Имя: Иоганн Валентин Андреэ (Андреа).
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 17 августа 1586 — 27 июня 1654.
Деятельность: Теолог, писатель, математик.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis.
С 1601 Андреэ учился в Тюбингене. Принуждённый прервать своё учение, Андреэ в 1607-1614 путешествовал по Франции, Швейцарии и Италии в качестве гувернёра молодых дворян, в 1614 получил место диакона в Вайгингене, в 1620 городского священника и суперинтендента в Кальве, в 1639 придворного проповедника и консисториального советника в Штутгарте, в 1650 аббата и генерал-суперинтендента в Бебенгаузене, в 1654 аббата в Адельберге.
В своей комедии «Turbo, seu moleste et frustra per cuncta divagans ingenium» (1616) Андреэ бичует язвительной сатирой заблуждения тогдашних учёных, в «Menippus, seu satyricorum dialogorum centuria» (1618) — безобразия всех сословий, в «Christiani Kosmoxeni genitura» (1612) описывает чудесные свойства христианской жизни, в «Rei publicae Christianopolitanae descriptio» (1619) представляет идеальное описание образцового христианского государства и объясняет читателю в «Herculis christ i ani luctae» (1615; немецкий перевод Виктора Андреэ, Франкфурт-на-Майне, 1845) и в аллегорико-эпическом стихотворении «Christenburg» (новое изд. Грюнейзена, Лейпц., 1836), как трудно последнему среди искушений света сохранить своё христианство.
Андреэ пытался также укрепить это живое, деятельное христианство посредством основания общества людей одинакового образа мыслей, или духовного единства, в котором Христос был бы средоточием. Поэтому в 1617 Андреэ написал «Invitatio fraternitatis Christi ad amoris candidatos», в 1620 «Christianae societatis idea» и «Christiani amoris dextra porrecta» и разослал их своим 24 друзьям. Тяжёлые военные времена помешали осуществлению его плана. В своих прежних сочинениях «Fama fraternitatis B. С.» (1614) и «Confessiofraternitatis R. С.» (1615) Андреэ осмеивал в жестокой сатире нелепые мечты своих современников. В своей автобиографии он предъявляет претензии на анонимно изданную книгу «Chymische Hochzeit ChristianiRosenkreuz» (Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца, 1616) как на одну из его работ и впоследствии говорит о ней как о шутке (lidibrium). Правда, в своих более поздних работах он насмехается над алхимией и помещает её в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как с наименее серьёзными науками. Согласно некоторым источникам, его роль в происхождении легенды Розенкрейцеров спорна, однако именно как основатель розенкрейцерского учения он и входит в число почитаемых в Ecclesia Gnostica Catholica и OrdoTempli Orientis личностей.
Умер Андреэ 24 июня 1654 в Штутгарте.