Введение
Наше понимание вселенной вокруг нас можно основать на понимании архетипов отдельных явлений мира, даже если это явления социальные. Идеи архетипов зачастую выражается в присущей ему символике. Так, изучая центральную символику архетипа, мы выходим на прямую связь с самой его сущностью. От общих понятий мы постепенно переходим к понятиям частным, хотя можно применять и обратный способ. Недавно автор гостил в одном из древнейших женских монастырей Суздали. И его внимание привлекло основание креста над местным храмом, где вместо косой перекладины был своеобразный «полумесяц». Монахини не смогли внятно объяснить этот символ и отправили за разъяснениями к настоятелю одного из центральных храмов города. Настоятель объяснил эту фигуру как стилизованную ладью или корабль православной веры. Если сам крест — это, по сути, солярный символ, а к нему добавляется ладья, то в нашем мышлении создаётся некое ощущение déjà vu . Гор, стоящий на своей солнечной ладье — образ Солнца, которое устремляется на борьбу с вечным мраком и злом. Однако ныне символ ладьи понимается как «корабль спасения», возможно, по аналогии с Ноевым ковчегом, который некогда спас от потопа Ноя и его семью. Мы лишь можем предположить корни современной символики, но ассоциации, возникающие в процессе исследований, склоняют нас к мысли, что корни эти уходят глубже, чем о них принято думать. «Принято думать» давно уже превалирует в сознании человечества, однако нам ничто не мешает препарировать геральдические мумии собственным лезвием каббалистического анализа. Нельзя думать, что корни и связи между символами разных культур полностью отсутствуют. Ничто не приходит ниоткуда. Славянская культура имеет в себе ещё много бессознательных аллюзий на символы и ритуалы цивилизаций древности, которые удалены от нас как во времени, так и в пространстве. Например, зачем люди сажают на могилах цветы? И часто это гладиолусы, имеющие длинные и острые, устремлённые вверх листья. Не отзвуки ли это древнего культа Осириса, когда рядом с саркофагом покойного ставили деревянный саркофаг с очертаниями этого бога, внутри которого находилась земля и семена растений, постепенно прораставшие из специально оставленного отверстия, символизируя надежду на воскрешение в лучшем мире? Возможно, что выбор этих символов бессознателен либо имеет какой-то иной смысл в трактовке современников, однако если он бессознателен, то остаётся только удивляться одинаковости этой бессознательности. В этом коротком очерке мы рассмотрим символизм центрального символа Архетипа Российской Государственности — Герб. Наблюдения, сделанные с помощью каббалистического анализа, кажутся нам более чем просто забавными. Интересно также, что мы не были первыми в такого рода наблюдениях, и подобные мысли были уже высказаны на некоторых форумах, однако автору не приходилось сталкиваться с полноценным трудом либо статьёй на эту тему. Но пусть же внимательный читатель сам сделает свои выводы.
Феномен Имперского Орла
Обратим своё внимание на рисунок. Мы можем увидеть, что в герб РФ идеально вписывается каббалистическое Древо Жизни. Причём намёков на символизм Древа Жизни предостаточно. Во-первых, что привлекает внимание в первую очередь — это Корона. На древе Жизни существует верховная сефира Кетер (букв. «корона», ивр.). Но корона есть на многих гербах и эмблемах. Однако в нашем случае мы видим две ленты, исходящие от центральной короны к двум коронованным орлиным головам. Это порождает ассоциацию с сефирами Хокма (Мудрость) — слева — и Бина (Понимание) — справа, а также путями «Мага» и «Глупца», которые непосредственно соединяют Кетер с вышеуказанными сефирот.
Итого три коронованные сефирот: Кетер, Хокма и Бина. Они образуют собой высший духовный мир Ацилут в космологической системе Древа Жизни. На гербе центры этих окружностей совпадают с центром большой короны и двумя зрачками орлиных глаз. Если смотреть ниже, то можно увидеть, что из шеи орла с каждой из сторон выходит по малому и большому перу. Концы каждого из больших перьев лежат на одной прямой с орлиными зрачками. Если мы примем конец каждого большого пера за центр окружности аналогичного радиуса, то окажется, что на каждом «плече» двуглавого орла находятся ещё две сефиры: Гебура (слева) и Хесед (справа). Они красного и синего цвета соответственно. В центре герба — изображение Георгия-Победоносца, поражающего змея своим копьём, на которое и приходится центр следующей сефиры — Тиферет. Этот сюжет может напомнить нам древнеегипетский миф, в котором бог солнца Ра поражает копьём ужасного змея Апопа. Тиферет является сефирой, ассоциируемой в каббале с Солнцем, несёт недвусмысленную солярную символику. Следующие центры окружностей приходятся на колени орлиных лап, одна из которых держит скипетр, другая — державу. Интересно, что сефира Ход (Меркурий) совпадает с коленом левой орлинной лапы, держащей крылатый скипетр, а Нецах (Венера) совпадает с правой лапой, в которой находится держава. Небольшая справка:
«Держава (древнерусское “държа” — власть) — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.
Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом.
Россия переняла сей знак у Польши, в которой он назывался яблоком. Впервые держава была использована как символ власти русского царя при венчании Лжедмитрия I (1605 год).
Если скипетр считается символом мужского начала, то держава — женского. Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное, и нередко в средневековой живописи и иконописи Иисуса Христа или Бога-Отца было принято изображать с державой».
Яблоко, помимо прочего, является символом Венеры — Нецах, а скипетр, он же кадуцей, считается символами Меркурия, т. е. Ход.
Лунная сефира Йесод оказывается, таким образом, под хвостом двуглавого орла, в том месте, где, будь это фигура человека, находились бы половые органы. И, наконец, на кончике орлиного хвоста оказывается последняя из сефирот — Малкут, являющаяся окончанием творения и составляющая самый материальный мир — Асия.
Далее можно заметить, что в герб без труда вписывается древний знак микрокосма, известный как пентаграмма. Это получается путём соединения крайних точек на гербе, как это видно на рисунке.
В связи со всем этим возникает естественный интерес по поводу того, каким образом в гербе России могла оказаться столь древняя и мистическая символика? По одной из версий, каббала не была придумана евреями, но была заимствована ими у древних цивилизаций, таких как, например, Вавилонская и Египетская. Или, может быть, этой символики нет в действительности, предпосылок к этому нет и это лишь совпадение? Или это всего лишь игра моего больного воображения, которое в каждом символе склонно видеть каббалистические соответствия? Всё может быть. Однако приведём несколько любопытных статей, посвящённых гербу России, его истории и историческим событиям, в которых формировалась одна из самых первых эмблем российской государственности.
Сергей Кутейников. Двуглавый орел
(http://www.manwb.ru/articles/simbolon/simbol_lengua/orel/)
Герб современной России, двуглавый орёл, отличается от своего предшественника, имперского двуглавого орла, разве что цветом: имперский был чёрным, современный — золотой.
Под двуглавым орлом Россия стремительно взлетела, но столь же стремительным было и её падение. Сейчас, когда двуглавый орёл вновь вернулся в качестве государственного символа, наша страна переживает очередной подъём. Но вопрос о связи её исторической судьбы с её государственной символикой (явно недостаточно проработанной) продолжает нас волновать.
Хорошо известны обстоятельства выбора двуглавого орла в качестве герба России. Ещё в XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую Гисторию Соловецкого монастыря», писал: «Иоанн Великий, по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орёл пластаной с опушёнными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Фёдору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображён всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне — двуглавый орёл. Грамота и, соответственно, печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского», написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».
Россия, «Третий Рим», мыслила себя преемницей традиций, культуры и устремлений Византии, «Второго Рима», и византийское происхождение герба рассматривалось в этом же контексте. Идея исторической эстафеты, воспринятая русским обществом, проросла в нём настолько глубоко, что и по сей день даже на официальных мероприятиях (например, на праздновании 500-летия герба в 1997 году) отмечается, что Софья Палеолог привезла герб с прочим наследством.
Однако историки давно опровергли эту версию. Двуглавый орёл не был символом Византии, как не был он символом императорской семьи Палеологов. На вещах в обозе принцессы Софьи он был всего лишь декоративным, символическим элементом, не более того.
Современные историки, например Н. А. Соболева, отстаивают другую, более правдоподобную версию появления двуглавого орла на гербе России: Иван III принял этот символ, чтобы показать свою равновеликость с европейскими монархами, в частности с Габсбургами, правившими Священной Римской империей, гербом которой ещё с XV века был двуглавый орёл.
Известно, что европейцы узнали этот символ во время крестовых походов. С тех пор двуглавый орёл стал часто использоваться в европейской геральдике. В Византии и Балканских странах он чаще имел декоративный характер. Двуглавых орлов изображали на тканях, ритуальных сосудах, стенах культовых сооружений.
Так что же означает этот символ?
