Бай Хоу Дао (Путь Белой Обезьяны)

ДЛИННЫЙ СПИСОК

КОРОТКИХ БЛАГОДАРНОСТЕЙ

тем, через кого эта книга всё-таки есть:

 

  • Чёрному Жуку, которому я, кажется, обязан своим Просветлением;
  • моему отцу, ставшему мостом между ребёнком, носившим моё имя, и мною нынешним;
  • моей матери, несмотря на старания которой я остаюсь таким, какой я есть;
  • моему брату — сам не знаю, за что, хотя наверняка не напрасно;
  • Н. В. Беляковой, принявшей эстафетную палочку в виде меня;
  • С. Г. Палий, не без помощи которой я стал Волком;
  • Светлане Малышевой — за первую поддержку в становлении Пути;
  • Павлу Краснощёкову, чисто славянскому сэнсэю;
  • Нике Самошко — за «Железную флейту» и многое другое;
  • Лауре Бига, настоящей даже там, где это не приветствуется;
  • Элдеру Сириансу — за недолгую, но интересную компанию и за то, что его Путь, впитанный мною, не стал моим;
  • Нэлле, Майку, Гилдору, Аскену, Гэлмору, Лианнотлю, Тэрфину, Кормэлу, — в общем, всем Альтерам, какими бы Путями они не шли, — за то, что они есть те, кто они есть;
  • Вероне, Вале, Томе, Сергуне, Никите, Пчёлке и проч., — «малым сим, коих есть Царствие Небесное»;
  • Роме, Наташе, Славе, скаутской организации и др., невольно оказавшим посильное техническое содействие;
  • Эсперантистам, Славянистам, Экологам, Индеанистам, Толкинистам, Альтерам (опять-таки), Туристам, Бардам, Скаутам — за спутничество;
  • музам, реальным и виртуальным, через которых я черпал вдохновение (отдельно — Боне, Оксане, Иолантэ, Насте, Иволге, Ёжику);
  • Мастерам, Учителям и Писателям — тем, кто живы, и тем, кто не очень, — прямо или косвенно оказавшим на меня влияние или просто произведшим впечатление;
  • тем богам, которым наплевать, что я в них не верю;
  • моим доброжелателям — за то, что я у них есть;
  • моим недоброжелателям — за их напрасный труд;
  • всем тем и всему тому, кто и что меня окружает, — за окружение;
  • мне, любимому, — за всё;
  • моему Идаму, моему Тотему и моей Аниме, которые тоже суть я;
  • Белой Обезьяне — за.

 

Часть 0.      ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Как-то раз, в бытность мою Хануманом (была у меня и такая инкарнация) боги подошли ко мне и спросили: «Скажи, о Хануман, как удаётся тебе так хорошо ладить с людьми?» — «Всё очень просто, — сказал я. — Я просто читаю их души». — «Скажи, о Сын Ветра, как научиться нам читать человеческие души?» — спросили снова боги. «Сначала — читайте их, — ответил я. — Научитесь потом».

 

Однажды к Ходже Насреддину пришёл жадный и жестокий ростовщик Джафар. Он был горбат и уродлив, поэтому, наслушавшись рассказов о мудрости Насреддина, хотел, чтобы тот превратил его в красавца. Само собой разумеется, живая и совершенно практичная мудрость Ходжи не имела ничего общего с колдовством (к тому же, у него не было ни малейшего желания помогать злому ростовщику), однако он выслушал просьбу Джафара и пообещал помочь. Он потребовал, чтобы Джафар и вся его родня явились к нему в определённый час, и, когда все собрались, начал замысловатый обряд.

 

— Разденься, Джафар, и трижды обойди вокруг костра, — сказал Ходжа Насреддин. Он всё ещё не придумал достойного способа и выигрывал время. Лицо его было озабоченным.

Родственники наблюдали в безмолвии. Ростовщик ходил вокруг костра, словно обезьяна на цепи, болтая руками, свисавшими почти до колен.

Лицо Ходжи Насреддина вдруг прояснилось. Он облегчённо вздохнул и, откинувшись, расправил плечи.

— Дайте мне одеяло! — сказал он звучным голосом. — Джафар и все остальные, подойдите ко мне!

Он выстроил родственников кольцом, а ростовщика посадил в середине на землю. Потом он обратился к ним со следующими словами:

— Сейчас я накрою Джафара этим одеялом и прочту молитву. А все вы, и Джафар в том числе, должны, закрыв глаза, повторять эту молитву за мной. И когда я сниму одеяло, Джафар будет уже исцелён. Но я должен предупредить вас об одном необычайно важном условии, и если кто-нибудь нарушит это условие, то Джафар останется неисцелённым. Слушайте внимательно и запоминайте.

Родственники молчали, готовые слушать и запоминать.

— Когда вы будете повторять за мною слова молитвы, — раздельно и громко сказал Ходжа Насреддин, — ни один из вас, ни тем более сам Джафар, не должен думать об обезьяне! Если кто-нибудь из вас начнёт думать о ней или, что ещё хуже, представлять её себе в своём воображении — с хвостом, красным задом, отвратительной мордой и жёлтыми клыками — тогда, конечно, никакого исцеления не будет и не может быть, ибо свершение благочестивого дела несовместимо с мыслями о столь гнусном существе, как обезьяна. Вы поняли меня?

