Темная Ночь Души, на мой взгляд — важный элемент в духовном развитии человека.
На первый взгляд кажется очень странным, почему на пути настоящего искателя истины встречается такое испытание, что он перестаёт чувствовать того Бога, которого ещё недавно нашёл в себе и начал к нему стремиться как к источнику своей жизни. И если его Бог — это источник жизни, как, почувствовав однажды связь с ним, можно потерять ощущение этой связи, ведь разве не будет достаточно просто вспомнить о божественном источнике своей жизни?
Мне кажется, чтобы ответить на эти вопросы может помочь учение о Боге и Духе, т.е. Святая Каббала. В нашей святой книге «Liber AL» мы часто сталкиваемся с призывом любить и наслаждаться, жить жизнью, полной радости и экстаза, правда, с одним условием: «Всегда ради меня», т.е. видеть в радости жизни проявление Бога, чтобы вся радость жизни была радостью и любовью соединения в экстазе Нюит и Хадит в наших сердцах. Также и христианство говорит о том, что Бога надо любить, а иудаизм говорит, что любовь — это одна из основ служения Богу, как написано в книге Хинух «Да будет известно, что корень и основа Божественной Работы — это трепет и любовь…», также в Торе, в конце главы Экев, говорится: «Я заповедаю вам любить Господа». И как же можно заповедовать любить, заповедовать то, что относится к деяниям сердца?
Хасидские учителя на этот вопрос ответили так: Бог есть всё и всё в одном, и при осознании этого единства пробуждается любовь к Богу как к частице самого себя и к частице самого Бога. В Liber AL говорится: «Я пламя, горящее в сердце каждой звезды», но, с другой стороны: «Там, где я, Бога нет». Почему Бога нет там, где проявляется Хадит? На мой взгляд, потому, что самому для себя богом нет надобности быть. Быть тем, кто ты есть сам по себе, без надобности быть кем-то ещё — это высшая реализация. В общем, любовь к Богу и чувство Бога находится в природе каждого человека, ибо каждый человек это и есть Бог, «Нет Бога кроме человека».
И вместе с тем, что это природа каждого человека, именно у тех, кто ищет истинного Бога, есть то, что мы называем Тёмной Ночью Души, и об этом говорит псалом: «Семижды упадёт праведник и встанет». Основатель хасидского движения Хабад в своём предисловии к книге «Врата Единства и Веры» пишет: «Человек назван идущим с уровня на уровень и никогда не останавливается на одной ступени, но в тот момент, когда он должен подняться на следующую ступень, он находится в положении падения по отношению к той ступени, с которой он делает подъём, но даже когда падает, не сходит со ступенек, так как это падение только относительно его предыдущего уровня, но не каждого человека, и поэтому он выше прошлых людей, так как остался у него отпечаток от прошлой ступени».
Почему так происходит? Каббала объясняет это через понимание причины создания мира и цели человека в этом мире. Каббала учит, что Создатель мог сотворить этот мир каким угодно способом. Так, например, в «Mavo le Shaarim» Аризаль приводит пример, если бы мир был сотворён только качеством Хесед, то все миры сразу бы возвращались в свой источник и не было бы у творений свободной воли, так как всё было бы сплошным раскрытием Творца. Если бы мир, напротив, был бы сотворён качеством Гвура, то, наоборот, в мире бы не знали Творца вообще. И поэтому присоединил Творец строгость к милосердию, и сотворил ими мир». То есть, по учению каббалистов, мы видим, что мир творится посредством двух основных принципов: Цимцум (Сжатие) и Гилуй (Раскрытие).
Из книги Az Haiim мы знаем, что Аризаль учил своих учеников, что мир создан таким образом потому, что Бог захотел жилище в этом мире, а задача человека как творения, объединяющего в себе как природу создания, так и природу создателя — воплотить это в жизнь. И поэтому было множество сжатий, чтобы отделить созданное от своего источника. Так, Эйн-Соф сжался и эманировал десять сфирот, чтобы облачиться в них, скрыть себя и через них управлять миром.
В каждой более высоко стоящей сфере скрывается больший свет, чем в последующей, и более высокая сфира является создателем по отношению к более низкой. Так, Кетер — создатель для Бина, но сам по себе Кетер является лишь Малхут для Эйн-Соф. Малхут же, как говорит Зоар: «Нет у неё ничего от самой себя», т.е. она является вместилищем влияний от других сфирот. Но свет Кетер скрыт в ней из-за сильного Цимцума (Сжатия) природы Малхут. Задача же человека — раскрыть в Малхут мира Асия Кетер мира Ацилут, и эта божественная работа называется алият Малхут (Поднятие Малхут) или алият Бан (поднятие Бан).
Происходит это так, что человек посредством своей работы притягивает к Малхут дополнительный свет от высших сфирот, который называется Ор Яшар (Прямой свет), а Малхут его, воспринимая, отражает, и это называется Ор Хозер (Возвращающийся свет). Так это приводит к ещё большему притяжению от Яшар к Малхут, пока полностью не раскроется бесконечная природа Эйн-Соф в ограниченном мире Малхут, что и есть цель творения при соединении противоположностей — раскрыть невыразимую природу сущности Бога, которая проявляется как соединяющая противоположности, но никак не проявляется иначе.
Так это проявляется и в душе человека, который называется в Мидраше и Зоаре идущим, в отличие от ангелов, названных стоящими. Т.е. у человека есть возможность при своём воплощении подняться выше своего духовного корня, сделать прыжок несоизмеримо высокого уровня по сравнению с тем, что был у него до того. Так, например, душа, спускаясь в этот мир, укоренилась в Сфире Ход мира Йецира, но, выполняя свою Великую Работу, человек поднялся над своим корнем души — например, до Малхут мира Брия, что, конечно же, является несоизмеримым скачком, так как было пройдено много уровней выше изначальной природы корня души.
Так человек, воплотившись в этом мире, имеет определённые возможности постижения Божественности, просто в силу природы своего воплощения. Этот человек начинает искать истину в рамках своих возможностей, и его поиски приводят его в магический орден. Там он проходит инициацию, и к нему спускается Ор Яшар, или, другими словами, он пробуждается свыше (itaruta de leyla), т.е. он теряет то высшее чувство Бога, которое у него было посредством пробуждения свыше, и теперь его труд заключается в том, чтобы своими силами раскрыть Бога и, переборов себя, подняться ещё на одну ступеньку и опять пробудиться свыше. Тем самым Тёмная Ночь Души — это основная работа, при которой проливается свет истины и восходит новое Солнце, это работа, при которой раскрывается невыразимый Бог.