Вступление
Одним из наиболее значимых явлений в пространстве современной религиозной жизни являются оккультные учения, осуществляющие серьёзное влияние на мировую культуру. Современный оккультизм представлен очень разными формами, среди которых — Телема и Сатанизм. Эти течения не очень многочисленны, но их последователями были знаменитые и публичные особы (членами Ordo Templi Orientis, главной телемитской организации, были изобретатель сухого ракетного топлива Джек Парсонс и авангардный режиссёр Кеннет Энгер, членами Церкви Сатаны — музыканты Бойд Райс и Кинг Даймонд), которые осуществляли пропаганду своего мировоззрения и повлияли на систему ценностей многих людей. Социально значимым аспектом этих религиозных феноменов являются их этические системы, поскольку именно они регламентируют и определяют поведение своих адептов в обществе. Сравнение этих феноменов религиозной жизни, являющихся исторически последовательными, позволит проследить динамику, а также спрогнозировать тенденции развития некоторых аспектов общественного сознания.
Литературу по этой проблеме можно разделить на 4 типа, неоднозначных по своей информационной ценности и достоверности: первый — это собственно научные религиоведческие исследования (монография Н. Трофимчук и М. Свищева «Экспансия», В. Фомов «К вопросу о появлении и развитии Сатанизма и неосатанизма в Западной и Восточной Европе», А. Ковтун «Нетрадиционный Сатанизм как явление современной российской действительности» и др.); второй — исследования, которые имеют конфессиональную (христианскую) окраску (Дж. Стеффон «Сатанизм и новое Язычество», И. Куликов «Сатанизм: Аналитическое исследование», А. Платонов «Тайна беззакония: Сатанизм»); третий — научно-популярная литература, предназначенная для широкого круга читателей (её большинство) (Ж.-К. Фрер «Сообщества Зла, или Дьявол вчера и сегодня», Ю. Стефанов «Мистика, оккультизм, эзотерика», Е. Парнов «Трон Люцифера», Д. Волчек «Ад раскрылся»), четвёртый — работы адептов Телемы и Сатанизма, включая их создателей (А. ЛаВей «Сатанинская Библия» и «Сатанинские ритуалы», А. Кроули «Книга Закона» и «Магия в теории и на практике», Р. Орфей «Абрахадабра. Понимание телемитской магики Алистера Кроули, О. Телемский «О Телеме и телемизме», ряд статей автора Milchar’а об истории и сущности Сатанизма с сайта Прогрессивного Сатанизма «Прогрессор», Варракс «Церковь Сатаны»). Наиболее обстоятельное, хотя и тенденциозные исследование сатанизма осуществили Дж. Стеффон (описал степени познания и основные виды) и И. Куликов (много фактического материала), В. Фомов составил классификацию сатанизма. О Телеме научных работ практически нет (по крайней мере, общедоступных), поэтому автор при разработке этой темы опирался на труды телемитов. Но этические системы как Сатанизма, так и Телемы недостаточно раскрыты во всех вышеназванных работах. Поэтому можно констатировать недостаточную степень научной разработки данной проблемы.
Целью исследования является выявление особенностей этических систем Телемы и Сатанизма (прежде всего — непосредственно Церкви Сатаны) для выяснения различий между этими феноменами религиозной жизни, а также для прослеживания динамики развития оккультизма ХХ века. Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
- определить и проанализировать этическую систему Телемы путём изучения её религиозно-философской концепции и этики;
- определить и проанализировать этическую систему Сатанизма путём изучения его религиозно-философской концепции и этики;
- найти общие и отличительные черты этических систем Телемы и Сатанизма через их сравнение;
- выявить динамику развития оккультизма XX века на основе выполненного исследования этических систем Сатанизма и Телемы.
Объектом исследования является оккультизм как особый феномен религиозной жизни ХХ века. Предметом исследования являются этические учения Телемы и Сатанизма (прежде всего — Церкви Сатаны), а также их общие и отличительные черты. В ходе работы над исследованием использовались общие философские методы индукции, дедукции, анализа и синтеза. Применялись также конкретно-научные методы религиоведения: герменевтический метод и сравнительный анализ. Научная новизна исследования заключается в выборе предмета исследования, в установлении отличительных черт между религиозными феноменами, входящими в состав предмета исследования, а также в использовании этических учений для установления отличительных особенностей этих религиозных феноменов.
