Фитотерапия — метод лечения,
основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из
них. Методики переработки растений для получения фитопрепаратов ориентированы
не на выделение химически чистого действующего вещества, а на сохранение всего
комплекса активных веществ растения в наиболее простых и приближенных к
естественным формах (отвар, настой, экстракт и т. д.). Иногда к сфере фитотерапии
относят не только растения, но также и грибы, а иногда и другие природные препараты
— продукты пчеловодства (прополис, мумиё, маточное молочко, мёд), минералы,
определённые части животных. В современной научной фитотерапии, в отличие от
традиционной, фитотерапевтические препараты практически не применяются
самостоятельно, обычно их назначают дополнительно к лекарственной терапии[1].Изготовление
лекарств из растений (настои, отвары, экстракты) традиционно связывают с именем
Клавдия Галена (врача в Древнем Риме), поэтому и препараты называются «галеновы
препараты»: «Галеновые препараты (иначе —
галеновы препараты) — группа фармацевтических средств и лекарственных форм,
получаемых, как правило, из растительного сырья путём вытяжки или экстрактации.
Появление термина связано с именем Клавдия Галена. Галеновые препараты —
препараты сложного химического состава, издревле получаемые из природного растительного
и животного сырья. К ним относятся настои, отвары, настойки, экстракты,
сиропы… Новогаленовые препараты — водно-спиртовые вытяжки из тех же видов
сырья, подвергшиеся максимальному очищению»[2].С древних времён
врачи искали «действующее начало» в различных природных источниках, чтобы
лечить то или иное заболевание у человека. Это «действующее начало» не всегда
отождествлялось с самим лекарственным препаратом: «В трудах, посвящённых фармакологии, Гален писал о том, что целительную
силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них
содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения
предварительно высушивают. Гален ввёл понятие о балластных и действующих веществах
в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путём настаивания
растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах»[3].
Дальнейшее развитие медицинской науки по пути узкой специализации неизбежно
привело к тому, что организм человека зачастую начинает рассматриваться как
«биоконструкция», состоящая из отдельных органов, тканей и клеток: уменьшается
для лечащего врача (врача «узкой специализации») значимость цельности организма
и целостности в функционировании всех систем организма. Для практики лечения
всё большее значение приобретают химиопрепараты «узконаправленного» действия —
на уровне органа, клетки, части клетки. Фармацевтической промышленностью
осваиваются не только вещества природного происхождения, но и их аналоги —
синтезированные химическим путём препараты. Химиофарминдустрия начинает всё
более и более вытеснять с «рынка сферы медицинской помощи» природные источники
лекарственных препаратов: «Парацельс
считал, что совершающиеся в человеческом теле процессы являются химическими и
что химии суждено сыграть огромную роль в медицине. Его можно считать одним из
основоположников ятрохимии (греч. «ятрос» — врач + химия)»[4].
Однако Парацельс хоть и применял химические вещества в качестве лекарства, но
действие их он понимал иначе, нежели его материалистически мыслящие потомки,
объясняя химические процессы в организме алхимическими превращениями. Эти
взгляды легли в основу предложенной Парацельсом «спагирической медицины».
Человека он рассматривал как «микрокосм», отражающим все элементы «макрокосма»[5].Спагирическая
медицина
— раздел алхимии, «целью которого было
разделение веществ на составные части и их соединение в новые вещества.
“Спагирическое искусство, — гласит врачебный трактат начала XVII в., — есть та
часть химии, которая имеет своим субъектом природные тела — растительные,
животные и минеральные — и производит соответствующие операции с конечной целью
их применения в медицине”. Термин “спагирическое искусство” был введён
знаменитым врачом и алхимиком Парацельсом, который считается основателем медицинского
направления в алхимии… Основными веществами для приготовления “медикаментов”,
согласно учению арабских алхимиков, считались “четыре духа” — сера, мышьяк,
ртуть и нашатырь»[6].Считается, что
Парацельс первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной
гомеопатии[7],
хотя о принципе подобия знал ещё Гиппократ: «…Великий
медик сформулировал принципы лечения “подобного подобным” и “противоположного
противоположным”, возникшие, правда, задолго до появления на свет его труда.