В средине XIX столетия А. Б. Лакиер, автор книги «Русская геральдика», объяснял так: «Око государя было обращено на Восток и на Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». Нетрудно заметить, что подобные представления навязаны ориентацией географической карты, у которой вверху листа всегда север. Если бы вверху был, например, восток, то головы орла, изображённого на карте, соответственно, смотрели бы на север и юг. Однако что есть, то есть. Пространственные представления наложились на идею державности, вот почему объяснение Лакиера до сих пор популярно. Это пример приспособления знака к существующей идеологии. Но вероятно, — мы не можем исключить такую возможность, — в символ изначально закладываются все возможные варианты смысла.
Самое первое изображение двуглавого орла относится ко II тысячелетию до н. э. Оно высечено на скале, найденной в Передней Азии (Турция), и относится к памятникам исчезнувшей хеттской цивилизации. Двуглавый орёл с распростёртыми крыльями держит в лапах по зайцу. Современная интерпретация такова: царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов, коих изображают зайцы, животные трусливые, но прожорливые.
Орёл с глубокой древности известен как царский символ. Он — царь птиц. Он — знак верховенства. Он — знак царей земных и небесных. Орёл — посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
Орёл связан с солнцем: орёл — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орёл летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Можно проследить эту аналогию по мифам Египта. Правда, в Египте никогда не водились орлы (они — птицы гор и степей): в долине Нила обитали их ближайшие родственники — соколы. Египтяне изображали солнечный диск с крыльями сокола. Бога Гора изображали с головой сокола и солнечным диском на ней.
В Древней Греции бог солнца Гелиос путешествует по небу на колеснице, запряжённой четвёркой коней (квадригой). Но вот что интересно: есть редкие, видимо, тайные, не предназначавшиеся для широкой публики изображения Гелиоса на колеснице, запряжённой двуглавыми орлами. Их два, голов четыре. Получается, что квадрига — знак более древнего, тайного символа.
Колесница Гелиоса символизирует движение солнца. А в годовом цикле есть четыре ключевые точки — дни весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, осеннего равноденствия, зимнего солнцестояния. Напрашивается аналогия: четыре точки — квадрига. Можно бы продолжить соответствие и вспомнить четыре сезона года, но древние выделяли лишь два сезона: тёплый, когда природа находится в расцвете, и холодный, когда природа спит. Известны символические изображения смены сезонов: хищный зверь убивает мирное животное (оленя, лань и так далее), то есть холодный сезон убивает тёплый. Реже встречаются изображения, на которых мирное животное, как правило, уже готовое разродиться потомством, даёт отпор хищному зверю.
В случае с колесницей Гелиоса орлы — это символ сезонов; орлов два, и они разного цвета, один белый, второй чёрный. Надо полагать, белый символизирует холодный сезон, чёрный — жаркий. Однако орлы — не просто символы сезонов, они, напомню, символы движения солнца, а значит, они помечают точки солнцестояний. Белый орёл — зимнее солнцестояние: самая длинная ночь, самый короткий день, природа на пике угасания. Но вот появилась надежда. Дни будут удлиняться. Холодный сезон на переломе. Чёрный орёл — символ летнего солнцестояния: природа в пике расцвета, самый длинный день и самая короткая ночь. Но вот уже наметилась тенденция к убыванию дня. Зверь холодного сезона уже подкрадывается.
Соответственно, разные знаки несут разную энергетику. Белый двуглавый орёл нацеливает на позитивное, чёрный, наоборот, содержит деструктивный импульс. Интересно, что все империи, существовавшие под знаком чёрного орла (Священная римская, Австро-венгерская, Российская), умерли, развалились. Сейчас чёрный двуглавый орёл остался лишь на гербе Албании. Белого двуглавого орла ныне можно видеть на гербе Сербии.
Скорее всего, российский двуглавый орёл был белым. Таким его можно видеть на царском оружии XVII века. В обозе Софьи Палеолог главными были не вещи, а её спутники, обладавшие древним знанием; но оно со временем забылось, вот и стал имперский орёл чёрным.
Современный российский двуглавый орёл золотой. Интересный геральдический ход — обновление древней символики. Позволю себе повториться: когда рождается символ, в него закладываются все инварианты смыслов, возможность иного цветового решения также была заложена много веков назад. Новый смысл пока ещё сокрыт. Но, убеждён, уже в ближайшем будущем он проявится.
С Б-жьей помощью. ОЧЕРК СЕДЬМОЙ
(http://www.chassidus.ru/library/history/kandel/07.htm)
Новгородская «ересь жидовствующих». Жидовствующие при дворе Ивана III.
Их учение. Борьба с ними и казни главных еретиков. Иван Грозный и евреи.