Раздел 1. Этическое учение Телемы
1.1. Религиозно-философская концепция Телемы
телема (от греч. Θέλημα, воля) — это религиозно-философское течение, основным тезисом которого является приведённый в «Книге Закона» принцип «делай, что изволишь». Центральным в дискурсе Телемы является понятие «воля». Согласно Кроули, каждый человек имеет свою собственную волю, которую нужно познать. Желание эго (ego) не является Истинной Волей. Истинная Воля — это то назначение, которое каждый человек пытается найти. Чтобы познать Истинную Волю, человеку нужно освободиться от бессознательных желаний и взять их под контроль сознания. Истинная Воля каждого соотносится со Святым Ангелом-хранителем — личным Даймоном каждого. Раскрытие Истинной Воли происходит при выполнении Великого Делания (трансформации земного сознания в космическое) и приводит к единению со Вселенной на основе принципа Любви (всеобщего единства)[1].
Всё проявленное существование является результатом взаимодействия двух космических принципов: пространственно-временного континуума, безгранично расширяющегося, и атомистического, индивидуально выраженного принципа жизни и мудрости. Взаимодействие этих принципов вызывает к жизни принцип сознания, который руководит жизнью. В «Книге Закона» божественные принципы персонифицированы троицей богов древнеегипетского пантеона: Нюит — Богиня бесконечного пространства, Хадит — Крылатый Змей, Ра-Гор-Хуит (Гор) — Солнечный Соколиноголовый Бог Космоса.
Телема исходит из того, что у каждого человека есть душа, или «световое тело», и собственный ангел-хранитель, который может рассматриваться и как «Высшее Я», и как разумное божественное проявление.
Телемиты считают, что после смерти физического тела световое тело перевоплощается. Световое тело приобретает мудрость, сознание и духовные силы через циклы перевоплощений. Соответственно, участь человека после смерти определяется его волей. Истинная Воля не может привести к самоуничтожению, то есть к уничтожению субъекта. Открытие Истинной Воли символизирует перевоплощение обычного человека в адепта, который может закончить цепь своих непрерывных инкарнаций, когда пожелает. Достижения состояния открытия Истинной Воли сопровождается ощущением того, что Вселенная помогает во всём[2]. Телемиты считают, что методы достижения такого состояния аналогичны и существуют во многих религиозных системах: у китайцев это Дао, в каббалистив — Йехида, у алхимиков — философский камень, у йогов — самадхи, в гностиков — Логос, у древних греков — бог Пан, и т. д. Истинная Воля — это динамический аспект Истинного «Я», связанный со второй сефирой каббалистического Древа Жизни — сефирой Хокма (мудрость). Великое Делание обозначает процесс перехода от человеческого сознания к космическому и отражает единство микрокосма и макрокосма. Поиск истинной Воли происходит для осуществления Великого Делания, т. е. трансформации сознания для обретения гармонии со Вселенной, которая заключается в ощущении полного единства с ним.
1.2. Этика Телемы
Телема является индивидуалистической религиозной философией, однако «Книга Закона» выводит некоторые стандарты поведения индивида. Её основной принцип — «делай, что изволишь» — является главной концепцией Закона Телемы. Возможность действовать согласно собственной воле является неотъемлемым правом каждого, но одновременно она включает в себя обязанность разрешать другим также действовать в соответствии с их волей и не вмешиваться. Кроули написал несколько дополнительных текстов, открывающих его собственное видение поведения личности в рамках Закона Телемы. Один из основных текстов Телемы — «Liber Oz» — перечисляет некоторые права личности, исходя из основного закона «делай, что изволишь»:
1. Человек имеет право жить по своему собственному закону: жить как он изволит, работать как он изволит, играть как он изволит, отдыхать как он изволит, умирать когда и как он изволит.
2. Человек имеет право есть что он изволит, пить что он изволит, обитать где он изволит, перемещаться как он изволит по всему лику земли.
3. Человек имеет право думать что он изволит, говорить что он изволит, писать что он изволит, рисовать, заниматься живописью, вырезать, гравировать, ваять, строить, одеваться как он изволит.
4. Человек имеет право любить как он изволит.
5. Человек имеет право убивать тех, кто воспрепятствует этим правам.
Телемиты считают, что телесные желания являются чистыми и святыми, потому что они делают жизнь ярче.
Обязанности телемита записаны в «Посланиях Мастера Териона», а также в статье «Долг: Заметка об основных правилах поведения, которые следует выполнять тому, кто принимает Закон Телемы»:
1. Долг перед самим собой: осознать себя как средоточие своей собственной Вселенной. Утверждается автономия каждого человека на пути познания его истинной Воли.
2. Долг перед другими людьми: понимать, что разделение на себя и всех остальных является иллюзией. Призыв к сопротивлению внешним воздействиям и избежанию вмешательства в Волю других; к помощи им и к просвещению их относительно божественной сущности всех живых существ.
3. Долг перед человечеством: Закон Телемы должен быть единственной основой веры и поведения и охранять волю каждого человека. Любое преступление рассматривается как нарушение Истинной Воли, которая должна привести мир к гармонии.
