Итак, мы продолжаем экспериментировать с формой и содержанием нашего журнала. Удачны ли наши эксперименты, нет ли — покажет время, сейчас главное — что мы стараемся не стоять на месте, а искать новые пути развития и новые темы для разговора, расширять круг наших авторов и наших читателей. Но прежде, чем поговорить о том, чего ждать от «Апокрифа» в новом году Эона Гора (обратите внимание, что мы ставим теперь двойную дату публикации), позвольте сделать небольшой экскурс в историю журнала.
Точная дата выхода первого номера неизвестна, но ориентировочно это зима 2005-2006 года. Журнал выходил нерегулярно, в среднем — раз в квартал, и в него входили, прежде всего, материалы, написанные (в 5 выпуске — переведённые) мною, иногда — совместно с учениками. Оформление было нулевое: голый текст внутри, название и имя автора — на обложке (см. рис. справа), фотография или портрет автора — на титульном листе. Не было у «Апокрифа» ни официального сайта (журнал в форматах doc и pdf выкладывался на другом моём авторском проекте, «Сайт Европы»), ни даже постоянного круга читателей (я давал ссылки на него заинтересованным лицам или выкладывал на форумах, если об этом заходил разговор). В журнале (тогда ещё альманахе) публиковались преимущественно произведения в жанре «художественной эзотерики» и в эпистоляре, практические и исследовательские вопросы затрагивались относительно редко. В таком формате вышло 12 номеров (материалы «Академии Ситхов» были подготовлены на 13 и 14 номера журнала, но вышли лишь в 15-м, а отчасти — даже в 35-м, уже после переоформления), и в 2008 году проект был приостановлен на неопределённый срок.
Возрождение «Апокрифа» связано с моим Посвящением в телемический орден Ordo Templi Orientis в 2009 году. Развернув активную деятельность по оккультному просвещению в Калининграде, я (в октябре того же года, к очередной годовщине со дня рождения Алистера Кроули) переоформил все 12 первых выпусков, в результате чего они не только получили иллюстрации и отдельно оформленные обложки, но и прошли дополнительную редактуру (иногда значительную), а также пополнились новыми произведениями. Место под сайт любезно предоставил нам клуб Касталия, в результате чего с проектом «Апокриф» оказались частично слиты и два других проекта — «Карточный Домик» (авторские карточные колоды) и «Сайт Европы» (околонаучные изыскания).
Одновременно с ремастерингом первых номеров журнала мы (с этого момента над журналом работал не я один, но и мои товарищи по местной оккульной группе «93 in 39») подготовили и первый выпуск второй инкарнации журнала под символичным номером 13, куда вошёл подробный отчёт о недавно проведённом ритуале. В октябре-ноябре 2009 года альманах выходит раз в месяц, до марта следующего года — два раза в месяц, а в апреле, готовясь к очередной реформе, мы издаём целых три номера (итого 13 номеров за полгода). Помимо получения «постоянной прописки» и оригинального оформления, журнал значительно расширяет круг авторов и читателей (пока что — за счёт моих личных контактов в эзотерических кругах), всё плотнее осваивает ниву переводческой работы (в том числе таких значительных работ, как ассирийские Таблички Маклу, лавкрафтианский «Завет Мёртвых», произведения Алистера Кроули, Остина О. Спеара, Бернарда Шоу). Всё ещё оставаясь альманахом, «Апокриф» старается всё чаще выходить в журнальном формате (то есть публиковать несколько произведений разных авторов в номере, как это было в 14, 18 и 24 выпусках). В апреле также стартует новый подпроект — Библиотечка «Апокрифа», в которой начата публикация оцифрованных нашей рабочей группой книг оккультно-эзотерической тематики (в первом выпуске опубликована книга А. Никитина «Тайные ордены в Советской России»). В процессе очередного «окукливания» мы открываем подписку на журнал и широкую рекламную кампанию среди потенциально заинтересованных в теме лиц.
