Магия Телемы 4: Пентаграмма и её ритуал

Магия Телемы

Лекция 4. Пентаграмма и её ритуал

Fr. Nyarlathotep Otis, 25.05.20131

Fr. N. O.: Чтобы говорить о пентаграмме вообще и о ритуале пентаграммы, начать надо с символизма пентаграммы. По этой теме сразу хочу отослать на статью не телемитскую, а сатанинскую — статью Варракса «Пентакль стихий». Чем она хороша — тем, что там подробно проанализирована историческая составляющая: в каких странах, у каких народах пентаграмма фигурировала, причём начинается анализ с шумеро-аккадских пентаграмм — первых, которые вообще в истории зафиксированы. Там разбирается вопрос так называемой прямой и так называемой перевёрнутой пентаграммы (если брать шумерскую, то она вообще боком изображается).

Нет никаких серьёзных оснований считать, какая из них прямая, а какая — перевёрнутая. Очень трудно определить, с какого момента разделилось значение между пентаграммой одним лучом вверх и пентаграммой одним лучом вниз, и, скорее всего, это достаточное позднее подразделение.

Евгений: Многие считают, что разделение на верхнюю и нижнюю пошло из иудаизма.

Fr. N. O.: Нет, ещё позже. Может быть, с христианства, но позже. Потому что есть христианские церкви, где изображение одним лучом вниз:

Игорь Спрейс: В Византии печать Константина, у него перевёрнутая пентаграмма видна:

Fr. N. O.: Да, там всё по-разному. Самый достоверный пункт, когда они однозначно противопоставлены — это XIX век, Элифас Леви:

Раньше бывало, что пытались провести разделение между верхним и нижним, бывало, что нет, но чаще всего речь шла о нисхождении духа и восхождении духа, а не какое-то там «доброе» и «злое». Пентаграмма, куда вписывается человек — это дух, восходящий к Богу, противоположная — Бог, нисходящий к человеку. Это то же самое, что в гексаграмме, в могендовиде: изображаются две фигуры, треугольники с тем же самым, в общем-то, значением:

То есть, когда мы говорим «прямая и перевёрнутая пентаграммы», то это совершенно условное понятие, просто чтобы как-то их обозначить, и мы будем говорить, что прямая пентаграмма — это одним лучом вверх, перевёрнутая — одним лучом вниз. Но это очень условно.

Дальше, что ещё в этой Варраксовской статье говорится… Там разбираются разные модели мира, выраженные через разное количество чисел. В одной из моих работ (Liber Rosae Ventorum) я тоже писал на эту тему. Немножко другой пример, правда: там шла речь о том, что когда мы говорим о единице, числе 1, то понятно, что разделить многообразие мира невозможно. Когда мы говорим о двойке, то можно, но… Допустим, китайская система этим делением на два как бы, в самых общих чертах, и ограничивается, но фактически это не два, а четыре, потому что вводятся «инь в ян», «ян в инь» и, соответственно, чистые элементы, и этими четырьмя мир описывается уже более подробно.

Если мы говорим о тройке, то тройка — первое число, где уже появляется динамизм. Когда не просто «верх-низ», «правое-левое», «хорошее-плохое» или что-то ещё, а возникает момент перехода в ту или иную сторону, или какого-то промежуточного значения, или… Если в линию выстраивать, это переход, а если выстроить в виду треугольника, то это символ ребёнка: отец, мать — и ребёнок между ними. Это троица, выраженная как треугольник.

Если мы переходим к числу четыре, то там, кроме самого этого момента перехода, появляется ещё момент направления. Либо мы идём от нолика к единичке, либо мы идём от единички к нолику, тоже получаются два разных состояния. И вот, согласно статье Варракса (я пока только по его статье говорю), четвёрка статична: это вращение колеса сансары, год, все такие круговые моменты. С другой стороны, это то, что выражено крестом, наш здешний мир.

Когда в символе появляется пятёрка, когда пятёрка начинает описывать мир, то тут впервые появляется возможность выхода за рамки, за пределы материального мира — во всяком случае, такого повседневного, сансарического. Если говорить о той же сансаре, то это, грубо говоря, Брахма — Творец, Вишну — Хранитель и Шива — Разрушитель мира. Я ещё туда ставлю Яму (который Яма-Дхарма, бог посмертия и возвращения на новый цикл). Это всё — сансара. А когда появляется Будда, грубо говоря, то это у нас пятый элемент. И когда речь идёт о пятёрке, поднимается вопрос о том, как эту пятёрку расположить.

Если брать классические модели, то классических моделей у нас фактически две: западная и восточная. Если мы берём пятёрку в западной модели, то это крест и точечка в центре круга. То есть, у нас получается квинтэссенция, пятый элемент, который либо объединяет четыре элемента, либо является выходом за пределы всех этих четырёх элементов, либо, возможно, не объединяет, а выражает суть всех четырёх элементов. В европейской (точнее индоевропейской) модели стихии — Вода, Земля, Воздух, Огонь и в середине то, что называется или Эфир, или Дух, или просто Пятый Элемент, без уточнений, или как-то ещё (тоже много вариантов). Если берём китайскую модель, то китайское мышление во многом для индоевропейцев парадоксально, и это оказываются Земля — Дерево — Метал — Огонь — Вода. Воздуха нет, он воспринимается в какой-то степени как «ничто». То, что в европейской системе Земля, здесь распадается на Землю как таковую, Метал и Дерево. Ведь что такое европейская модель? Это физические состояния: твёрдое, жидкое, газообразное, плазма. А здесь, в китайской системе, то, что предполагается как твёрдое, разделяется на несколько частей.