4. Долг перед всеми прочими существами и предметами: Закон Телемы относится ко всему в мире, и нарушением является любое отклонение в развитии выполнения его функции.
Человек, который выбрал судьбу мага (собственно стал телемитом), должен пройти два пути. Сначала «путь света» (LVX), в конце которого — познать своего Ангела-хранителя и благодаря ему понять Истинную Волю и стать адептом, а затем — «путь тьмы» (NOX) — преодолеть Бездну, уничтожить своё иллюзорное собственное «Я» и возродиться как «дитя Бабалон». По А. Кроули, Бабалон — это Йони, архетип Источника Всей Жизни, который приводит дух в проявленную материю, мать Земли и Великого Моря. Она — жена Хаоса. Сексуальность, которую представляет Бабалон, для телемита священна, а половой акт — причастие к богине. Телема отвергает любой дуализм и считает, что всё бытие есть любовная игра богов, которая лишена категорий добра и зла.
Культивируя в себе Любовь и Волю согласно Закону Телемы («Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей»), можно достичь гармонии с Единой Волей Вселенной: полюбить всё сущее и тем самым преодолеть чувство обособленности от Вселенной. Реализация истинной Воли — это священный акт Любви, ведущей к выполнению Великого Делания.
Раздел 2. Этическое учение Сатанизма
2.1. Религиозно-философская концепция Сатанизма
Основы мировоззрения Сатанизма изложено основателем Церкви Сатаны Антоном Шандором ЛаВеем в работах: «Сатанинская библия», «Сатанинские ритуалы» и др. Персонифицированное почитание метафизического Зла в облике Сатаны и противостояние монотеистическим идеологиям и клерикализму — специфические черты Церкви Сатаны как организации.
Церковь Сатаны рассматривает Сатану как символ, олицетворяющий телесные, земные и мирские аспекты жизни. Она не принимает Сатану как антропоморфное существо, он для них является олицетворением сил природы, которые отождествляются с силами Тьмы, а также с архетипом реальной полноценной жизни, всего человеческого в человеке: гордости, мудрости, чувственности, эгоизма, любви, ненависти, властности, наслаждения жизнью. Плоть и ум составляют неразрывный союз. Сатана не является личностью и не реален сам по себе, но очень реально то, что он олицетворяет, воплощаясь в каждом сатанисте. Он символизирует силу, которая изменяет мир и не даёт ему остановиться в своём развитии, его образ существует вне времени и пространства, но можно стать ему подобным. ЛаВею приписывается также высказывание «Сатанизм — это свободомыслие».
Сатанизм понимается Церковью Сатаны как особый оккультный путь к особой цели. Сатанинский путь относится к Тёмному Пути, или Пути Левой Руки. Он включает в себя также особый сатанинский образ жизни. Путь сатанизма — это путь освобождения, как внешнего, так и внутреннего. Это жажда знания, основанного на опыте, а не на вере; это гордость; это желание использовать все возможности, которые даёт жизнь. Сатанист в полной мере наслаждается жизнью, стремясь расширить границы существования и достичь совершенства во всём. Он устанавливает свои стандарты, а не следует чужим. Сатанизм, по ЛаВею, есть разновидность «управляемого эгоизма», основанного на естественных человеческих инстинктах. Его главная цель — удовлетворение этих естественных инстинктов сатаниста, а также изменение хода эволюции человека и истории человеческого общества в сторону развития индивидуальности и творческих способностей, создание нового типа человеческой личности и цивилизации людей нового типа. Чтобы добиться этого, нужно убрать все искусственно сооружённые препятствия, то есть изменить всю структуру человеческого общества. Конечная цель — создать новый вид разумного существа, активно использующий все скрытые в человеке способности, которые считаются современным человеком сверхъестественными или божественными.
Сатанизм по своей природе антирелигиозен. Религия — это подчинение божеству и его «официальным представителям» — церкви. Путь религии, по мнению сатанизма — это путь догмы, веры и страха, связанный с понятиями вознаграждения и возмездия от божества. Единственное возможное божество для человека — это он сам. Учение о Боге в «Сатанинской Библии» очень размыто. ЛаВей был убеждён, что богов придумывают люди, поэтому для сатаниста Бог, каким бы именем он ни был назван, или даже не назван вообще, видится фактором, уравновешивающим природу, и не заботится о человеческих радостях или бедах. «Эта могущественная сила, пронизывающая и поддерживающая равновесие всей Вселенной, слишком обезличена, чтобы заботиться о счастье или беде существ из плоти и крови, живущих на шарике из грязи, что является нашим домом». Бог — это некая безличная энергия, разлитая в Космосе. Вера в реинкарнацию, по мнению ЛаВея — всего лишь самообман, в котором человек может найти подходящий способ для выражения своего эго. В учении ЛаВея нет ни ада, ни рая, всё, что есть у человека, есть у него «здесь и сейчас». Он отрицал смерть как духовное пробуждение в новую жизнь. За всё, что происходит в мире, ответственны только люди и силы действия и противодействия Вселенной.