В мае 2010 года (Жизнь 3) обложка журнала получает новое дизайнерское решение, одной из существенных деталей которого (помимо того, что теперь они оформляются по единому образцу) является то, что на ней размещаются работы, предоставленные авторами специально для «Апокрифа». За год наш журнал украсили художественные произведения четырёх художников и одного плакатиста. Новое оформление получает и наш сайт, который отныне находится в постоянном процессе развития и на данный момент содержит html-версии практически всех произведений, выходивших в нашем журнале (однако не следует забывать, что версии на сайте существенно уступают журнальным в оформлении, поскольку из них изъяты практически все иллюстрации, кроме тех, кто непосредственно необходимы для понимания текста). Создаётся также постоянно действующее представительство журнала ВКонтакте, где регулярно выкладываются все самые свежие новости журнала (её недавний перевод в разряд публичный страниц почти удесятерил количество посещений).
Ещё важнее содержательная часть майской реформы 2010 года. «Апокриф» полностью отходит от формата альманаха и становится настоящим журналом, где под одной обложкой публикуются материалы разных авторов и на разные темы. Крупные произведения и тематические подборки, не вмещающиеся в журнальный формат, издаются отдельным нерегулярным (от одного раза в два месяца до трёх раз в месяц) приложением к журналу. Из наиболее значимых работ, вошедших в приложение, мы можем назвать первый русский перевод «Багх-и-Муаттар» Алистера Кроули, монографию доктора исторических наук Хакима Фаршида «Эхо Хорасана сквозь века и тысячелетия», подборку материалов на тему пограничных с Исламом направлений мистицизма «Колодец Вавилонский», сборник материалов хаос-магического Ордена Иллюминатов Танатэроса (I.O.T.) и некоторые другие. Серия «Библиотечка» получила достойное продолжение в виде книги Идриса Шаха «Магия Востока».
Внесла свою корректуру и жизнь «мирская», «профанная». Культурная катастрофа, случившаяся 28 октября 2010 года в Калининградской области (об этом — в 11 номере приложения к журналу), вынудила нас активизировать антиклерикальную, а отчасти и более разностороннюю гражданскую деятельсноть. Своего рода общественно-политическим подпроектом «Апокрифа» стал мой персональный блог, ряд публикаций, вышедших у нас с этого времени, также прямо или косвенно касается этой проблемы, не собираемся мы оставлять эту тему и впредь.
Благодаря рекламной кампании и помощи друзей журнала, мы взяли очередную новую высоту. Ни один выпуск Жизни 3 не обходился без нового для нас автора или переводчика, среди которых всё чаще появляются известные в оккультной среде авторы, а также доктора и кандидаты наук. Отодвигается на задний план литературная составляющая, зато всё большее внимание уделяется охватыванию самых разнообразных традиционных и нетрадиционных направлений в магии, мистицизме, оккультизме, эзотерике, религиозной практике. Чтобы хоть как-то фильтровать поток поступающей в редакцию информации, мы (в 26 номере журнала) публикуем некоторые основы нашей концепции и вводим жёсткий (и всё более жёсткий) ценз, безжалостно отбраковывая статьи, не соответствующие нашим требованиям. Журнал обзаводится собственными счетами на Яндекс.Деньгах и WebMoney, а также выходит на заметные позиции в основных поисковиках. Кроме того, мы инициировали программу обмена информационными страничками между электронными изданиями смежной тематики, начали слияние под эгидой «Апокрифа» наших старых журнальных проектов «Лалангамена» и «Танелорн», — иными словами, провели огромную и разностороннюю работу по совершенствованию журнала, все стороны которой трудно уместить в небольшую статью.
Новая реформа, как нетрудно догадаться, приурочена к очередной годовщине получения Книги Закона Алистером Кроули (и, соответственно, к новому году Эона Гора по телемитскому календарю, начинающемуся с Весеннего Равноденствия). Чем же будет отличаться наша новая жизнь от прошлых? Как вы наверняка заметили, мы в значительной степени пересмотрели оформление журнала: у нас новая обложка, основной шрифт текста изменён на беззасечный Candara и уменьшен на один пункт, размер страницы тоже уменьшен с учётом возможности распечатывать журнал по технологии print-on-demand (из-за чего, а также из-за большого количества накопившегося материала, количество страниц почти удвоилось относительно Жизни 3); оставить заказ на печатный экземпляр и получить дополнительную информацию по этому вопросу вы можете по адресу vera.shcherbina@samizdal.ru.