— Поняли! — ответили родственники.

— Готовься, Джафар, закрой глаза! — торжественно сказал Ходжа Насреддин, накрывая ростовщика одеялом. — Теперь вы закройте глаза, — обратился он к родственникам. — И помните моё условие; не думать об обезьяне.

Он произнёс нараспев первые слова молитвы:

— Мудрый аллах и всеведущий, силою священных знаков Алиф, Лам, Мим и Ра ниспошли исцеление ничтожному рабу твоему Джафару.

— Мудрый аллах и всеведущий, — вторил разноголосый хор родственников.

И вот на лице одного Ходжа Насреддин заметил тревогу и смущение; второй родственник начал кашлять, третий — путать слова, а четвёртый — трясти головой, точно бы стараясь отогнать навязчивое видение. А через минуту и сам Джафар беспокойно заворочался под одеялом: обезьяна, отвратительная и невыразимо гнусная, с длинным хвостом и жёлтыми клыками, неотступно стояла перед его умственным взором и даже дразнилась, показывая ему попеременно то язык, то круглый красный зад, то есть места наиболее неприличные для созерцания мусульманина.

Ходжа Насреддин продолжал громко читать молитву, и вдруг остановился, как бы прислушиваясь. За ним умолкли родственники, некоторые попятились. Джафар заскрипел под одеялом зубами, ибо его обезьяна начала проделывать совсем уж непристойные штуки.

— Как! — громовым голосом воскликнул Ходжа Насреддин. — О нечестивцы и богохульники! Вы нарушили мой запрет, вы осмелились, читая молитву, думать о том, о чём я запретил вам думать! — Он сорвал одеяло и напустился на ростовщика: — Зачем ты позвал меня! Теперь я понимаю, что ты не хотел исцелиться! Ты хотел унизить мою мудрость, тебя подучили мои враги! Но берегись, Джафар! Завтра же обо всём будет известно эмиру! Я расскажу ему, что ты, читая молитву, нарочно с богохульными целями всё время думал об обезьяне! Берегись, Джафар, и вы все берегитесь: это вам не пройдёт даром, вы знаете, какое полагается наказание за богохульство!

А так как за богохульство действительно полагалось очень тяжёлое наказание, то все родственники оцепенели от ужала, а ростовщик начал что-то лепетать, стараясь оправдаться. Но Ходжа Насреддин не слушал; он резко повернулся и ушёл, хлопнув калиткой…

Вскоре взошла луна, залила всю Бухару мягким и тёплым светом. А в доме ростовщика до поздней ночи слышались крики и брань: там разбирались, кто первый подумал об обезьяне…

 

В этой занимательной истории («Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва) ни слова не сказано о том, была ли эта обезьяна чёрной, белой, серой, коричневой или какого-либо иного цвета. Тем не менее, для нашего Пути будет полезно помнить, что Обезьяна, о которой ни в коем случае не следует думать, есть БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА.

Можно было бы долго исследовать этот фрагмент «Повести…» с самых различных позиций (например, поразмыслить о том, был ли Ходжа Насреддин благочестивым мусульманином; или предположить, что он мог бы на самом деле превратить Джафара в красавца, если бы его родственники не начали думать об обезьяне; или написать подробную трактовку этой истории в духе Дзэна, как Мастер Ошо сделал это с притчами Лао-Цзы). Но для нас важен сейчас единственный вопрос, который является нашим Дао и нашим коаном: Что значит — НЕ ДУМАТЬ О БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ? — или же: Можешь ли ты НЕ ДУМАТЬ О БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ?

Техника коан имеет длинную и интересную историю, и можно было бы привести различные классические коаны Дзэна, рассказать связанные с ними истории достижения Сатори, подробно поговорить о методике работы над ними. Однако для наших практических нужд достаточно процитировать те предостережения, которые давал своим ученикам Мастер Дай-ин:

 

  1. Не увлекайтесь игрой воображения.
  2. Не обращайте внимания на Учителя, если он будет поднимать брови или моргать глазами.
  3. Не пытайтесь извлечь смысл коана из его словесной оболочки.
  4. Не пытайтесь сказать словами.
  5. Не думайте, что смысл коана можно уловить тогда, когда он становится предметом мышления.
  6. Не принимайте Дзэн за простое состояние пассивности.
  7. Не судите о коане с дуалистической позиции «да» и «нет».
  8. Не думайте, что коан указывает на абсолютную пустоту.
  9. Не пытайтесь решить коан с помощью логики.
  10. Не настраивайте свой разум в ожидании смерти.

В конце концов, вы обнаружите, что уподобились крысе, которую загнали в дальний угол амбара и которая, повернувшись. неожиданно обнаруживает надёжный путь спасения.

 

Так обстоят дела с коанами вообще. Если вам этого достаточно, то… этого достаточно. Если же нет, вам стоит, быть может, обратить свой взор к Бай Хоу Дао (Пути Белой Обезьяны) и ознакомиться с нижеприведённой инструкцией. Хотя это, конечно, не имеет значения…

Итак, не думайте о Белой Обезьяне, если можете, ищите Сатори, если оно вам нужно, — а нет — так плюньте на всё это и идите обедать!