Сатанист развивается духовно, получая возможность взаимодействия с Духами Тьмы. Духовное совершенствование позволяет добиться взаимосвязи с Тьмой. Через принятие Тьмы сатанист определяет свой Тёмный Дух, призывая или формируя его в себе. Этот Тёмный Дух, неотъемлемый от Тьмы, является составной частью демона, его проявлением. Овладение Тёмным Духом указывает на качественные изменения человека, его постепенную смерть, происходящую через конфликт и противопоставление человеческого и демонического. Стремясь к своему первичному проявлению или следуя Тьме, Тёмный Дух, как составная сатаниста, подчиняет себе его интеллектуальную и физическую сферы для того, чтобы быть в Тьме и Хаосе, больше соответствовать Сатане. Как отмечает Ю. Н. Стефанов в своей книге «Мистики, оккультисты, эзотерики» (с. 81), высшие сатанисты — седьмого уровня — называются иллюминатами и являются «чистыми почитателями сатаны»: они полностью и сознательно отдают свою волю и личность Сатане.
Важной чертой доктрины Церкви Сатаны является магия и ритуалы. Церковь Сатаны использует ритуальные элементы в психодраматических мессах, посвящённых Князю Тьмы[3], одновременно утверждая, что дьявола не существует. В «Сатанинской Библии» существует разделение на малую и высшую магии, которые одновременно суть явления одного типа: это то, что доступно человеку, исходит от человека и направлено на человека. Сам термин «магия» определяется как изменение ситуаций и событий в соответствии с волей человека, невозможное при применении обычных методов. Главной целью ритуалов является достижение материального, практического успеха. Ритуальный и эзотерический символизм — центральные элементы Церкви Сатаны, и они наполнены традиционными оккультными символами.
2.2. Этика Сатанизма
Стремление к совершенству, желание эволюционировать требуют от сатаниста силы характера, контроля над собой, самодисциплины, раскрытия всех личностных способностей. Идеалом для каждого из них является Сатана. Девять сатанинских заповедей, которые изложены в «Сатанинской Библии», раскрывают его существенный смысл:
- Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание!
- Сатана олицетворяет жизненную суть вместо несбыточных духовных мечтаний.
- Сатана олицетворяет неоскверненную мудрость вместо лицемерного самообмана!
- Сатана олицетворяет милость к тем, кто её заслужил, вместо любви, потраченной на льстецов!
- Сатана олицетворяет месть, а не подставляет после удара другую щёку!
- Сатана олицетворяет ответственность для ответственных вместо участия к духовным вампирам.
- Сатана представляет человека всего лишь ещё одним животным, иногда лучшим, чаще же худшим, чем те, кто ходит на четырёх лапах; животным, которое вследствие своего «божественного, духовного и интеллектуального развития» стало самым опасным из всех животных!
- Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению!
- Сатана был лучшим другом Церкви во все времена, поддерживая её бизнес все эти годы!
Сатанизм, по учению ЛаВея — это практическое применение законов эволюции к человеку: быть сильным и побеждать там, где слабые погибают. ЛаВей отвергает христианскую концепцию добра и зла. В его доктрине есть только природные инстинкты, а добро и зло — это фантазии слабых людей, которых он называет мазохистами, поэтому сатанист не должен творить зло или добро в обязательном порядке, он просто делает то, что желает, не слишком сильно переживая о степени нравственности или безнравственности своих поступков. Фундаментальный принцип сатанизма: каждый индивид вырабатывает свои собственные нормы, согласно которым он живёт (если считает нужным, — умирает за них). Т. е. сатанист живёт по-своему, не признавая никакой этики и морали, но готов нести ответственность за свои действия. Для него не может быть никакой «сатанинской морали» или подчинения авторитету Сатаны, поскольку сами понятия морали и подчинения авторитетам противоречат сути сатанизма. Вместе с тем ЛаВеем в «Сатанинской библии» всё же определено то, чего сатанисту желательно избегать. Это «Одиннадцать сатанинских правил на земле» [и «Девять Сатанинских грехов». Разница между Сатанизмом и другими учениями, по мнению ЛаВея, заключается в том, что другие религии изобретают грехи, которых нельзя избежать, а ЛаВей считает, что при некоторых усилиях люди могут не делать того, что рассматривается ими как грехи.
Одиннадцать Сатанинских Правил на Земле
- Не высказывайте своей точки зрения и не давайте советов, если только вас об этом не попросят.
- Не рассказывайте о своих неприятностях другим, если только вы не уверены в том, что вас хотят выслушать.
- В чужой берлоге выказывайте уважение либо не появляйтесь там вообще.
