Вергилий

Имя: Публий Вергилий Марон.

Историчность: Исторический персонаж, впоследствии сильно мифологизированный.

Даты жизни: 15 октября 70 г. до н. э. — 21 сентября 19 г. до н. э. Средневековые предания иногда относят его к эпохе короля Артура.

Деятельность: Поэт.

Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis. В Средние века широко почитался как чудотворец, покровитель Неаполя, культурный герой и психопомп. Считая Вергилия предвестником христианства, христиане почитают его в ряду других дохристианских гениев и героев.

 

Вергилий — знаменитейший поэт Августовского века. Родился в 70 году до н. э. близ Мантуи. Легенда гласит, что ветка тополя, по традиции посаженная в честь родившегося ребёнка, быстро выросла и вскоре сравнялась с другими тополями; это обещало младенцу особую удачу и счастье. Первое воспитание Вергилий получил в Кремоне; в шестнадцать лет он получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца «De rerum natura». Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики.

После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Теокрита; но его покой был нарушен гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам — сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе, но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана. В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошёлся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе со своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундизий. В 37 г. закончены были «Буколики», первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за «Георгики», написанные в Неаполе в 30 г. В 29 г. после многих предварительных работ Вергилий приступил к «Энеиде» и, проработав над нею несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В построении «Энеиды» подчёркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Движущая сила поэмы — воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам. Герои Вергилия живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма; в странствиях Энея сопровождает бесстрашный оруженосец Ахат, преданность которого стала нарицательной. Сам поэт также выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков.

В Афинах Вергилий встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундузии в 19 г. до н. э. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые учёные объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.