Славянские ключи, или Русская каббала

Наше исследование посвящено вопросу о возможности существования такого явления человеческой культуры как каббала в системе древнеславянского языка, основанного на кириллице. К данному исследованию нас подвигло наблюдение над структурой кириллической азбуки, где каждая буква имеет собственное название, числовое значение и некий пространный концепт, поясняющий это название.(табл. 1 А, Б, В).

table-1-1

 

 

table-1-2

table-1-3

Аналог подобного устройства алфавита мы можем видеть в азбуках, обслуживающих еврейский и греческий языки, используемые каббалистами с давних времён. До нас не дошло письменных свидетельств об использовании кириллицы в подобном же качестве, но её свойства более чем просто достаточны для использования всех приёмов каббалистических изысканий.
Подобная возможность откроет совершенно новое измерение в понимании сущности слова в его символическом контексте.

Каббала претендует на статус науки. Она имеет собственную методологию, веками отшлифованную теорию и практику. В узком смысле каббала использовалась и используется по сей день иудеями для толкования священного писания и нахождения нового смысла в древних догмах и аллегориях Торы. В рамках этой науки слово рассматривается как
буквенно-числовая конструкция, имеющая, кроме буквального значения, аллегорический смысл, но самое главное — смысл сакральный, имеющий духовное значение и основанный на символизме числа в соотношении с глобальными религиозно-философскими архетипами умозрительной, космологической системы «Древо Жизни» (табл. 5). Помимо десяти архетипов (называемых в каббале «сефирот»), числовая структура слова может быть соотнесена с 22 «путями», атрибутируемыми 22-мя старшими арканами Таро. Арканы в символической форме поясняют характеристику «путей» как частных случаев проявления качеств сефирот в их взаимоотношениях друг с другом на уровне идеи. Те же 22 пути соотносятся с буквами еврейского, греческого, латинского, финикийского алфавитов, используемых каббалистами после распространения каббалы за пределы иудейской общины.

Методы, которые здесь используются, основаны на чистой математике. Эта особенность делает основную часть каббалистической работы с текстом чисто механической. Однако в последующем работа требует глубокого анализа полученных результатов и их синтеза в единую концепцию.

Чтобы наглядно показать работу методов каббалы, мы прибегнем к небольшой демонстрации на классических примерах из еврейской каббалы. Каббала состоит из трёх частей: GMTRIA (гематрия),NVTRIQVN (нотарикон) и ThMVRH (темура).

Метод гематрия основан на соотношении числовых значений слов. Считается, что слова с одинаковым числовым значением поясняют друг друга, эта теория распространяется на целые фразы. Так, буква Sh (Шин) равна 300, числу, получаемому сложением числовых значений букв словосочетания RVChALHIM, дух Элохим, и поэтому эта буква является символом понятия «дух Элохим». Имеем R=200, V=6, Ch=8, A=1, L=30, H=5, I=10, M=40, в сумме 300. Аналогично, числовые значения слов AchD, Ахад, единство, единый, и AHBH, Ахеба, «любовь», равны 13: A=1, Ch=8, D=4 (1+8+4=13); и AHBH = A=1, H=5, B=2, H=5 (1+5+2+5=13).

Вот классический пример гематрии: IBAShILH, Иеба Шилох, «Примиритель придёт» (Быт. 49:10), равно 358, а это есть число слова MShICh, «Мессия».

Метод нотарикон бывает двух видов. В первом в качестве буквы слова берётся начальная буква или аббревиатура другого слова, и так из букв одного слова может быть образовано целое предложение. Таким образом, каждая буква слова BRAShITh, Берашит, первого слова Книги Бытия, взята из начальных букв других слов, и мы получаем BRAShIThRAHALHIMShIQBLVIShRALThVRH, Берашит Рахи Элохим Шекебело Ишраэль Тора: «В начале Элохим увидел, что Израиль примет закон». А. Кроули в своей книге «777» приводит примеры нотарикона с этим же словом, которыe принадлежат Соломону Меиру Бен Моше, еврейскому каббалисту, который принял христианство в 1665 году и получил имя Проспер Ругере. Эти примеры имеют христианское толкование, и посредством их Проспер обратил в христианскую веру другого еврея, который сначала был враждебно настроен против христианства. Первый пример: BNRVChABShLVShThMIChDThMIM — Бен, Руах, Аб, Шалошетем, Йехад, Тамаим: «Сын, Святой Дух, Отец, в равной степени поклоняйся их Триединству». BKVRIRAShVNIAShRShMVIShVOThOBVDV, Бекори Рашуни Ашер Шамо Йешуа Табодо: «Поклоняйся Моему перворождённому, Моему первому, чьё имя Иисус».

