Официальное обращение администрации Замка Инстербург

8 октября без предварительных согласований и уведомлений Калининградская областная Дума передала 15 объектов историко-культурного наследия региона, в том числе и замок Инстербург, в собственность Русской Православной Церкви.

Я не ожидал такой некомпетентности, чинопоклонничества и боязни общения с народом от большинства депутатов областной Думы. В официальной повестке заседания 28 октября, вывешенной на сайте Думы, 3-м пунктом значилось рассмотрение вопроса только о кирхе Арнау. О существовании второго списка из 15 объектов ничего не сообщалось. Депутаты втихую хотели принять этот закон. Когда же представители СМИ и общественности попытались попасть на открытое (!) заседание, то сначала их просто не пропускали, объясняя это отсутствием свободных мест (список приглашённых был составлен из людей безмолвно и безусловно поддерживающих руководящую и направляющую)…

Благодаря отдельным депутатам (за что им персональное спасибо) в зал всё же удалось попасть, но ситуацию это не изменило. Кроме Бориса Бартфельда (молодец, пусть на время, но отстоял музей Донелайтиса), больше никому (!) не дали возможности выступить или задать вопросы.

Произошла катастрофа. Область лишается своего историко-культурного своеобразия. Подорван имидж страны и РПЦ. Разрушены с неимоверным трудом созданные отношения с научными, культурными, образовательными российскими и европейскими организациями. Многолетние проекты и программы можно отправлять на свалку. А что касается общественности — людям ещё раз сказали, что они быдло, и никто с ними разговаривать не будет.

Основные аргументы депутатов:

  • Если не отдадим объекты РПЦ, то католики и протестанты всё равно всё захватят. Но Калининградская область (как субъект РФ) является правопреемницей СССР, а не нацистской Германии. В Пруссии до 1945 года были объекты религиозного назначения. Но в Калининградской области в составе СССР все эти объекты были государственными, а не религиозными. Соответственно, ни одна конфессия не может на них претендовать.
  • Если не отдадим объекты РПЦ, то они развалятся. Но каким образом РПЦ будет содержать и реставрировать переданные объекты? У неё зачастую не хватает денег на собственные храмы. Значит, за счёт государства. А в чём тогда смысл происходящего? Что, в уставе РПЦ прописано возрождение прусских замков? Ремонт силами прихожан — это приспособление под текущие цели. Ни о какой научной реставрации речи не идёт. Объекты теряют свой статус памятников истории и культуры.
  • РПЦ никого не будет трогать, все останутся работать на своих местах. Но в законе ничего не говорится об общественных организациях — пользователях объектов, что для замка Инстербург имеет принципиальное значение. Говорят, что через некоторое время всем пользователям переданных объектов предоставят или построят соответствующие здания. То есть, где-то рядом нам построят другой замок. Смешно, если бы не было так грустно.

Отдельно про замки. Кто эти неведомые специалисты, проводившие историко-культурологическую экспертизу? Каким образом можно ставить в один ряд русские монастыри и прусские замки? Все опрошенные мною историки (а среди них крупнейшие специалисты по истории Пруссии) заявляют, что замки никогда не являлись объектами религиозного назначения.

Чтобы любить свою малую Родину (Калининградскую область), надо хоть немного знать её историю. Но бездумно-послушное большинство депутатов не знает, что такое «любить», а история для них лишь создаёт ненужные помехи.

Великое государство не хочет и не может хранить своё великое историко-культурное наследство. И очень не любит свой народ, который очень разный и не желает быть послушным безмозглым стадом баранов…

 

Алексей Оглезнев

Член Совета Фонда НКО «Дом-Замок»,

руководитель проекта «Замок Инстербург».

 

Чего мы лишаемся:

  • Памятника истории и культуры федерального значения;
  • Уникального социокультурного экспериментального центра, разрабатывающего и осуществляющего научные, культурные, образовательные проекты и программы регионального и международного масштаба;
  • Просто места, где сотни и тысячи людей впервые смогли осуществить свои мечты…

 

Если Вы — компетентный историк, археолог, философ, архитектор, законодатель, социолог, культуролог, реставратор, краевед… и читаете эту статью — своё профессиональное мнение Вы можете высказать по следующим адресам:

От других адресатов толку мало. Вопрос решался на уровне Москвы, местные власти просто взяли под козырёк — значит, обратный ход ему можно дать только на уровне Москвы.