“Когда лекарство войдёт в тело, оно прежде всего извлекает всё то, что ему…
наиболее сродно по природе” — это о законе подобия. “Врачу следует… всё
напряжённое разрешать, а всё ослабленное — укреплять” — это уже о лечении
противоположного противоположным»[8]. Принцип
подобия в последующем был подробно изучен и описан проницательным С. Ганеманом
(1755-1843), который вслед за Парацельсом пришёл к заключению, что отравляющее
вещество вызывает у здорового человека симптомы той болезни, для лечения
которой предназначено. Однако лечение такими «лекарствами» во многих случаях
приводило к утяжелению симптомов болезни, поэтому он был вынужден разводить
отравляющие вещества до безопасных для здоровья сверхнизких концентраций. Новое
учение Ганеман назвал гомеопатией, что означает «сходное страдание»[9].Перед
дальнейшим изложением темы хотелось бы более подробно остановиться на некоторых
основных понятиях; это необходимо, чтобы читатель составил своё мнение на
основе информации, максимально приближенной к первоисточнику, и был готов к
восприятию последующего материала. Обратимся к сочинению С. Ганемана, чтобы
познакомиться с мнением автора метода о причинах болезни и действующем начале в
лекарственном препарате:«§9. В
здоровом состоянии человека его телом неограниченно управляет жизненная сила и
содержит все его части в чудном согласии ощущений и деятельности, так что
живущий в нас мыслящий дух может свободно пользоваться этой живой, здоровой
машиной для высших целей существования.§10. Материальный
организм без этой жизненной силы не способен ни к каким-либо впечатлениям, ни к
деятельности, ни к самосохранению. Только нематериальная динамическая сила, присущая
материальному организму в здоровом и больном его состоянии (жизненная сила),
может управлять всеми его ощущениями и отправлениями.§11. При
наступлении болезни первоначально поражается эта духовная, повсюду присущая
телу, самостоятельная (автоматическая) жизненная сила враждебным жизни,
динамическим влиянием болезненного деятеля; только вследствие такого
ненормального влияния жизненная сила может сообщать телу неприятные впечатления
и нарушать его правильную деятельность, что мы называем болезнью. При этом невидимая,
но узнаваемая только по действиям организма жизненная сила проявляет своё
болезненное расстройство единственно изменениями ощущений и деятельности
организма, доступными чувствам наблюдателя и врача, короче, болезненная деятельность
этой силы выражается только болезненными
припадками и ничем иным не может выражаться»[10].Средние века давно ушли, научная
медицина разительно отличается от «медицины средневековья»; и в познании
этиологии (происхождении болезней) современная медицина достигла значительных
успехов. Тем не менее, у современных астрологов взгляды на причину болезни очень
сходные с воззрением гомеопатов: «Все
наши физические болезни — это верхушки айсберга. К этому нас привели духовные
болезни и подпорченный генетический код. Медицинская астрология находится между
кармической астрологией и алхимией — системой качественного преобразования
веществ в живой и в неживой природе. Алхимия подчинена тем же законам, тому же
коду, что и астрология; преображение в природе идёт алхимическим путём, причём
индикатором для него является вода… Это же происходит и в организме человека,
то есть на уровне более высоком, чем на уровне растений… Биохимия нашего
организма тесно смыкается с алхимией, и при любой качественной перестройке в
организме происходят алхимические процессы; они и ведут к преображению человека
на физическом, психическом и духовном уровнях… Любая болезнь — это зарождение
мира тёмных сил. Надо помнить, что внутри нашего организма идут постоянные
алхимические преобразования, в которых принимает участие наша психическая
энергия. Все алхимические процессы идут с участием нашей психической энергии;
гармонизируя психику, мы гармонизируем и алхимические процессы, так необходимые
нам, и этим восстанавливаем силу и наше здоровье на всех уровнях — на
физическом, психическом и духовном… Говоря о лечении духовных болезней, нельзя
не упомянуть древнюю медицинскую науку Индии — аюрведу… Она указывает пути
сохранения здоровья, пути продления жизни, то есть указывает пути возврата к
утраченному гармоническому равновесию. Помогает вернуться, то есть войти в
изначальную гармонию, которую мы утратили, в наши исходные ритмы,
предназначенные Космосом каждому по радиксу [натальной карте; авт.], ведь каждому по радиксу предназначен свой
ритм… Врач аюрведы использует для лечения тонкую космическую энергию,
рассеянную в воздухе, растениях, минералах, во всех самых разнообразных
природных веществах, в соках, смолах и т.д. Врач аюрведы учит человека
развивать внутри себя внутренний огонь, то есть развивать свою тонкую,
психическую энергию, и учит использовать эту психическую энергию в борьбе с
болезнями. Основой всего учения аюрведы является учение о том, что ключ к
управлению телом и организмом лежит в нашем сознании; научившись правильно
пользоваться этим ключом, мы можем полностью контролировать функции своего
организма и избавляться от всех наших болезней»[11].С. Ганеман ищет в лекарстве не
определённое химическое вещество, а «динамическую силу» этого вещества: «…Легко понять, что лекарствами невозможно
было бы излечивать, если б они не имели силы изменять состояние человеческого здоровья, ощущений и органических
отправлений организма, и что только на
этой силе основано их целебное свойство… Эта динамическая сила, заключающаяся в лекарствах, отнюдь не может быть
постигнута нами в её сущности,
одними усилиями ума; мы можем понимать её только по действиям, которые обнаруживает она при влиянии на здоровье людей,
и только опыт может дать нам о ней
ясное представление[12].
Процесс излечения методом гомеопатии самими гомеопатами не объясняется
химическими процессами в организме, которые должны бы происходить, по мнению
врача современной медицины, между лекарственным препаратом и биохимическими
средами организма, что ведёт к нормализации состояния больного. Скорее,
наоборот, нормализация биохимического и биофизического гомеостаза (равновесия)
организма — это результат процессов, происходящих на ином, «нематериальном
уровне» (именно поэтому и неважно количество молекул вещества в растворе, на
что указывают оппоненты гомеопатии!):«§29. Всякая болезнь
(нехирургическая) состоит только в динамическом
уклонении жизненной силы от нормального состояния, состоящем в изменении
отправлений и ощущений организма и обнаруживающемся видимыми припадками.
