Транс и ОСы в Традиции Древних

В произведениях Лавкрафта, его предшественников по жанру и подражателей, а также в гримуарах о Древних, встречаются такие слова как «грёзы», «сны», «сновидения». Например, вот:

И вот мои суры презрения, обретённые в богохульных долинах Пнакота, где блуждал я в бесконечных грёзах моих. И было пробуждение моё столь горьким, что по сравнению с ним смертное питие, разбавленное желчию, кажется райским нектаром.

Сновидения долины Пнакота, 1:1-2 («Сновидения долины Пнакота»)[1]

Натыкаясь на эти слова вкупе с описанием запредельных областей, можно подумать, что речь идёт об осознанных снах. Но сие совершенно не так. Просто английское слово «dream», родственное славянскому «дрёма», переводят всегда по-разному: то «грёзы», то «мечты», то «сны». Осознанные же сны по-английски обозначаются «dreaming» («сновидение») и «lucid dreaming» («яркие сны», «ясные сны»), а таких слов в гримуарах нет. Значит, речь там идёт либо о грёзах, либо об обычных, неосознанных снах.

Рассмотрим это подробнее при разборе цитат.

Помазав главу твою мазию Кефнеса, обрящешь ты во сне истинное видение времён грядущих.

Завет Мёртвых, V.3:40 («Старая Книга»)

Это единственное известное нам упоминание о вещих снах. Косвенно о них же свидетельствует название 18-го Аркана Древних — «Пророчество».

Все они творили чрез знание перехода чудеса свои с мертвецами и духами умерших, но боюсь я, что часто духи сии были злыми шайтанами, вестниками тьмы иль зла куда более древнего…

Есть пути, на коих ум человеческий подобен оку в том, что может быть использован, будто стекло увеличительное, дабы сбирать силы, пребывающие в пространстве меж мирами.

Воистину, разум всякого человека может действовать, когда путы плоти разорваны и ты погружён в состояние отрешённости, подобное оружию силы великой. Ничего невозможного нет для волхователя того, коий содержит ум под властию своею, ибо способен таковой созерцать сим оком разума миры, удалённые от земли, и волен принесть неприятелям своим отмщение таковое, что не оставит ни малейшего следа, но заставит их источаться страхом и ужасом великим.

Завет Мёртвых, II.21:12-13; VII.2:2-6 («Некрономикон Дерлета»)

«Содержать ум под властью» значит пребывать в состоянии без мыслей. «Состояние отрешённости, когда разорваны пути тела» значит, что вы вошли в медитацию и довели её до глубокого состояния, до транса, когда тело совершенно не чувствуется, но вы, тем не менее, не вышли из него сновидческим телом. «Созерцать оком разума удалённые миры» значит путешествовать ментальным телом, силой мысли.

То есть получается, что здесь описан выход не астрального, а ментального тела. При астральном выходе вы чётко ощущаете, что уснули и осознали миг вхождения в картинку сна или же миг отделения от тела, и в тонком теле оказались в мире сновидений столь же явно, как находились обычным телом наяву. Ваше осознание целиком и полностью покинуло плотное тело и перешло в тело астральное, которое, в свою очередь, покинуло мир яви и вошло в мир сновидений. А при ментальном выходе вы просто отрешаетесь от тела, не отделяясь от него астральным телом, а всего лишь ментальным. При этом вы чётко знаете, что не покинули мир яви, хотя и созерцаете видения других мест или других миров. При астральном выходе связь с телом не ощущается, хотя она есть, а при ментальном ощущается, т. к. ваше сознание не может в ментальном теле выходить точно так же и с теми же эффектами, как в астральном теле.

Не шесть, не восемь и не тысяча направлений у пространства. Беспредельно оно не в границах своих и не числом направлений, составляющих его: уровень проникновения разума в тайны вселенной определяется количеством направлений, кои постиг он. Овладение новым направлением позволяет расширить границы путей и чистого разума.

Человек обыкновенный существует в пространстве шести направлений и пребывает там, не осознавая направлений иных: минувшего и грядущего, памяти и грёз. Овладев сими четырьмя направлениями, сможет измениться он и приблизить Владык. Перемещаясь в измерении небытия, создания эти призывались колдуном, словно свет, который управлял ими до него[2]. Колдовство сие — иное, нежели соединение нескольких направлений, соотносящихся с теми, в коих движутся существа сии.