 

Часть 1.       ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК

при решении коана

«БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА»,

 

ЗАБУДЬ

о том, что:

  • имеет (не имеет) отношение к БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — значит, думать о ней и о том, как о ней не думать;
  • не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ можно только тогда, когда с полной самоотдачей делаешь что-то другое (думаешь о чём-то другом);
  • абсолютно БЕЛЫХ (или абсолютно чёрных) ОБЕЗЬЯН не бывает;
  • думая о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ (или о том, как о ней не думать), ты забываешь о Чёрной ОБЕЗЬЯНЕ;
  • ОБЕЗЬЯНА (Хануман) — индо-буддийский символ мудрости;
  • ОБЕЗЬЯНА (или три ОБЕЗЬЯНЫ), закрывающая свои глаза, уши и рот, означает «не вижу зла, не слышу зла, не произношу зла»;
  • ОБЕЗЬЯНА (и, в частности, БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА) несёт в себе глубокий потаённый смысл;
  • думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — способ достичь Сатори;
  • притча о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ восходит к преданию о Ходже Насреддине;
  • в предании о Ходже Насреддине ни слова не сказано о том, что ОБЕЗЬЯНА была БЕЛОЙ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА реально существует;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — символ или образ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — плод воображения;
  • БЕЛЫМИ бывают ОБЕЗЬЯНЫ таких-то конкретных видов;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это ОБЕЗЬЯНА-альбинос;
  • БЕЛЫХ ОБЕЗЬЯН не бывает;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — хороший (плохой) объект для медитации (созерцания);
  • о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно (можно, нельзя) думать (не думать);
  • думая (не думая) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ или медитируя на её образ, можно (нельзя) добиться тех или иных результатов;
  • свои мысли (чувства) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно (можно, нельзя) фиксировать на бумаге;
  • о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ никому нельзя говорить;
  • о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ надо рассказать всем (кому-либо);
  • БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ следует уделять всё своё время;
  • достаточно хоть изредка думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ (медитировать на неё, решать коан о ней);
  • при решении коана о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ следует избегать всяческих «надо» и «нельзя»;
  • коан о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ решается;
  • коан о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ не решается;
  • определённых правил обращения с «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ» не существует;
  • есть какие-либо правила обращения с «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ»;
  • необходимо (нельзя) следовать всем (каким-либо) приведённым здесь правилам работы с коаном «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА»;
  • при работе над коаном о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ возможны (не возможны) какие-либо ошибки;
  • к БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ надо (нельзя) относиться серьёзно;
  • людей иногда называют «БЕЛЫМИ ОБЕЗЬЯНАМИ»;
  • надо по возможности расширять этот список указаний по работе над коаном «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА»;
  • инструкцию по решению коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» надо выкинуть, не дочитывая;
  • люди происходят от ОБЕЗЬЯН;
  • надо (можно, нельзя) думать (не думать) о том, что надо (можно, нельзя) думать (не думать) о том, …, что надо (можно, нельзя) думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • решение коана о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ лежит в поле нестремления (у-вэй) или недуманья (у-син);
  • «светобоязнь» — анаграмма слова ОБЕЗЬЯНСТВО, а «водосветобоязнь» — ОБЕЗЬЯНОВОДСТВО;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — астральное (ментальное, нирваническое) существо;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — проявление Абсолюта;
  • ты не испытывал Сатори ранее и потому можешь не узнать, когда оно случится (даже если достигнуто будет без помощи БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА;
  • предыдущая фраза о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ была повторена дважды;
  • самым верным было самое первое впечатление о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • самое простое (сложное) решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» — самое верное;
  • у БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ есть хвост (нет хвоста);
  • «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» — это шутка;
  • твоя последняя мысль была (не была) связана с БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ;
  • даже у БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ есть отвратительный красный зад;
  • важно (не важно), кто и при каких обстоятельствах дал тебе коан о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это смерть;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА обладает (не обладает) природой Будды;
  • на постижение БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ нужно потратить годы (всю жизнь);
  • ты вот-вот постигнешь суть БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ;
  • в целях экономии места словосочетание «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» можно было бы сокращённо записывать как «БО»;
  • притча о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ подобна сказке про белого бычка;
  • смысл «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ» — в отрицании (утверждении) всего (чего-либо);
  • по-настоящему не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ может только мёртвый;
  • в умении не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ можно (нельзя) достичь совершенства (мастерства);
  • не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — это своего рода искусство;
  • не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — значит, не думать вообще;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА на самом деле не белая, а … (красная, голубая, серо-буро-малиновая);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА на самом деле не ОБЕЗЬЯНА, а … (собака, кенгуру, покемон);
  • «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» входит (не входит) в число классических коанов Дзэн;
  • пункты инструкции по решению коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» противоречат (не противоречат) друг другу (логике, Дао, учению Дзэн, Десяти Заповедям, здравому смыслу, морали, закону и т. д.);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это Будда (Аватара, Бодхисаттва, Мессия);
  • такой-то пункт инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ сформулирован не верно;
  • ОБЕЗЬЯНА стала БЕЛОЙ после того, как её покрасили;
  • имеется в виду игрушечная ОБЕЗЬЯНА;
  • надо уехать в Африку (Азию, Америку) и попытаться встретить там настоящую БЕЛУЮ ОБЕЗЬЯНУ;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» имеет (не имеет) определённого автора;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это ты;
  • БЕЛУЮ ОБЕЗЬЯНУ надо любить (бояться, уважать, ненавидеть);
  • ОБЕЗЬЯНЫ живут в Африке, Азии и Южной Америке;