Нотарикон второго вида есть прямая противоположность предыдущего. Из первых, последних или средних букв слов, составляющих фразу, можно составить новое слово или слова. Подобным образом из первых и последних букв слов MIIOLHLNVHShMIMH, Ми Иаула Лено Ха-Шамаима, «…кто взошёл бы для нас на Небо?» (Втор. 30:12), образуются слова MILH, Мила, «обрезание», и IHVH, Тетраграмматон, подразумевающие, что Бог предписывает обрезание как путь на Небо.

Темура — это перестановка букв. В соответствии с определёнными правилами одна буква заменяется другой, предыдущей или следующей в алфавите; таким образом, из одного слова может быть образовано другое слово с совершенно другим написанием.

Помимо всех этих правил, в форме еврейских букв сокрыт определённый смысл. Форма отдельных букв в конце слова иногда бывает отличной от обычно используемой для этого финальной буквы. Бывает и так, что финальная буква написана в середине слова, или некоторые
буквы имеют размер больший или меньший, чем остальные буквы в рукописи. Смысл есть и в перевёрнутой букве, и в различных вариантах написания определённых слов, которые в разных местах рукописи имеют на букву больше или меньше, в особенностях расстановки точек или огласовок, в определённых выражениях, которые кажутся лексически неполными или перегруженными. Например, в Книге Исайи (9: 6-7), в слове LMRBH, Лемарба, «…для
приумножения…», в середине слова написана конечная M (такая пишется только и исключительно в конце слова). Вследствие этого общее числовое значение вместо 30+40+200+2+5=277 стало равно 30+600+200+2+5=837 — гематрию слова ThThZL, Тет Зал, «щедро дающий». Так, написанием Мем
конечной вместо обыкновенной, слово получает другое каббалистическое значение[1]. Заметим, что кириллическое письмо, так же как еврейское и греческое, было письмом литургическим, литературным. Рукописи священных славянских текстов так же содержат похожие сокращения, «описки» и «ошибки». Однако можно ли однозначно утверждать, что эти «описки» не преднамеренны, учитывая, что тексты писались монахами в монастырях, где дисциплина была суровой, где люди, изолированные от мира, предавались тотальной концентрации ума и внимания, воспитывали в себе наивысшие ментальные качества под строгим надзором и контролем своих суровых
настоятелей? Тексты имели статус «священных» и наверняка много раз проверялись монахами и самими настоятелями. Ошибка в священном тексте могла бы иметь значение «богохульства», если только не была сделана с умыслом, людьми, владеющими определёнными эзотерическими знаниями и имеющими известный непререкаемый авторитет.

Резюмируя всё вышесказанное, следует пояснить саму суть каббалы. Сутью же является увеличение морально-этической, духовной и философской ценности текстов (чаще имеющих литургическое значение) за счёт увеличения смысловой нагрузки на отдельные буквы, слова и целые фразы. В процессе такой работы происходит «дешифровка» символической основы слова. Сакральный смысл не «выдумывается», а выводится из текста посредством искусных манипуляций с его буквенно-числовым потенциалом. В этом
смысле каббалу можно назвать математикой слова как единого явления бытия.

Первое, что обратило на себя внимание, это то, что числовые значения кириллицы практически полностью совпадают с греческими, а они, в свою очередь — со значениями букв в еврейском алфавите. Общеизвестен факт, что старославянская азбука была разработана Константином и Мефодием в X в. на основании греческого алфавита, а потому нет ничего необычного в подобных совпадениях. Совпадение греческого и еврейского письма — результат возникновения протоеврейской письменности и архаичного
греческого письма на базе письма финикийского. Но существует теория о том, что финикийская письменность проистекает из древнеегипетской. Рассмотрим этот процесс от начала до конца.