Назначая больному гомеопатическое лекарство, врач подвергает его влиянию другой
динамической силы, превращающей естественную болезнь в искусственную, которая
очень сходна с первою и несколько сильнее её. А так как сила, производящая
болезнь, представляет собою нечто нематериальное, чисто динамическое, то
естественная болезнь перестаёт существовать, как скоро её заменит
искусственная, первая преодолевается и уничтожается последнею. Но как
продолжительность искусственно вызванной болезни обыкновенно незначительна, то
и она тотчас преодолевается жизненною силою, так что эта хранительница нашего
организма скоро возвращается к нормальному состоянию целости и первоначального
здоровья…§31. Неприязненные силы, как физические,
так и душевные, поражающие нас при жизни и называемые
вредоносными и болезненными влияниями, не обладают безусловною способностью
расстраивать наше здоровье. Человеческий организм впадает через них в состояние
болезни только тогда, когда он находится в особенном расположении к восприятию
этих влияний; поэтому они не могут ни в массе людей, ни в отдельных случаях
производить болезни во всякое время»[13].Именно состояние Духа важно и при
возникновении заболевания, и при лечении — это учитывают астрологи в своей
практической работе: «Лечение подобного
подобным. Это метод гомеопатический, он хорош для лечения болезней не
кармических. К нему нужно духовное пробуждение, иначе он действует слабо или
вообще не действует. Гомеопатический метод действует хорошо, если устранена
духовная причина болезни. Вот почему многие гомеопаты не помогают»[14].Очень важное условие в
гомеопатическом методе, согласно Ганеману — это подобие искусственной болезни (болезни, вызываемой лекарственным
препаратом) той естественной болезни, которую необходимо излечить:«§ 34. Преобладающая сила
искусственных болезней не единственное условие их способности лечить
естественные. Необходимо также, чтобы искусственная
болезнь была по возможности сходна с
естественною, ибо только в таком случае при одновременном преобладании силы
естественная болезнь может быть подменена и уничтожена искусственною. Этот
закон до того непреложен, что сама всесильная природа не может излечить болезни путём присоединения к ней новой несходной, тем не менее, врач в
состоянии достигнуть этой цели лекарствами, производящими несходное с болезнью состояние в здоровом теле»[15].Другим, не менее важным условием в
гомеопатии, является метод приготовления лекарств:«§269. Гомеопатия нас учит путём
особого приготовления развивать до невероятной степени динамическую
лекарственную силу сырых веществ, причём усиливается способность проникновения
и обнаруживается целебное свойство даже в таких веществах, которые в грубом
состоянии не выказывают ни малейшей лекарственной силы на человеческое тело.§270. Так, взявши 2 капли свежего
растительного сока, предварительно смешанного наполовину с винным спиртом,
должно смешать их с 98 каплями винного спирта, причём получится первая степень
развития лекарственной силы; повторив ту же процедуру ещё с 29 пузырьками, из
которых каждый наполнен до ¾ четвертей 99 каплями винного спирта и воспринимает
для взбалтывания одну каплю предыдущего раствора, мы получим, наконец, 30
деление (дециллионную динамизацию лекарственной силы)… На основании
многочисленных опытов и точных наблюдений я принимаю за постоянную и наименьшую
норму для развития лекарственной силы жидких веществ два сильных сотрясения
каждого пузырька»[16].Заметим, что не растворение исходного
препарата «до нужной концентрации или разведения», а именно последовательное
разведение с потенцированием (встряхиванием) имеет решающее значение. Существует и другой способ потенцирования
для «динамизации» («раскрытия динамической силы») лекарственного препарата — по
Корсакову, при котором опять же соблюдается принцип постепенного разведения. Отличие
состоит лишь в том, что Корсаков выливает из пробирки раствор с очередным
разведением, добавляет растворитель (воду или раствор спирта) до нужного объёма
и проводит потенцирование (десятикратным встряхиванием) оставшегося на стенках
сосуда раствора добавленным растворителем. Согласно концепции Ганемана, важно
именно потенцирование, а не точная концентрация вещества[17].Таким образом, внимательный
читатель, вероятно, обратил внимание, что технология производства
гомеопатического препарата чем-то напоминает магическую процедуру и, вероятнее
всего, сопровождается созданием своеобразной «мыслеформы». Действительно,
эзотерические учения не были чужды С. Ганеману: «…Необходимо сказать о духовной позиции Самуэля Ганеманна. Известно,
что он состоял в масонской ложе. О многом говорит тот факт, что на титульном листе
своего Органона он поместил девиз вольных каменщиков: “Aude sapere” — “Имей мужество
признать”. Доктор Х. Унгер так описал духовную личность Ганемана: “Подобно
Гёте, Ганеман соединяет в своей особе два течения в разнообразии немецкой
классики: пантеистический идеализм природы и рациональный идеализм масонства”
(Journal suisse d’homéopatie, № 1, 1962 г.). Это объясняет родство духовных
наследников Гёте — антропософов — и последователей Ганемана, гомеопатов. И те,
и другие имеют схожее видение трансцендентного.В
поздний период Ганеман увлёкся восточными религиями, и впоследствии, полностью
отвергнув Христа, его личность, учение и жертву, стал считать примером для
подражания Конфуция…Прежде
всего, он рассматривает человека как тройственное бытие, состоящее из:а)
воли и мысли (которые составляют внутреннего человека),б)
жизненной энергии, духовной материи, нематериального бытия, иными словами — эфирного
тела у антропософов или бога Прана (праны) в индуизме,в)
и материального тела.При
нормальном состоянии здоровья динамизированная нематериальная жизненная
энергия, оживляя материальную часть тела человека, властвует безраздельно (Органон,
§ 9)…Все
приведённые здесь факты не должны удивлять или поражать читателей Органона
Ганемана или учебников других знатоков гомеопатии, поскольку все они написаны
эзотерическим языком и используют понятия, заимствованные из восточных религий,
например, из индуизма. В них преобладает идея пантеизма, согласно которой бог
есть везде, в каждом человеке, животном, цветке, растении, в каждой клетке.