Нетрудно призвать человека, ворожа в грёзах. Явится призываемый на зов и воротится затем в свой мир шести направлений. Но кто знает, что может явиться, ежели неумело наложены чары иль ежели чародей не вполне владеет заклятиями! Не приидет ли владеющий ими?

Рукописи Пнакота, III.3:2-13 («Договор Древних Богов»)

«Направления памяти и грёз» — это ментальный план. «Призывались колдуном, словно свет, который управлял ими до него» — т. е. если хочешь кого-то призвать, то надо ментально выйти и отождествиться с той силой, которая управляет тем, кого желаешь призвать. Слова о «неумело наложенных чарах», о «владении заклятиями» и о «том, кто приидет», говорят о том, чем данный способ призывания опасен: если вы не доросли до того, кого хотите вызвать, или не имеете на то обрядового права, то на ваш зов запросто может явиться кто угодно, и нельзя заранее угадать, кто именно.

Сие весьма напоминает скандинавский сейд. Ныне понятие о сейде чрезвычайно размыто, но в древности под сейдом разумелись следующие действия: надо войти в транс, ощутить тонкие слои Земли, ощутить себя внутри ауры Земли и уже оттуда влиять на погоду или ещё на что-нибудь, внедряя свою волю. В данном случае имеется в виду более высокий и опасный вид сейда, когда управлять нужно уже не с уровня Земли, а с совершенно запредельных уровней.

Всякую ночь являются грёзы, и глубоко погружаюсь я в разум иной, в облик чуждый, что наполняет чертоги стальным хладом: причудливый, средь густой враждебности жутких земель…

Даже когда переселялись мы из мира сего в удалённый, рыла червей могли отыскать нас чрез наши грёзы, кои взывали к ним, словно маяки, сквозь жуткую тьму.

Видения Яддита, 1-2;24 («Видения Яддита»)

Здесь говорится о случаях, когда в ваши грёзы проникают другие существа, в данном случае — Черви. Т. е. не только вы можете при ментальном выходе путешествовать по мирам, но это могут и другие существа, и, более того, они могут вас заметить. И как вы можете влиять на них, так и они на вас.

Столько же неверных терзаемых, учений уничтоженных, обрядов возрождённых, преград разрушенных! Знание сие таково, что рукописи пишутся ныне тем, кого нет. Чрез сие обретает он двойное присутствие. То, что позволяет простому смертному пройти по высшим землям, сохраняется там для грезящих.

Рукописи Пнакота, V.2:5-8 («Пнакотические рукописи»)

«Рукописи пишутся тем, кого нет» может значить две вещи:

1) человек совершил ментальный выход и в этом состоянии записывает то, что воспринимает на другом плане бытия;

2) человек как медиум впустил в себя дух другого человека и позволяет ему писать своей рукой (автоматическое письмо).

«Двойное присутствие» более точно указывает, что речь идёт именно о ментальном выходе, т. к. при астральном выходе вы присутствуете только в мире сновидений, полностью уйдя из яви, а при ментальном выходе вы сознанием одновременно находитесь и наяву, и в том месте, где пожелаете. Слово «сновидец», часто использующееся в переводах вместо «грезящего», скорее всего, передаёт смысл неточно.

Кроме всего этого, в Традиции Древних существует понятие о Семиста, которое как не что иное связано с грёзами. Рассмотрим подробнее.

Первые Звёздные Врата, Первые зонеи, именуемые Вратами Нанны, или Сина, Вратами Луны, некоторые называют Первыми Вратами Сновидений, а Вторые Звёздные Врата (Врата Набу, Врата Меркурия) — Вратами Глубокого Сна[3]. Но это неправильно, равно как неверно семь зонеев приравнивать к семи Вратам Снотворения. Врата Снотворения, Звёздные Врата (Врата посвящений) и Врата Снов (700 ступеней) — всё это разные вещи.

Согласно Лавкрафту, из Бодрствующего Мира надобно идти вниз по 700 ступенькам Неглубокого Сна к Пещере Огня и затем к 700 ступенькам, ведущим к Вратам Глубокого Сна и к Зачарованному Лесу. Зачарованный Лес описан в произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и ещё во многих произведениях, которые считаются детскими и обычно не заслуживающими внимания исследователей[4].