Для этого обратимся к знаменитому исследователю вопросов графического и числового символизма Дэвиду Алену Халсу, известному российскому читателю по двухтомному труду, переведённому на русский язык, под названием «Ключ ко всему» («Тhekeyforitall»).

Здесь автор выдвигает ряд аргументов в пользу утверждения древнеегипетского как корневого.

 

1.
Древнеегипетские иероглифы послужили моделью для письменности финикийцев.

2.
Значения 22-х букв еврейского алфавита связаны с описанием иероглифических форм и имеют аналоги в египетском алфавите.

3. 22 буквы финикийского письма (1100 г. до н. э) сопоставимы с формой иероглифов.

4. Протоеврейская письменность в виде наскальных насечек (1000 г. до н. э) сопоставима с финикийской.

5. Архаичное греческое письмо читалось справа налево, как в иврите (800 г. до н.э).

6. Существование фонетических значений у букв еврейского и греческого алфавитов эквивалентны фонетическим значениям древнеегипетских иероглифов.

7. Числовые значения еврейских и греческих букв совпадают (табл. 2 (А, Б, В, Г, Д))[2].

Египетская иероглифическая модель

table-2-a
Таблица 2 (А)

Египетская иероглифическая модель (продолжение)

table-2-b
Таблица 2 (Б)

Египетская иероглифическая модель (продолжение)

table-2-c
Таблица 2 (C)

Египетская иероглифическая модель (продолжение)

table-2-g
Таблица 2 (Г)

Египетская иероглифическая модель (продолжение)

table-2-d
Таблица 2 (Д)

Н. Ф. Алефиренко в своей книге «Теория языка: вводный курс» пишет следующее: «Однако наибольшее распространение обрело финикийское консонантное письмо, которое, по мнению ряда учёных, было положено в основу многих современных алфавитов. Этому способствовало
географическое расположение финикийского государства. Жили древние финикийцы на восточном побережье Средиземного моря, соединяя тем самым древнейшие цивилизации, существовавшие на берегах Нила и Тигра-Евфрата. Финикийское письмо состояло из 22 знаков, которые обозначали согласные звуки, читавшиеся как слоги… На основе финикийского письма возникают арамейское (исч. в 4 в. н.э.) и греческое»[3].

Так мы имеем цепочку: Египетский — финикийский — еврейский — греческий. Далее, греческое архаичное письмо поделилось на западно-греческое и восточно-греческое. Восточно-греческая ветвь в процессе своего развития, через греко-византийское письмо, дала письмо кириллическое (табл 1 (А, Б, В)). Мы взяли на себя смелость сопоставить кириллическую азбуку с имеющейся в нашем распоряжении таблицей, где ранее Халс сопоставил еврейское и греческое письмо (табл. 3)[4].