Якобы бог есть даже в гомеопатическом лекарстве. Только лекарство знает
больного. Оно знает его лучше врача, лучше, чем сам пациент знает себя. Оно
знает, где находится источник нарушения порядка и как до него добраться. Ни
врач, ни больной не обладают таким знанием и такой мудростью (доктор Баур,
Journal Suisse d’homéopatie, № 2, 1962 г.). Эти слова однозначно говорят, что
лекарство стало богом…Оказывается,
каждый настоящий врач-гомеопат посвящён в тайну трансцендентного, спиритического
мира. Он должен обладать знанием о четырёх состояниях материи: постоянном, текучем,
газообразном и излучающем (Дж. Т. Кент, с. 98). Автор чётко разъясняет, что
надо уметь видеть глазами духа (с. 120) для того, чтобы по-настоящему понять
метод Ганемана.Кроме
того, гомеопатия родственна магнетизму, практикам гипнотизёров и терапии,
основанной на чтении информации по форме ушной раковины (auriculo therapie), но
все эти методы или являются оккультными, или связаны с оккультизмом (от
occultus — неизвестное, неведомое)»[18].Оппоненты гомеопатии при этом задают
вопрос: «Почему же не потенцируются неизбежные примеси, присутствующие
изначально в любом “исходном” растворе, подвергающемся последующему потенцированию?»
Вот потому и не «потенцируются», что «потенцирование» здесь — это не
потенцирование как таковое, то есть не конкретная физическая обработка, а
магическое действо, где воля оператора гораздо важнее конкретного действия!Не случайно, пытаясь знакомиться с
первоисточниками, мы обращаемся и к гомеопатии, и к астрологии. Много в этих
системах общего, взгляды астрологов и гомеопатов совпадают по многим вопросам.
Астрология исходит из идеи цельности и неразрывности мироздания: «…В основу основ ещё древними был положен
принцип всеобщего тождества. Он говорит о единстве всего, что существует в
мире: “То, что вверху, то и внизу”. Этот принцип не утверждает в чистом виде
прямого влияния планет на человека, на человеческие судьбы — смысл его намного
шире и глубже… Ритмы человека зависят от ритмов Космоса, всё в этом мире
связано, в любом частном фрагменте можно увидеть общее… Практический смысл
астрологии — в существовании единого всеобщего ритма»[19].
«Человек подобен космосу. Этот постулат космоподобия — основа
астрологии… Человека называют микрокосмосом, ибо он есть как бы отражение
макрокосмоса… То, что мы не можем изучить в человеке непосредственно, можно
изучить в мире, наблюдая строение космоса, например, или строение общества и,
находя при этом аналогии в человеке. И наоборот, некоторые общие выводы можно
сделать, зная, как устроен человек»[20].
«Если в душе человека нарушено
Божественное равновесие, он воспринимает влияние планеты неправильно, —
рождается диссонанс — болезнь. Влияние каждой планеты воспринимается особой
струной человеческой души, и чтобы улучшить результат воздействия, астролог
старается настроить эту струну правильно, используя для этого соответствующие
средства. Именно это мы и имеем в виду, когда говорим “гармонизировать влияние
планеты”. Всё в мире может быть лекарством, надо только знать, от какой оно
болезни. Если болезнь — результат искажённого действия одной из планет, то для
излечения её можно использовать любое природное явление или предмет, связанные
с этой планетой»[21].
Гомеопатия и астрология имеют общие «корни» и возникли на основе эзотерического
восприятия действительности, поэтому и в поиске лечебного препарата в
окружающем нас мире взгляды представителей этих систем совпадают: «Парацельс (1493-1541) — врач и химик. Он
реанимировал теорию лечения “подобного подобным” для подбора лекарственных
растений. Парацельс создал учение о “сигнатурах” — признаках, которыми
всевышний якобы снабдил растения, чтобы врачи могли их правильно выбирать при
том или ином заболевании. Так, растения с красными цветками или красные плоды
он рекомендовал при заболевании крови, жёлтые — печени, синие — дыхательных
путей и т. п.»[22].Гомеопатия и астрология в сочетании
могут хорошо дополнять друг друга: «Астрология
описывает судьбу и саму личность в символах планет, знаков зодиака и аспектов
между ними, а гомеопатия использует в описании болезненных состояний названия
трав, минералов и субстанций животного происхождения. В гомеопатии нет названия
болезней, так как в этом нет смысла, а любому болезненному состоянию соответствует
определённое лекарство, название которого и переносится на саму болезнь… для
гомеопата нет отдельных болезней сердца, печени и пр., так как все эти органы
не функционируют сами по себе, а представляют собой части одного сложнейшего и
непостижимого во всей своей полноте человеческого организма… Согласно
древнему оккультному закону: «То, что наверху, подобно тому, что внизу», — организм
человека представляет вселенную со звёздами, планетами и знаками Зодиака.