Пятнадцатый век стал временем пробуждения религиозной мысли в Европе. Многие задумывались тогда над сущностью религии, и в разных странах возникали всевозможные секты, которые отрицали церковные обряды, некоторые догматы и иерархию христианства и видели единственный выход из этого — возвращение к Библии. Знаменитый Афонский монастырь в Греции был в те времена центром движения христиан, которые отрицательно относились ко всякой обрядности, и монахи этого монастыря разносили своё учение по всему православному Востоку. Ещё в четырнадцатом веке распространилась в Болгарии ересь секты «болгарских жидовствующих». Её сторонники искали, очевидно, поддержку у жены царя Федоры, которая была крещёной еврейкой из Тырнова по имени Сарра. Жидовствующие отвергали церковную власть, причастие, иконы и священников. По приговору церковного собора ересь была уничтожена, а евреев Болгарии лишили права владеть недвижимостью.
В конце четырнадцатого века объявился в Ростове некий Маркиан, «зело хитр в словесах и в писании книжном коварен». Он восставал против поклонения иконам, считая их идолами, и своими доводами поколебал многих, в том числе даже бояр и местного князя. Из рук в руки ходили по всей России разные сочинения, в которых утверждалось преимущество содержания над обрядностью и обличалась бесплодность обряда самого по себе, обряда неосмысленного. Верующие — в основном, монахи — отпадали в разные ереси, с которыми церковь беспощадно боролась.
Одна из таких ересей возникла в Пскове во второй половине четырнадцатого века — ересь «стригольников». Стригольники считали, что всё русское священство «во зле лежит», потому что берёт пошлины и подарки при посвящении в священники, и отказывались от общения с таким духовенством. Они объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники — «простецы». Ещё в 1375 году в Новгороде трёх руководителей этой секты сбросили с моста в реку Волхов, но ересь не исчезла. Еретиков ловили в Пскове и в Новгороде, убивали, сажали в темницы, а они убегали от преследований и разносили по разным краям своё учение. На русском Севере были в обычае религиозные споры; в Новгороде мужчины и женщины, люди разных сословий, сходились не только в домах, но и на площадях, обсуждали духовные проблемы, критиковали порой церковь, её обряды и её постановления. В этом всеобщем хаосе споров и мнений и объявился некий человек, разъяснявший своё учение, которое и легло на подготовленную почву.
В 1470 году свободный Новгород, опасаясь притязаний Москвы, попросил польского короля прислать из Киева на княжение князя Михаила Олельковича. В свите этого князя были купцы-евреи, и вместе с ними приехал из Киева учёный иудей Схария, о котором сказано в русских источниках, что он изучил астрологию, чернокнижие и всякие чародейства. Неизвестно, что Схария делал в Новгороде и сколько времени там оставался; известно только, что с этого момента и пошла в Новгороде, а затем и в Москве «ересь жидов-ствующих». В русской летописи за 1471 год сказано об этом так: «Отселе почала быти в Новегороде от жидовина Схария ересь».
Учёный иудей Схария, без сомнения, повлиял на местных священников, которые и до него склонялись к ереси. Могли быть их контакты с приезжим иудеем на почве тогдашнего увлечения «тайным знанием» — астрологией и алхимией. Могли быть и религиозные споры, и, скорее всего, доводы Схарии подтолкнули в определённом направлении тех священников, которые и до этого уже задумывались над основами своей веры. Как бы там ни было, но в русских источниках сказано, что, приехав в Новгород, Схария «прельстил в жидовство» двух влиятельных новгородских священников — Алексея и Дионисия, людей мыслящих и начитанных по тем временам. В этом ему помогли якобы ещё два еврея из Литвы — Йосеф Шмойло Скарявый и Моисей Хануш. К новой вере обратились затем некий Иванька Максимов, Гридя Клоч, поп Григорий, Мишук Собака, Васюк Сухой зять Денисов, дьяк Гридя, поп Фёдор, поп Василий, поп Яков, поп Иван, дьякон Макар, поп Наум и даже протопоп Софийского собора Гавриил. Новообращённые хотели было обрезаться, — их было уже много, не один десяток, — но их учители велели держать иудейство в тайне. В тайне держались и новые их имена: так, например, священник Алексей получил имя Авраам, а жена его — имя Сарра. Вскоре евреи уехали из города, и ересь распространялась уже без них.
В 1479 году великий князь московский Иван III побывал в Новгороде — после присоединения его к Московскому государству.