- Если гость вашей берлоги досаждает вам, обходитесь с ним жестоко и безжалостно.
- Не делайте попыток сексуального сближения, если только не получаете приглашающий сигнал.
- Не берите вещь, не принадлежащую вам, если только она не является бременем для ее хозяина и он не просит об освобождении его от этого бремени.
- Признайте силу магии, если она была успешно вами применена для достижения ваших целей. Если вы отрицаете силу магии после того, как с успехом ею воспользовались, вы лишитесь всего достигнутого.
- Не выражайте своего недовольства по поводу того, что не имеет к вам никакого отношения.
- Не обижайте маленьких детей.
- Не убивайте животных кроме как для пропитания и при защите от их нападения.
- Находясь на открытой территории, не мешайте никому. Если кто-то мешает вам, попросите его прекратить. Если он не останавливается, уничтожьте его.
Девять Сатанинских Грехов:
- Глупость.
- Претенциозность.
- Солипсизм.
- Самообман.
- Стадное соглашательство.
- Отсутствие широты взглядов.
- Забывчивость об ортодоксиях прошлого.
- Гордость, мешающая работе.
- Отсутствие эстетического начала.
В этом списке перечисляются те способы человеческого поведения, которые члену Церкви Сатаны желательно избегать. Их сатанисты рассматривают как непродуктивные для своей жизнедеятельности, а потому стараются распознавать и устранять из практики повседневного существования. Также сатанисты должны стремиться применять правило: «Воздай другим то, что воздали тебе они».
Вместо понятий добра и зла сатанист рассуждает понятиями пользы и вреда, удовольствия и неудовольствия, которые относительны по своему содержанию. Сатанист признаёт неизбежность того, что любое его действие одному принесёт пользу, а другому — нанесёт ущерб; не считает нужным для себя заботиться о посторонних и неинтересных ему людях, считая, что они могут и сами позаботиться о себе и своих интересах наилучшим для них образом. Каждый заботится о себе — вот позиция сатанистов.
Каждый индивид может любить и быть любимым, и никто не имеет права эту способность у него отнимать или ограничивать. Влюблённые могут проявлять свои чувства любым способом, который устраивает их и не наносит вреда окружающим. Можно любить кого угодно и как угодно, и любые ограничения здесь недопустимы[4].
Церковь Сатаны отталкивается от христианского определения семи смертных грехов: жадность, гордыня, зависть, гнев, обжорство, вожделение и леность, — и выступает за потворство каждому из них, если это ведёт к физическому, духовному и эмоциональному удовлетворению. Надо жить, получая от этой жизни всё, что она может дать, пользоваться магией как средством к власти в земной жизни, а также для получения духовных и физических удовольствий. Признавать Сатану как силу, которая проводит человечество за определённые ему пределы, потому что в мире нет границ, если только люди сами себе их не создают. Поступать так, как сам считаешь нужным, и заботиться только о себе. Вот так можно охарактеризовать позицию «разумного эгоизма», к которому призывает Церковь Сатаны.
Раздел 3. Сравнение этических учений
Телемы и Сатанизма
3.1. Общие черты в этических учениях Телемы и Церкви Сатаны
Этические учения Церкви Сатаны и Телемы имеют некоторые общие черты, которые будут рассмотрены в этом разделе. Это обусловлено в первую очередь сходством некоторых аспектов религиозно-философской концепции, в частности, принадлежностью к так называемому Оккультному Пути Левой Руки, к которому иногда причисляют оба этих учения[5].
1. Основной принцип Телемы — «делай, что изволишь», т. е. возможность действовать согласно собственной воле, — является неотъемлемым правом каждого. В Сатанизме есть похожий принцип — поступать так, как сам считаешь нужным.
2. В Церкви Сатаны, в «Одиннадцати сатанинских правилах на земле», сказано: «Находясь на открытой территории, не мешайте никому», — т. е. по возможности не мешать свободе другого. В Телеме — в статье «Долг: Заметка об основных правилах поведения, которые надлежит соблюдать тем, кто принял Закон Телемы» — в обязанности по отношению к другим указано: «Воздерживайся от всякого вмешательства в чужую волю». Т. е. автономность и неприкосновенность личности признаётся как Телемой, так и учением Церкви Сатаны.
3. В «Сатанинской Библии», что каждый индивид может любить и быть любимым, и никто не имеет права эту способность у него отнимать или ограничивать. Влюблённые могут проявлять свои чувства любым способом, который устраивает их и не наносит вреда окружающим. Можно любить кого угодно и как угодно, и любые ограничения здесь недопустимы. В этических взглядах Телемы существует похожая мысль: «Человек имеет право любить как он изволит».