Например, Солнце соответствует сердцу, его металл — золото, которое, кстати, в
гомеопатическом приготовлении врачует именно этот жизненно важный орган…
Таким образом, становится очевидным параллелизм между символами астрологии,
органами человеческого тела и гомеопатическими лекарствами, каждому из которых
можно прикрепить астрологический ярлычок и, сравнив с гороскопом человека,
назначить ему правильное лекарство… Болезнь у человека одна. Как говорил
Ганеман, это нечто нематериальное, не поддаётся обнаружению никоим образом,
кроме как в состоянии сцепления с жизненной силой. Когда это сцепление
произошло, жизненная сила старается избавиться от этого “нечто“, изменяя свои
функции, продуцируя симптомы в той части организма, которая оказывается
ослабленной. А причина ослабленности определённых частей организма читается в
карте звёздного неба, зафиксированной в момент рождения, то есть в гороскопе…
Гомеопатическое лекарство — это тончайшая энергетическая субстанция, которая
становится сокрушительной силой для болезни, если она оказывается ей подобна…
Гомеопатически приготовленное лекарство имеет свои планетарные и зодиакальные
маркеры, которые позволяют точно назначать его. Поэтому небесные рисунки,
символизирующие болезнь в гороскопе человека, будут показывать и лекарство от
этой болезни. Подобное лечится подобным. Классические знания врача-гомеопата в
соединении со знаниями астролога представляют весьма продуктивный союз в борьбе
с болезнями[23]. Подведём некоторые итоги и
попытаемся соотнести два метода — гомеопатию и астрологию — на основании
вкратце изложенного выше обзора информации из различных источников.1. Астрология и гомеопатия имеют
общие «корни» и основаны на эзотерике и оккультизме.2. Астрология и гомеопатия
рассматривают организм человека как единую цельность, находящуюся в постоянном
энергетическом и информационном взаимодействии с внешним миром.3. Первопричина болезни — на духовном
уровне, поэтому лечение надо начинать с осознания причины (что можно выявить по
астрологической натальной карте и транзитам) и гармонизации на духовном уровне.4. Лечебный препарат подбирается во
внешней среде индивидуально для лечения конкретного больного человека, а не
болезни. Критерием отбора в астрологии является сигнатура препарата — характеристика
«планеты в знаке Зодиака»; в гомеопатии — «патогенез лекарства». Эти принципы
вполне сопоставимы, как мы увидим при дальнейшем изложении материала.5. При изготовлении гомеопатических
лекарств, возможно, решающим фактором и залогом успешного действия препарата,
является применение оккультной методики создания мыслеформы. Более подробно с
подобной техникой (методика ДЭИР) читатель сможет ознакомиться в 3-й главе.6. Организм человека в герметической
традиции рассматривается на трёх уровнях, поэтому и лечение должно проводиться
по всем трём уровням (гомеопатия «работает» на уровне информации и энергии): «В отличие от всех известных наук, астрология является представителем
той области знания, которая рассматривает человека одновременно в двух
ипостасях: метафизической и физической. То есть, согласно древнейшей
герметической традиции, все постулаты астрологии построены на факте того, что
человек существует одновременно в трёх реальностях (мирах): в мире информации, мире энергии и
мире материи. По глубокому
убеждению астрологов, тот объект, который мы называем телом человека и который
воспринимаем через органы чувств, есть объективизация информационной матрицы
человека в материальном (объектно-ориентированном) мире»[24].Читатель, вероятно, обратил внимание на
то, что рассмотрение материала проводится с позиции эзотерики и оккультизма. И
это не случайно: именно из субъективной сферы оккультного возникла идея рассмотрения
«проявленного мира» через призму своего «Я», где физической реальности
отводится лишь скромное место «частного случая» неизмеримо большей Реальности.
Научное мировоззрение позволяет рассматривать реальность независимо от
личности; в эзотерике же личность — это основной инструмент познания мира.
Смешивать и искусственно объединять эти два пока такие антагонистические
мировоззрения, вероятно, слишком преждевременно. Тем не менее, они существуют и
развиваются — каждое в своей сфере. Например, в процессе исторического развития
астрономия сформировалась как объективная наука для изучения структуры Космоса,
формы космических объектов и их взаимосвязи. Астрология — чисто субъективная
наука; и зародилась она из эзотерики. Предмет её изучения — не столько объекты
в космосе, сколько влияние их на проявление жизни на Земле. Поэтому астрологи и
говорят, что составление космограммы и гороскопа — это астрономический процесс,
а чтение карты — астрологический. В прежние времена астролог занимался и
астрономией, когда рассчитывал карту, и астрологией, когда интерпретировал
составленную карту. Изучение «непознанного в нашем мире и неизвестного»
продолжается, и происходит оно с разных позиций и «точек зрения», несмотря на
явную оппозицию консервативно настроенных оппонентов.На основании одной только приведённой
информации можно предположить виды и этапы взаимодействия организма человека с
агентом внешнего мира (который условно можно назвать «сигнатурой» и который,
как и всё в нашей реальности, может проявляться на информационном,
энергетическом и материальном уровне) в зависимости от изменения его дозы:·
Агент
является ядом, он поражающе воздействует на биохимические, биофизические и
функциональные показатели организма человека своей «материальной дозой» — такое
действие химических веществ изучает токсикология.·
Химический
препарат подавляет некоторые патологические проявления в организме, угнетает
симптомы болезни (антипатический метод лечения) — метод часто применяется в
аллопатии, академической медицине; это действие препарата изучает фармакология.·
Препарат
своей «материальной дозой» усиливает некоторые проявления болезни
(гомеопатический метод лечения), которые считаются защитной реакцией организма
(например, гипертермия при инфекции). Это также изучает фармакология.·
С
целью гармонизации «динамической силы» организма человека при каком-либо
заболевании необходима «подобная динамическая сила» лекарственного препарата.
Для «извлечения» этой силы и служит вся методика гомеопатического приготовления
лекарства:1)
подбор
такого вещества, которое в больших, «материальных» дозах вызывает у здорового
человека похожие на симптомы болезни данного больного проявления (принцип
«подобия», по которому описывается патогенез препарата в гомеопатии; так же
находится и «сигнатура» в астрологии);2)
оценка
«духовной эволюции» больного человека (при «дисгармонии духовного развития»
может происходить «блокада динамической силы» гомеопатического лекарства!);3)
технология
разведения и потенцирования в гомеопатии направлена на извлечение и усиление,
поддержание «динамической силы» препарата путём исключения «материального
начала» вещества в растворе (многократные разведения!) и многократного,
поэтапного потенцирования раствора (контакт гомеопата с раствором способствует
созданию соответствующей «мыслеформы» и поддержанию «динамической силы»
вещества в растворе!);4)
именно
поэтому так важна духовная гармония у фармацевта, занимающегося приготовлением
гомеопатического препарата, и лечащего врача — гомеопата (энергоинформационное
взаимодействие начинается уже при первом контакте врача и больного!). В
таком случае становится понятным то обстоятельство, что многочисленные проверки
метода гомеопатического лечения давали неоднозначные и противоречивые
результаты: ведь правила проведения клинических испытаний, приемлемые для
официальной медицины, работающей с «материальными дозами», полностью исключают
необходимые для действия гомеопатического препарата условия. Внимательный
читатель сможет сам оценить эти условия, которые предлагаются доказательной
медициной:«1.49.
