Относительно близкое моё знакомство с религией началось в зрелом возрасте, в 28 лет, в 76-м. Не с церкви началось, а через прочтение книги Зенона Косидовского «Библейские сказания». Сейчас, 35 лет спустя, не помню, несла ли в себе та книга какую-то религиозную задачу. Возможно, что и несла, но запомнилась она мне, в основном, как некий искусствоведческий труд, иллюстрированный фотоснимками произведений живописи и скульптуры на библейские сюжеты. То есть, рассказывалось, например, о какой-то картине, о её создании, и приводились к ней фрагменты из Библии. Насколько мне помнится — это, большей частью, были сюжеты из Ветхого Завета.
Книга мне понравилась, изучал её с интересом. Я не был верующим, и к религиозности она меня не подтолкнула, но при случае и по возможности начал интересоваться библейскими текстами. Даже кое-что пришлось написать на тему религии. Например, в 94-м году в газете «Вечерний Челябинск» был опубликован мой материал, достаточно объёмный, который редакция разделила на два номера газеты. Напомню, что это было начало 90-х, время потери обществом некоего идейного стержня, отказа от коммунистической идеи и попыток поиска многими из нас какой-то идеи взамен. Я не искал для себя идей в религии, но относился к ней довольно-таки лояльно. Приведу здесь цитату из той статьи — интересно будет посмотреть, в чём же именно произошли изменения моих взглядов и оценок за прошедшие 17 лет. В частности, я писал:
«Библия создавалась многими людьми в течение длительного времени. Одна из задач её авторов — это сделать её сборником норм и положений, которые нужны людям в их жизни и во взаимоотношениях друг с другом. Для существования общества необходимы какие-то общие принципы, которым нужно следовать, а также правила и ограничения, которые нарушать нельзя. Нужны какие-то единые моральные нормы, сверяясь с которыми можно давать оценку нашим поступкам. В Библии эти нормы (заповеди) даны исходящими не от людей, а от Бога и от сына его Иисуса Христа. Привлечение для этого богов понятно и объяснимо. Разве могут люди, с их слабостями и недостатками, быть авторами законов и моральных норм для самих себя? Нет, дать их нам должен кто-то, совершенно отличный от нас, стоящий выше нас. По Библии заповеди даны нам Богом, т.е. Высшей Силой. Только так может быть обеспечен контроль за их исполнением, наказание за их нарушение, поощрение загробной райской жизнью за послушание. Люди ищут способы дать себе законы таким образом, чтобы их исполнение давалось им как можно проще. Проще — это когда исполнять их надо под контролем и под угрозой наказания. Быть рабом, тем более — Господним, гораздо легче и удобнее, чем быть духовно свободным, уметь и быть способным судить самого себя за грехи свои».
Прочитал цитату, вижу, что, вообще-то, нет в ней каких-либо принципиальных различий с моей теперешней позицией. В цитате-то их практически нет, но некоторые противоречия между тем моим отношением к религии и теперешним всё же имеются. К этому мы ещё вернёмся, а сейчас хочу рассказать о причинах написания той статьи, о том, что послужило этому поводом.
Молодую, 15-ти лет девушку затянули в секту «Свидетели Иеговы». В свой рассказ я внесу небольшие, несущественные для его сути изменения, чтобы сделать эту историю менее узнаваемой в отношении конкретных лиц. Родители этой девушки, наши близкие друзья, обратились ко мне с просьбой что-нибудь посоветовать, поскольку ты, мол, религией интересуешься, что-то из неё читаешь. Так я же, говорю, не религиовед со специальным образованием и, тем более, не специалист по сектам. Ну, всё равно, что-нибудь попробуй придумать.
Возможно, в какой-то газете, или где-то в другом месте, мне попалась информация о Екатерине Гориной из Комиссии по правам человека, встретился с нею. Проблема сект — это было как раз её направление. Чем-либо конкретным помочь нам не могла, занималась более глобальными вопросами по какому-либо пресечению деятельности множества сект, появившихся тогда в России.