И здесь у нас получается пентаграмма. Именно пентаграмма, являющаяся символом. Не просто какой-то элемент письменности, как, возможно, это было в шумерской традиции, не просто обозначение звезды как таковой, а уже космологический символ (это если брать Китай). Не буду рассказывать подробности, это можно посмотреть в Интернете, но предполагается, что каждая верхушка звезды-пентаграммы в китайской системе стихий, если двигаться в одну сторону, — это то, что что создаёт, а если в другую сторону — что что разрушает:

Металл разрушает дерево, дерево разрушает землю и т. д. (это к примеру — я не помню точно всю эту систему). А в другую сторону — что из чего порождается.

Игорь Спрейс: В Китае эта система пяти элементов является основой для массы направлений, в том числе, например, медицины. В китайской традиционной медицине есть рефлексотерапия, иглотерапия, и каждый из 12 энергетических меридианов отнесён к одному из элементов (например, сердце, перикард — элемент Огня). И между ними на пентаграмме действительно есть связь, созидающая и, в обратную сторону, разрушающая. И на самом деле, на практике получается, что точки на меридианах также соотносятся со стихиями. Например, если нужно что-то усилить или ослабить, то как раз используется эта система пяти элементов, фу-син. И, возможно, это только модель, но практика того, что более трёх тысячелетий эти иголки и точки используются, она работает.

Антон Образцов: Да, мне делали иглотерапию. В носу болталась золотая иголка, в ушах — серебряная иголка, во лбу ещё одна, вот здесь ещё одна болталась, длинные такие…

Fr. N. O.: Когда возникала система четырёх стихий, тоже не знали ни про четыре фундаментальных взаимодействия, ни про четыре агрегатных состояния как таковые.

Евгений: В XVI веке Агриппа всё это придумал.

Fr. N. O.: Что именно? Четыре стихии? Нет, четыре стихии — это ещё индийское, как минимум, представление.

Евгений: Нет, я имею в виду в Европе. В Европе это пошло из Толедо2, с арабов, а арабы получили из Индии. Он только в 1550 году умер, и до этого у него была его знаменитая книга, где он всё это описал. Это была первая книга полностью про элементы. В Европе до этого про элементы ничего толком не знали.

Диониз Пошка: Я только что прочитал первую книгу Агриппы, там не всё про элементы.

Евгений: Ну, там только в начале идёт.

Диониз Пошка: Я думаю, что элементы — это древнегреческая философия. Арабы потом переняли и передали…

Fr. N. O.: Да, арабы, как ни странно, оказались наследниками Европы больше, чем сама Европа.

Диониз Пошка: Они действительно спасли древнегреческую философию.

Fr. N. O.: Ну, да. С другой стороны, до чего сейчас арабы докатились…

Диониз Пошка: Но у них о четырёх элементах, о пятом элементе — наверное, влияние шумеров или Египта. Четыре элемента древнегреческой философии — это главная тема Аристотеля.

Евгений: Конечно. Арабы в основном переводили Аристотеля. Не помню, какое арабское название было у Аристотеля, но они обращались к нему больше, чем к Платону, Сократу или Плутарху. Они переводили его труды, и, помню, ещё в XI веке, когда была реконкиста, и европейцы захватили Толедо, они нашли там 800 тысяч книг (сейчас их оценивают в миллиард долларов). И как раз тогда жил один арабский философ, не помню имени, он жил в Кордове и помогал переводить Аристотеля с арабского и древнегреческого на латынь. Они Аристотеля очень почитали. Оказывается, Аристотель даже повлиял на Мухаммеда, у них такая система есть. Как ни странно, древнегреческую философию они любят.

Fr. N. O.: Вот, кстати, что пишется насчёт истории пентаграммы в брошюре московского Колледжа «Телема-93», сейчас зачитаю целиком: «Кажется, первым тайным обществом, которое использовало знак пентаграммы, было общество пифагорейцев, возникшее в VI веке до н. э. в италийском городе Кротоне. Пифагорейцы называли пентаграмму “гигея” (здоровье) и рассматривали её как символ математического совершенства. Древняя пентаграмма пифагорейцев, обращённая [кстати говоря] двумя вершинами вверх, символизировала так называемый пентемех (пять святилищ) — образ, пришедший из космогонического труда, написанного Феритидом с острова Фирос»… и т. д. «Пентемех представлял собой остров или пещеру с пятью покоями, по которым необходимо было распределить в порядке первородных созданий, чтобы возник космос. Согласно позднейшим [позднейшим!] эзотерическим учениям, именно пифагорейцы впервые приняли пентаграмму как символ всего земного мира, который состоит из пяти взаимосвязанных элементов: Огня, Воды, Воздуха, Земли, Эфира». То есть, обратим внимание вот на что: во-первых, пифагорейская пентаграмма была двумя лучами вверх, то есть «перевёрнутой», во-вторых, она была уже космологической, но конкретно в пифагорейских трудах и в информации о пифагорейцах не было данных о том, что это были именно пять элементов. А уже поздние (не указано, когда именно «поздние») труды сопоставили её вершины с пятью элементами.

Про космологию китайской пентаграммы понятно. Что такое космологически европейская пентаграмма? Вроде, всё у нас так красиво и стабильно: вот у нас крест, четыре элемента… Как получается, что одна линия распадается, и получается угол? Берём крест стихий, и вот эта серединка крестика говорит остальным сторонам: «Подвиньтесь, я теперь здесь». Если раньше мы говорили о четырёх элементах, и эти четыре элемента были фактически сторонами света, то когда мы располагаем их в виде пентаграммы, такое соотношение, в общем-то, пропадает. То есть, есть две стороны света по бокам, одна спереди, а две оставшиеся уже как-то не вписываются, уже ни одна из них не окажется сзади. Поэтому одной из главных целей работы Варракса «Пентакль стихий» было разобраться, какое же расположение стихий по пентаграмме будет правильным.