Таблица 3
Таблица 3

Но необходимо высказать несколько замечаний по структуре таблицы 1. Во-первых, колонка «Ключ №» служит для соотнесения каждой отдельно взятой буквы кириллицы с соответствующим ключом на табл. 3 (греческий
алфавит — еврейское письмо). Во-вторых, колонка «Концепт, поясняющий название буквы»[5]. Данные из последней колонки взяты нами априори и могут подвергаться редактированию, когда будет окончательно установлена связь с ключами Таро. В данной таблице указаны также числовые эквиваленты кириллической азбуки, с помощью которых она и была соотнесена с данными таблицы табл. 3 (греческий алфавит — еврейское письмо). Так мы можем сделать несколько довольно интересных наблюдений: возьмём букву Л «Людие» — её числовое значение 30. С помощью ключа мы можем
соотнести её с греческой «Лямбдой» и еврейской «Ламед», числовой эквивалент которых также равен 30. Здесь совпадают не только числовые эквиваленты — налицо ещё совпадение фонетики всех трёх букв. Помимо этого, мы можем сопоставить «Людие» с арканом Таро «Правосудие», который соотносится с «Ламед». Его идея — справедливость и правосудие. На этом аркане традиционно изображалась женщина с весами в одной руке и мечом в другой. Иногда глаза её были завязаны, что придавало ей сходство с Фемидой, богиней правосудия. Если мы посмотрим в колонку «Концепт, поясняющий название буквы», то найдём там следующее пояснение: «Некое собрание людей; люди как собирательный образ». Таким образом, получаем: Собрание людей= «Справедливость», как намёк на выражение «Выносить на суд людской», т. е. можно подумать, что эта буква скрывает в себе мысль, что справедливое выяснение сути дела может быть осуществлено только в собрании людей. Что-то наподобие «веча», суда присяжных, публичного суда. Также можно заметить, что буквальный перевод буквы «Ламед», LMD — стрекало «заострённая палка для погона быков», т. е., фактически, орудие власти (Бык по каббале является херувимом Земли, т. е. это животное, ассоциируется с землёй). Так можно выстроить следующую цепочку
умозаключений: «Люди — справедливое орудие управление землёй». Вот ещё пример использования таблиц: возьмём древнеславянское слово «ОГНЬ», огонь. Применим известный нам метод нотарикона. Получаем: О— «Онъ», Г — «Глаголи», Н — «Нашъ». Онъ Глаголи Нашъ — сопоставляем по колонке «Концепт, поясняющий название буквы». Получим: «Он глаголит — это было известно предкам». Если принять толкование «Онъ» как «неизвестное» (а потому тайное, сокрытое), то можно получить и такую фразу: «Он глаголит тайное, и это знали наши предки». Это слово само по себе является концепцией пиромантии (гадания по огню). А, как известно, огонь был священен для славян. Применим метод гематрии: О=70, Г=3, Н=50 (70+3+50=123). Число 123 можно обработать несколькими способами. Один из них — это так называемая «малая гематрия» — сложение цифр числа и получение «корневого значения», которое соотносится с одним из основных сефирот на Древе Жизни (табл. 5, «Древо Жизни»). Так, 1+2+3=6, шестая сефира — это Тиферет (т. е. Солнце). На Древе Жизни с этой сефирой связаны такие понятия, как «Солнце», «Логос Господний», «Сердце Сердец», «Сын» и т. д. Таким образом, огонь становится атрибутом Солнца, Логоса, Слова, иными словами, здесь мы раскрываем подлинно сакральную сущность слова «огонь». Как сказано в писании: «В начале было Слово…» и «Господь наш, Огонь Всепоядающий». Как нам может быть известно из курса религиоведения, огонь — обязательный атрибут всех солярных культов и религий мира, таких как Зороастризм, например. Но можно пойти и дальше — соотнести каждую цифру числа 123 с путями относительно Древа Жизни. Тогда 1 — это путь «Глупца», 2 — путь «Мага» и 3 — путь «Верховной Жрицы» (табл. 5). Это все три пути, какие связывают Высший Архетип сефиры Кетер со всем остальным Древом Жизни. Можно даже сказать, что путь «Глупца» связывает Кетер с «Правой колонной» сефирот, которые традиционно считаются «мужскими», путь «Мага» связывает с «Левой колонной», которая ассоциируется с качеством «женское», путь «Верховной жрицы» — это средняя колонна, связанная с идеей андрогинности. Соответственно, это Мысль, Дело и Слово Господне, которые переплетаются в некое единство в таком понятии, как огонь. Подобная работа только с однимсловом — процесс долгий и количество информации, полученной таким образом, прямо пропорционально времени, потраченному на эту своего рода медитацию.

Однако следует предостеречь любопытного исследователя от излишней очарованности данными методами. К ним надлежит подходить очень осторожно и со здравой долей скептицизма. Для примера приведём цитату из «Гематрии» А. Кроули, текст которой приведён в последней редакции книги «777» на русском языке (под ред. А. Царёва; Можайск, 2006: ЗАО «Ланселот»): «Действительно, F.I.A.T. — это Flatus, Ignis, Aqua, Terra (Воздух, Огонь, Вода, Земля), символизирующие Создателя в виде Тетраграмматона, синтеза четырёх элементов, и Вечный Закон (Fiat) в виде уравновешенных сил природы. Но что мешает прочесть это как FecitIgnavusAnimamTerrae (Сделай ленивой душу земную)…» и ещё: «Почему бы не доказать, что Христос, проклиная смоковницу (fig), F.I.G., на самом деле критиковал учение Канта «Freewill, Immortality, God» — «Свободная Воля, Бессмертие, Бог»?»[6]. Потому не следует приводить трактовки, противные контексту самого текста, и слишком радоваться результатам. Полученные результаты следует просто иметь в виду, как требующие последующих подтверждений из контекста.

