Один из самых неоднозначных религиозных текстов кумранских рукописей — ветхозаветный апокриф Книга Еноха. В ней излагается история, как падшие Ангелы (Стражи, по-древнееврейски — «бене ха-элохим» — «сыны богов» Быт. 6:14) брали себе в жёны земных женщин, которые в результате этих связей рождали необычных детей — великанов, исполинов, нефилим (на древнееврейском — «те, кто пал», «павшие»).
В русских переводах Книги Еноха относительно нефилим имеются следующие строки:
«И теперь исполины, которые родились от тела и плоти, будут называться на земле злыми духами, и на земле будет их жилище. Злые существа выходят из тела их; так как они сотворены свыше и их начало и первое происхождение было от святых Стражей, то они будут на земле злыми духами, и будут называться злыми духами. А духи неба имеют своё жилище на небе, а духи земли, родившиеся на земле, имеют своё жилище на земле. И духи исполинов, которые устремляются на облака, погибнут, и будут низринуты, и станут совершать насилие, и производить разрушения на земле, и причинять бедствия; они не будут принимать пищи, и не будут жаждать, и будут невидимы. И те существа не восстанут против сынов человеческих и против жён, так как они произошли от них» (1 Енох 3:48-52).
Но в исследовании Эндрю Коллинза «Падшие ангелы: Запретное наследие древней расы»(перевод с англ. Ю. Гольберга), посвящённом тайнам происхождения титанов, дэвов, нефилим, гигантов и демонов, данные строки из Книги Еноха выглядят несколько иначе и, скорее всего, более точнее:
«…потому что родились они от людей и святых Стражей, это их начало и первичное происхождение; будут они злыми духами на земле, злые духи будут называть их… И духи исполинов причиняют страдания, подавляют, уничтожают, поражают, сражаются, и производят разрушения на земле, и вызывают беспокойства: они не принимают пищи, но, тем не менее, испытывают голод и жажду, и оскорбляют. И духи эти восстанут против сынов человеческих и против женщин, потому что произошли от них» (1 Енох. 15:9,11-12).
Э. Коллинз обращает своё внимание на то, что злые духи нефилим «испытывают голод и жажду», и приводит параллели из легенд стран Востока, где встречаются джинны и злые духи, страдающие от ужасного голода, а также из восточноевропейских сказок, где вампиры (носферату) пьют кровь и не едят никакой пищи, хотя могут испытывать голод и жажду.
Аналогичные существа можно обнаружить и в буддизме. Так, в книге «Буддизм Тибета» Далай-лама XIV, перечисляя типы живых существ, которые движутся в круговороте бытия, упоминает «голодных духов»: «Голодные духи — многочисленные разновидности существ, мучимых голодом и жаждой». Именуются они «Йидак» — обитатели одной из трёх несчастливых сфер существования (т. е. адские состояния, состояния голодных духов и животные состояния). Состояние йидаков описывается как неутолимый голод и жажда.
В индуизме эти существа названы как «Преты» (от санскрит. «ушедший»). В древнеиндийской (ведийской и индуистской) мифологии это духи умерших, в течение некоторого периода после смерти (от нескольких недель до года) остающиеся жить среди людей. За это время людям необходимо совершить определённый ритуал (сапиндикарану), чтобы преты не стали бхутами, демонами из свиты Шивы, но соединились с питарами (умершими предками, пребывающими на третьем небе) в небесном царстве. Тем не менее, в народных суевериях преты часто отождествляются с бхутами и рассматриваются как существа, враждебные людям. В буддийской схеме реинкарнации преты — это низший сегмент Колеса Жизни, на множестве уровней которого реинкарнация происходит в соответствии с единой кармой. Преты занимают своего рода чистилище, предназначенное для людей, которые испортили свою карму завистью, отказом давать милостыню, жадностью и т. п. Они должны исправить свою карму, забытые своими родственниками, постоянно испытывая голод и жажду. Эти муки продолжаются, покуда карма не исправится. Говорят, преты выглядят как горящие деревья с горлом толщиной с угольное ушко и с брюхом размерами с гору. Они обитают на перекрёстках, излюбленных местах всех духов, привидений, ведьм и божеств, связанных с подземным миром. Также они любят собираться у оград домов и на границах владений.
В германо-скандинавской мифологии говорится о Ётунах (йотунах) — великанах (турсах) семейства Гримтурсенов, детях Имира, живущих в Ётунхейме, отличавшихся силой и ростом, чрезвычайно злобным характером, противниках асов и людей. С древнеисландского Jötunn переводится как «обжора». Не кроется ли тут сходная характеристика с духами исполинов из Книги Еноха, то есть жажда голода, а отсюда и обжорство? В более поздних легендах Йотуны стали отождествляется с Троллями.
В книге «Путешествие в Агарту» Лобсанг Рампа в главе «Странный сон» рассказывает, как он, путешествуя в Агарту по подземным туннелям, настроился на помыслы дикого подземного существа — людоеда, который в стае своих сородичей нападал на одиноких путников на поверхности Земли:
«С оглушительным визгом женщины и дети прыгнули со скал к отпрянувшей в ужасе жертве. Человек, по виду не старше четырнадцати лет, вскочил и пустился бежать. Он поздно понял, что вопящая орава погнала его в лапы взрослых самцов, таящихся за изгибом туннеля. Я стоял среди них, глотая слюну в ожидании пиршества.
У юноши не было ни малейшего шанса. Не успел он позвать на помощь, как самцы обступили несчастного со всех сторон и повалили его наземь. Резцы вожака вонзились ему в горло. Я же стал свирепо раздирать его живот когтями. Он был убит в течение нескольких секунд.
Безо всяких околичностей стая принялась пожирать добычу. Самцы покрупнее лакали кровь из разодранных артерий горла, остальные вырывали куски плоти, жадно пихая их в рот (или пасть?) и тут же глотая. Когда всё было кончено, на месте трагедии осталось лишь несколько пятен крови — единственный знак того, что этот юноша вообще существовал.
В последующие дни нам ещё несколько раз удалось удачно поохотиться, затем здешние обитатели стали куда осторожнее, и мы отправились восвояси. Но время всегда работает на нас. Скоро они вновь станут благодушными и беспечными. Тогда мы вернёмся. Люди забывчивы — а мы всегда голодны».
И сегодня по просторам Мидгарда будоража наше сознание, бродят голодные злые духи древних великанов.