Отдельно следует остановиться на изменении в оформлении титульного листа, содержания и выходных данных. Это вроде бы несущественное преобразование — маленький знак менее заметного, но куда более существенного изменения нашего курса на сближение с академической наукой (в соответствии с тезисом «Цель — религия, метод — наука»). Само по себе приближение оформления к требованиям, применяющимся для научных журналов, конечно, не сделает наш журнал научным, но это будет постоянным напоминанием для нас, что мы стараемся привлекать к публикациям больше авторов с учёными степенями, больше работ, в которых бы применялась научная методология, больше пограничных между наукой и оккультным исследований. Возможно (во всяком случае, мы будем стремиться к этому), со временем нам удастся выделить постоянную рубрику под диалог науки и магии или под научные работы по академическим дисциплинам, подходящим под тематику нашего журнала: по философии, религиоведению, истории, культурологии или даже (в отдельных аспектах) теории эволюции, квантовой физике и т. д.
Кстати, о рубриках. Прежде всего, конечно же, в рубрику, как вы можете заметить, преобразована ежемесячная редакторская статья «Слово редактора». В прошлом номере журнала мы обещали начать рубрику «Жизнь замечательных бодхисатв» — и вот, мы начинаем её вступительной статьёй «Бодхисаттвы мира сего» и краткими мифобиографическими справками о первых десяти заявленных персонажах. Эта рубрика предполагается интерактивной: вы можете взять любое из перечисленных в 36 номере имён, оформить краткий (на две страницы) очерк о нём — и (после небольшой совместной редактуры) мы с удовольствием его опубликуем в свой черёд.
Давно назревала и следующая наша рубрика, «Мракобесие на марше». В ней планируется размещать статьи о наиболее вопиющих случаях религиозного мракобесия в современном мире и о псевдооккультном, лженаучном мошенничестве, дискредитирующем в глазах общественности как науку, так и оккультный гнозис. И первая публикация в ней — наиболее общая, наиболее мировоззренческая: это первые три части документально-публицистической повести Виктора Шмакова «В чём наша идея?», в которой рассмотрены причины и последствия клерикализации современного общества, а также некоторые принципы построения внерелигиозной этической системы.
Своего рода ответом на многие тезисы Виктора Шмакова стала статья известного журналистаВладимира Голышева «Христословие», открывающая одноимённую рубрику. В отличие от атеиста Шмакова, Владимир Голышев — христианин, но обоих авторов сближает их непримиримо антиклерикальная позиция. В этом и следующих номерах читайте в рубрике «Христословие» нецерковно-христианский взгляд на многие актуальные вопросы современности.
Антиклерикализм — тема и первой статьи в главной рубрике нашего журнала, «Традиции и пророки». На этот раз, вслед за атеистом и христианином, вопросы светской этики поднимает мусульманин, автор«Манифеста исламской реформации» Эдип Юсель. Статья любезно предоставлена нам Анной Нэнси Оуэн, с разрешения одного из представителей исламского протестантизма. Далее в рубрике — продолжения начатых в прошлом номере переводов гримуара саббатического ремесла Эндрю Чембли «Азоэтия» и монографии Кристофера Скиппера «Путь Дао».
В этом номере, по многочисленным просьбам читателей, мы открываем также астрологическую рубрику «Млечный Путь». Её ведущая — Катерина Старцева, автор и руководитель сайта классической астрологии «Солярис», редактор электронного астрологического журнала «Млечный Путь», своеобразным зеркалом которого и будет эта рубрика. Тема первого занятия — «Влияние аспектов транзитной Лилит».
Последняя рубрика, «Museum», предназначена для литературного творчества, юмора и т. п. В апрельском номере её открывают «Притчи» одного из наиболее известных идеологов современного российского сатанизма — Варракса. В них вы найдёте несколько неожиданное, но оттого не менее интересное сопоставление сатанизма и дзен-буддизма: в изящной юмористической форме.
Наконец, в апреле или мае этого года мы планируем, наконец, выпуск долгожданного приложения к «Апокрифу», в которое войдёт монография российского езидолога Теймураза Авдоева «Историко-теософский аспект езидизма», в котором рассмотрены практически все грани этого малоизученного направления нехристианского гностицизма.
Итак, знакомьтесь: тулку Апокриф IV! Он всегда готов поделиться с вами своими знаниями, но и вы не забывайте нести ему свои золото, ладан, смирну и другие материальные и нематериальные дары 😉 (подробнее об этом — на последней странице журнала).