Слухи о благочестивой жизни и мудрости двух главных тайных еретиков Алексея и Дионисия дошли до него, сами они произвели на великого князя хорошее впечатление при встрече, и Иван III взял их с собой в Москву. Алексей стал протопопом Успенского собора в Кремле, а Дионисий — священником Архангельского собора. Так ересь попала из Новгорода в Москву. Дионисий и Алексей пользовались большим уважением в столице, и там они распространили своё учение между людьми известными и влиятельными. В числе принявших учение были: всесильный тогда при княжеском дворе дьяк Фёдор Курицын, его брат Иван Волк, дьяки Истома и Сверчок и другие. Даже вдова Елена, невестка великого князя и мать наследника престола, приняла это учение. Даже Иван III подпадал временами под влияние еретиков и тоже «склонял слух» к ереси. Великий князь конфисковывал тогда монастырские земли, и критика церковных «стяжателей», возможно, соответствовала его политике.
Сторонники «ереси жидовствующих» по вполне понятным причинам держали в тайне свою веру, и потому не сохранилось с той поры никаких письменных свидетельств, которые бы объясняли их учение. А её противники были чрезвычайно пристрастны в своих обличениях, и очень трудно теперь полагаться на их оценки. Некий монах Самсонка под пыткой показал, что еретики изрекали хулу на Христа и на всех святых, расщепляли иконы, показывали иконам кукиш, спали на них, мылись на них, плевали на них, поливали «скверной водой» и кидали иконы в лохань, — даже в те времена далеко не все верили показаниям, полученным под пыткой.
В 1487 году новгородскому архиепископу Геннадию донесли, что несколько священников в пьяном виде надругались над иконами. Геннадий тут же начал вести розыск в Новгороде, и в этом ему помогал раскаявшийся поп Наум, передавший Геннадию тетрадки с псалмами и молитвами жидовствующих. На допросах еретики называли себя православными, но выяснилось, что втайне они держались своей ереси и распространяли её в городах и сёлах, где у них было много приверженцев среди попов. Заподозрённые в ереси — поп Григорий с сыном Самсонкой, поп Ереса и дьяк Гридя — сбежали в Москву к своим покровителям, но Геннадий отправил туда собранные при розыске материалы. Беглецы были схвачены, осуждены на соборе, их били кнутом и вернули назад, в Новгород, — но оттуда они снова сбежали в Москву и даже пожаловались великому князю, что архиепископ их «имал, и ковал, и мучил, да грабил животы». При великом князе Иване III еретики жили в Москве вольготно, «в ослабе».
В 1489 году новым митрополитом Руси стал симоновский архимандрит Зосима. Геннадий из Новгорода потребовал от него, чтобы он вместе с церковным собором предал еретиков проклятию, и привёл в пример испанскую инквизицию, при помощи которой «шпанский король землю свою очищал». Зосима вынужден был созвать собор в 1490 году, и из его приговора над еретиками следует, что жидовствующие не признавали Иисуса Христа сыном Божьим, отвергали его божественность и святую троицу, «хулы изрекали на Иисуса и Марию», отрицали почитание креста, икон, святых и чудотворцев, отвергали монашество и считали, что Мессия ещё не явился. Все они почитали «субботу паче воскресения Христова», признавали лишь единого Бога — «Творца неба и земли» — и праздновали еврейскую Пасху.
Еретики упорно отрицали свою вину, но собор лишил их духовного сана, предал проклятию и осудил на заточение. Некоторых из них отправили к Геннадию в Новгород, и архиепископ велел встретить их за сорок вёрст от города, надеть на них вывороченную одежду, шлемы из бересты с мочальными кистями и соломенные венцы с надписью «се есть сатанино воинство». Их посадили на лошадей лицом к хвосту, а народу велено было плевать на них и кричать: «Вот враги Божии, хулители Христа!» Затем на их головах зажгли шлемы из бересты, некоторые из осуждённых лишились после этого рассудка и умерли.
Но ересь продолжала распространяться при дворе великого князя, и этому способствовало одно обстоятельство. В 1492 году окончились семь тысяч лет от сотворения мира — по православному христианскому исчислению. Уже давно считали на православном Востоке, что мир будет существовать ровно семь тысяч лет, но срок этот прошёл, а конец мира не наступил. Это обстоятельство вызывало всякие еретические мысли, сомнения в вере, всевозможные толкования Библии, — это подтолкнуло и «ересь жидовствующих». «Если Христос был Мессия, — говорили еретики православным, — то почему же он не является в славе, по вашим ожиданиям?» По еврейскому летосчислению шёл тогда всего лишь 5252 год, и это был ещё один сильный аргумент в пользу учения жидовствующих.