На этот счёт существует много разных версий. Одна из них как раз используется в Телеме:

Она, в общем-то, не телемитская изначально — она золотозарёвская. А откуда она там — это уже другой вопрос, ответ на него зависит от того, насколько мы принимаем ту информацию, которую говорили учителя «Золотой Зари» о своей преемственности. Либо они это сами составили, либо они получили информацию от своих предшественников, но это не столь важно. Важно то, что существует несколько моделей распределения стихий по углам пентаграммы.

Например, лично я как считаю, и когда мы общались с Варраксом (когда он готовит какие-то статьи, он рассылает их каким-то своим контактам на оценку, замечания, предложения и т. д.), мы этот момент с ним долго обсуждали — как что располагать… (Я не буду говорить сейчас о ритуале пентаграммы, потому что тема у нас сейчас не «Ритуал пентаграммы», а «Пентаграмма и её ритуал».) Важным моментом в нашем варианте было то, что последовательность стихий идёт в порядке увеличения энтропии в агрегатном состоянии — чтобы эта пентаграмма была максимально привязана к объективной действительности. У нас получилось так: вершина — неважно, в какую сторону, но мы начинаем двигаться по пентаграмме в том или другом направлении, и дальше у нас идёт Земля, потом Вода… Нагреваем твёрдое вещество — температура плавления, переход к Воде (понятно, что Вода здесь — это жидкость вообще), температура кипения — переход в Воздух (газ), и температура плазмообразования, грубо говоря, — переход в Огонь, а затем, если мы идём по кругу, возвращение на пятый элемент. По статье Варракса этот элемент называется тёмным пламенем, пламенем Бездны или чем-то в этом роде, но это уже чисто сатанинское представление, фактически, с символической точки зрения, его можно сопоставить с Эфиром, Духом и т. д.

Игорь Спрейс: Тёмная материя, антивещество?

Fr. N. O.: Зависит уже от выбранной картины мира. Есть ещё в физике понятие «вырожденная материя». Если у нас повышается энтропия, то, в конце концов, идёт нейтронное вещество, вещество чёрной дыры и так далее, вплоть до сингулярности. То есть, казалось бы, энтропия увеличивается, но всё становится ещё более стабильным, чем было. То есть, новый виток круга (если мы идём по четырём стихиям) — это как раз пятый угол пентаграммы.

Понятно, что можно провести много символических параллелей и с лучом вверх, и с лучом вниз, и христианских параллелей, и в телемитской модели, но это уже всё, используя модное слово, «гуглимо», то есть это легко найти. Не буду сейчас копаться подробно по брошюрке Колледжа, там тоже много интересных цитат и ссылок на источники.

Переходим теперь к вопросу о пентаграмме в Телеме. И тут мы подходим вот к какому моменту. Вроде бы с Элифаса Леви принято разделение на прямую и перевёрнутую, и вроде как прямая приписана, грубо говоря, к Богу, а перевёрнутая — к Дьяволу. И вроде как Кроули считает себя инкарнацией Леви. Тем не менее, Кроули попытался по очень многим своим текстам «тёмную» и «светлую» стороны соединить. Это долгий разговор, я немного затрагивал это в лекции «Этика и магика Телемы», но в контексте пентаграммы получается, что сам Кроули использовал практически на равных (не будем там высчитывать с карандашиком, сколько раз он сделал прямую пентаграмму, сколько — перевёрнутую) эти две пентаграммы. Теперь читаю снова по брошюре:

«Нет никаких оснований полагать, что эти ритуалы, в которых использовалась та или иная пентаграмма, делятся на “чёрные” и “белые” и имеют какой-либо другой смысл, кроме постижения своей божественной сути. Что касается перевёрнутой пентаграммы, то её Кроули толковал как луч солнца, одухотворяющий землю, или луч, одухотворяющий материю». То есть, мы как бы возвращаемся к существовавшим ещё до Леви трактовкам восхождения и нисхождения. «Он использовал его как символ универсального андрогина Бафомета [тоже — не воспринимающегося здесь как Сатана, грубо говоря], примиряющего противоречия и олицетворяющего наступление Нового Эона». То есть, пентаграммы используются, и используются исключительно исходя из тематики ритуала, а не исходя из «чёрной» или «белой» магии (что такое «чёрная» и «белая» магия в Телеме — я говорил на лекции по этике и магике Телемы).

Игорь Спрейс: В Телеме же, по сути, нет ни Сатаны, ни чего-то ещё в этом роде. Там есть просто-напросто три ипостаси солнечного бога — и всё.

Fr. N. O.: Да. Боги, Сатана, Бог как верховная сущность — они все есть как определённые символы, стороны жизни, эманации и так далее. Это не дуализм, это не дуалистическое учение, тут нет однозначно хорошего и однозначно плохого действия.

Игорь Спрейс: Так же, как Терион, Зверь, Багряная Жена…

Fr. N. O.: Да. Исторически это «сатанинские» символы, то есть, христианские, но обозначающие мрачные, злые силы. Исторически.

Игорь Спрейс: Кроули говорил: «Откровение — это про меня, но оно было неправильно понято».

Fr. N. O.: Да. «Профессор был неправ, всё было по-другому», — как говорят толкинисты. Наверное, все или многие здесь читали «Омен». Там тоже главный герой говорил: «Это про меня, но они были неправы». Можно по-разному толковать. Если какое-то священное писание существует, это, естественно, не значит, что оно досконально верно.