Теперь ещё несколько слов о ключах Таро. Вопрос о происхождении Таро и о древности этой символической системы до сих пор вызывает споры среди исследователей. Освещение же многочисленных гипотез на данную проблему выходит за рамки нашей элементарной работы. Скажем только, что Таро считают «Книгой Тота», которая якобы ведёт своё происхождение из Древнего Египта. Таро представляет собой таблички, на которых в аллегорической форме представлены такие понятия, как, например, «Святость», «Чистота», «Женственность», «Власть», «Смерть», «Правосудие» и многие другие. Какой-либо текст на самих табличках отсутствует, кроме порядкового номера, астрономического символа и иногда буквы иврита. Каждая из табличек имеет классические толкования, которым посвящены многочисленные книги, на данный момент легкодоступные широкому кругу читателей, вместе с самими Таро в виде колоды карт. На каждой карте изображён персонаж, предметы, иногда животные, цвета, фигуры и т. д. Каждая из них соотносится с буквой из древнееврейского алфавита и, как принято думать, поясняет символическую сущность каждой из них. Логично было бы предположить, что если кириллица переняла числовые эквиваленты, иногда даже форму отдельных букв (Ш и евр. Sh), то возможно, что вместе с тем она переняла ещё и философско-символическую модель еврейского алфавита, хотя и со значительными искажениями, обусловленными древностью, менталитетом, особенностями славянской культуры, эстетикой и мировоззрением. Но мы имеем шанс исправить искажения, ибо в основе буквы лежит число, которое оставалось неизменным и даёт возможность вновь восстановить первоначальные соответствия кириллицы в соотношении с другими, более древними алфавитами.

И вот мы предприняли смелую попытку соотнести буквы кириллицы и арканы Таро по признаку числа таким образом: Азъ имеет числовое значение 1, пользуясь таблицей № 3, соотносим данную букву, с буквой еврейского алфавита Алеф, имеющей тот же числовой эквивалент. Буква Алеф по традиции атрибутируется арканом «Глупец» и символизирует стихию воздуха. Далее в том же духе. И вот перед нами таблица, где удалось соотнести все буквы кириллицы, которые имеют известный нам числовой эквивалент (табл. 4). В некоторых случаях можно заметить, что соответствия некоторых букв совпадает с одним и тем же арканом Таро. Это связано с тем, что некоторые еврейские буквы имеют двойное цифровое значение, в зависимости от их нахождения в слове, и два варианта написания — как «строчная» или как «конечная» (в случаях, когда такие буквы приходятся на конец слова). Например, Мем еврейского алфавита имеет значения 40 (как строчная) и 600 (как конечная). В соотношении с кириллицей, аналогом Мем будут буквы Мыслите (40) и Херъ (600). Обе кириллические буквы могут быть соотнесены с арканом «Повешенный» (вода), присущим букве Мем. Числовые значения строчных букв считаются основными. Повторяющиеся соответствия букв с Таро были помечены нами значком (bis). При этом, подчиняясь порядковому номеру арканов, соотнесённые буквы приняли следующий порядок: Азъ, Веди, Глаголи, Добро, Есть, Зело, Земля, Ижеи, Людие, Иже, Како, Фита, Мыслите, Нашь, Кси, Онъ, Покои, Чьрвль, Ръцы, Слово, Твърдо, Оукъ. Примечательно, что полученный порядок букв напоминает собою связный текст. Мы разделили последовательность на несколько блоков, каждый из которых содержит в себе законченную мысль. Пользуясь материалом, который находится в нашем распоряжении, получаем интерпретацию: «Я мудрость проповедую. Земля очень добрая есть. Едины все люди вселенной. Как любовь и волю мыслите дух наш. Он — покой. Прекрасное произноси слово. Настойчиво призываю».

Таблица 4
Таблица 4

Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы:

1. Кириллица имеет своим корнем древнеегипетское иероглифическое письмо.