Знаменитый Иосиф Волоцкий, основавший в Волоколамских лесах новый монастырь со строгим уставом, стал главным борцом с ересью. Из его посланий можно понять, в каком состоянии было тогда всеобщее брожение умов. Он писал: «С того времени, как солнце православия воссияло в земле нашей, у нас никогда не бывало такой ереси: в домах, на дорогах, на рынке все, иноки и миряне с сомнением рассуждают о вере, основываясь не на учении пророков, апостолов и святых отцов, а на словах еретиков, отступников Христа; с ними дружат, пьют и едят, и учатся у них жидовству. А от митрополита — сосуда сатаны и дьявола — еретики не выходят из дома и спят у него». Иосиф требовал, чтобы священники отказались от всякого общения с митрополитом Зосимой, не приходили к нему и не принимали у него благословения, потому что Зосима — «скверный, злобесный волк в пастырской одежде» — защищал еретиков и считал, что осуждать их не надо. И на самом деле, в нетрезвом виде Зосима высказывал порой еретические суждения о том, что Христос сам себя назвал Богом, что церковные уставы — это вздор, а иконы и кресты — просто «болваны». «Что такое царство небесное, что такое второе пришествие, что такое воскресение мёртвых? — говорил он. — Ничего этого нет: кто умер, тот умер, и только; дотоле и был, пока жил на свете». В 1494 году Зосима, заподозрённый в ереси, отрёкся от митрополии — «по немощи своей». В летописях объясняется это так: Зосима был удалён за страсть к вину и за нерадение о церкви.
Удаление Зосимы не помешало еретикам в Москве. Более того, они добились назначения в новгородский Юрьев монастырь архимандритом монаха Кассиана, который тоже держался ереси. Это было сделано стараниями всесильного дьяка Фёдора Курицына. Кассиан собрал вокруг себя новгородских еретиков, и в кельях его монастыря они сходились на тайные свои собрания. Но архиепископ Новгорода Геннадий нашёл их и тут, и тогда некоторые из них бежали в Литву и к немцам, где окончательно перешли в иудаизм.
Невестка великого князя Елена была на стороне еретиков, её поддерживали могущественные сановники, а Иван III торжественно провозгласил Дмитрия, сына Елены, наследником великокняжеского престола. Кто знает, что могло бы случиться в русском государстве, если бы Дмитрий стал великим князем, а вокруг него сгруппировались бы люди, придерживавшиеся «ереси жидовствующих»? Об этом много писали и говорили в России. Это напугало в своё время и церковь, и правителей. Существует даже предположение, что резко отрицательное отношение к иудаизму и к евреям в Московской Руси, неизвестное там до начала шестнадцатого века, началось именно тогда, в период борьбы с «ересью жидовствующих».
Но всё обошлось в Московском государстве. Торжество Елены и её приверженцев было непродолжительным. Влиятельного дьяка Фёдора Курицына не было уже в живых. Иван III из-за разных семейных неурядиц охладел к своей невестке Елене, заключил её с сыном в темницу и назначил в 1502 году своего сына Василия наследником. Вместе с этим пришёл конец влиянию жидовствующих при дворе великого князя.
Нового наследника Василия поддерживал Иосиф Волоцкий, который требовал от Ивана III немедленных крутых мер против еретиков. Великий князь обещал это сделать, но долго колебался, не грешно ли предавать их казни. Он признался Иосифу, что «ведал новгородскую ересь, которую держал Алексей протопоп и которую держал Фёдор Курицын»; знал также великий князь, что его невестку совратили в жидовство, и просил простить ему его прегрешения. «Государь, — ответил на это Иосиф Волоцкий, — подвинься только на нынешних еретиков, а за прежних тебе Бог простит».
В конце 1504 года был созван церковный собор. Жидовствующие пытались защищаться, Иосиф Волоцкий был обвинителем, — собор постановил предать смерти главных еретиков. Некоторые из них объявили, что они раскаиваются, но их раскаяние не было принято:
Иосиф Волоцкий отклонил его под тем предлогом, что раскаяние, вынуждаемое страхом казни, не может быть искренним. 27 декабря 1504 года в Москве в деревянных клетках всенародно были сожжены дьяк Волк Курицын, Дмитрий Коноплёв и Иван Максимов. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана, Некраса Рукавого и других еретиков. Многих отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию, и даже через два столетия после этого ежегодно предавались анафеме Кассиан, Курицын, Рукавый, Коноплёв и Максимов «со всеми их поборниками и соумышленниками». Результатом этой борьбы с жидовствующими стала более жёсткая политика по отношению к евреям. На еврея смотрели как на антихриста, его считали колдуном, чернокнижником и совратителем, перед ним испытывали суеверный страх. Изредка купцы-евреи ещё приезжали из Литвы и Польши; они «ходили с товарами» через Смоленск и Новгород, путь был небезопасен, порой жители грабили проезжих, да и в Москве к ним относились враждебно и даже отбирали товары.
