Имя: Гендун Дуп, Пема Дордже.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 1391-1474.
Деятельность: Религиозный деятель, учёный.
Почитание: Далай-лама I.
Далай-лама Гендун Дуп — тибетский религиозный деятель, первый представитель линии перерождений (тулку) Далай-лам. Согласно тибетской буддийской традиции, является 51-м воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. Гендун Дуп родился в семье кочевников во время стоянки около монастыря Сакья и получил при рождении имя Пема Дордже. Его родители были небогаты, так что до семи лет он занимался выпасом скота. После смерти отца, Гонпо Дордже, он отправился в кадамский монастырь Нартанг и присоединился к сангхе.
В 1405 году он получил посвящение монаха-послушника гецула и монашеское имя Гендун Дуп. В 1410 году он принял полное монашеское посвящение гелонга. Тогда же, в возрасте 20 лет, он становится учеником реформатора тибетского буддизма Чже Цонкапы, который, по некоторым данным, приходился дядей Дупу. Также он стал первым настоятелем основанного Цонкапой монастыря Ганден, который сейчас является крупным центром паломничества. Дуп продолжает религиозное обучение, углубляясь в знании винаи (свода ритуальных правил) и логики. По последней дисциплине он написал несколько произведений. Кроме того, Друп знакомится с учением ламрим (поэтапного пути к просветлению).
Очень скоро к Дупу приходит слава одного из наиболее уважаемых учёных. Он оставил после себя богатое духовное наследие: собрание его сочинений насчитывает шесть томов. Сюда входят комментарии к важнейшим буддийским первоисточникам, учения о духовной практике, наставления и руководства, молитвы и восхваления. Его первое произведение, написанное в 1430 году — комментарий к «Мадхъямика-аватаре» Чандракирти. Также он написал комментарий к «Праманавартике» на трёхстах листах, комментарий к Абхидхармакоше «Солнечный свет на пути к свободе», эпическую поэму о жизни и деяниях Будды Шакьямуни «Сокрушение сил Тьмы», поэму-посвящение Чже Цонкапе «Песнь Восточной снежной горы» и т. д.
В 1447 году Гендун Дуп основал в Шигадзе один из крупнейших тибетских монастырей — Ташилунпо, впоследствии ставший резиденцией Панчен-лам. При жизни Гендуна Дупа называли нетен («старейшина») и дулдзинпа («держатель нравственности»). Титул Далай-ламы I он получил ретроспективно, после того, как Сонам Гьяцо впервые в истории принял титул Далай-ламы.