рандомизация (randomization): Процесс распределения субъектов исследования по
группам лечения или контроля случайным образом, позволяющий свести к минимуму
субъективность.1.52. слепой метод/маскировка
(blinding/masking): Метод, при применении которого одной или нескольким
участвующим в клиническом исследовании сторонам неизвестно, какое лечение
назначено субъекту исследования. Простой слепой метод предусматривает неосведомлённость
о назначенном им виде лечения субъектов исследования, в то время как двойной
слепой метод подразумевает неосведомлённость субъектов исследования,
исследователей, мониторов и, в некоторых случаях, лиц, выполняющих
статистическую обработку данных»[25].Однако
«сам дух гомеопатии» и правила работы, выработанные за долгие годы не одним
поколением успешно практиковавших гомеопатов, как раз исключают и «случайную»
встречу гомеопата с больным (если человек не готов к такому методу лечения, то
он просто не встретится с гомеопатом!), и полную «неосведомлённость субъектов исследования». Кроме того,
лечение в гомеопатии подразумевает лечение конкретного больного человека, а не
соответствующую номенклатурной классификации болезнь. Именно поэтому получают
исследователи такие неоднозначные результаты при испытании гомеопатических
препаратов[26].
Но такой результат вполне закономерен: исключение энергетического и информационного
воздействия как в процессе изготовления, так и при приёме гомеопатического
препарата неминуемо ведёт к тому, что действие такого «лекарства» равноценно
плацебо. После
столь обширного, но столь же и необходимого отступления, поговорим о
фитотерапии — предмете нашего дальнейшего рассмотрения. Именно лекарственные
растения — важный источник лекарственных препаратов, применяемых в народной и
академической (официальной) медицине, а также — в гомеопатии: «В настоящее время на мировом рынке
фармацевтических препаратов доля средств растительного происхождения составляет
более 40%, причём в последние годы появилась тенденция к её увеличению. По
прогнозам Всемирной организации здравоохранения, в течение ближайших десяти лет
доля фитопрепаратов в общем объёме лекарственных средств составит более 60% [1]»[27].Тем не менее, фитотерапию в
настоящее время трудно охарактеризовать как стройную систему знаний; скорее это
«свод» эмпирических сведений о пользе растений. Предполагается, что в процессе
долгой истории человек методом «проб и ошибок» применял и отмечал разные
растения при отдельных заболеваниях; так накапливался бесценный опыт народного
траволечения.В трудном и бесценном занятии поиска
новых лекарственных растений наука сейчас располагает тремя путями:«Первый
путь — это так называемый “метод родства”… В массе видов растений, в совокупности
слагающих растительность земного шара, есть близкородственные виды. Обычно они
похожи по основным признакам, и такие близкие виды ботаники объединяют в один
род… В пределах одного рода среди близких видов больше шансов встретить
одинаковые или близкие химические вещества… Эта работа по изучению близких
видов лекарственных растений ведётся в очень широком масштабе и дала очень ценные
результаты…Второй
путь нахождения новых лекарственных
растений называют “методом сита”. Он заключается в том, что исследователи проводят
массовые химические анализы растений местной флоры (без выбора) на основные
вещества, которые могут иметь лекарственное значение. Этот путь поисков новых
лекарственных растений довольно тяжёл. Во-первых, у некоторых лекарственных
растений целебные свойства обусловлены не алкалоидами, гликозидами или
танидами. Иногда вообще неизвестно, что действует в том или ином растении.
Такие растения не могут быть выявлены данным методом. Во-вторых, для
дальнейшего анализа, то есть испытания действия изучаемого растения на животных,
как правило, используют виды, в которых обнаружено много алкалоидов или
гликозидов. Но количество вещества, содержащегося в растении, ничего не говорит
о его действии на человеческий организм. Значит, опять-таки все растения, в
которых алкалоидов или гликозидов мало, так и остаются окончательно не
изученными…Третий
путь поисков новых для науки
лекарственных растений связан с опытом народной медицины, которая существует
почти исключительно в устной традиции и передаётся из поколения в поколение…
Официальная медицина всегда была противопоставлена медицине народной. Первая
больше всего опиралась на письменные источники, опыт жрецов и врачей, вторая
черпала свои средства и приёмы из постоянного общения с живой природой…
Народную медицину, не записанную ни на глиняных дощечках, ни на пергаменте или
рисовой бумаге, только в последнее время стали активно изучать, испытывать и вводить
в нашу медицинскую практику. Народная медицина в общем локальна, то есть в
основном имеет дело с теми растениями, которые растут в данной области»[28].Таким образом, единственный реальный
путь поиска лекарственных растений в официальной медицине — это «метод
родства». Но ведь и он ограничен лишь тем набором родственных видов, которые
уже изучены. А человек изучил и использует лишь незначительное количество
растений: «Мир лекарственных растений
далеко ещё не изучен, в настоящее время ведётся интенсивная его разведка. Общее
количество видов лекарственных растений, произрастающих в СССР, огромно. По
данным некоторых авторов, оно достигает 17 000-20 000. Однако в настоящее
время используется лишь около 300 видов»[29].
