Уловитель душ

Свабуно

Уловитель душ

Ведьмы говорят, что знание об Уловителе Душ даёт возможность переходить из тела в тело. Так познаем же!

Название и происхождение

У цимшиан эта вещь называется «Хабоольм Шинаальгат», что дословно значит «Хранитель Дыхания». У хайда это называется «K’ангитлькигийя», а у тлингит — «K аа Йахаайи Шатъл’е к уш’у». Название «Уловитель Душ» («Soulcatcher») этой вещи дали английские исследователи.

Уловитель Душ используется шаманами племён цимшиан, хайда, хейлтсук, тлингит, белла, нутка и нисга. Считается, что Уловитель был изобретён племенем цимшиан, а к остальным племенам попал в ходе торговли.

Душа-дыхание

Когда говорят о множестве душ, душами называют комки праны, расположенные в разных местах тела. Несколько из них связаны с некоторыми оболочками тела.

Почти всем народам было известно, что у человека не одна душа, а много. Одну из этих душ многие народы называют душой-дыханием. Поэтому цимшиане Уловитель Душ называли Хранителем Дыхания, т. е. именно души-дыхания, а не какой-нибудь другой души.

Психея, Психе, Псишэ (греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») — в древнегреческом баснословии олицетворение души-дыхания. Представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Египтяне душу-дыхание называли «Ба» и изображали в виде птицы (чаще всего — ибиса) с человеческим лицом.

После смерти тела Ба улетала из него в небесный мир. Но она когда угодно могла вернуться, ибо она бессмертна. Поэтому возникло желание сохранять тело (мумификация). Были писцы, которые записывали всё, что рассказывали вернувшиеся Ба. Некоторые Ба возвращались и охраняли усыпальницу своего тела.

Руах — древнееврейское слово, означающее «дыхание», «воздух», «ветер», «дух». Им обозначали душу-дыхание, которую связывали с разумом, рассудительностью, с чувственным отношением человека ко Всевышнему. Руах пробуждается тогда, когда человеку удаётся возвыситься над своей животной сущностью. После смерти человека Руах попадает в земной рай, занимая в нём положение согласно своим земным заслугам. Также под «Руах» понимается дух Господа, пронизывающий творение, и это намекает на бессмертие человеческого Руах.

В Ветхом завете сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Таким образом, подчёркивается, что человек жив именно потому, что имеет Дыхание (Руах).

Буряты знают о душе Амин, что значит «жизнь» и «дыхание». Существует ряд устоявшихся выражений, отражающих смысловую нагрузку души как жизненной силы: амяа татаха (испустить дух, дыхание), амяа гараха (кончить жизнь), амяа гээхэ (потерять душу, дыхание; умереть). Это соотносится и с русскими выражениями: «испустил дух», «отдал Богу душу», «испустил дыхание», «не дышит», что значит «умер».

Коми-зыряне и коми-пермяки считают человека мёртвым только тогда, когда у него прекращается дыхание, т. е. уходит душа-дыхание, именуемая «Лов».

Хакасы называли душу-дыхание «Тын» и считали, что она находится с человеком до самой его смерти. Она имеет вид нитки (или нитей), вылетающей или выползающей в конце жизни изо рта умирающего.

Энцы душу-дыхание называли «Бедду’». Говорили, что она располагается в области живота и первой покидает тело после смерти, уходя наверх к доброму божеству Нга.

У селькупов есть два понятия, связанных с душой-дыханием:

  1. qwej, «дыхание, пар» — связана с дыханием как действием и соотносится с понятиями «дышать», «воздух»;

  2. ella/ilsat, «душа, жизненный дух» («обладающая жизнью», носитель жизни) — человекообразна, находится в голове, её образом может выступать рыбья икринка; может ненадолго покидать тело, но если её захватят злые духи, то человек заболевает, а если она надолго покинула тело, то человек умирает; после смерти человека эта душа 2-3 дня бродит вокруг жилища, а потом отправляется в Нижний Мир, где ведёт жизнь, подобную земной, или вселяется в медведя.

Селькупы говорят, что душа-дыхание с возрастом постепенно тратится, становясь всё короче, пока не кончается совсем. По её окончании человек «едет в хорошую землю», в «тот мир», где его ждут умершие предки.

