Имя: Мавлана (Мевлана, Мавлоно) Джалал ад-Дин (Джалаладдин, Джалаледдин, Чалолиддин) Мухаммад Руми Балхи.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 30 сентября 1207 — 17 декабря 1273.
Деятельность: Суфийский поэт, мистик, философ.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Universalis, суфийский святой.
Руми родился в городе Балх, Афганистан, бывшем в то время крупным городом иранской провинции Хорасан, в семье популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия — Мухаммада ибн Хусайна Хусайни Бакри, известного как Мавлана Беха ад-Дин, вынужденного бежать из родного города и, после долгих скитаний, обосновавшегося в Малой Азии (Рум) при дворе турок-сельджуков в городе Конья. Джалаладдин получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но также и в области точных наук.
В 1231 году его отец умер, и Джалаладдин занял его место при дворе. Впечатления скитальческой жизни, социальных неурядиц Ирана, надвигающейся грозы монгольского нашествия углубили суфийские настроения Джалаладдина и привели его в лагерь крайних суфиев-пантеистов, что вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло гибель сына Джалаладдина и друга-учителя Шамса Тебризи. Он явился вдохновителем дервишского ордена «мевлеви», который уже после его смерти был основан его сыном. Последние годы Джалаладдина были посвящены творчеству и проповеднической деятельности.
Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. Джалаладдин был прежде всего поэтом. Его лирический «Диван», ещё детально не исследованный, содержит касыды, газели и четверостишия-рубаи. Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики. Эти идеи, выраженные пламенным языком в своеобразных формах под покровом религиозного идеализма, могли создавать и порой создавали определённое революционное настроение, способное сочетаться (и сочетавшееся) со стихийными выступлениями народных масс. Ряд лирических стихотворений говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма. Такое сочетание идеализма и практицизма характеризует и грандиозную эпико-дидактическую поэму Руми «Масневи» («Двустишия»). Здесь в форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме. Эти рассказы составляют как бы энциклопедию суфизма. Единства сюжета в «Масневи» нет; всё произведение, однако, проникнуто единым настроением; форма его — рифмующие двустишия, выдержанные в одинаковом ритме. В эпических частях Джалаладдин выступает как художник-реалист, иногда как натуралист (его натурализм способен шокировать европейского читателя, для Востока он обычен). Джалаладдин частично продиктовал «Масневи» любимому ученику и преемнику в качестве главы ордена Хасану Хусам ад-Дину, который, вероятно, и побудил своего учителя к фиксированию произведения.
«Масневи» — одна из наиболее почитаемых (конечно, не фанатичным духовенством) и читаемых книг мусульманского мира. В мировой литературе Джалаладдин может быть назван величайшим поэтом-пантеистом. Известны рукописи его пантеистического трактата «Фихи ма фихи» («В нём то, что в нём»). Джалаладдин — поэт не столько тюркский, сколько общемусульманский; в Турции и Индии он популярен больше, чем в Иране. Можно допустить, что, в противоположность другому великому поэту XIII века Саади — идеологу городского торгового класса, — Джалаладдин был ближе к феодальной аристократии, чем к землевладельческому классу. Жизнь Руми составляет один из переплетающихся сюжетов в романе Орхана Памука «Чёрная книга» (1990).