Парадоксально, но число применяемых в медицинской практике растений вообще в
мире за последние столетия сократилось: «Попытки
обобщить мировой эмпирический опыт медицинского использования растений говорят,
что главнейшие народы мира, оставившие литературные источники, употребляли 8-12
тысяч видов растений. В последние столетия это число сократилось до нескольких
сот»[30].По состоянию на начало 2010 года по
данным Международного союза охраны природы (IUCN) было описано около 320 тысяч
видов растений, из них около 280 тысяч видов цветковых, 1 тысяча видов голосеменных,
около 16 тысяч мохообразных, около 12 тысяч видов высших споровых растений
(плауновидные, папоротникообразные, хвощевидные)[31].
Все эти цифры «говорят сами за себя». Человечество, постепенно «отдаляясь» от
своих природных «корней», забывает и искусство поиска целебных растений; так
что же помогало человеку в прежние века? Обратимся к эзотерическим источникам.П. Седир в своей книге пишет об
«астральных знаках» (сигнатуре растений): «Каждое
растение есть земная звезда… Вся магия заключена в растении, потому что оно
изображает всю совокупность астральных сил. Есть три ключа, которыми можно
пользоваться для определения внутренних свойств растений по внешним их
признакам:а)
бинарный ключ;б)
элементарный, зодиакальный, или кватернерный ключ;в)
планетный или септенерный ключ»[32].Рассмотрим эти «ключи» и попробуем
оценить их практическую значимость для нас при поиске лекарственных растений:«Бинарный
ключ. Приведём теорию этого ключа по Сен-Мартену.В
каждой вещи, материальной или нематериальной, имеется внутренняя импульсивная
сила — сущий принцип, которому эта вещь обязана своим существованием… Но эта
всемирная импульсивная сила не могла бы существовать, если бы противоположная
сжимающая сила не конденсировала её, увеличивая тем самым её проявлений. Эта
сжимающая сила, давая опору силе импульсивной, производит в то же время,
развитие внешней стороны всех свойств и форм, порождаемых импульсивной силой…
Всё в природе состоит из разделяющего начала — силы, и разделяемого —
сопротивления… Задача растительности — передать нам лучи красоты цветов и
совершенства, источник которых лежит в высших сферах и которые всеми силами стремятся
проникнуть в нашу низшую сферу»[33]. В этом ключе речь идёт о том, что
материальная форма всего проявленного в нашем мире имеет своей причиной непроявленные
и невидимые нами качества этого предмета или явления — это ключевой момент
понимания символа «сигнатуры» у Парацельса и «динамической силы лекарства» у
Ганемана.«Зодиакальный
ключ. Как известно, каждый из четырёх элементов (стихий) и квинтэссенция
соответствуют пяти чувствам человека, то есть каждая из пяти форм движения
открывает нам свойства предмета, через посредство соответствующего
чувствительного нервного центра… Всё вышесказанное относится лишь к простым
чисто теоретическим типам. Обращаясь к обыкновенным растениям, мы видим, что
эти четыре основных элемента комбинируются между собой и образуют 12 главных
типов, соответствующих знакам Зодиака и могущих уже служить для определения
общего характера растения…».
Далее автор приводит описание качественных характеристик растений, позволяющих
конкретное растение соотнести с соответствующим знаком Зодиака[34].
Однако, как мы ранее упоминали, в карте космограммы решающую роль играют
планеты, знаки лишь «окрашивают» проявление планеты соответствующим качеством.
Поэтому данный ключ мало что может дать нам в практической работе поиска сигнатур
«планета в знаке Зодиака».«Планетарный
ключ. Вот в нескольких словах основа этой классификации.Сатурн
— терпкость и сгущение,Юпитер
— излучение и величественность,Марс
— гнев и шипы,Солнце
— красота и благородство, гармония,Венера
— нежность,Меркурий
— неопределённость,Луна
— странность».Развивая эти определения, Седир
описывает признаки растений, соответствующих каждой из планет[35].
В последующих разделах этой работы мы подробнее рассмотрим эту классификацию, а
сейчас лишь отметим, что для индивидуального подбора лекарственного растения на
основе астрологической символики «планетарный ключ» не даёт достаточной
информации. Известно, что каждая из планет в космограмме может располагаться в
любом из 12-ти знаков Зодиака, а это даёт разную качественную характеристику и
планете, и её сигнатуре, то есть растению, этой планете соответствующему. На основе доступной в литературе
информации сделана попытка предложить новую, модифицированную классификацию
растений, основанную на астрологической символике. Рассмотрим в общих чертах суть предлагаемой методики.Как известно, натальная и
медицинская астрология описывают астрологическими символами ту ситуацию,
которая была в момент родов; эта ситуация в виде своеобразной «матрицы» запечатлевается
в данном организме, в данном событии, в данном процессе. По натальной карте
определяется психотип человека, слабые и сильные стороны его организма,
потенциальные возможные события и потенциальные заболевания. В то же время,
гороскоп не говорит о фатальной неизбежности какой-либо потенциальной возможности.
Целенаправленная проработка натальной карты даёт возможность выбора,
возможность изменить ход развития событий, возможность избежать угрожающего
заболевания; но это предполагает большую работу над своим духовным миром,
знания астрологической символики и принципов астрологии, то есть — языка этой
древней науки. Основной действующий элемент в космограмме — планета, планета в
Знаке, планета в Доме. Это своеобразная «информационная модель»,
характеризующая ситуацию в Космосе, на Земле, в организме человека, т.е.