Взялся за знакомство с журналами этой секты — родители девушки дали мне несколько номеров «Сторожевой башни» и «Пробудитесь!», журналы издавались, в основном, в Германии и в США. Вот что я писал в своей статье об этом моём ознакомлении:
«Толкование Библии свидетелями Иеговы во многом отличается от традиционного. Они, например, отрицают крест и утверждают, что Иисус был распят на столбе. За ношение креста свидетели осуждают прочих верующих. Говорят, что если Сын Божий распят на кресте, как утверждают “церковники”, то совершенно неправильно делать символом веры орудие его смерти. Свидетели не признают никаких праздников. Единственным праздником, который завещал отмечать Иисус, является Вечеря Господня, или Вечер воспоминаний, в день 14-го нисана по еврейскому календарю. В этот вечер, в 33-м году после Рождества Христова, Иисус и двенадцать апостолов отмечали Пасху, и тогда он и сказал, что один из них его предаст. Он завещал своим ученикам каждый год в этот день, после захода солнца, собираться и говорить о Боге».
Чтобы больше узнать об этой общине, сходил 26 марта во Дворец железнодорожников на их ежегодное мероприятие, на Вечер воспоминаний. Моя знакомая девушка, вместе с подружкой и её мамой, тоже там была, я это точно знал, но в большом дворце нам привелось разминуться, не встретиться, чему я был доволен. При входе встречают молодые люди в строгих костюмах, выглядят торжественно, радушно приветствуют пришедших, приглашают пройти в гардероб. Слышу — между собой переговариваются: в позапрошлом году было около 100 человек, в прошлом — 200, а в этом гораздо больше будет. Есть впечатление, что говорят так, чтобы нам было это слышно, а когда будут следующих гостей в гардероб провожать, то же самое будут говорить и для них. Сцена убрана со вкусом, всё свободно, просторно. По боковым стенам, вглубь сцены, свисающие сверху и стелющиеся по полу складками и волнообразно полупрозрачные занавеси светлых тонов — белые, голубые, такие же занавеси обрамляют верхнюю и боковые части сцены по её переднему краю, всё ассиметрично, воздушно. Пол застелен каким-то однотонным ковровым покрытием, на переднем краю, но не совсем по центру — лёгкая трибуна-пюпитр с небольшой подставкой для бумаг докладчика. Нигде никакой символики, ничто не отягощает ни взгляд, ни мысль, ничто ничего не навязывает и не символизирует. Собравшиеся одеты празднично, ближе к строгому стилю, примерно так, как если бы пришли на спектакль, на оперу. Многие с детьми, есть почти с грудными, но не слышно какого-либо детского шума — плача или громко сказанных слов. Несмотря на то, что я посетитель предвзятый, пришёл на собрание, так называемой, тоталитарной секты, впечатление от убранства, от вида публики весьма приятное.
К трибуне подошёл докладчик — пожилой, седоватый мужчина, тоже в строгом тёмном костюме, чуть ниже среднего роста, но крепыш, этакий Жан Габен. Поздравил собравшихся с праздником, сказал, что нас с каждым годом становится больше, только вот сюда на Вечер пришло сегодня более 500 человек. Затем приступил к чтению доклада — именно доклад у них называется, а не проповедь, не просветительское слово.
В докладе говорилось о Боге, об Иисусе, о заповедях — запомнилось мало, поскольку моё внимание более публика занимала. Произвело впечатление то, как участники встречи воспринимали доклад. Практически все имели при себе Библию. Большинство были семейными парами, поэтому Библия была обычно одна на двоих. Мне было хорошо видно, как соседи слева, справа, спереди после каждой цитаты докладчика и указания им места, откуда цитата взята, склонялись голова к голове над книгой, шелестели страницами, находили нужное место, скороговоркой, полушёпотом прочитывали цитату заново. И так до следующей цитаты. Мне показалось, что в таком чтении есть для собрания свидетелей некое ритуальное действо. А вернее всего, тут всё чётко продумано и выверено — это закрепление вербально полученной информации её визуальным восприятием, с подключением «механики» — поиска нужной страницы и места на ней. Очень хороший, прямо-таки чудесный приём для заучивания текста.