Пещера Огня, Зачарованный Лес и многое другое — всё это суть сновиденные места, коих можно достигнуть в осознанном сне или просмотреть в дрёме, в трансе через грёзы. Использование ментального выхода в данном случае лучше, т. к. всё, что связано с Древними, крайне непривычно и опасно для людей наяву, ещё опаснее на ментальном плане и совершенно непредсказуемо в астрале. Чем сильнее удалённость от тела, тем опаснее. Конечно, посвящённому тут опасаться особо нечего, ведь его Древние воспринимают как родного и могут охранять, но и такому человеку всё равно не стоит рисковать лишний раз. Хотя бы на первых порах, пока не наберётся достаточно опыта. Тем более, одно и то же явление или сущность, увиденная наяву, в ментале или в астрале — на каждом плане предстаёт несколько иначе, чем на другом. И если вам наяву страшно, то уж в осознанном сне — тем более.

Мир Снов, он же Астрал, состоит из нескольких слоёв. Увлекающиеся культом Альяха описывают сии слои так:

1. Страна Грёз (Личный Мир Сновидений) — ближайший к нашей яви слой, созданный мечтами и грёзами простых людей;

2. Краал’Гхо, Острова Беспамятства, Большой Сновидческий Край — в этот мир можно пройти, лишь преодолев Врата Глубокого Сна, т. е. научившись осознанным снам, или же научившись помнить не только обычные, но и глубокие сны; особо подчёркивается, что в этом слое расположен Город Забытых Душ;

3. Мир Недостижимых Грёз, Царство Спящих — Альях, мир Древних.

В Страну Грёз и в Большой Сновидческий Край существуют входы из яви. В частности, есть вход, открываемый в ментале через обряд и заклинания, а потом вас клонит в сон, и во сне вы оказываетесь там, куда ведёт вход.

Один из тех, кто многое испробовал на себе, поведал: «700 ступеней могут видеться как угодно, хоть как тоннель. И при каждом переходе — изменение самого себя. Попадают туда сразу из яви: уснул — и сновидческим телом сразу оказался там».

Число 700 — символическое. Имеются следующие значения Семиста Шагов:

1. 700 шагов по 700 ступенькам Неглубокого Сна — это иносказание, описывающее ваше состояние, когда вы пребываете в дрёме, воображаете Ключ Зин, а Дверь ещё не появилась;

2. 700 ступенек к Вратам Глубокого Сна — это иносказание, описывающее ваше состояние, когда Дверь появилась, вы её открыли, затем появилась ещё одна Дверь, и т. д.

3. 700 шагов по 700 ступенькам Неглубокого Сна к Пещере Огня и далее — это иносказание, описывающее ваше состояние, когда знаете, что где-то на земле есть такой проход в Большой Сновидческий Край, и вы его вообразили, и пока воображаемо спускаетесь по ступенькам, всё больше засыпаете, отделяетесь от тела и попадаете на сию тропу.

Как видите, сначала речь шла только о ментальном выходе, но, как только заговорили о представлениях из книг писателей, так сразу всплыл и астральный выход. Не стоит этому удивляться. Осознанные сны практикуют почти в каждом магическом течении, так почему же Традиция Древних должна быть исключением? Существенная разница лишь в том, что в данном случае к осознанным снам надо подходить в несколько раз осторожнее, чем обычно.

Кроме того, в Традиции Древних работа с осознанными снами не является обязательной. Причин тому несколько. Для начала взгляните на эту цитату:

Пробудив все линии, можно:

  • двигаться вдоль одной из них силою слова, созерцая видения Полюсов, примыкающих к ней;
  • входить в запретные города и видеть тайное <…>;
  • пересечь Пустоту и оказаться в любом другом месте этого мира, никем не замеченным пройти сквозь стены дома и вырвать сердце спящего человека или напиться его крови <…>;
  • вселяться в алтари низших Богов, чтобы навлечь проклятье на поклоняющихся им.

(«Тайны Червя»)[5]

Две последних возможности являются способностями развитого сновидческого тела, но упомянуты они при описании Линий Дха (они же Полосы Духа и Полосы Мира), в связи с ментальном взаимодействии с ними. Т. е. Заклинатель развивает свой ментал настолько, что может при ментальном выходе совершать такие вещи, для совершения которых другим необходимо иметь развитое сновидческое (астральное) тело и уметь сновидеть. О подобном говорит и следующие цитаты:

Во сне ты сможешь попасть в любое место земного шара и все свои мечты вплести узором в ткань вечности. То, что ты представишь или увидишь во сне, может воплотиться в реальном мире, и, зная правила Нат-Хортата [Бога Грёз], бодрствующий человек тоже может идти Долиной Земли Сна и оставаться при этом в полном сознании.