  • ты сам дал себе коан о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ:
  • ОБЕЗЬЯНЫ бывают широконосыми (капуцины, игрунки) и узконосыми (мартышкообразные и человекообразные);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — абсолютное Зло (Добро);
  • постичь, что есть БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА, можно с помощью наркотиков (алкоголя, логики, медитаций, размышлений, гипноза, гаданий, психоанализа, медиумов и т. д.);
  • суть инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ в том, что в ней указано, о чём следует забыть, а не помнить;
  • достаточно только не произносить словосочетания «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» вслух;
  • в принципе, думать (не думать) можно не только о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, но и об ОБЕЗЬЯНЕ любого другого цвета или даже о другом животном (например, о сером кролике или розовой пантере);
  • ОБЕЗЬЯНОЙ Господа Бога называют дьявола;
  • решение коана было в той мысли о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, которую ты не успел зафиксировать сознанием;
  • можно не решать коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА», а другим сказать, что уже достиг с его помощью Просветления;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА тут вообще ни при чём;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — вечное упражнение, питающее творческие способности;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это макака (горилла, шимпанзе, бабуин, мандрил, гамадрил);
  • чем выше интеллект, тем труднее (проще) решить коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА»;
  • для решения коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» сперва следует перебрать все возможные неправильные пути;
  • решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» придёт само собой;
  • работать над «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ» нужно так же, как и над любым другим коаном;
  • работа над «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ» отличается от работы над другими коанами;
  • для решения этого коана нужно самому почувствовать себя БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ;
  • нужно как можно больше (меньше) думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • необходимо (бесполезно) постоянно (время от времени) повторять слова «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» или представлять её образ;
  • нужно уподобиться ОБЕЗЬЯНЕ в повседневной жизни, образе мысли и т. д.;
  • ты постиг коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» в большей (меньшей) степени, чем кто-то другой;
  • необходимо помнить обо всём, что в твоей жизни имеет (имело) отношение к БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА должна тебе присниться;
  • ты сам должен присниться БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА похожа на медведя (собаку, чёрта, коалу);
  • думая (не думая) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, ты уподобляешься сороконожке, которая задумалась о том, как ей удаётся не путаться в своих ногах, и разучилась ходить;
  • текст «Пути БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ» не подлежит (подлежит) изменениям;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА есть всего лишь ОБЕЗЬЯНА белого цвета;
  • тот, кто решил коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА», выше (лучше, просветлённее, совершеннее) того, кто его не решил;
  • вот ты и перестал думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • по-китайски (по-японски, на санскрите, иврите, латыни и т. д.) название «Путь БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ» звучит лучше (хуже), чем по-русски;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это ОБЕЗЬЯНА, усыпанная снегом;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это снежная баба в виде ОБЕЗЬЯНЫ;
  • у иероглифической записи коана могут быть и другие значения, кроме «Не думай о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ!» (например, «Не думай о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ напрасно», или даже — «всуе», — ибо иероглиф «Бай» имеет и значение «попусту, напрасно»);
  • китайская запись вообще более полно отражает суть коана о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — образец для подражания;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это предостережение;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это что-то конкретное (абстрактное);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА находится там, где исчезают все крайности и противоположности;
  • следует поклоняться БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ как божеству;
  • коан о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ содержит в себе информацию из параллельных миров, от Бога, Внеземных Цивилизаций и т. д.;
  • ОБЕЗЬЯННИЧАТЬ — значит, подражать, — следовательно, «не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ» — значит, оставаться собой;
  • главное при решении коана — концентрацией на БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ вызвать состояние умственного напряжения, которое должно разрешиться Сатори;
  • главное при решении коана — думать о чём-то ином, не имеющем отношения к БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • при решении коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» вообще есть что-то главное;
  • решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» зависит (не зависит) от расовой, национальной, религиозной, политической принадлежности, языка, социального положения, пола, возраста и т. д.;
  • в присутствии посторонних не следует показывать, что ты занят «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ»;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА тоже ест, пьёт, спит, испражняется и т. д.;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это почти что человек;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это «недостающее звено»;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это Снежный Человек;
  • ни о чём, перечисленном в инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, ты и не думал;
  • в инструкции намеренно пропущен единственный верный путь решения коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА»;
  • пункты инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ не мешало бы подсчитать и пронумеровать;
  • Просветление путём решения коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» следует достичь к такому-то времени;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» (инструкция по его решению) получен путём божественного откровения;
  • количество пунктов инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ следует довести до такого-то числа;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА знает всё;
  • думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ лучше всего на природе (в туалете, в транспорте, сидя, стоя, лёжа, ночью, днём, за едой, на работе, занимаясь сексом);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА имеет отношение к ОБЕЗЬЯНЕ из анекдота, которая не могла разорваться между «умными» и «красивыми» (к какому-то другому анекдоту);
  • БЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ, наверное, решают коаны о Чёрном Человеке;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА в это время сидит и медитирует на твой образ;