первопричину всех материальных изменений Проявленного Мира. Задача человека
найти такую же модель в природе (сигнатуру) и использовать её для коррекции
возникшей дисгармонии у конкретного человека. С этой целью пересмотрены
известные в астрологии (представленные в доступной литературе) классификации
растений, предложен несколько иной подход, позволивший создать
схемы-определители, по которым можно каждую часть любого растения соотнести с
моделью «планета в Знаке». В принципе, тот же подход возможен к химическим
элементам (анализируя таблицу Д.И.Менделеева.), минералам, тканям и выделениям
животных и многим другим природным факторам. Ещё древние медики считали, что
всё на земле и на небе взаимосвязано и представляет собой вселенскую сеть
энергетических потоков. И начало эти потоки берут в мире «архетипов»,
символизируемых именно планетами Солнечной системы. В соответствии с учением о
сигнатурах, каждый архетип, или «вселенская сигнатура», взаимодействует с
каждым аспектом реальной жизни. Сатурн на небе, например, имеет свою сигнатуру
в человеческом теле — колени и голени (знаки — Козерог и Водолей, управляемые
Сатурном). Тот же архетип обнаруживает себя в животном мире, в недрах земли, в
растениях, в цветовом спектре и звуках — во всём сущем.Предложенные
схемы-определители можно будет применить в следующих случаях:·
Рассмотрев
космограмму конкретного человека и описав какое-либо событие его жизни с
помощью астрологической символики, можно выявить актуальную в данном случае
«планету в знаке Зодиака»; с помощью схем-определителей находится известное
растение, которое является сигнатурой и которое можно применить в качестве
лекарства фитотерапического (по гомеопатическому принципу) или гомеопатического.
Если растение не изучено и неизвестное, то по схемам можно описать внешние
свойства и характеристику искомого растения.·
При
необходимости подавления симптомов болезни (антипатический принцип лечения)
подбирается растение, которое является моделью планеты-«врага» по отношению к актуальной
«планете в знаке Зодиака» в космограмме.·
Изучив
основные свойства неизвестного растения, по схемам-определителям можно
соотнести это растение с «планетой в знаке Зодиака» и в общих чертах описать
патогенез лекарства (гомеопатического препарата), которое можно приготовить из
этого растения. Можно определить психотип человека, которому показан препарат
из данного растения, а также описать патологию, которая поддаётся лечению
препаратом из данного растения.Таким образом, используя принцип
подобия, можно по предложенным поисковым схемам любое растение, отнеся его к
определённой модели «планеты в знаке Зодиака», соотносить с лечебными возможностями
препарата из этого растения, а значит — проводить также целенаправленный поиск
лечебных растений.Предлагаемая методика подбора
препарата естественным образом интегрирует гомеопатический метод лечения с
медицинской астрологией и фитотерапией. Продолжение следует
[1] Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Фитотерапия).
[2] Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Галеновые
препараты).
[3] Марчукова, Светлана Марковна.
Медицина в зеркале истории. Глава 8. Медицина в Римской империи: 8.7. Гален / http://bibliotekar.ru/421/42.htm.
[4] Большая Медицинская Энциклопедия /
Том 18. — М.: Советская Энциклопедия, 1982. — Стр. 346.
[5] Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Парацельс).
[6] Марчукова С. М. Указ. соч. Глава
10. Медицина эпохи Возрождения. 10.4. Алхимия и медицина / http://bibliotekar.ru/421/55.htm.
[7] Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Парацельс).
[8] Прозоровский В. Диалог с Ганеманом
/ Журнал «Наука и жизнь», №3, 2007 год /
[9] Там же.
[10] Ганеман С. Органон врачебного
искусства, или основная теория гомеопатического лечения. — М.: Гомеопатическая
Медицина, 2000. — Стр. 89.
[11] Филиппова М.В. Медицинская
астрология. — 1993 год. — Стр. 11-16.
[12] Ганеман С. Указ. соч., стр. 92.
[13] Ганеман С. Указ. соч., стр. 96-98.
[14] Филиппова М.В. Указ. соч., стр. 14.
[15] Ганеман С. Указ. соч., стр. 99.
[16] Ганеман С. Указ. соч., стр. 208.
[18] Гомеопатия / http://www.exorcismus.org/stati/73-homeopatia.
[19] Глоба П.П. Анализ и синтез космограмм.
— Л.: МГП «Тритас», 1991. — Стр. 3.
[20] Левин М.Б. Учебное пособие по
астрологии. — Кишинёв: 2001. — Стр. 13-14.
[21] Левин М.Б., Кучеренко Г. Цепочки
диспозиций, как эволюционный путь развития человека. — Кишинёв: 2002. — Стр.
5-6.
[22] Прозоровский В. Диалог с Ганеманом
/ Журнал «Наука и жизнь», №3, 2007 год /
[23] Две науки — астрология и гомеопатия
/ http://www.a-u-m.ru/spirit/4.html.
[24] Илясов И.А. Астрологическая теория болезни // ББК 55.6 ISBN 5-93888-239-7.
— 2005. — Стр. 75 / http://www.e-puzzle.ru/page.php?id=813.
[25] Национальный стандарт Российской
Федерации. Надлежащая клиническая практика (goodclinicalpractice, gcp), ГОСТ Р 52379-2005.
[26] Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Гомеопатия).
[27] Препараты с живокостом как
эффективные обезболивающие и противовоспалительные средства /
[28] Гаммерман А.Ф., Кадаев Г.Н.,
Шупинская М.Д., Яценко-Хмелёвский А.А. Лекарственные растения (растения —
целители). — М.: Высшая школа, 1975. — Стр. 49-52.
[29] Турова А.Д., Сапожникова Э.Н.
Лекарственные растения СССР и их применение. — Москва: Медицина, 1983. — Стр.
4.
[30] Энциклопедический словарь
лекарственных, эфирномасличных и ядовитых растений. — М.: Государственное
издательство сельскохозяйственной литературы, 1951. — Стр. 197.
[31] Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Растения).
[32] Седир П. Магические растения. — М.,
Казань. — Твердъ — Слово, 1993. — Стр. 33.
[33] Там же, стр. 34-35.
[34] Там же, стр. 36-39.
[35] Там же, стр. 40-42.