де Кергелен?
Мечты о Южном континенте стали причиной ряда экспедиций в поисках Южной земли, пока второе путешествие Джеймса Кука (1772-1775 гг.) не привело в 1774 г. к выводу, что, если континент действительно существует, он расположен южнее 65° южной широты, вблизи полюса, где невозможно плавание, поэтому не представляет никакой ценности. После этого на 50 лет вообще какие-либо изображения южного континента исчезли из официальных географических карт.
Только в январе 1820 г. русские путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли Антарктиду. Правда, почти одновременно с ними открыл Антарктиду и американский промышленник Натаниэль Палмер, и в феврале 1821 г. обе экспедиции даже встретились. В 1822 г. в уже изданной в Англии карте к югу от Южных Шетландских островов под 64 градусом южной широты значится кусок береговой линии и надпись «Земля Палмера». Лишь в 1867 г. в немецком «Морском атласе» появляется первое картографическое изображение Антарктиды, весьма условное.
С Дж. Куком соперничал в открытии Южной земли французский мореплаватель Ив-Жозеф Тремерк де Кергелен (1734-1797), который посчитал открытый им в феврале 1772 г. на 49 градусе южной широты вулканический архипелаг (позже, в 1776 г., названный именно Д. Куком вначале Дезоляции — «Безутешности», а затем — Кергеленским) частью именно Неведомой Южной земли, о чём поспешил сообщить в Париж.
В действительности же расстояние от архипелага Кергелен до побережья Антарктиды составляет примерно 2000 километров, 3,4 тыс. км — до Реюньона и около 4,8 тыс. км — до Австралии. В 1999 г. научно-исследовательское судно «JOIDES Resolution» обнаружило на дне Индийского океана континент размером примерно с треть современной Австралии. Исследования показали, что он затонул 20 млн. лет назад. Это место получило название по имени находящегося на нём острова Кергелен. Учёный Майк Коффин из Техасского университета (США) подтвердил: вполне вероятно, что микроконтинент Кергелен когда-то соединял Индию и Австралию в единый материк. В настоящее время географически архипелаг Кергелен относят к Антарктиде, а политически — к Французским южным и антарктическим территориям.
Недавно гидрографы объявили, что в Индийском океане на глубине 3 километров найдено небывалое по мощности течение. Поток воды, который в 40 раз мощнее Амазонки, обнаружен в Индийском океане. Его скорость почти километр в час, что обеспечивает перенос около 10 миллионов кубических метров в секунду. Миллионы кубических метров ледяной воды несутся к Австралии. Начинается оно у архипелага Кергелен.
Правда, известный военный полярный исследователь Джеймс Кларк Росс писал, что во время экспедиции в мае 1840 г. на одном из островов архипелага Кергелен он нашёл необычные подковообразные следы на земле, на снегу и на скале. Они были похожи на следы лошади или осла, но таких животных ни на острове, ни в его экспедиции не было…
По воспоминаниям другого участника экспедиции Д.К. Росса, некоего матроса Перии Кларка, отпечатки копыт вели по идеально прямой линии к каменистому холму и начинались как раз от обломков некоего разбитого на куски металлического шара. Второй, целый, П. Кларк захватил с собой и позже сфотографировался даже с ним (на дагерротипе). По мнению П. Кларка, найденные ими шары «упали с неба», при этом он добавляет, что во время пребывания на острове его не покидало ощущение постоянного присутствия рядом с членами экспедиции какого-то невидимого соглядатая, не спускавшего с них глаз. Суеверные матросы потребовали, чтобы П. Кларк либо выбросил сувенир либо сам оставил корабль. Матрос выбрал второе, нанявшись в Тасмании на другое судно, скрывая свою находку. В 1842 г. П. Кларк после увольнения из британского военно-морского флота поселился в графстве Девоншир, в прибрежном городке Тинмуте, расположенном километрах в 10 юго-западнее Эксмута. Сундучок с таинственным сувениром он спрятал в подвале дома, где тот хранился целых 13 лет, до 3 февраля 1855 г., пока в компании подвыпивших приятелей он не похвастался о находке. После нескольких ударов по шару тяжёлым молотком на его поверхности появилась трещина, которая значительно увеличилась через некоторое время и грозила расколоть шар. 7 февраля 1855 г. в дневнике П. Кларка появилась всего одна фраза — о том, что в этот день Кларку предстоит выбросить шар в море на пляже в Тинмуте, а затем отправиться в Эксмут и провести уик-энд у приятеля. Эта запись была последней. Как говорится в свидетельстве о смерти, Кларк Перри скончался от разрыва сердца, вызванного сильным душевным потрясением в ночь с 8 на 9 февраля 1855 г. в Биктоне, одном из районов города Тотнес.