Затем Московским царём стал Иван Грозный. О нём писал иностранец, побывавший в России: «Как ни был он жесток и неистов, однако же не преследовал и не ненавидел никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живьём, либо вешал и бросал в воду». В 1563 году Иван Грозный завоевал город Полоцк. Евреям этого города было предложено креститься, а отказавшихся — вместе с детьми и с жёнами — утопили зимой в реке: прорубили лёд и бросили всех в воду — около трёхсот человек. Записано об этом в хрониках: «Всех жидов, которые не захотели принять святое крещение, велел (царь Московский) утопить в славной реке Двине». Подобная судьба постигла и евреев других завоёванных городов и крепостей. Спаслись лишь немногие, согласившиеся креститься по православному обряду.
Иван Грозный не впускал евреев-купцов в Москву даже временно. Король Польши Сигизмунд Август писал ему: «Ты не впускаешь наших купцов-евреев с товарами в твоё государство, а некоторых велел задержать и товары их забрать… А между тем в наших мирных грамотах написано, что наши купцы могут ездить с товарами в твою Московскую землю, а твои в наши земли, — что мы с нашей стороны твёрдо соблюдаем». На это Иван Грозный ответил: «Мы тебе неоднократно писали о том раньше, извещая тебя о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья в наше государство привозили и многие пакости людям нашим делали… Мы никак не можем велеть жидам ездить в наше государство, ибо не хотим здесь видеть никакого лиха, а хотим, чтобы Бог дал моим людям в моём государстве жить в тишине без всякого смущения. А тебе, брат наш, не следует впредь писать нам о жидах».
Ересь жидовствующих» не проявлялась открыто в России до конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века, когда она была обнаружена властями. Но до сих пор в русском народе существуют различные секты иудействующих, сторонники которых уверяют, что веру свою «исповедуют издревле», якобы с пятнадцатого века, со времён новгородской «ереси жидовствующих», — но доказать это теперь невозможно. [Курсив мой. М.М.]
Распространение «ереси жидовствующих» сопровождалось появлением книг еврейских философов по логике, астрономии, астрологии и другим наукам. Эти книги переводились с иврита на древнерусский язык главным образом для того, чтобы доказать правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в сравнении с византийской. Были переведены «Слова логики» Маймонида, «Тайная тайных», книга по астрономии «Шестокрыл» Эммануэля бен Яакова Бонфиса, астрологическая книга «Лопаточник», а также «Логика Авиасафа» мусульманского философа одиннадцатого века Газали, тоже переведённая жидовствующими с иврита. Переводились на древнерусский язык Книга Даниила и апокрифическая Книга Ханоха, и был у жидовствующих даже сборник еврейских праздничных молитв, так называемый «Псалтырь Фёдора Жидовина», который перевёл крещёный еврей Фёдор.
У православного духовенства не было этих книг, и потому им было трудно спорить с еретиками. Не случайно новгородский архиепископ Геннадий просил прислать ему книги, много книг по списку, «ибо все эти книги имеются у еретиков». И он же поручил переводчику посольского приказа Дмитрию Герасимову — «Мите Малому, толмачу латынскому» — перевести Библию на церковно-славянский язык, чтобы обличать со знанием «ересь жидовствующих». […]
В 1517 году снова объявился некий «жидовин, волхв, чародей и прелестник» Исаак, который совращал православных, — и снова был созван церковный собор, и опять казнили еретиков. (Возможно, что Исаак не был евреем. Словом «жидовин» называли иногда и отступников от веры. К примеру, одного русского монаха называли «Аврамко-жидовин, чернец лживый».)
В том же веке выдвинулся при дворе Ивана Грозного Матвей Башкин, выходец из мелкопоместных «боярских детей». Башкин собрал кружок вольнодумцев и под влиянием протестантизма и «ереси жидовствующих» отвергал святую троицу, считал Христа только человеком, отрицал почитание икон и церковное покаяние. По решению собора Башкина заточили в Волоколамский монастырь, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Один из соратников Матвея Башкина Феодосий Косой бежал в Белоруссию, где у него тоже объявились ученики, а потом ушёл в Литву, принял иудаизм и женился на еврейке.
