Имя: Саломея. Возможно, имеется в виду Саломея Александра (Шель-Цион, Шалмонин, Шалмца, Шламто, Шломцион).
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 5 год или 14 год — между 62 и 71 н. э. Даты жизни Саломеи Александры — 139-67 до н. э.
Деятельность: Царица Халкиды и Малой Армении. Саломея Александра — правительница Иудеи, военачальница, реформатор иудаизма.
Почитание: Включена Братом Сабазием в список почитаемых женщин Телемы.
Саломея — иудейская царевна, падчерица Ирода Антипы. По сообщению синоптических евангелий, танец юной Саломеи на дне рождения Ирода Антипы так очаровал его, что он согласился выполнить любое её желание. Наученная своей матерью Иродиадой, Саломея потребовала убить Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова. Однако евангельский сюжет не проливает света на то, почему Брат Сабазий включил её в число почитаемых женщин Телемы. Представляется вероятным, что он подразумевал другую Саломею, куда более достойную занять место в одном списке с Боудиккой, Хатшепсут и царицей Савской.
История Саломеи начинается с иудейского царя Иоанна Гиркана. В какой-то момент Гиркан считал своими наследниками сыновей, Иуду Аристобула и Антигона, однако к концу жизни назначил наследницей жену. После смерти отца Аристобул проигнорировал его волю и объявил себя царём и первосвященником. Его мать оспорила претензии Аристобула на власть, поэтому Аристобул заключил её в тюрьму, где она умерла голодной смертью, однако в скором времени и сам скоропостижно скончался. Жена Аристобула, Салина Александра, освободила младшего сына Гиркана, Александра Янная, который был заключён в тюрьму её мужем, и избрала его новым царём Иудеи. В свитках Мёртвого моря его зверства описываются как беспрецедентные акты жестокости. Комментарии к Книге Наума характеризуют Янная как «Льва Ярости» и называют его жену Саломею блудницей: «за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими — племена» (Наум.3:4). Перед смертью Яннай оставил правление Саломее, справедливо полагая, что народ будет охотнее повиноваться ей, поскольку она противостояла зверствам своего мужа. Саломея продолжила его военную кампанию и вернулась в Иерусалим царицей. Пользуясь угрозой насилия для предотвращения конфликтов, Саломея принесла в регион мир и стабильность.
Она заключила мир не только с иностранными врагами мужа, но и с его религиозными противниками. В хасмонейский период фарисеи и саддукеи стали известными религиозными партиями. Хасмонеи были фарисеями, но Иоанн Гиркан стал саддукеем и преследовал тех, кто придерживался фарисейских толкований. Саломея Александра была единственной из Хасмонеев, кто понимал, что саддукеи были непопулярны и что монархию Хасмонеев ждёт неясное будущее, пока не будет мира с фарисеями. Поскольку раввины, которые написали Талмуд, были духовными наследниками фарисеев, современный иудаизм в большой степени является прямым следствием фарисейского направления иудаизма, развитого фарисеями под покровительством Саломеи.
В 67 г. до н.э. Саломея Александра заболела. Ей было 73 года, и она правила Иудеей 9 лет. Её сын Аристобул воспользовался её немощью и предпринял действия по захвату власти. Она приказала второму сыну Гиркану использовать все необходимые средства для подавления восстания. Перед смертью она, вероятно, назначила Гиркана царём. Римляне воспользовались соперничеством братьев и вторглись в Иудею в 63 г. до н.э. Эра Хасмонеев закончилась. Началось прямое правление Рима.
«Преисполненная ненасытным властолюбием, — пишет Иосиф Флавий, — она в серьёзнейших положениях жизни явила на практике доказательство того, как тверда была её воля и как неразумны мужчины, терпящие крушение в государственных делах». Несмотря на то, что сегодня о ней практически забыли, Саломея Александра была, наверное, величайшей из Хасмонеев, когда-либо сидевших на троне.