  • БЕЛУЮ ОБЕЗЬЯНУ не мешало бы убить;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА с картинки (нэцке, фотографии) слишком уж агрессивно (добродушно, доверчиво, иронично, равнодушно) на тебя смотрит;
  • у БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ грязные (чистые, волосатые) руки (ноги);
  • нос (губы, глаза) у БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ всё-таки чёрный;
  • другие люди могут (не могут) помочь тебе в решении коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА»;
  • этот пункт инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — последний, который ты читаешь;
  • легче БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ пройти сквозь игольное ушко, чем богатому (бедному, умному, глупому, сытому, голодному, …, тебе, кому-то ещё) решить коан о ней;
  • ОБЕЗЬЯН бояться — в лес не ходить (ОБЕЗЬЯНА с воза — кобыле легче; Кесарю — кесарево, а ОБЕЗЬЯНЕ — ОБЕЗЬЯНЬЕ; ОБЕЗЬЯНУ баснями не кормят и т. д.);
  • прошлый пункт инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ был особенно (не особенно) оригинален;
  • с помощью коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» тебя пытаются зомбировать;
  • БЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ — это бандерлоги;
  • ты думаешь (не думаешь) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» начала давать свои плоды;
  • строки из песни группы «Високосный год»: «Она делает вид, что смеётся, // Я стараюсь не думать о ней», — о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • слово «ОБЕЗЬЯНА» состоит из 8 букв, а слово «БЕЛАЯ» — из 5;
  • достаточно (не достаточно) просто смотреть, не думая, на изображение БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА на картинке выглядит слишком задумчиво (грустно, весело, устрашающе);
  • ты и без БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ можешь достичь (уже достиг) Сатори;
  • без БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ Сатори никогда не достичь;
  • думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — это обряд (ритуал);
  • все мысли о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ когда-нибудь иссякнут (не иссякнут никогда);
  • своим опытом решения коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» следует (не следует) поделиться с другими;
  • ты хотел бы (не хотел бы) быть ОБЕЗЬЯНОЙ;
  • на фотонегативе БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА будет чёрной, а чёрная — белой;
  • шерсть БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ на самом деле светло-серая (желтоватая, серебристая);
  • мысли (чувства) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно просто пропускать мимо сознания;
  • в каждом из приведённых утверждений о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ (или в некоторых из них) есть указания не только по поводу того, как не надо действовать, но и по поводу того, как надо: следует только уметь выбирать их из общей массы;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это то же самое, что «хлопок одной ладони» Мокурая или «Му» Дзёсю;
  • ты начнёшь работу с «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ» чуть позже;
  • верный путь решения коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» только что ускользнул от тебя;
  • было бы проще, если бы ты совершенно ничего не знал о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • когда твой разум переполнится БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ и все мысли (чувства) будут постоянно на неё «натыкаться», случится некое событие, которое приведёт тебя к Сатори;
  • думая (не думая) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, можно сойти с ума;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА имеет (не имеет) отношение к басне «Мартышка и очки» («Квартет», «Обезьяна и зеркало»);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА имеет (не имеет) отношение к притче об ОБЕЗЬЯНЕ, уронившей орех и рассыпавшей остальные, пытаясь его поднять;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА имеет (не имеет) отношение к притче об ОБЕЗЬЯНЕ, застрявшей рукою в банке с орехами и убитой охотником, не пожелав выпустить орехи;
  • обе упомянутые притчи об ОБЕЗЬЯНЕ имеют одну и ту же мораль: не потеряй главного, привязываясь к незначительному;
  • предыдущие утверждения были сутью коана о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • все (некоторые) пункты инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ хитрым образом переплетены друг с другом так, что их сопоставление даст верный ответ;
  • инструкция о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужна только для того, чтобы тебя запутать;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА является символом хитрости;
  • связь последних пяти-семи (8-15, 16-…) утверждений о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ чересчур очевидна (совершенно непонятна);
  • в следующем пункте инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ будет дано верное решение коана;
  • верное решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» не дано здесь намеренно;
  • ты так и думал, что верного решения коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» в предыдущем пункте не должно было быть;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — не более (более) чем игра;
  • не зря (зря) это всё названо Бай Хоу Дао (Путём БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ);
  • «Дао БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ» — сильное (слабое) философское (литературное) произведение;
  • даже не решив коана, можно, размышляя о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, прийти к интересным (полезным) мыслям;
  • по шестидесятилетнему восточному календарю, годы БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ — …, 1920, 1980, 2040, 2100, …;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это некто, кто родился (родится) в год БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ (нечто, что произошло или произойдёт в эти годы);
  • ОБЕЗЬЯНЬИ мозги считаются деликатесом;
  • результат работы с «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ» следует (не следует) сравнивать с результатами других духовных методик;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» является (не является) духовной методикой;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это слишком просто (сложно) для тебя;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это то, что тебе нужно;
  • твою работу с коаном «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» должны одобрить твои родители (священник, Учитель, друзья, жена, тренер, начальник);
  • какие-то пункты инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ более (менее) значимы, чем остальные;
  • все пункты инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ равноценны;
  • то время, которое ты тратишь на БЕЛУЮ ОБЕЗЬЯНУ, ты мог бы проводить с большей пользой;
  • ты работаешь над коаном «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» с полной самоотдачей;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА преследует тебя;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА всегда ускользает от тебя;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА стала твоей навязчивой идеей;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это что-то внутри (вне) тебя;
  • тот, кто придумал коан о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — извращенец (придурок, злодей, садист, мерзавец);
  • при работе над коаном о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ возможны (не возможны) какие-либо ошибки;