(«Текст Р’льеха»)[6]

Когда же будет нужда тебе войти в грезящий разум другого, в часы ночи надень кольцо на второй палец левой длани твоей, оборотись к западу и, прижимая вставку к челу твоему, произнеси четыре имени [Стражей] из пергамента, и должен ты в тот же миг пройти меж башнями сторожевыми и вступить в области грёз. Назови имя грезящего, и разумы ваши станут едины, покуда не снимет Нат-Хортат чар своих.

Завет Мёртвых, V.5:70-73 («Текст Р’льеха»)

Здесь описана обрядовая разновидность сейда. Сейд обычно творится только за счёт вашей личной силы, а здесь всё строится на задействовании внешних сил — бога сна Нат-Хортата (Гипноса) и 4-х язатов (Стражей).

Так же сие примечательно тем, что навык, используемый сновидцами, намеренно исполняется не в астрале, а наяву, через ментал. И неясно: то ли это специально для тех, кто не умеет сновидеть, то ли ради того, чтобы не было нужды в овладении умением осознаваться во сне.

Итого, мы имеем следующие практики:

  1. транс;
  2. грёзы — транс с видениями, ментальный выход с целью сбора сведений;
  3. сейд — ментальный выход с целью магического влияния на кого-либо или на что-либо;
  4. применение астральных навыков наяву через ментал;
  5. вещие сны;
  6. осознанные сны.

Осознанным снам учатся для того, чтобы при смерти иметь возможность уйти с полным сохранением своей личности, включая память и осознание, а иногда даже и вместе с плотным телом (в зависимости от умений и количества силы). Таковое умение не помешает ни одному магу, но, тем не менее, в обрядовых видах магии, как правило, принято полагаться на волю тех существ, которым поклоняешься, и надеяться, что при смерти они устроят вам должный переход. Зависимость от других существ в данном вопросе хорошо иллюстрирует Лавкрафт, символически говоря о том, что сны людей — это мысли Ктулху, жизнь людей — это часть Его сна, и когда Он проснётся, люди исчезнут. А среди сновидцев издавна бытует поговорка: «Когда сны перестают принадлежать магу, он перестаёт быть магом».


 

[1] Ссылка на цитату указывается по переводам, опубликованным в журнале «Апокриф», вып. 17 и 19. В скобках приводятся более известные названия фрагментов. Если перевод не публиковался нами ранее (или имеет важные для повествования отличия от нашей версии), он приводится либо в других вариантах (с незначительной правкой), а ссылка даётся в скобках. Прим. ред.

[2] Эта фраза приводится в 19-м выпуске «Апокрифа» в следующем варианте: «Перемещаясь средь небытия, способны они повелевать чародеями, словно свет, правящий ими прежде». Поскольку здесь расхождение существенно для дальнейшего изложения, фраза приведена в варианте, записанном автором статьи. Прим. ред.

[3] В «Завете Мёртвых» Нанна (Син) соотнёсён с Ноденсом, а Набу (Небо) — с Ньярлатхотепом (см. также «Каббала Древних», «Апокриф», вып. 16). Прим. ред.

[4] Любопытно, что в составленном Алистером Кроули списке «Литература, рекомендованная соискателям, и основные книги наставлений A...A... И O.T.O.» (Часть II. Учебная программа A...A... Курс I. Литература общего характера. Раздел 2. Прочая литература, главным образом художественная: вспомогательные тексты, предоставляющие материал для размышлений общего рода и полезные советы) работы «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла приведены с пометкой «Ценна для тех, кто понимает каббалу». Прим. ред.

[5] http://diongray.ucoz.ru/.

[6] Эта цитата по настоянию автора приведена по версии Балтазара (http://drevnie.at.ua/load/0-0-0-29-20). В переводе Анны Нэнси Оуэн («Апокриф», вып. 19) данный фрагмент переводится следующим образом: «Области грёз соприкасаются с миром земли во многих местах, но именно над могучими сторожевыми башнями грёзы человеческие сплетаются с узором вечности. Лишь в краю слепых обезьян, где мысли обретают очертания и пурпурный Нат-Хортат сплетает нити истины, человек может идти долиною страны грёз и созерцать в ней паутину умов, оставаясь при этом в полном сознании» (Завет Мёртвых, V.5:25-26). Прим. ред.