Теперь, после такой ремарочки, переходим непосредственно к пентаграмме в Телеме. Ритуалов пентаграммы много, переходим к самой базе — малому ритуалу изгоняющей пентаграммы, сокращённо — МРП. Слово «изгоняющий» в аббревиатуру обычно не включают, обычно просто пишут «МРП», и все понимают, о чём речь.

Насчёт назначения этого ритуала. Как бы, строго с формальной точки зрения, это (поскольку это изгоняющий ритуал) чисто очистительный ритуал. То есть, перед началом какого-то действия, после завершения какого-то действия лишние сущности, мешающие, вредоносные, просто посторонние, — они этим ритуалом изгоняются. Это строго формальная точка зрения.

Хотел то же самое сказать на эту тему от себя, но в примечании к ритуалу есть дословная цитата из Кроули: «Те, кто считает этот ритуал всего лишь средством изгнания или привлечения духов, недостойны владеть им. Будучи понят должным образом, он являет собой лекарство металлов и камень мудрецов». Такая достаточно расплывчатая фраза, в принципе, но «лекарство металлов» и «камень мудрецов» — это непосредственно алхимические символы. Не буду претендовать на какую-то сверхглубокую трактовку, но, фактически, получается, что, как и многие ритуалы Телемы, это один и тех ритуалов, который в символической форме представляет собой Великое Делание. Вообще термин «Великое Делание» — он также изначально алхимический. Всё это преображение, лекарство металлов, философский камень и т. д. (если не брать чисто спагирику), — всё это связано с Великим Деланием, с индвидуацией, если брать юнгианскую трактовку.

Когда мы берём ритуал пентаграммы, если разбирать подробно эти символы, то мы получим какие-то намёки на путь Великого Делания. Опять же, когда я говорю про магику Телемы, маленький-маленький ритуальчик Воли — он, в общем-то (такой маленький и без каких-то сложных каббалистических соответствий), фактически является выражением Телемы, её квинтэссенцией. МРП, конечно, побольше, там больше всяких соответствий, и запихнуть символизма туда можно больше.

Игорь Спрейс: Ритуал, строго говоря, состоит из двух частей, причём первая часть — это каббалистический ритуал…

Fr. N. O.: Каббалистический крест. В Телеме он с небольшими изменениями.

Игорь Спрейс: С небольшими изменениями, но всё равно. Получается, что это такая мощная вещь из двух составляющих. И первая часть — каббалистический крест — она очень утилитарная, рабочая. А вторая часть, где идёт сама пентаграмма, там, действительно, и символизма море, и для развития море, и уровней смысла несколько…

Диониз Пошка: Когда делается этот крест, при основании креста, по-моему, указывается на гениталии.

Игорь Спрейс: А есть вариации. Главное — направление на Малкут.

Диониз Пошка: Есть три версии: одни — на гениталии, другие — на колени, третьи — вообще совсем вниз.

Игорь Спрейс: Как вариант, в чисто прагматическом смысле: сначала идёт каббалистический крест, это действительно три центра, сначала там проговаривается «Ат-та» («Ты есть»). В чисто прагматическом смысле (и Брат Любосвет, и по форумам народ говорил) смысл какой: когда это проговаривается, это шаг сверху: как говорится в биоэнергетике, верхняя подключка, свет на себя опустил, подключился наверх. Дальше кроулевское «Айвасс»…

Fr. N. O.: Кстати, если брать классический каббалистический крест, то там сразу Ат-та — Малкут, и всё.

Игорь Спрейс: Да. А по Кроули будет Айвасс. Айвасс — посланник Гарпократа, внутренний Священный Ангел-Хранитель, то есть, это включение себя. Здесь вот я пытал, и Любосвет сказал, что это со временем придёт, эти смыслы немножко разные. Спрашиваю: «Ну и как с этим работать?» — он говорит: «Работай, как с Айвассом».

Fr. N. O.: Насчёт Тиферет, насчёт Айвасс, — здесь в принципе, насколько я общался на эту тему (в основном с Атоном, а также по форумам, сайтам и т. д.), получается, когда мы касаемся, грубо говоря, Анахаты, если мы говорим «Айвасс», мы подтверждаем принадлежность к телемитскому эгрегору. В этом же самом месте можно говорить «Тиферет». Но если человек или прошёл собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, или хотя бы представляет, какое божество является этим самым Ангелом-Хранителем для него, то он может в этом месте называть своего Ангела-Хранителя. В принципе нет такого правила, чтобы всегда называть именно так, а не иначе. Важно понимать, во-первых, что символическое соответствие — это Айвасс, а во-вторых, Тиферет, и знание того, что Айвасс — это Священный Ангел-Хранитель Кроули, то есть, когда он говорил «Айвасс», он говорил, прежде всего, за себя. С другой стороны, если мы считаем Книгу Закона нашей книгой, то он в какой-то степени и наш Ангел-Хранитель, потому что это не два дядьки: один — мой Ангел-Хранитель, а другой — чужой Ангел-Хранитель. Если мы говорим о Телеме, то люди, которые следуют своей истинной Воле, не могут противоречить друг другу. Даже если они будут убивать друг друга, они при этом противоречить друг другу не будут. Оба вершат свою Волю, и поэтому Ангел-Хранитель одного человека — это Ангел-Хранитель другого человека.