  • кажется, этот пункт инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ уже встречался здесь;
  • прошлым утверждением тебя вынуждают просмотреть инструкцию о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ заново;
  • тебе надо (не надо) последовать предыдущему указанию по поводу работы с «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ»;
  • если ты получишь Просветление благодаря БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, ты научишь этому методу других;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — седая ОБЕЗЬЯНА;
  • Далай-ламе (Бодхидхарме, Гаутаме) коан о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ понравился бы (не понравился бы);
  • «БЕЛУЮ ОБЕЗЬЯНУ» неплохо бы (нельзя) совмещать с другими техниками;
  • какое-то слово из инструкции о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ тебе непонятно;
  • БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно воздвигнуть храм (памятник);
  • длина тела (высота) ОБЕЗЬЯН — от 15 см (карликовая игрунка) до 2 м и более (горная горилла);
  • ОБЕЗЬЯНА — ближайший родственник человека;
  • о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно говорить языком искусства;
  • решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» должно прийти во сне;
  • если тебе приснилась БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА, значит, ты нашёл решение коана;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это «зверь в тебе»;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это «похотливый павиан (бабуин)», проявление твоей сексуальной энергии;
  • работа над коаном «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» дисциплинирует;
  • тебе интересно (скучно) думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ или о том, как о ней думать (не думать);
  • «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» — это магическое заклинание или мантра;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это ТО;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это ЭТО;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — такая-то и такая-то;
  • надо вспомнить (забыть) предыдущую мысль о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ;
  • в БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ есть Дзэн (нет Дзэна);
  • структурная формула бензола открыта благодаря сну о шести ОБЕЗЬЯНАХ, держащих друг друга за хвосты;
  • если шесть ОБЕЗЬЯН будут миллион лет стучать по клавишам пишущей машинки, одна из них в конце концов совершенно случайно напечатает текст «Гамлета»;
  • для постижения сути БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ нужно обратиться за советом к кому-то более сведущему;
  • тебе не под силу постичь суть БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА тебе уже надоела;
  • когда говорят о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ, имеют в виду нэцке «Хануман» или «Три ОБЕЗЬЯНКИ»;
  • ОБЕЗЬЯНЫ бывают и разных других цветов;
  • имя «Тарзан» переводится с «ОБЕЗЬЯНЬЕГО» как «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА»;
  • БЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ упоминаются в книге Берроуза «Марсиане»;
  • стоит запустить инструкцию по «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ» в Интернет;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» учит тому, что надо больше действовать и меньше думать;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» учит тому, что надо больше думать и меньше испытывать эмоции;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» учит тому, что надо больше испытывать эмоции и меньше совершать действий;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» вообще чему-то учит;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» не учит ничему;
  • коан «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» помогает тебе научить чему-либо самого себя;
  • тебе могут помочь чьи-либо объяснения на счёт БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ;
  • приведённый текст о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ — это тест, где нужно отметить то, что, по твоему мнению, соответствует (не соответствует) действительности;
  • инструкцию о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно, подобно Письму Счастья, размножить и разослать знакомым и незнакомым;
  • следует приложить усилия к тому, чтобы создать религиозный Культ БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ;
  • о БЕЛЫХ ОБЕЗЬЯНАХ думать глупо (нелепо, непрактично);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых и т. д.;
  • инструкция по решению коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» — Священное Писание;
  • «БЕЛУЮ ОБЕЗЬЯНУ» надо записать в стихотворной форме;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА упоминается в таких-то конкретных литературных (музыкальных) произведениях, изображена на таких-то картинах и т. д.;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — это то же самое, что и Чёрная ОБЕЗЬЯНА, либо её противоположность;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА имеет какое-либо отношение к Тай-цзы (Инь-Ян), мандалам и т. д.;
  • решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» — в том, что останется после отсечения всего, что перечислено в инструкции;
  • «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» — это коан;
  • существует «Закон сотой ОБЕЗЬЯНЫ», гласящий, что при распространении идеи среди критического числа людей она становится всеобщим достоянием;
  • «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» — это не коан;
  • других (кроме перечисленных) ошибок при работе с «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ» не существует;
  • думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно в строго установленное время;
  • думать (не думать) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ нужно тогда, когда хочется;
  • перечисленные здесь указания по работе с коаном о «БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ» упорядочены (не упорядочены);
  • к коану «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» надо подходить с чистым разумом (сердцем);
  • по-настоящему не думать о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ может только Просветлённый;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА как-то связана с буддизмом (христианством, даосизмом, исламом и т. д.);
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА — замечательное (омерзительное, странное) зрелище (существо);
  • решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» есть решение всех проблем;
  • решение коана «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА» ничего не даст;
  • при работе с коаном следует (не следует) читать эти (какие-либо другие) инструкции, смотреть на изображение БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЫ или мандалы, произносить мантры, молиться, изучать Писания, держать мудры или позы и т. д.;
  • БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА не имеет ничего общего с Высокими Материями;
  • любые мысли (чувства, переживания) о БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ будут ложными (истинными, несущественными, смешными и т. д.);
  • работая над коаном «БЕЛАЯ ОБЕЗЬЯНА», о чём-то следует помнить (забывать);
  • [добавь свои (чьи-либо ещё) мысли, чувства, переживания и т. д., имеющие (не имеющие) отношение к БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНЕ].