4. У телемитов есть положение про обязанность по отношению к себе: «осознать себя как средоточие своей собственной Вселенной». Фундаментальный принцип сатанизма: каждый индивид вырабатывает свои собственные нормы, согласно которым он живёт, а также принцип «разумного эгоизма», которого советуют придерживаться сатанисты. Поэтому можно сказать, что позиции Телемы и Церкви Сатаны относительно эгоизма личности являются схожими.
5. Согласно учению Церкви Сатаны, Сатана олицетворяет все так называемые грехи, если они ведут к физическому, умственному и эмоционального удовлетворению, а также особое внимание уделяется удовлетворению природных инстинктов, потому что только так можно стать полностью удовлетворенным человеком без разочарований, могущих принести вред вам и окружающим. Телемиты считают, что телесные желания являются чистыми и святыми, потому что они делают жизнь ярче. Сексуальность, которую представляет Бабалон, для телемита священна, а половой акт есть причастие к богине. На основе этого можно говорить об одинаково сакрализованной гедонистической направленности Телемы и Сатанизма.
6. В «Одиннадцати сатанинских правилах на земле» написано: «Если кто-то мешает вам, попросите его прекратить. Если он не останавливается, уничтожьте его». В п. 5 «Lіber Oz» А. Кроули написал: «Человек имеет право убивать тех, кто воспрепятствует этим правам». Поэтому можно сделать вывод, что свобода и права личности в этих обоих философско-религиозных течениях ценнее, чем человеческая жизнь, а также и то, что они разрешают убийство человека.
7. Телема отвергает любой дуализм и считает, что всё бытие есть любовная игра богов, которая лишена категорий добра и зла. Церковь Сатаны вместо понятий добра и зла предлагает рассуждать понятиями пользы и вреда, удовольствия и неудовольствия, которые относительны по своей сути: нужно признавать неизбежность того, что любое действие одному принесёт пользу, а другому — нанесёт ущерб. Так что в этических учениях Телемы и Сатанизма категории добра и зла отсутствуют.
3.2. Различия в этических учениях Телемы и Церкви Сатаны
Этические учения Сатанизма и Телемы в некоторых моментах существенно различаются. А именно:
1. Несколько отличаются учения Телемы и Церкви Сатаны относительно Любви. Согласно учению Телемы, культивируя в себе Любовь и Волю согласно Закону Телемы («Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей»), можно достичь гармонии с Единой Волей Вселенной: полюбить всё сущее и тем самым преодолеть чувство обособленности от Вселенной. А Церковь Сатаны рассматривает любовь преимущественно как эвфемизм для сексуальной деятельности.
Таким образом, Любовь в Телеме — это всеобщий принцип всеединства и средство для достижения гармонии, а для Церкви Сатаны любовь — это только сексуальная деятельность[6].
2. Отличаются взгляды относительно места индивида по отношению к человечеству, Вселенной, всеобщего. Согласно учению Телемы, в разделе об обязанностях по отношению к другим говорится о понимании того, что разделение на себя и всех остальных есть иллюзия и что всё существующее — часть одного целого, откуда вытекает необходимость помощи и просвещения их относительно божественной сущности всех живых существ и преодоления чувства отделённости от Вселенной. У сатанистов, напротив, имеется представление о духовных вампирах, которыми считают всех, кто нуждается в помощи, сочувствии, и не может за это отплатить. Сатанист не считает нужным для себя заботиться о посторонних и неинтересных ему людях, поскольку они могут и сами позаботиться о себе и своих интересах наилучшим для них образом. Каждый заботится о себе — вот позиция сатанистов.
Итак, Телема считает необходимым заботиться обо всех существах, потому что считает всех частью одного целого, а Церковь Сатаны, наоборот, предлагает обособление и крайний индивидуализм.
3. Назначение каждого человека, согласно учению Телемы — найти Истинную Волю, необходимую для осуществления Великого Делания — трансформации земного сознания в космическое для соединения со Вселенной на основе принципа всеобщего единства или Любви. Но чтобы это осуществить, душа (световое тело) человека должна приобрести, путём реинкарнаций и духовного роста, достаточно сознания, мудрости и силы]. Судьба человека после смерти определяется его волей. Адепт может закончить цепь своих непрерывных инкарнаций, когда пожелает.
В соответствии с учением Церкви Сатаны, жизнь — наибольшая ценность, и ею отбрасывается учение о загробной жизни, поэтому надо прожить большую часть жизни «здесь и сейчас», причём с максимальной пользой и удовольствием.
4. Церковь Сатаны противопоставляет своё учение христианству, критикует его десять заповедей, основывает своё этическое учение на противоречии и несогласии с ним, отталкивается от христианского определения семи смертных грехов: жадность, гордыня, зависть, гнев, обжорство, вожделение и леность, — и, наоборот, выступает за потворство каждому из них, если оно ведёт к физическому, духовному и эмоциональному удовлетворению.