Именно 8 февраля 1885 года на юге Англии, в графстве Девоншир, солнечным морозным утром люди, вышедшие из домов городка Эксмут, что в устье реки Экс, впадающей в залив Лайм, увидели на побережье странные следы, чётко выделявшиеся на свежевыпавшем снегу. Они напоминали отпечатки маленьких копыт. Каждый из них имел длину 10 см в, ширину — 7 см, а расстояние между двумя соседними отпечатками составляло 20 см. Но самое удивительное заключалось в том, что следы тянулись идеально прямой линией, и, следовательно, их могло оставить только существо, которое передвигалось… на двух ногах! Ровная цепочка следов, ни на сантиметр не отклоняясь от прямой, пересекала заборы, взбиралась на крыши домов и скирды сена трёхметровой высоты. В одном случае следы остались в подвешенном к крыше жёлобе для стока дождевой воды, в другом — на узком карнизе второго этажа дома. И во всех этих неправдоподобных ситуациях длина шага оставалась равной 20 сантиметрам. Таким манером неведомое существо прошло через Эксмут и устремилось на север, затем резко — под прямым углом — повернуло на запад, переправилось на другой берег через устье Экса шириной три километра, здесь снова резко повернуло на юг, достигло городка Тинмут и оказалось на побережье покрытого льдом залива Лайм. Здесь следы обрывались. Но неутомимые следопыты обнаружили их на противоположном берегу. Снова попав на сушу, существо взяло курс на юго-запад и, миновав ряд деревень и посёлков, пройдя по заснеженным полям и пастбищам, прибыло в Биктон, один из районов города Тотнес, где следы обрывались уже окончательно. Общая протяжённость маршрута таинственного путешественника составила более 160 километров.
Но что поразило воображение людей вообще, так это то, что каждый отпечаток копытца покрывала ледяная корочка, которая и придавала следам высокую чёткость. Такие отпечатки могли появиться только в том случае, если копыта (или то, что оставило эти отпечатки) находились в толще снега очень короткое время и были при этом… горячими! Обитателей городка охватила паника — они решили, что в гости к ним пожаловал сам дьявол. Местный пастор, преподобный Дж. М. Мазгрейв, успокаивая взбудораженных прихожан, уверял их, что ничего особенного не произошло, что следы на снегу оставил сбежавший из зверинца… кенгуру. Вот только откуда у кенгуру взялись копыта, и как ему удалось в морозную погоду пройти за одну ночь 160 километров, перемахивая при этом через заборы и взбираясь на крыши домов, святой отец объяснить не сумел. Генриетта Ферсдон, дочь пастора из местечка Доулиш, в изданной на рубеже 50-60-х годов XIX в. книге «Загадки и заметки из Девона и Корнуолла», вспоминает: «Следы появились ночью. Поскольку мой отец был пастором, к нему пришли другие духовные лица из нашей англиканской епархии, и они все вместе стали рассуждать об этих необычных следах, которые можно было видеть по всему Доулишу. Следы имели форму небольшого копыта, внутри некоторых из них просматривались как бы отпечатки коготков. Особенно резко выделялась на заснеженном церковном подворье одна цепочка следов, тянувшаяся от порога нашего дома к ризнице. Другая подходила к стене колумбария, обрывалась перед ней, а затем продолжалась на другой стороне. Множество подобных следов было также на крышах домов в разных частях городка… Я до сих пор помню, какими чёткими были эти странные и какие-то зловещие следы, как много их было, и какой страх они вселили в мою душу. Я тогда подумала, что такие следы могли оставить огромные дикие кошки, и очень боялась, что прислуга забудет запереть на ночь все двери…». В разное время в печати сообщалось о новом появлении следов таинственных двуногих копытных — на снегу или на песчаных пляжах — не только в Девоншире и на Кергелене: в Шотландии зимой 1839-1840 гг. (газета «Times» от 13 марта 1840 года), в Польше в 1855 г. (газета «Illustrated London News» от 17 марта 1885 года), в Бельгии в 1945 г. (журнал «Doubt» №20 за 1945 год), в Бразилии в 1954 году (книга Бернарда Хувельманса «По следам невиданных животных»).