 

Часть 2.      ПРОСВЕТЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОСВЕТЛЁННЫХ

 

Буддист не тот, кто верит Будде, а тот, кто верен себе. Потому что он и есть Будда. Дзэн и Дао — всего лишь слова. Попытки объяснить их иначе, чем «Дзэн есть Дзэн, а Дао есть Дао», убивают и Дзэн, и Дао. Каждый из нас совершенен: зачем же тогда стремиться к совершенству? Проблема лишь в том, что многим очень трудно осознать эту идею, впитать её в себя, стать ею. Из-за этого возникают привязанности к тому, что не существенно (то есть — что не существует: к Истинному привязанностей не бывает, ибо оно — неуловимо). Как следствие — боязнь потерять и желание утвердиться, доказать другим то, что в доказательствах не нуждается. Потому что другие — совершенны не более (и не менее). Не достижение, а постижение, осознание своего изначального, предначального совершенства есть Просветление.

Цель всех буддийских школ — обретение (но не при-обретение!) Природы Будды (иначе — своей Истинной Природы). Различны методы, поскольку различалась культурная Среда, в которой они возникали, и люди, их практикующие. Более того: существование двух идентичных практик, которые бы применяли два разных человека, противоречило бы самой сути буддизма, — поскольку Истинная Природа каждого человека (и каждого существа) уникальна и индивидуальна, при том, что является всеобъемлющей. Нет двух одинаковых песчинок, хотя в основе их лежит одна материя. Всеобщее единство и уникальность каждого не противоречат друг другу и даже не являются двумя полюсами одного Принципа: они и есть этот Принцип.

Осознав Природу Будды в себе, человек не нуждается более ни в каких практиках и ни в каких теориях, религиозных, научных или моральных. Можно почитать Аллаха, Христа, Кришну, Бумбу-Юмбу или Священную Сахарницу, побочным продуктом мыследеятельности которой является весь наш забавный мир, и при этом практиковать Дзэн. Можно медитировать или не медитировать, есть мясо или быть вегетарианцем, соблюдать Субботу или Дни Солнцестояния, — от этого ты не перестанешь быть Буддой, а Дао останется Дао. Когда ты осознал своё совершенство, Аллах, Иисус, Кришна, Бумба-Юмба и Священная Сахарница исчезают, растворившись в тебе. Растворяется даже Дзэн. Каждое действие Просветлённого, будь то медитация или дефекация, поедание пищи или подаяние нищим, будет исполнено святостью. Даже отняв жизнь у другого существа, он останется Просветлённым. Парадокс в том, что у того, кто действительно сознаёт своё совершенство, а не просто декларирует это, нет повода убивать (и вообще применять силу), если только это не является единственным (минимальным) возможным в данной ситуации действием. Если меньшее — уйти, — он уйдёт; если меньшее — сказать, — он скажет; если меньшее — подвинуть, — он подвинет; если меньшее — ударить, — он ударит; и если меньшее — убить (или умереть), — он убьёт (или умрёт), не отягощённый ни злобой, ни раскаяньем. И нет смысла оправдывать свои поступки перед другими: если они совершены в Дао, то они совершенны в Дао, если же нет, — сколько ни называй себя «орудием в руках Мирового Порядка», кармические последствия не замедлят сказаться.

Каждый день я бываю в Тибете: я работаю заведующим склада (Примечание Автора: В китайском языке слова «Тибет» и «склад» могут быть обозначены одним иероглифом — «Цанг»). Такова суть Бай Хоу Дао. Путь Белой Обезьяны — не религия. Это не ветвь буддизма или даосизма. Путь Белой Обезьяны — это Путь Белой Обезьяны. А может, всё совсем не так. Богатейшие возможности китайского языка (о котором, сразу оговорюсь, я имею самое поверхностное представление) позволяют трактовать Бай Хоу Дао и как «тщетную обезьянью тропу» (почти что «мартышкин труд»!). Это значение не вкладывалось изначально, но раз оно есть, значит, оно есть. Позволю себе непозволительный в таких размышлениях размышлизм. Подобную игру слов можно объяснить таким образом: не иди напрасно туда, куда идти не стоит; не делай того, что тебе не по душе. Если в Бай Хоу Дао есть что-то твоё, то оно — для тебя, если же нет — воспринимай эти строки как узор на «очень мягкой бумажке».

