Имя: Гампопа, Ньива Гунга, Матикирти, Сонам Ринчен.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 1079-1153.
Деятельность: Глава школы Кагью.
Почитание: Один из основателей школы Кагью.
Гампопа был учеником Геше Чья-юлва. Он родился в Ньяле, в Южном Тибете, в клане Ньи. Уже в детстве он обладал мягким и сострадательным умом, без капли злости, он наслаждался крепким телом, приобретая опыт в искусствах и забавах. К шестнадцати годам он был признанным знатоком разделов Тантры и искусным врачом. Он женился, и у него родился ребёнок, но из-за чумы жена и ребёнок умерли. По этой причине Гампопа окончательно отказался от сансарных радостей.
Когда ему было двадцать пять лет, Гампопа пошёл к Дакпо Ронкару, где принял все монашеские посвящения от Кхенпо Лоден Шераб и Марьила. Мастер Шераб Ньингпо из Шангшунга и Дангчуб Семпа из Митэте дали ему имя Матикирти, или Сонам Ринчен (Драгоценная Заслуга). У Геше Лодан Шераб он получал учения Чакрасамвары в традиции Загкар. Он также изучал Винаю и другие дисциплины у Чи Друва Занпа и получил множество устных наставлений медитационной линии. Из всех учений он вынес понимание важности практики медитации.
Гампопа отправился в Центральный Тибет, где получал полные учения Атиши вместе с Геше Ньюкрумпой, Гья Чанкри Ганкавой, Геше Чья-юлва и другими. Он стал хорошо известным схоластом и наставником. В это время он почувствовал необходимость уйти в медитационное затворничество и построил поэтому для себя дом недалеко от монастыря Сарка, который был возведён его родителями. Его потребности обеспечивались хозяйством, которым он владел. Усердно практикуя медитацию, Гампопа однажды смог оставаться в самадхи тринадцать дней подряд, успокоив в себе семена желаний и ненависти и все сильные и слабые отрицательные эмоции. У него больше не было необходимости много спать, но когда он спал, то получил знак десятого бхуми уровня пути Бодхисаттвы, который объясняется в «Сутре Золотого Света». Он умел не только не подпускать к себе близко вшей и прочих насекомых и микробов, но мог идти пешком пять дней кряду, не останавливаясь и не принимая пищи. Благодаря медитации Гампопа пережил великое блаженство.
Гампопа проявлялся в бесконечных формах. Люди из Дагпо заявляли, что в тринадцатый день двенадцатого месяца он отправился в Лхасу, что в четырнадцатый день он приготовил церемонию, что в пятнадцатый день он делал подношение цветов, и что на шестнадцатый день он делал заключительные молитвы подношения, раздавая множество даров монахам. В семнадцатый день он вернулся в Монастырь Дагла Гампо, привезя с собой много священных текстов, а также ячмень, масло и шерстяную ткань. Там он совершил молитвы посвящения. Однако его патрон Гебум со свитой просили Гампопу приехать к ним в то же самое время. Таким образом, в четырнадцатый день он делал приготовления, на пятнадцатый — совершал подношение цветов, и в шестнадцатый декламировал заключительные молитвы. Затем вместе с семью монахами он, как утверждает традиция, летал в воздухе, что показалось всем великим чудом. В монастырь было принесено много подношений, и по этому поводу Гампопа давал посвящение. В то же самое время, монахи утверждали, что тринадцатого числа Гампопа вышел из уединения, что четырнадцатого он давал наставления монахам из Цанга, что пятнадцатого он давал учения монахам из Кхама и что шестнадцатого он давал учения монахам из Ю. Таким образом, эта группа заявляла, что драгоценный Лама вообще не покидал области всё это время! Однако трое из сопровождающих Гампопу говорили, что лама тогда не давал учений, как и не покидал области, не принимал подношений, но вместо этого находился в затворе. Согласно тибетским преданиям, Гампопе за всю ночь достаточно было вдохнуть и выдохнуть лишь один раз. Те из его учеников, которые были слабы в реализации, те, кому нужно было разогнать препятствия, те, кто нуждался в учениях, чтобы усилить реализацию, и те, кому нужны были наставления, все добивались исполнения своих желаний, просто совершая подношения тормы и мандалы и делая упражнения йоги.
Чтобы показать другим непостоянство, это великое существо, хотя и свободное от смерти, оставило своё тело на пятнадцатый день шестого месяца Года Птицы в возрасте 77 лет. Тогда в небе возникло много зонтиков, знамён и балдахинов, в это же время слышалась разнообразная музыка и всю местность наполнил запах благовоний. На восемнадцатый день месяца, когда тело Гампопы кремировали, земля вздрогнула, показался пятицветный дым — свет разных оттенков — и послышался звук подношения музыки. Эти явления, как гласит легенда, случались по всей территории Дагпо. Когда люди четырёх направлений Дагпо собрались на церемонию, они увидели дождь из голубых цветов, падавших с неба. Сердце ламы, его язык и ещё много других реликвий оказались не повреждёнными огнём. Три дня люди, собравшиеся здесь, не испытывали нужды ни в пище, ни в ночлеге, будучи растворёнными в самадхи великой приверженности.