Осенью 1957 г. в журнале «Tomorrow» («Завтра») появилась статья исследователя паранормальных явлений Эрика Дингуолла под названием «Дьявол гуляет снова». В ней, в частности, приводился рассказ 26-летнего Колина Уилсона (впоследствии известного писателя о паранормальных явлениях) о том, как летом 1950 г. на одном из пустынных морских пляжей Девоншира он увидел на гладкой и плотной поверхности влажного песка, утрамбованного морскими волнами, странные отпечатки, похожие на следы копыт. На вид отпечатки были совершенно свежими и очень чёткими, «словно их вырезали бритвой или отштамповали каким-то остро заточенным инструментом». Расстояние между отпечатками составляло около 180 сантиметров, и они были значительно глубже тех, которые оставались в песке от босых ног Уилсона (а он весил более 80 килограммов). Странные следы шли от самой кромки воды, но обратных следов к воде не было. При этом создавалось впечатление, что они появились буквально за несколько минут до прихода Уилсона. Позднее К. Уилсон присоединился к числу исследователей этой загадки, и в 1988 г. в Лондоне вышла его книга «The Encyclopedia of Unsolved Mysteries» («Энциклопедия неразгаданных тайн»), где в главе, посвящённой «Девонширскому дьяволу», автор пишет: «…Следы выглядели так, словно это существо чего-то искало. Оно плутало по задворкам домов и по крышам, и было похоже, что ему совершенно незнаком человеческий уклад жизни». А далее Уилсон сообщает нечто сенсационное: возможно, что и в 1855 г., и в 1950 г. люди видели следы одного и того же существа, только за прошедшие 95 лет «оно выросло и возмужало»1.
В Раннем Средневековье считалось, что на территории (или на части территории) Южной Неведомой земли жили «плешивые люди», «люди с пёсьими головами», великаны, драконы и прочие чудовища.
В Японии с 2007 г. распространились рассказы участников из созданной в 1987 г. правительственной программы исследования жизни китов (JARPA) о существовании в ледяных водах Антарктики гигантских гуманоидов, получивших название «нингены», что означает «человек», и создания эти, как рассказывают очевидцы, представляют собой больших жирных китообразных, анатомически похожих на людей. В описаниях нингенов всегда фигурирует лицо, вместо ног у них хвост, то ли китовый, то ли подобный русалочьему, а в некоторых отчётах упоминаются также руки и даже кисти рук. Те, кому повезло наблюдать нингенов, утверждают, что длина их достигает 20-30 метров. Кожа существ почти белого цвета, она лишена пигментации. Встречи с этими гигантскими гуманоидами, как кажется, по большей части приходятся на ночное время, когда их крайне трудно сфотографировать. На некоторых снимках нингены напоминают айсберг, но при увеличении фото их якобы можно рассмотреть подробнее2.