Телема по отношению к христианству занимает более нейтральную позицию: она считает христианство религией прошлой эпохи (эона Осириса), которая сейчас неактуальна[7], но которая всё же была необходима для духовного прогресса человечества.
Выводы
- Характерным для этического учения Телемы является гедонизм, персонализм, подчинение всемирным закономерностям и тяготение к всеобщему единству на принципах автономии личности.
- Этическое учение Церкви Сатаны провозглашает гедонизм, эгоцентризм, нигилизм, релятивизм, прагматическую направленность на материальный успех.
- Общими чертами в этических учениях Церкви Сатаны и Телемы является направленность на автономию личности и её самосовершенствование, отсутствие оценки с позиций добра и зла, гедонизм; отличительными являются подчинение всеобщему закона в Телеме и крайний нигилизм и эгоцентризм в Церкви Сатаны.
- Развитие оккультизма XX века шло в сторону снижения роли ценностных мировоззренческих концепций, индивидуалистической направленности, психологизации, прагматической ориентации на социальное достижение успеха.
Краткий список использованной литературы
- Волчек Д. Ад раскрылся // Ом. — 1998, апрель. // http://rubtsov.penza.com.ru/biblio/lavey.htm.
- Ковтун А. Л. Нетрадиционный сатанизм как явление современной российской действительности // Вологодинские чтения. Молодёжь и научно-технический прогресс: Матер. региональной научно-технической конференции, Дальневосточный государственный технический университет им. В.В.Куйбышева, 2004. — № 38-1. — С. 55-56.
- Кроули А. Восемь лекций по йоге // Сайт Московской Ложи Ordo Templi Orientis «Убежище Пана» // http://oto.ru/cgi-bin/toc.pl?articles/works-crowley/preface&toc.val.
- Кроули А. Долг // Сайт Московской Ложи Ordo Templi Orientis «Убежище Пана» // http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/works-crowley/dolg.txt.
- Кроули А. Книга Закона // Сайт Московской Ложи Ordo Templi Orientis «Убежище Пана» // http://oto.ru/cgi-bin/toc.pl?articles/works-crowley/1&toc.val.
- Кроули А. Книга Тота // Библиотека магии «Экслибрис» // http://www.liber666.narod.ru/thelema/tot.zip.
- Кроули А. Магическое Дао // Библиотека магии «Экслибрис»// http://www.liber666.narod.ru/thelema/dao.zip.
- Кроули А. Магия в теории и на практике // Библиотека магии «Экслибрис»// http://www.liber666.narod.ru/thelema/mtp.zip.
- Кроули А. Телемитские тексты: Liber II-XXVIII // http://readr.ru/alister-krouli-telemitskie-teksti-liber-ii-xxviii.html#page=1.
- Кроули А. Liber Oz. // Сайт Московской Ложи Ordo Templi Orientis «Убежище Пана» // http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/works-crowley/31-liberoz.txt.
- Куликов И. Новые религиозные организации деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Энциклопедия, в 9 т. — Т. 1: Сатанизм: Аналитическое исследование. — М: Паломникъ, 2002 // http://ukrsekta.info/2008/page/41/.
- ЛаВей Шандор А. Сатанинская библия // http://www.demonologia.ru/node/15.
- ЛаВей Шандор А. Сатанинские ритуалы // http://lib.rus.ec/b/111382.
- Миссионерство и новые культы: Церковь Сатаны // Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия: Монография. — М: 2000 //http://psyfactor.org/expan.htm.
- Орфей, Родни Абрахадабра. Понимание телемитской магики Алистера Кроули. — М: «Весь», 2008. — 160 с. (Также в другом переводе см.: http://www.scribd.com/doc/28553003/ABRAHADABRA.)
- Официальный сайт Церкви Сатаны // http://www.churchofsatan.com/home.html.
- Парнов Е. И. Трон Люцифера: Критические очерки магии и оккультизма. — М: Политиздат, 1985. — 303 с., ил. //http://lib.rus.ec/b/109263.
- Сатанизм и Телема: Материалы интернет-конференции. — // http://warrax.net/Satan/own/93.htm.
- Сафронов А. Г. Оккультные учения XX века как специфический культурно-психологический феномен // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 102-105. // http://www.psychiatry.ua/books/religion/paper39.htm.
- Сехмет. Об Истинной Воле // Информационный бюллетень Московской Ложи О.Т.О. «ИО Пан». — № 6 (август), 2005.
- Стефанов Ю. Н. Мистики, оккультисты, эзотерики. — М: Вече, 2006. — 480 с.: ил. (Лабиринт тайноведения).
- Стеффон Дж. Сатанизм и новое язычество./ Пер. И. В. Баранов. — М: Изд-во Францисканцев — Братьев Меньших Конвентуальных, 1997 г. — 158 с.