2. Кириллица во многом переняла фонетику, числовые эквиваленты из греческого, еврейского, финикийского письма, а местами и саму форму некоторых букв.

3. Кириллица обладает всеми параметрами азбуки, пригодной для всякого рода каббалистических изысканий, что вполне делает возможным такое её использование, наряду с греческим и древнееврейским алфавитами.

table-5-tree-of-life

Таблица 5[7]

Используемая литература

 

1.       Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс: Учеб. пособие для студ.
филол. спец. Высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 — 368 с.

2.      777. Каббала Алистера Кроули / под ред. Царёва А. — Можайск:  АО «Ланселот», 2006. — 430 с.

3.      Халс Д. А. Ключ ко всему — Москва: «Аквариум», ООО «Фирма  Издательство
АСТ”», 1998. —Т. 2 — 538 с.

 


[1] 777. Каббала Алистера Кроули / под ред. Царёва А. — Можайск: ЗАО «Ланселот», 2006. — с. 26-30.

[2] Халс Д. А. Ключ ко всему — Москва: «Аквариум», ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1998. — Т. 2 — с. 139.

[3] Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс: Учеб. пособие для студ. филол. спец. Высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004 — с.171.

[4] Халс Д. А. Ключ ко всему. — Москва: «Аквариум», ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1998. — Т. 2 — с. 100.

[5] Материалы для колонки «Концепт, поясняющий название буквы» в таблице 1 (А, Б, В) взяты на основании буклета — приложения к документальному научно-популярному фильму «Славянские привычки. Акт 6» из цикла «Игры Богов»/ реж. Стрижак С. В., 2007.

[6] 777. Каббала Алистера Кроули / под ред. Царёва А. — Можайск: ЗАО «Ланселот», 2006. — с. 55.

[7] Это схема Древа Жизни (ДЖ), которая представляет собой чертёж каббалистической космологии. Здесь изображены 10 сефирот в виде разноцветных кругов. Каждая из них представляет собой одно из Лиц Господних, основных архетипов. Каждая соотносится с одной из семи планет и одновременно являет собой отдельный мир качеств, которые проявляются на земле. Так, например, война — это явление, соотносимое с планетой Марс и сефирой Гебура (она изображена красным цветом и обозначена цифрой 5), которая является архетипом Марса. Чувство любви соотносят с Венерой и сефирой Нецах (зелёного цвета, число — 7). Марс противостоит Венере, как показано на схеме, т. е. Гебура противостоит Нецах, как и понятия война-любовь. На каждой сефире, согласно воззрениям каббалистов, обитают боги, архангелы и «хоры ангелов», вроде серафимов, херувимов, престолов, ангелов, архангелов и т. д. Так например в сефире Йесод (Луна, номер 9) священное имя Бога — Шадаи-эль-Хаи, архангел — Габриэль, хор ангелов «ангелы». Каждая сефира, кроме всего прочего, мыслится как степень материализации Божества. Материальный мир на схеме представлен сефирой Малькут. Сеферот связаны между собой путями, которые, как было сказано выше, атрибутированы арканами (ключами) Таро. Каждый путь соотнесён с буквой еврейской азбуки. Пути тоже представляют собой архетипы, но они обладают смешанным свойством. Например, путь «Сила» представляет собой смесь качеств, приписываемых Гебуре (Марсу) и Хесед (Юпитеру), плюс астрологическому знаку льва. Пути тоже обитаемы: здесь живут боги каждой из 22 букв. Евреи считают свой алфавит священным, потому как каждая буква — это бог, который имеет собственное имя и качества. В мире физическом путям и сефирам принадлежат, помимо прочего, камни, растения, животные, цвета, ноты, фигуры, числа, боги всех мифологий, пороки и добродетели, болезни, металлы и многое другое. Данными ДЖ, начиная со средних веков, пользовались в своей работе алхимики, астрологи, медики (Ф. А. Т. Б. Гогенгейм (Парацельс)), философы (Дж. П. Д. Мирандола, Б. Спиноза и т. д.). Однако намёки на существование каббалы мы можем видеть в числах и аллегориях Ветхого и Нового Завета, особенно в книге «Откровение Иоанна Богослова». Каббала активно использовалась адептами масонства и многих других тайных обществ.