Имя: Мани.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 14 апреля 216 г. — 273 или 276.
Деятельность: Художник, гностик, вероучитель, основатель манихейства.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Святой Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» Ordo Templi Orientis. В манихействе — последний и главный из пророков Бога добра (после Авраама, Моисея, Заратуштры, Будда и Иисуса), «печать пророков» (титул, позднее использовавшийся применительно к Мухаммеду).
Мани родился 14 апреля 216 года в семье парфянского князя аршакидского происхождения и воспитывался в его вере (либо мандейской, либо елкесаитской). Как многие в ту эпоху, Патик был увлечён поисками религиозной истины. В 12 лет он получил первое откровение, а в 240-241 году ему явился ангел, сообщивший, что настало время открыто заявить о своём учении. Мани обращает в новую веру свою семью и отправляется с первыми проповедями на иранско-индийскую границе. Глубокое впечатление на Мани произвела его встреча с буддизмом; это выразилось в том, что Мани перенял некоторые принципы организации общины и методы проповедования. Пробыв в Индии чуть больше года, Мани вернулся в Иран, где успешно обращал людей в свою веру. Будучи в столице, Ктесифоне, он получил три аудиенции подряд у царя Шапура. Возможно, между ним и царём установились доверительные отношения, поскольку Шапур позволил Мани проповедовать по всему царству и даже принял его в свою свиту. Судя по всему, Шапур в то время не определился, зороастризм или манихейство выбрать в качестве государственной религии: все 30 лет правления Шапура между ними существовал выверенный баланс, однако, скорее всего, симпатии царя были на стороне Мани.
В середине III века зороастризм консолидировался для отпора манихейству. Это, в свою очередь, привело к ещё большей изобретательности Мани и его единомышленников, предпринимающих миссионерские путешествия в различные части империи, вплоть до Египта. Мани появлялся перед людьми в традиционных одеяниях жрецов Митры: широких развевающихся штанах жёлто-зелёного и зелёного цвета, небесно-голубом плаще, с длинной палкой из чёрного дерева в руке. В письмах Мани именует себя «апостолом Иисуса Христа», что, учитывая роль митраизма в формировании христианства, только подчёркивает связь этих учений.
В середине апреля 273 года умер царь Шапур, и трон унаследовал его сын Ормизд I. Как и его отец, новый царь благожелательно отнёсся к Мани и возобновил охранное письмо, выданное отцом. Однако правил Ормизд не более года, и ему наследовал его брат Бахрам I, после чего манихейство попало в немилость. Зороастрийские маги составили жалобу на Мани и направили её царю. Бахрам отказался выслушивать аргументы Мани, назвал его никчёмным человеком, который «не ведёт на войну и не занимается охотой», не может врачевать и не сведущ в лекарствах. В конце концов, Мани напомнил царю о благодеяниях, которые оказали ему Шапур и Ормизд, и сказал «Делай со мной что хочешь!». Тогда царь приказал заковать Мани в оковы и бросить в тюрьму. По древнему обычаю, Мани позволили общаться с учениками, а он, чувствуя, что близится его конец, давал им необходимые указания. Наконец, силы 60-летнего Мани исчерпались, и он умер от истощения (по другой версии — был обескожен и распят). Царь отдал приказ проткнуть тело Мани горящим факелом, чтобы убедиться в его смерти. После этого тело было разрезано на куски, и отрубленную голову поместили над городскими воротами. Останки Мани были захоронены его учениками в Ктесифоне.
Мусульманская традиция считает Мани отцом-основателем персидской живописи, неподражаемым и непревзойдённым художником. Мани любил музыку и живопись и ценил их столь высоко, что манихеи считали музыку божественным искусством. Вероятно, он создавал не только книжные рисунки, но и большие произведения на досках, вызывавшие восторг у публики. Ему приписывается изобретение персидских фресок, а в месте Чигиль находилось манихейское святилище, украшенное его картинами. Мусульманская традиция восхваляет Мани как художника и воздаёт ему честь как великолепному мастеру, творившему в искусстве чудеса.