Автоматическое рисование

Но от плоти матерей наших происходят грёзы и воспоминания
Богов.
Иное, нежели простой интерес и улучшение навыков, существует постоянное давление на художника, каковое порой осознаёт он отчасти, но редко — полностью.

Он узнаёт, рано или поздно, что сила буквального воспроизведения (как, например, в фотографии) не более чем изредка полезна ему.
Он вынужден найти у своих предшественников-художников отсутствие скрупулёзного
следования реальной форме; он обнаруживает в себе избирательную осознанность, и он ограничивается, как правило, обширным полем, завоёванном этим расширенным и упрощённым осознанием. Тем не менее, за пределами этого поля и лежит гораздо большее, неизведанное. Объективное осознание, как мы видим, должно подвергаться критике со стороны художника, и для нивелирования сознательной изобразительной точности должен быть использован метод подсознательного.

Никакое изобразительное мастерство и сознание своих ошибок не обеспечит хорошей работы. Тому примером является недавно изданная книга по рисунку за авторством известного художника, в которой мастера графики сравниваются с автором книги и исследуется тщетность простого умения и желания.

Посему, дабы двигаться дальше, необходимо избавиться и от «темы» в искусстве (то есть от того, что именуют «темой» в описательном или комплексном смысле). Таким образом, очищение разума от излишеств позволяет с помощью чётких и ясных средств, без каких бы то ни было предубеждений, достичь своего выражения наиболее определённым и простым формам и идеям.

 

Заметки по
автоматическому рисованию

В «автоматическом» наброске, где скручиваются и переплетаются линии, росток идеи в подсознании может выразить или, по крайней мере, предложить себя в сознании. Слабый зародыш идеи может быть выбран художником из этой массы обманчивых изначальных форм и взращён до полной силы. Таким образом можно черпать из потаённейших глубин памяти, слушать всплески инстинктов.

И всё же да не будет сочтено, что человек, не будучи художником, может благодаря этому стать таковым; но те из художников, кому трудно выразить себя, кто чувствует себя стеснённым условностями дня сегодняшнего и желает освобождения, но не достиг его, могут найти в себе власть и свободу, которые другими открыты быть не могут. Так, Леонардо да Винчи пишет: «Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретённый способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме»[1].

Из другого автора, мистического писателя: «Отрекись от твоей собственной воли, дабы Закон Божий мог пребывать в тебе»[2].

Любопытное отображение характера персоны в почерке связано с автоматизмом или подсознательной природой сего явления, которая приобретается с привычкой. Так же автоматическое рисование, одно из самых простых психических явлений, является средством выражения характера и, ежели используется с мужеством и честностью, записи подсознательной деятельности. Механизмы психики, задействованные в этом, сродни сновиденным и создают мгновенное восприятие отношений в неожиданных, безумных и психоневротических симптомах. Поэтому представляется верным, что целостное или бессознательное состояние необходимо и, как и во всех случаях вдохновения, является продуктом инволюции, не измышления.

Автоматизм является проявлением скрытых страстей (или желаний), и полученные формы (идеи) раскрывают ранее неучтённые стремления.

Благодаря этому озарению или экстатической силе, искусство становится практикой изъяснения с помощью символического языка стремления к чистой радости — ощущения Матери всех вещей, а не опыта.

Этот способ жизненного выражения высвобождает основные неизменные истины, которые подавляются воспитанием и привычками и спят в глубинах ума. Это средство бесстрашного становления личности; оно подразумевает спонтанность и рассеивает причины беспокойства и скуки. Опасности здесь могут происходить из предрассудков и личных наклонностей такого характера как косность умственных убеждений или религии (нетерпимость). От них исходят идеи угрозы, недовольства или страха и становятся одержимостями.

В экстазе откровения подсознательного сознание пробуждает сексуальные или врождённые силы (что не имеет отношения к моральной теории или практике) и подавляет интеллектуальные качества. Таким образом, новая атавистическая задача достигается путём дерзания верить — владеть собственными убеждениями — без попытки рационализировать ложные идеи, происходящие от предвзятых и испорченных интеллектуальных источников.

Автоматические эскизы могут быть получены с помощью таких методов как
концентрация на сигиле; всевозможные средства истощения ума и тела ради достижения бессознательности; желание противостоять неподдельной страсти, несмотря на врождённую склонность к рисованию.

Рука должна приучиться работать бегло и бесконтрольно, упражняясь в простых формах, непрерывными спутанными линиями, без раздумий, — т. е. с целью избежать осознанности.

Рисовать следует свободно бегущей рукой, как можно меньше обдумывая их. Со временем образы будут развиваться, предлагая концепции, формы, и, в конечном счёте, приобретут особый (т. е. индивидуальный) стиль.

Ум в состоянии забвения, без стремления к размышлению или следования материалистическим внушениям интеллекта, способен производить успешные зарисовки чьих-либо личных идей, символические по смыслу и мудрости.

Так ощущение может быть визуализировано[3].

 


[1] Леонардо да Винчи. Естественнонаучные сочинения и
работы по эстетике. 1508. // Леонардо да Винчи. Избранные произведения.— Мн.:
Харвест, М.: АСТ, 2000.— 704 с. — (Классическая философская мысль). – С.
293-294. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000594/st007.shtml.

[2] «Clothed with the
Sun» by Anna (Bonus) Kingsford. 1st Edition Preface and Footnotes By Edward
Maitland. 2st Edition Preface and Footnotes By Samuel Hopgood Hart London, John M. Watkins
[1889]. Chap. V, Part the Second, verse 37. http://www.sacredtexts.com/wmn/cws/cws61.htm
.

[3] Впервые опубликовано: ЖУРНАЛ «ФОРМА», вып. 1, № 1,
апрель 1916 (Form Magazine, Vol. 1, No. 1, April 1916). http://www.banger.com/spare/auto/index.html.