После чтения доклада — заключительный ритуал. Свидетелю, сидящему с краю в первом ряду, подаётся чаша, как потом оказалось, с красным вином и плавающими в нём кусочками хлеба — кровь и тело Господни. Он предаёт чашу своему соседу, тот далее, и так до конца ряда, на другом краю чаша передаётся от которого во второй ряд, проходит по нему, потом на третий, и так пока весь зал не будет пройден. И мне пришлось в этом участвовать — сосед слева подал мне чашу, я передал её соседу справа. Этим ритуалом был закончен Вечер воспоминаний.
Несколько слов в пояснение, почему, начав разговор о религии вообще, я вроде как сбился на рассказ об одной из сект. Так уж получилось, что в процессе моего знакомства с религией, с Библией, оказался и этот этап — знакомство с одним из множества христианских направлений. Общину эту относят к сектам, хотя вероучение её основано на той же самой Библии. Причём свидетели-то Иеговы утверждают, что именно они следуют буквально каждому слову Библии, в отличие от всех прочих христиан. Может, так оно и есть? Они, например, делают основной упор на тех её частях, где говорится о могуществе Бога, о его непримиримости к каким-либо отступлениям от его учения. Ещё одна цитата из моей прошлой статьи:
«В журнале “Сторожевая башня” от 15 февраля 1994 года (издательство Watch Tower) идеологи “Свидетелей Иеговы” пишут: “Слово Бога не оставляет сомнения, что богоугодный страх очень важен. Этот вид страха упоминается там 200 раз. Богоугодный страх является защитой, как видно из Притчи 16:6 «Страх Господень отводит от зла». Вот почему Псалом 110:10 нам говорит, что богоугодный страх — начало мудрости! Такой страх основан на любви. Так как мы очень любим Бога, мы боимся огорчить его (Притча 27:11)”. Свидетели проповедуют близкий конец света и пришествие царства Божьего на земле, предсказанные в Библии. Все люди погибнут, спасутся только истинные последователи Бога, т.е. члены общины “Свидетели Иеговы”. Свидетели говорят о конце света как о неизбежном факте, который свершится уже в ближайшем будущем. “После того, как Бог очистит землю от всякого зла и от злых людей”, для свидетелей наступит райская жизнь на земле. “Какое же прекрасное будущее ожидает избранных и великое множество, когда Иегова приступит к освящению своего святого имени!”. Я спрашиваю дочь своих знакомых, погибнут ли, по мнению свидетелей, при конце света люди другой веры — мусульмане, иудеи, буддисты и т.д. Отвечает: “Да”. А люди, верящие в Бога и Иисуса Христа, но не входящие в общину “Свидетели Иеговы”? — “Да”. А мама и папа твои, сестрёнка, они тоже должны погибнуть? — “Да”. Какое же свидетели предлагают им спасение? — “Стать свидетелем”».
Ну, в общем-то, тут всё знакомо. О любви к Богу, о страхе гнева Божьего и о том, что спасётся только тот, кто к вере придёт и в воскресение Иисуса уверует — это же всё тезисы из так называемого традиционного христианства, из одной и той же книги всё это взято. Поэтому я оговаривался, что рассказ о свидетелях нас никуда от разговора о религии не уводит, а даже так и наоборот — позволяет на неё ещё и под другим углом посмотреть.
Чем же закончилась история с дочерью наших знакомых? Решил, что единственное, что могу в этой ситуации сделать — это попробовать изложить некоторые мои размышления о религии на бумаге, чтобы это было последовательно и логично, с приведением каких-то цитат и аргументов. Она уже не ребёнок, может это понять и осмыслить. Написал статью, показал её моим знакомым. Они давали почитать дочери, прочитала, но ничего им на это не ответила, как они считают, что пусть, мол, пройдёт какое-то время, не надо торопить, форсировать события. Через некоторое время говорят мне, что у них за этот почти год образовался круг «товарищей по несчастью», то есть родителей таких же вот обманутых детей, и они считают, что статью следует опубликовать в газете. Я в редакцию «Вечернего Челябинска» был давно вхож, во времена перестройки опубликовал у них около 50-ти материалов на общественно-политические темы. Пришёл туда со своей рукописью, и в начале сентября статья была опубликована. Что и как сказалось, не знаю, но их дочь от секты этой отдалилась. Её мама считает, что помогла именно статья и факт публикации её в газете.