Игорь Спрейс: Да. Вот оно идёт подключение к телемитскому эгрегору, дальше — то же самое, что вверху, только Малкут, нижняя подключка. А дальше правая-левая колонна Сфирот, ве-Гебура, ве-Гедула…

Fr. N. O.: Кстати говоря, насчёт Гебура и Гедула: интересно, что темнушники любят переворачивать плечо, правое-левое. С одной стороны, это оправдано, потому что одно дело, когда мы смотрим на Древо Сфирот, другое дело — когда мы смотрим с Древа, у нас будут плечи меняться. Плюс в одной из книжек Регарди есть такая же версия, хотя там без объяснений, и некоторые комментаторы говорят, что, может быть, это просто опечатка, объясняя это чисто механически, а другие придают этому мистический смысл. Но суть в том, что когда мы называем то или иное плечо, важно понимание, почему именно это плечо.

Игорь Спрейс: Тут смыслов много, и заканчивая чисто прагматику, перед работой с самой пентаграммой, со стихиями, со всем, получается, что мы подключились и на верх, и на низ, энергетику включили, подключились к эгрегору, и дальше уже идёт работа с самой пентаграммой. И по изгоняющей — она в англоязычной литературе обозначена LBP, Lesser Banishing ritual of the Pentagram.

Fr. N. O.: В русской традиции принято называть МРП, Малый ритуал пентаграммы. Но это уже тонкости.

Вот ещё важный момент, о котором я хотел сказать в связи со стихиями. В Малом ритуале пентаграммы две модели — четырёхконечная и пятиконечная — соединены. То есть, мы стоим, сторон у нас, естественно, четыре (мы билатеральные наземные животные, поэтому пятой стороны у нас никак не будет). Поэтому, когда мы стоим, мы, соответственно, эти пентаграммы делаем на четыре стороны. Но при этом у нас имеются все эти стихии, представленные в виде пентаграммы. Соответственно, символически по четырём стихиям каждая сторона связана с божественными именами, сторонами света, в общем см. Liber 777, где все эти соответствия приведены, и т. д.

Если мы берём пентаграмму, у нас, прежде всего, что используется, с какого угла мы начинаем? Когда мы говорим «МРП», по умолчанию предполагается, что это не только изгоняющая пентаграмма, но и изгоняющая пентаграмма Земли. Когда мы начинаем, мы идём из нижнего левого угла Земли. Если пентаграмма призывающая, то идём в обратную сторону:

Соответственно, предполагается, что с любого луча можно начинать, что можно с любого луча делать и изгоняющий, и призывающий ритуалы. И предполагается, что у всего этого есть аналог с перевёрнутой звездой, но «по умолчанию» — это изгоняющая пентаграмма земли.

Игорь Спрейс: Это чересчур не акцентируется, но вот «Звёздный Рубин», «Метка Зверя» — там всё это наворочено и строго: как чертить, какая — что…

Fr. N. O.: Я говорю про «по умолчанию»: если мы не говорим, что это изгоняющая пентаграмма Воздуха, то это, как правило, изгоняющая пентаграмма Земли. Так это устоялось. Это не что-то такое обязательное, но, тем не менее…

Игорь Спрейс: По кресту я всегда пытаюсь понять прагматические вещи, прагматическую суть, зачем всё это делается. Может быть, это правильно или неправильно, но мне важно знать, что делается и для чего. Для меня первый каббалистический крест — это подключился туда и сюда, это подключка, это заземление, это подключение к эгрегору. И чем лучше это проработать, тем мощнее идёт дальше. Если крест не проработан, то там для выстроенной пентаграммы просто не хватит энергетики, чтобы её держать.

Fr. N. O.: Ещё одно небольшое замечание по каббалистическому кресту. Вспомнили то, что говорилось про «лекарство металлов» и «камень мудрецов». Великое Делание, в каббалистической модели, — это восхождение от Малкут к Бездне и дальше (не буду говорить к Кетер, потому что это — тонкости). Но, с символической точки зрения, что у нас получается? Получается, что, когда мы делаем каббалистический крест, мы показываем: наша цель (Ат-та), главный промежуточный этап — Собеседование (Айвасс), и мы показываем как бы наш текущий уровень (Малкут; понятно, что не каждый из нас именно малкутичен, но без малкутической базы мы будем провисать) — то есть, мы показываем, что мы люди физические, «сыны человеческие» во всех смыслах этого слова.

Дальше — вспоминаем ещё такой момент. Когда христиане, допустим, говорят о Телеме, то получается сатанизм. Но если брать в первоисточнике, то это срединный путь, как буддизм, как многие шаманские традиции, как даосизм, адвайта. Это недуалистический, срединный путь.

Антон Образцов: Шаманизм — срединный путь?..

Fr. N. O.: Да, потому что там нет чёткого разделения на добро и зло. Это срединный путь не с буддистской точки зрения, а в том плане, что он недуалистичен. И у Кроули в одной из работ говорилось, что настоящий телемит, грубо говоря, должен двигаться по срединному столпу, при этом придерживаясь для равновесия за правый и левый. Когда мы говорим про левый или правый путь (Путь Левой Руки или Путь Правой Руки), то это с телемитской точки зрения представляется как перекос. Если мы идём к Тиферет, Бездне и т. д., то методы правые и левые мы используем, но мы в них не зависаем. И как раз то, что говорилось про лекарства металлов и т. д., присутствует на каббалистическом кресте: мы манифестируем срединный столп и при этом показываем, что мы придерживаемся за правый и левый.

Игорь Спрейс: Не помню, откуда цитата о пользе МРП. Нужно обязательно делать Малый ритуал изгоняющей пентаграммы регулярно, постоянно, особенно если практикуешь что-то. И дальше такая фраза: чтобы не случилось, как с одним из самых крутых учеников Кроули (не помню, как его), которому в какой-то момент снесло крышу, и он голый бегал по городу.