Сохранилось еврейское народное сказание о событиях в Полоцке в 1563 году: «Была лютая зима. Московский царь Иван Грозный завоевал Полоцк и повелел всех евреев с их жёнами и детьми — всех до единого! — согнать к берегу реки Двины, неподалёку от княжеского замка. Собрали всех евреев, их жён и детей, числом три тысячи, и поставили всех у реки Двины, как приказал царь. И лишь двое детей — мальчик, сын одного коэна, и девочка, дочь коэна, — во время суматохи были позабыты и не приведены к реке. И приказал Иван Грозный поставить всех евреев на лёд реки и затем разрубить лёд. И были все потоплены, числом три тысячи. Спаслись только те двое детей, которых Иван Грозный затем пощадил; их приютили добрые люди. Выросли они и поженились, получив прозвище Бар-Коэн — Баркан. От них пошла новая община и фамилия Баркан».
Ещё в начале двадцатого века в память этого трагического события члены погребального братства в Полоцке постились ежегодно в определённый день и устраивали богослужение на старом кладбище, в нескольких километрах от города, где — по преданию — были похоронены всплывшие трупы мучеников 1563 года.
Заключение
В заключение хотелось бы сказать, что данный очерк всего лишь описывает интересное, с точки зрения каббалы, наблюдение и не претендует на построение ни самостоятельной теории, ни даже гипотезы о чём-либо. Герб РФ имеет свои толкования, которые закреплены в законодательном порядке, и автор ни в коей мере не собирается их оспаривать. Каббала — это лишь искусство осмысления вселенной, открытие нового смысла в каждом явлении этого мира, будь то символика чисел, цветов, букв, изображений либо явлений природы. Двуглавый орёл всегда был окутан ореолом таинственности и мистицизма. К рассмотрению его символики с точки зрения каббалы нас подтолкнула работа над статьёй «Славянские ключи, или русская каббала», в которой изучалась генеалогия символизма кириллической письменности по принципу преемственности её числового кода от более древних видов письменности, вплоть до древнеегипетских иероглифов. И тогда, в пылу размышлений над всем этим, мы совершенно случайно обратили внимание на уже указанные нами выше символические особенности герба, это и привело нас к подобным наблюдениям, которые и были описаны на скорую руку в данном очерке. И не стоит думать, что Древо Жизни на российском гербе — это что-то из той же оперы, что и пирамида с глазом на однодолларовой купюре, коды Да Винчи и улыбки Джоконды. Мы ещё раз хотим подчеркнуть, что в нашем случае символика не является явной и, возможно, не является вообще. Хотя если настойчивыми исследователями будут найдены более веские доказательства, пусть не явного, но всё же существования Древа Жизни в Двуглавом орле, то автор будет рад, что его догадки оказались верны.
Приложение[*]
…Вот даны два изображения: древнеегипетского бога Гора и двуглавого орла — символа нескольких империй. Разберёмся с различиями:
1. Гор сжимает в лапах некий предмет под названием Шен (Shen / shem / gem / камень). По легенде, эти самые шемы служили транспортным средством Богов для полётов на свою родную планету. В нынешнюю эпоху один шем трансформировался в державу (круглое основание увеличилось, а анкх упростился до креста), а второй шем заменили на скипетр.
Набалдашник скипетра, как верно заметил Артемий Лебедев, повторяет всю фигуру целиком, что делает изображение фрактальным.
Смысл фракталирования не ясен. Но можно предположить, что без двух полноценных двигателей (шемов) птица в целом потеряла мобильные функции и не может добраться до Центра Управления.
2. У Гора одна голова, которую венчает нимб — символ святости и божественности.
Птица справа обладает двумя головами, развёрнутыми в разные стороны. Видимо, из-за непропорционально маленьких крыльев, держаться на лету крайне затруднительно, и как следствие — высунутые языки. Обе головы увенчаны коронами. Размеры третьей короны и сокрытие её носителя свидетельствует о присутствии более могущественной неявленной силы. Головы орла не имеют нимбов — доступ к божественным знаниям у них закрыт, а все инструкции они получают из неявленного источника. Наверное, эта же сила не даёт смотреть головам в одну сторону.
3. Исторически двуглавый орёл был символом Римской, Византийской, Российской и многих других разрушенных/развалившихся империй. После разделения Советского Союза символом Российской Федерации снова становится Двуглавый Орёл.
Вывод. Символ нашего государства — ряженный безделушками мутант, находящийся под внешним управлением.
[*] Автор: Nahy. http://forum.kob.su/showpost.php?p=4250&postcount=1
Феномен имперского орла: 1 комментарий
Комментарии запрещены.