- Тайна беззакония. Глава 50. Сатанизм// Платонов О. Иудаизм и масонство против христианской цивилизации. — //http://holytrue.boom.ru/Sekret/TaynaBezzakonia/gl_50.htm.
- Телемский О. О Телеме и телемизме // http://www.kybalion.ru/blog/thelema/23.html.
- Филипович Л. О. Нові релігійні течії й організації в Україні: Довідник — К: Ін-т філософії НАНУ, 1996 — 30 с.
- Фомов В. М. К вопросу о появлении и развитии сатанизма и неосатанизма в Западной и Восточной Европе. //http://psyfactor.org/satanism.htm.
- Фрер Ж.-К. Сообщества Зла или Дьявол вчера и сегодня. — М: Аграф, 200. — 272 с.
- Церковь Сатаны // http://warrax.net/contra_dei/1/03.html.
- Long Anton, Robury Conrad. Введение в сатанизм // http://satanists.ucoz.ru/publ/1-1-0-14.
- Milchar. История Церкви Сатаны // http://vivatsatana.narod.ru/istoriacerkvisatan.html.
- Milchar. Краткая история сатанизма// http://religion.4bb.ru/viewtopic.php?id=1051.
- Milchar. Сатанизм и дьяволопоклонничество // http://asm.ibord.ru/viewtopic.php?id=202.
- Milchar. Сатанист и его мировоззрение // http://darkway.narod.ru/milchar02.htm.
- Milchar. Сатанизм как образ жизни // http://darkway.narod.ru/milchar06.htm.
[1] «Истинная Воля да будет источником, фонтаном Света изнутри и потоком несдержанным, охваченным Любовью, стремящимся в океан Жизни» (А. Кроули, «Небольшие эссе относительно Истины»). Прим. ред. [2] «Человек, выполняющий свою Истинную Волю, получает в помощь инерцию всей Вселенной» (А. Кроули, «Магии без слез»). Прим. ред. [3] «Традиционная Чёрная Месса более не является вызывающим спектаклем для дилетантов, коим она уже была однажды. Если Сатанист желает создать ритуал, дабы надругаться над неким установлением с целью розыгрыша психодрамы, он тщательно выберет тот, который нынче не модно пародировать. Тем самым он наступит на настоящую священную корову. Чёрная Месса сегодня могла бы состоять из издевательств над восточным мистицизмом, психиатрией, психоделическим движением, ультра-либерализмом, и т. д., и т.п. Патриотизм нуждается в защите, наркотики и их гуру — облиты грязью, бескультурные активисты обожествлены, а упадок екклезиастских теологий может получить сатанинский разгон» (А. ЛаВей, «Сатанинская Библия»). Прим. ред. [4] «Свободная любовь, в Сатанинском понимании, может означать свободу именно этого — быть ли верным одному человеку или же давать волю своим сексуальным страстям со столькими людьми, сколько, по вашему разумению, потребно для удовлетворения ваших индивидуальных нужд» (А. ЛаВей, «Сатанинская Библия»). Прим. ред. [6] Сатанинскую точку зрения, отличную от приведённой в данной работе, см., например, здесь: http://warrax.net/facets/sex.html. Прим. ред. [7] Ср., например, такую точку зрения на этот счёт:
«Кроули, “пророк новой религии”, “телемизма”, связал смену “эонов”, космических циклов, со сменой господствующей религии. За христианским циклом, который в его доктрине соответствует “эону Осириса”, последует цикл Гора, “эон Гора”, которому будет соответствовать новая религия, “телемизм”, культ “Владыки Телемы”. “Эон Гора” — это «цивилизация, основанная на “Книге Закона”, магическая цивилизация, которая в “Третьем Проекте” Кугушева и Калашникова называется “Нейромиром”. Кроули считал, что “его миссия состоит в том, чтобы открыть человечеству «новый закон», применимый для эпохи, последующей за христианским циклом”. Согласно этому “новому закону”, зашифрованному в его “Книге Закона”, христианству “суждено… исчезнуть вместе с концом «эона Осириса»”. Место Христа, “старого бога прошлого эона”, займет “новый сакральный тип”, “властитель нового эона”, Гор, т. е. произойдет свёртывание христианского проекта, замена его на целиком противоположный. Как заявляет Дугин, “эон Гора –- постхристианская эпоха, в которой будет доминировать совершенно иная сакральная форма”, Телема. “Буря равноденствий” имеет своей главной целью обеспечить скорое пришествие Телемы-Антихриста. Поэтому точнее было бы назвать эту эпоху антихристианской, сатанинской» (Галина Березина, «“Буря равноденствий” Кроули как проявление апокалиптической “тайны беззакония”»). Прим. ред.