Это очень похоже на описанных в визионерских сочинениях Г. Ф. Лавкрафта Глубоководных, Глубинных (Deep Ones) — расу разумных амфибий: «…Мне показалось, что в своей массе они были серовато-зелёного цвета, но с белыми животами. Большинство из них блестели и казались осклизлыми, а края их спин были покрыты чем-то вроде чешуи. Очертаниями своими они лишь отдалённо напоминали антропоидов, тогда как головы были определённо рыбьи, с выпуклыми, даже выпученными глазами, которые никогда не закрывались. Сбоку на их шеях виднелись трепещущие жабры, а между отростками длинных лап поблёскивали натянутые перепонки. Они вразнобой подпрыгивали, отталкиваясь то двумя, а то всеми четырьмя конечностями, и я как-то даже обрадовался, что у них их было всего четыре. Их хриплые, лающие голоса, явно созданные для некоего подобия речи, несли в себе массу жутких и мрачных оттенков, с лихвой компенсировавших малую выразительность их морд» («Тень над Иннсмутом»). Первыми людьми, встретившимися с Глубоководными, были полинезийцы с некоего острова недалеко от Понапе. Контакты между ними начались после того, как землетрясение подняло со дна моря один из городов Глубоководных. Глубоководные иногда заключают договоры с людьми: они пригоняют людям рыбу и приносят со дна моря золото взамен на человеческие жертвы и возможность спаривания с людьми, ведь популяция Глубоководных растёт медленно, то для того, чтобы ускорить этот процесс, они скрещиваются с людьми. Рождающееся в результате существо изначально выглядит как человек, однако довольно скоро начинает приобретать характерные черты лица, а потом и вовсе превращается в Глубоководного и уходит в море. Причём такая судьба ждёт не только человека-полукровку, но и его детей (и частично — более отдалённых потомков). Некоторые метисы уже рождаются с признаками Глубоководных — и их превращение происходит намного быстрее. Возможность скрещивания может говорить об общности происхождения людей и Глубоководных. Они с большим мастерством изготовляют причудливые ювелирные изделия из сплава золота с «неким белым металлом». Глубоководные поклоняются Отцу Дагону и Матери Гидре, а также (в меньшей степени) Ктулху. Некий капитан Обед Марш узнал об их существовании от туземцев одного из посещённых им островов. Вернувшись в свой родной город, Иннсмут, капитан Марш основал «Тайный Орден Дагона» для координации отношений с Глубоководными, которые обитали рядом с Иннсмутом (маленьким портовым поселением в Массачусетсе), под рифом Дьявола, в подводном городе Й’хан-тлеи. В 1846 г. все члены Ордена были арестованы, и жертвоприношения прекратились. Разъярённые Глубоководные вышли из океана и уничтожили большую часть населения Иннсмута, не принадлежавшую Ордену. После этого власть Ордена над Иннсмутом стала неограниченной. В 1927 г. правительство заинтересовалось источником иннсмутского золота и деятельностью жителей города. Был произведён рейд, члены Ордена вновь были арестованы, однако на этот раз подводная лодка торпедировала риф Дьявола. Считается, что в результате этого Й́’ха-нтлеи был разрушен. Лишённый Ордена и поддержки Глубоководных, Иннсмут окончательно пришёл в упадок. В рассказах и повестях Брайана Ламли сообщается множество новых подробностей о биологии и цивилизации Глубоководных. В частности, согласно концепции Б. Ламли, Глубоководные способны скрещиваться не только с людьми, но и с другими биологическими видами, и делятся на ряд подвидов. Метисы Глубоководных и людей не всегда подвергаются полному превращению; некоторые из них даже неотличимы или почти неотличимы от нормальных людей. Более того, многие люди являются носителями генов Глубоководных, которые при определённых условиях могут активироваться. В книгах Б. Ламли Глубоководные имеют далеко идущие планы по захвату планеты и освобождению Великих Древних богов, порабощённых заклятиями Старших Богов.
1 Графство Девоншир // http://darkbook.ru/publ/anglija/grafstvo_devonshir/36-1-0-128
2 Пейпиньш В. Нингены // Тайны ХХ века. — 2011. — № 38. —