Нганасаны тоже в своём языке имеют несколько понятий, обозначающих жизнь, душу и жизненные силы человека: нилу, нилы (жизнь, жизненность, сосредоточенная во всём теле, а также во всём том, с чем человек соприкасается в течение жизни); нилти (жизненная сила, душа в образе птицы — отвечает за основные мыслительные способности человека; после смерти покидает тело и отправляется в Верхний Мир, откуда потом возвращается на Землю, воплощаясь в новорождённом).

У обско-угорских народов носительница наследования жизни соотносилась с дыханием. Считалось, что при помощи души-дыхания можно вдохнуть жизнь в неживые вещи, превратить растение в животное и т. п. Дыхание можно было даже накопить впрок в какой-нибудь закрытой ёмкости, а затем использовать. В хантыйской былине рассказывается о битве остяков с самоедами. Убитые самоеды тут же воскресают, поскольку их живые соратники бросают им надутый кожаный мешок с их душами-дыханиями, которые поместили туда заранее перед боем. Остяцкие воины победили самоедских, лишь выхватив у них мешок и растоптав его. У некоторых народов — например, алеутов — известен обряд оживления умершего, при коем покойника бьют пузырём с воздухом.

Иногда по тем или иным причинам душа-дыхание могла отделяться от тела и тогда чаще всего обретала облик птицы. В птичьем облике она жила в волосах человека, и для её обозначения нередко употреблялись выражения «кос душа», «волос душа» и т. п. Излюбленными накосными украшениями вогульских и остяцких женщин были бронзовые изображения птиц.

До вселения в новорождённого эта душа-птица жила в верхних областях мироздания, обычно на ветвях родового дерева душ, реже — в его дупле, как у нарымских селькупов. Нганасаны верили, что душа ребёнка, умершего до того, как он научился говорить, улетает вверх и там на пути встречает большое сочное дерево. «Оно ему как мать. И летает возле того дерева птичкой дямаку всё время. Сосёт это дерево». Энцы помещали умерших младенцев в подвешенную над землёй зыбку; к обеим её сторонам мать пришивала крылья гуся или куропатки, затем родители говорили: «У тебя есть крылья. Ты не пойдёшь по земле, а улетишь далеко в воздух, и для другого ребёнка твоя душа пригодится». Ханты и манси раньше хоронили мертворождённых и умерших до года детей под корнями и в дуплах деревьев, завёртывая тельце в бересту или помещая его в берестяную люльку.

Поскольку возрождающаяся душа-птица жила в волосах, вогульский шаман Нахрач Евплаев, уговаривая в конце XVI в. кондинских вогулов не подчиняться русским, пугал их: «Блюдитеся, друзи, сего, егда будут вам стриши власы, то вырезывати мут из вас души».

Гольды, подстригая младенцам волосы через 3 месяца после рождения, скатывали их в шарики и прятали, «чтобы чёрт не унёс душу». Только через 7 лет звали шамана, который вселял душу обратно в ребёнка, водя вокруг его головы палочкой. Этот обряд напоминает охранительные обряды некоторых австралийцев. Так, члены племени арунта тотема Дикой Кошки, уходя на охоту, прятали свои души в деревянные чуринги (дощечка или камень с рисунком, считающийся воплощением тотема, родственно славянскому слову «чур»), где те хранились до возвращения хозяев.

Примечательно, что былинные западносибирские богатыри предпочитали потере скальпа потерю головы. Потеря скальпа как вместилища души-дыхания означала потерю способности передать свою душу по наследству, т. е. полное уничтожение без надежды на возрождение. Об обычае скальпировать убитых врагов в дохристианской Сибири писал в начале XIV-го века венгерский монах-францисканец Иоганка: «Тот народ стягивает с головы мёртвого кожу и почитает её своим богом».

Считалось, что богатыри и шаманы, в отличие от простых людей, могут управлять душой. Остяцкие богатыри, например, посылали свою душу в виде кукушки на разведку в стан врага или к союзникам с просьбой о помощи. Для этого достаточно было снять с «маковки головы» шапку и подбросить её вверх.

Провожая в Тёмный Мир душу-тень и душу-призрак, их просили не возвращаться назад и не вредить людям, а возрождающуюся душу-птицу, дарительницу жизни, напротив, приглашали поскорее вернуться на Землю — во имя продолжения рода. Её очень старательно оберегали от возможных опасностей, особенно восточносибирские и дальневосточные народы (у них представление о душе-птице и о родовом дереве душ было более полным и ярким, чем у западносибирских народов).