Диониз Пошка: Брат Ахад, по-моему.

Игорь Спрейс: Может быть. Мне это как-то врезалось в память.

Fr. N. O.: Ещё насчёт целей ритуала. Мы говорили про само изгнание, мы говорили про символизм Великого Делания, мы говорили про принадлежность к эгрегору через Айвасс. И ещё момент, который тоже нужно отметить — дисциплинирование и постоянная настройка на те символы, с которыми ты работаешь.

Евгений: Ещё мнения разделяются. Одни говорят, что нужны какие-то стимуляторы, гашиш, например. Он помогает отключиться, настроиться на нужный лад. Другие же, наоборот, считают, что нужно это всё делать в трезвости ума.

Fr. N. O.: На мой взгляд, вещества могут быть полезны для того, чтобы раздвинуть горизонты, чтобы почувствовать, что такое изменённое состояние, куда тебя может занести и т. д. Но, если это начинает входить в регулярную практику, то это, понятно, наркомания и деградация. Потому что если человек не может качественно провести ритуал без стимуляторов… Хотя это — не только насчёт ритуалов. Я в своё время давал людям, которые у меня занимались по боёвке, если у них бывали комплексы по части получить/нанести удар или затруднения с движениями (скованность), — я им предлагал делать боевую разминку или после трубки, или после пива. Чтобы они могли почувствовать своё тело в другом состоянии. Но всегда я подчёркивал: дальше есть определённые техники якорения. И вот когда это состояние достигнуто, или когда теряются эти комплексы получить/нанести удар, или когда тело выходит на автоматизм, на расслабленность и всё такое, — то в этом случае надо срочно ставить якорь. Понятно, что это состояние, когда есть лёгкое опьянение, но соображаешь. В этом случае — «стоп! ставлю якорь!» — и уже в следующий раз (или после 2-3 раз максимум), после таких штук, как с пивом или табаком, уже обязательно запуск только через якорь. А потом и без якоря, на автоматизме.

Игорь Спрейс: Ритуал пентаграммы — это, по сути, ритуал гигиены. Типа в туалет сходил — руки помыл. На огороде поработал — руки помыл.

Диониз Пошка: Достаточно делать этот ритуал регулярно. Я работал «гадалкой» на Таро, и приходило, например, 50 клиентов (это, конечно, не в живую, всё через компьютер). Один раз был такоооой эффект! Там была какая-то ужасная жертва, я не знаю, что там у неё… Потом всю ночь было дико холодно, я очень хреново спал. Меня суккуб, наверное, изнасиловал 🙂 И после этого я понял, что нужно обязательно делать ритуал. И у меня это дело дошло до автоматизма. В какой-то момент работал каждый день, и всегда — в начале и в конце — делал ритуал. Однажды у меня был сон по каким-то мотивам Гарри Поттера. Там были люди, которые передвигались, как змеи, и в какой-то момент я начал с одним бороться. И я разорвал этого «Гарри Поттера», книжку. Это не помогло. И бах! — нужно сделать этот ритуал. Причём не на себе, а на нём. И пошёл разрыв сна: «Ве-Гебура!» [вибрирует] — и бух! — я проснулся. Ритуал во сне разрывает сон.

Fr. N. O.: Теперь переходим к самому ритуалу пентаграммы. И тут первый момент достаточно смешной. Он связан с тем, с какой стороны мы начинаем. Во всех документах прописано, что мы начинаем с востока. Но есть такая тонкость: если мы говорим о телемитских ритуалах, то «восток» будет… на северо-западе.

Диониз Пошка: Кыбла, как у арабов на Мекку.

Антон Образцов: Это же Болескин?

Fr. N. O.: Да, Болескин. Лично я считаю, что всё зависит от того, как у кого качественнее работает. Есть понимание того, почему именно Болескин и как распределить другие стороны света — пусть будет так. Я лично, когда делаю, просто выбираю стороны света: восток есть восток. Важно, что эти два варианта есть, и их надо знать. Либо восток, либо Болескин. И, соответственно, если Болескин у нас там, то он у нас — восток, под прямым углом к нему будет север, и т. д. Просто всё это транспонируем.

Чем чертится. Чертится обычно жезлом.

Диониз Пошка: Или кинжалом.

Fr. N. O.: В принципе, я делаю или рукой, или у меня есть перстень с волком, который является моей главной реликвией. На мой взгляд, это должно делать либо рукой, либо твоим главным ритуальным инструментом.

Диониз Пошка: Единственное — хлопнуть трудно, когда в руке нож.

Fr. N. O.: Дальше — насчёт имён. Порядок такой: восток, юг, запад, север. И последовательность имён по соответствиям: Тетраграмматон (Яхве, Йехова и т. д. — Йод-Хей-Вав-Хей), второе имя — Адонай, третье имя — Эхейе, и четвёртое — Агла, или Агилеа, по-разному, уточнения произношений надо у евреев спросить.

Диониз Пошка: Это сокращение от «Ты вовеки могуч, Господи». Остальные три имени — действительно имена Бога, а Агла — это акроним, но всё равно считается священным словом.

Fr. N. O.: Почему именно эти слова, что они значат и почему в таком порядке. Я любитель системности, я считаю, что или мы все слова произносим по буквам (то есть если Йод-Хей-Вав-Хей, то и остальные, соответственно, Алеф-Далет-Нун-Йод и т. д.), или мы выбираем транскрипции и говорим Йехова или как-то ещё, но стараемся произносить это именно как имена. Некоторые «Йод-Хей-Вав-Хей» говорят по буквам, а другие слова — именами. Я за то, чтобы всё называть именами.

Диониз Пошка: А что насчёт вибрации?

