Имя: Еше Цогьял.
Историчность: Сильно мифологизированный исторический персонаж.
Даты жизни: Около 757-817. По приписываемой ей автобиографии, прожила 211 лет.
Деятельность: Дакини.
Почитание: Святая Ecclesia Gnostica Universalis, просветлённая дакини в традиции тибетской буддийской школы Ньингма.
Согласно преданию, во времена императора Трисонг Децена в одной из провинций Тибета правил Карчен Шоннупа, у которого был сын по имени Карчен Пелгьи Вонгчук. Когда Вонгчуку исполнилось пятнадцать лет, он женился на девушке по имени Гетцо из рода Нуб. Они и стали родителями прекрасной принцессы из Карчена. Через месяц Цогьял уже выглядела как восьмилетний ребёнок. Десять лет родители скрывали её от постороннего взгляда. Когда же ей исполнилось десять лет, её тело обрело совершенные формы, и толпы людей со всего Тибета, из Китая, Хора, Джанга и Непала приходили взглянуть на неё. Родители насильно выдали Цогьял за принца Зуркхарпу, который добивался её руки. Во время путешествия Цогьял сбежала и поселилась в долине Вомпу Такцанг, питаясь плодами деревьев и одеваясь в одежды, сотканные из волокон хлопкового дерева. Но Зуркхарпа разузнал, где она находится, и послал три сотни вооружённых воинов в долину Вомпу. Они нашли её и силой отвезли к своему господину. Назревал военно-политический конфликт, и тогда мудрый царь Трисонг Децен, дабы разрядить обстановку, сам женился на Цогьял, которой было тогда 13 лет. Вскоре Трисонг Децен пригласил к себе Падмасамбхаву. Когда тот воссел на приготовленный для него трон, украшенный драгоценными камнями, император устроил обильное подношение ганачакры и поднёс учителю целую гору драгоценностей. А в качестве внутреннего подношения он предложил учителю Еше Цогьял. Падмасамбхава одарил царя необычайными учениями тантры, тайными словами, что превыше закона причин и следствий. После этого Гуру сделал шестнадцатилетнюю Цогьял своей супругой, дал ей необходимые посвящения, и они отправились в Чимпу выполнять практику тайной йоги.
Согласно автобиографии Цогьял, в 20 лет она получила полные посвящения и практиковала аскезу; к 30 достигла полной реализации и стала трудиться на благо других; в 50 покорила демонов и защитила учение; в 60 распространяла писания и расширяла общину; в 70 раскрыла природу реальности; когда её было 80, Падмасамбхава «удалился на юго-запад»; в 90 она узрела лицо истинной сути вещей; в 100 достигла совершенства в знаниях; в 120 стала главным священником императора; в 130 путешествовала по всему Тибету; в 150 спрятала сокровища-учения и оказывала помощь живым существам; в 170 лет она привела к Освобождению своих учеников; в 190 встретилась со своей старшей сестрой Мандаравой и, получив высшие наставления, обрела сиддхи бессмертия, после чего признаки перерождения и смерти самопроизвольно исчезли.
В третий день месяца птицы, в год, когда ей исполнилось 211 лет, находясь в верхней пещере Падма Ганга, она объявила своим ученикам, что они должны отправиться на вершину Запу, дабы увидеть мистерию, которая состоится там, на Медноцветной горе, в восьмой день лунного месяца. Она отправилась на вершину Запу, взяв с собой одиннадцать ближайших учеников и около полусотни последователей. На седьмой день она обнаружила на вершине Запу пещеру. Там они провели ночь. Цогьял дала своим ученикам двадцать девять кратких учений, а затем, совершив подношение ганачакры, её ученики собрались вокруг, и она дала им подробные личные наставления. С первыми лучами солнца перед Еше Цогьял подобно падающей звезде появились четыре дакини в форме восьмилепесткового лотоса. И тогда, приняв форму Ваджрайогини с барабанчиком «дамару» в правой руке и чашей из черепа в левой, Цогьял встала на эту повозку и дала последние наставления. Закончив говорить, она испустила ослепительное радужное сияние, а затем растворилась в капле синего света размером с кунжутное зерно и исчезла.