У меня нет ни малейшего намерения навязать тебе свою особую практику (которой тоже нет, — хотя я и не ограничиваюсь голой теорией). Мои убеждения — только мои. Я даже не утверждаю, что я — Мастер или Просветлённый: фиг его (то бишь меня) знает, хотя и есть у меня все основания полагать, что впервые я испытал Сатори года в три (хотя словарный запас мой, безусловно, слово «Сатори» в ту пору не включал). Но важно не это: важно то, что ты сам — Просветлённый Мастер, и всё, что тебе нужно — стать самим собой. То, что вне тебя, находится внутри тебя.

Ты сам сочинил то, что сейчас читаешь.

Если ты хочешь, чтобы я поделился с тобой своим опытом «духовных исканий», спешу тебя разочаровать: этого не будет. Я мог бы рассказать тебе о своём опыте, но опыт этот всё равно останется моим, а в твой опыт войдёт только прочтение его изложения и твоё осмысление прочтения его изложения. Делиться опытом невозможно по определению опыта. К примеру, я напишу, что занимаюсь боевыми искусствами (причём отнюдь не китайскими и не японскими) или пишу стихи, практически никакими лекарственными средствами не пользуюсь, иногда складываю пальцы в мудру или делаю стойку на голове, а вегетарианство и медитацию считаю для себя не пригодными (хотя у меня имеется и своя созерцательная практика, и свои предпочтения в питании). Значит ли это, что я «передал опыт» и что ты достиг всего, чего достиг я (если я чего-то достиг)? Быть может, твоё сердце как раз-таки лежит к медитации, писать стихи ты хоть убей не можешь, да ещё и обладаешь такими способностями, о которых мне и не снилось! Всё, что я могу, это предложить кое-что, через что прошёл, чтобы ты посмотрел, подойдёт ли это тебе. Выбрать Путь, подходящий именно для тебя и только для тебя — дело исключительно твоё, — и при чём тут вообще Белая Обезьяна?..

Ты занимаешь то место, которое ты занимаешь. Твой выбор делается только тобою, и ответственность за него (и на житейском, и на кармическом уровне… что, в принципе, одно и то же) лежит только на тебе. Никто и никогда никого не может заставить. Никто никому ничего не должен. Ты делаешь только то, что хочешь… и хочешь только то, что делаешь.

Во всём плохом и хорошем, что есть в мире, виноват только ты.

Признавайся, кто заставил тебя читать это?!!

Ты можешь захотеть делать то, что хочешь, или то, что надо… Ты даже можешь захотеть делать то, чего ты делать не хочешь. Но если вся твоя Природа просит и требует, чтобы ты пошёл против своей Природы, — не отказывай ей даже в таком удовольствии. Впрочем, ты так и делаешь. Ты — богатырь на распутье у камня с надписью «Все дороги ведут в… [здесь ты можешь вставить слово на своё усмотрение]». Что бы ты ни делал, ты делаешь то, что делаешь, и получаешь то, что получаешь. То есть то, что сам себе и даёшь.

Вернёмся же, как говорится, к нашим баранам (то есть к Будде). В Начале было Слово… да так словом и осталось, потому что всякое изложение Истины сводит Истину на нет. Есть слово называющее и слово определяющее (от слова «предел»). Я не буддист, если иметь в видуопределение и определивание: я слишком уважаю старика Гаутаму (как и, например, безумного проповедника из Назарета Галилейского), чтобы ему поклоняться, и не собираюсь выполнять всего того, что он наговорил (потому всякое сходство его Пути с моим или наоборот прошу считать случайным либо не считать вообще). Если же иметь в виду название (называние), — то почему бы и нет? Как говорится, «называй хоть горшком, только в печку не ставь». Впрочем, я предпочитаю слово Альтер: как Дзэн и Дао, оно исчезает при попытке определить, и при этом оно пока что не стало затасканным стереотипом, вроде, например, имеющих то же свойство неуловимости слов Любовь и Счастье.

Альтер — это Альтер.

Альтер — это тот, кто является тем, кто он есть.

Эти два определения определениями не являются, так что слово от них не пострадает.

Ещё один парадокс. Ты совершенен изначально, но твоё совершенство не значит ничего, пока ты не осознаешь его. Осознавшему совершенство нет нужды совершенствоваться, — и, тем не менее, Просветлённый (или Альтер) продолжает приобретать новые навыки и познания всю жизнь. По-видимому, стремление к гармоничному развитию (будь то владение единоборствами, любые виды творчества или нравственная чистота) — то, что роднит Альтера и буддиста.

Что же касается буддизма как такового, то тут (как и везде) выбор исключительно за тобой. Лично я считаю, что из традиционных мировоззрений буддизм (и особенно — Дзэн школы Риндзай, но это, подчеркну, только моё мнение), даосизм, вероучения сибирских и североамериканских народов и некоторые другие менее оторваны от повседневной реальности, менее привязаны к внешнему (будь то личность Бога, атрибуты культа или моральные предписания), а потому более перспективны для осознания своей Истинной Природы.

Но своих богов создаёшь ты сам.

 

Часть 3.      

 

…НАПИШИ ЕЁ САМ…