Fr. N. O.: Да, это вибрирует. Я не могу это правильно произносить, в основном, делаю молча, но должно быть что-то типа такого: [вибрирует] «Йе-хо-ва!», такое полураспевное произнесение.

Ещё такой момент, касается и этих имён, и всего дальнейшего. Я написал статейку на эту тему как-то раз3. Суть вот в чём: многие, в общем-то, дёргаются на произнесение божественных имён. В основном «темнушники», конечно. И я их во многом вполне понимаю. Если мы говорим «Йехова» или ещё что-то такое, то мы как бы подчёркиваем свою принадлежность к демиургической традиции. Какие есть из этого выходы? Первый — воспринимать имена просто как имена (имена с определённым значением, символизмом и т. д.). Второй вариант практически как предыдущий, только более продвинутый, потому что первый — слишком механистический (типа произнёс всё правильно — и у тебя, вроде, всё делается). Более продвинутый способ — это понять, с каким именно символизмом связано то или иное имя (не только божественные имена, это будет касаться и каббалистического креста, названий Сфирот). Каббала многими воспринимается как связанная с демиургической моделью. Соответственно, при касании лба, сердца и гениталий могут быть любые слова, обозначающие Верх, Я (Самость) и Низ (и символы двух сторон). То же самое будет касаться и имён ангелов (до них мы дойдём чуть позже). Итак, второй вариант — это, прежде всего, понять, почему то или иное имя. И произносить это имя уже как омоним. То есть это «Йехова» — как имя Бога, а вот это — как обозначение того-то и того-то.

И третий вариант достаточно еретический, и многие к нему относятся с большим сомнением. Это — поменять имена на аналоги той традиции, к которой ты принадлежишь. Моя статья была как раз на эту тему. Есть такая сатанинская книжечка, Liber Azerate. И я попытался транспонировать ритуал пентаграммы на эту модель. Не потому, что я принадлежу к этой традиции, а как один из примеров того, как вообще такие модели транспонируются. Когда мы идём по каббалистическому кресту, то мы идём по клипотическим именам — например, Тагирирон (или Сорат как воплощение, не столь важно). Когда мы идём по божественным именам, то это — имена четырёх архидемонов. А когда мы идём по архангелам, то имена — Паймон, Амаймон, — в общем, четыре стихийных, низших по сравнению с божественными именами духов.

Итак, три варианта есть. Первый вариант — делать всё механически, «по канону» (у некоторых работает, в принципе: когда они начинают делать ритуалы «по канону», то у них срабатывает просто потому, что они автоматически настраиваются на нужную волну). Второй — восприятие слов как омонимов, слов с тем же звучанием, но обозначающих не персонажей еврейской мифологии, а те силы, к которым ты обращаешься в своём ритуале. А третий вариант — полная замена классических имён на те, которые ближе к твоей традиции, по тем или иным таблицам соответствия.

Теперь по поводу тех имён, которые мы называем в какую сторону. Первое имя — Йехова. Сейчас будем работать по второму варианту. Это — не дядька с бородой, сидящий на облаке и сотворивший мир. Это — первоисточник, восходящее Солнце. По этой причине мы начинаем с востока. Это то, что только-только появляется. Эти четыре буквы Тетраграмматона считаются источником творения. (Меня всегда в Тетраграматоне смущало наличие двух одинаковых букв.) В любом случае, это — то, что связано с силами творения. Это — начало, восходящее Солнце и т. д.

Далее. Когда мы поворачиваемся на юг, то мы сразу вспоминаем, почему на юг. Во-первых, мы идём по часовой стрелке. Но тут у левопутистов будут возражения: почему по часовой? У них есть склонность всё инвертировать 🙂 Но почему всё-таки не север? Тут мы вспоминаем таблицу соответствия. Этот ритуал идёт по часовой стрелке не потому, что он весь такой хороший, а просто потому, что с югом у нас связан полдень. Солнце идёт у нас в эту сторону, хотим мы этого или нет. Злые мы или добрые — не важно.

Евгений: Многие не понимают, почему против часовой стрелки. Думают, что юг — это жара, и, соответственно, адские муки, значит, юг — это самое зло.

Fr. N. O.: Скандинавы с ними не согласятся 🙂

Евгений: Не только скандинавы. Потому что север — это конец. Ад, если он и существует, то холод любит больше всего.

Fr. N. O.: Ну да. Разные могут быть ассоциации.

Кстати, если мы делаем в южном полушарии, то нам нужно помнить, что в нём с холодом ассоциируется уже юг. А если вдруг мы делаем ритуал пентаграммы на северном или южном полюсе, то тогда у нас происходит… тогда происходит разрыв шаблона 🙂 Потому что если ритуал, предусматривающий стороны света, мы делаем на северном полюсе, то у нас не будет севера — вообще. Со всех сторон у на будет юг.

Игорь Спрейс: А на этот случай можно просто поставить каменную стену и принять за восток её.

Fr. N. O.: А вот на этот случай вспоминайте о Болескине 🙂 Болескин мы не забудем ни с южного полюса, ни с северного.

Итак. Когда мы поворачиваемся на юг, то мы называем имя Адонай. Что значит это слово? Адонай — это господь. Господь — это не божка, опять же. Господь — это господин, господь — это хозяин, господь — это торжествующее Солнце, это Солнце в зените (отсюда и такая последовательность имён). Когда мы поворачиваемся на запад — это заходящее Солнце. Я этого момента не понимал до лекции в московском Колледже, на которой побывал. Там мне объяснили. Эхейе значит «я есмь». Почему это — заходящее Солнце? Символически, заходящее Солнце — умирающее Солнце. И когда я умираю, я напоминаю себе, что я есть. Очень жизнеутверждающий момент в этом ритуале. И в какой-то степени это мнепоправило. Когда мы понимаем, почему именно эти стороны, мы не забудем, какое имя в каком месте находится, если мы помним эти причины. И когда там объяснили, что это «я есть», у меня на этой лекции случилось небольшое сатори, и я сразу же после объяснения Эхейе понял, почему Агла — это Агла, и почему стоит оно четвёртым именем. Буквально — это «Ты вовеки могуч, Господи». Но лично для меня значимо оказалось то, что А-гл-А — начало и конец одинаковы. Это — то самое Тёмное солнце, но то, что было в начале — то и в конце. Это у нас завершение круга и переход на следующий виток. Та А, которая в конце — это та же А, которая в начале. Вспоминаем аркан Смерти в Таро, который не значит именно физическую смерть. Умирая, мы переходим на новый виток. То, что я сейчас говорю — не провозглашение теории инкарнаций или чего-то в этом духе. В любом случае, я говорю, что, умирая на одном этапе, мы возрождаемся на следующем витке. Когда мы перестаём быть школьниками, мы, грубо говоря, рождаемся как студенты.

Забыл отметить момент. Когда мы в одну сторону начертили пентаграмму, мы делаем в него знак Входящего. Попадались разные варианты на тему того, как мы делаем этот жест. Как именно сложены руки. Либо ныряем, сложив их, либо входим в пентаграмму предметом, которым чертим. Важно что? Когда мы сделали этот знак Входящего, мы прочерчиваем на 90 градусов дальше, и важно, что мы возвращаемся опять на восток, в ту же точку — замыкаем круг. Как я говорил, что Тёмное солнце — это переход на новый уровень, так же и мы завершаем круг. Понятно, что все эти вхождения, вибрации и т. д. связаны с какими-то определёнными визуализациями. Подробно про это говорить не буду, про это есть литература, и есть собственный опыт. Важно, что визуализации связаны с собственным символизмом сторон света, стихий, ангелов и прочего. Опять же см. Liber 777 и аналогичные ей таблицы.

Антон Образцов: Я прослушал по поводу того, что, когда ты чертишь, то идёт вхождение. Ещё раз, медленно-медленно. Ты входишь в то, что ты начертил сейчас?

Fr. N. O.: Да. Потом возвращаешься назад, руки остаются в центре пентаграммы, и прочерчиваешь (рукой или предметом) до следующего угла.

Антон Образцов: То есть, чертишь из середины, как художник?

Fr. N. O.: Да. Из середины пентаграммы рука идёт к углу Земли (или другому, с которого начинаем пентаграмму), чертим пентаграмму, делаем знак Входящего, возвращаемся в середину пентаграммы, переходим на другую сторону света и снова ставим руку в тот угол, где начинается пентаграмма Земли, и далее соответственно.

Игорь Спрейс: Пентаграмма, когда рисуешь, должна быть прямо перед тобой или дальше?

Диониз Пошка: Это — ритуал изгоняющий, значит, значит, он создаёт какую-то охраняющую сферу вокруг тебя. И поэтому насколько у меня удалены звёзды, настолько и сфера. Если я слишком далеко возьму, то будет слишком большая сфера.

Fr. N. O.: Если я очищаю себя, то достаточно вокруг. Если очищаю рабочее пространство, то по границам рабочего пространства. А если чисто ритуальное — то космос вокруг.

Диониз Пошка: А ещё я видел видео, где в большой группе народа, которая делала ритуал пентаграммы, был один ответственный, который ходил вокруг других для создания пространства.

Fr. N. O.: И теперь по ангелам. Передо мной Рафаэль, позади — Габриэль, по правую руку — Михаэль, по левую руку — Уриэль. Тут мне попадались нетрадиционные версии. Обратите внимание, при начертании пентаграмм мы проходили полный круг с востока на юг и далее к востоку, а тут у нас сначала вперёд, потом — назад, потом — вправо, затем — влево. Так вот, мне попадались ещё нестандартные варианты, когда идёт по стрелке (неважно — по часовой или против, важно, что движение круговое). Но классическое — Рафаэль (вперёд), Габриэль (назад), Михаэль (вправо), Уриэль (влево).

К слову. Рассказываю ситуацию. Есть у нас Брат Михаэль, живёт в Израиле сейчас. И вот мне рассказывали, что как-то раз он действительно при коллективном ритуале оказался от кого-то справа, и кто-то с другим из архангельских имён оказался тоже с соответствующей стороны. Такой вот был прикол.

Игорь Спрейс: «Справа от меня Михаэль…» — «Да, я тут, ребята!» 🙂

Fr. N. O.: В принципе, по символизму этих ангелов, я думаю, нет смысла подробно рассказывать.

И в завершение. «Ибо вокруг меня пламенеет пентаграмма» (или «пылающая пентаграмма» в другом варианте была). «В колонне шестиконечной звезды» (или «В столпе утвердилась звезда о шести лучах»). И повторяется каббалистический крест. В принципе, всё, некоторые пояснения я делал по ходу, а остальное на самостоятельное изучение. И смысл пентаграммы, в общем-то, тоже уже обсуждали.

1 Транскрипт составил Дмитрий Маслов, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.

2 Имеется в виду Тайфа Толедо — средневековое мусульманское государство в центре современной Испании, существовавшее в 1010-1085 годах. — Прим. наборщика.

3 «Парный Малый ритуал изгоняющей пентаграммы, адаптированный под Liber Azerate», http://apokrif93.a-z-o-t.com/apokrif.php?c=r_aj04s01_05. — Прим. ред.