Во все времена существовали люди хитрые и корыстные. Естественно, они не могли не воспользоваться тем, что душа летает, как птица. Для её поимки они использовали сети и силки. При этом души людей большого роста ловили крепкими сетями с большой ячеёй, а маленького роста и детей — тонкими сетями с маленькой ячеёй или силками. В некоторых частях Западной Африки колдуны, поймав таким образом душу спящего человека, «привязывали» её над огнём. По мере того, как она сморщивалась, её владелец чах и умирал.

Некоторые колдуны содержали настоящие «приюты» для пойманных душ. Колдун мог поймать душу и для того, чтобы припугнуть её хозяина и получить выкуп — кусок хорошего мяса, дичь или рыбу.

Но души ловили не только для того, чтобы навредить или убить человека. У племени Тораджа (Срединный Цэлебес) души ловили для того, чтобы защитить их и их хозяев от опасности. Жрец, сопровождавший отряд во время военного похода, постоянно носил на шее длинную нитку из раковин, свисавшую ему на грудь и на спину. Поскольку раковины были изогнуты и имели отростки, считалось, что душа, попав в них, выбраться оттуда не сумеет. Душу ловили и для того, чтобы её хозяин был всегда с человеком, который её поймал. Так, ямайские колдуны ещё в прошлом веке ловили души любимых женщин своими тюрбанами и носили их днём с собой в поясе, а на ночь клали этот пояс под подушку.

Но были придуманы различные способы предотвращения похищения душ спящих людей. На острове Цэлебес к носу, пупку и ногам человека иногда прикрепляли рыболовные крючки, чтобы душа при попытке к бегству запуталась в них и осталась с хозяином. Подобный способ спасения своей души был распространён и у некоторых племён индейцев Северной Америки.

У народа канканаш, живущего на севере, существует обряд: чтобы вернуть душу, улетевшую во время сна и не вернувшуюся при пробуждении, к ней надо обратиться с просьбой о возвращении. В подобном случае туземцы островов Фиджи ложились на землю и, громко крича, просили свою душу вернуться.

В действительности же душа-дыхание связана с дыхательными путями тела и соотносится с вишуддхой. Ты можешь её ощутить и увидеть, если просто закроешь глаза и попытаешься на неё настроиться… Затем ты сможешь даже с нею поговорить. Один неизвестный египтянин даже написал «Разговор человека со своей душой Ба»:

Сегодня Смерть стоит передо мною,

как исцеление после болезни,

как освобождение после заключения.

Сегодня Смерть стоит передо мною,

как запах ладана,

словно как когда сидишь под парусами

во свежий ветреный день.

Сегодня смерть стоит передо мною,

как запах цветка лотоса,

словно как когда находишься на грани опьянения.

Сегодня смерть стоит передо мною,

как молния на небе после дождя,

как возвращение домой после военного похода.

Сегодня смерть стоит передо мною,

подобно сильному желанию увидеть свой дом

после долгих лет, которые ты провёл в заключении.

А крали её очень редко, т. к. это ведёт к смерти. А вот другие души (но кроме души-тени) крали часто… И для этого были особые приборы, равно как были приборы для хранения души и для её переправки в другой мир или в другое тело. «Хранителем Дыхания» цимшиане называли как раз такой прибор.

Изготовление

Уловители делают из бедренной или ножной кости медведя (чаще — бурого, в т. ч. гризли). Иногда делают из дерева или меди. Иногда покрывают брезентом.

С обеих сторон вырезают морду крокодила, выдры, бобра, змеи, волка, ворона или стрекозы с открытым ртом.

В качестве украшения на Уловителе делают и дополнительные рисунки. Например, сверху Уловитель может выглядеть как позвоночник и хвост стрекозы, или на нём просто могут быть такие рисунки.

Лицо в середине Уловителя — это лицо духа-помощника шамана. Чаще всего оно бывает лицом волка, медведя, кита или человека.

Уловитель делают выгнутым вверх или вниз либо прямым. Когда выгнут вверх, он отождествляется с каноэ, что олицетворяет способность свободно путешествовать по трём мирам (Нижний, Средний, Верхний).

Внутри Уловитель пустой и делается в виде трубки. С обоих концов имеется нечто вроде вилки, на коей находится измельчённая кора кедра. Чтобы кора не вываливалась, иногда делают затычки. Помимо вырезания снаружи, изображение духа-помощника иногда помещают внутрь (в середину трубки).

В Уловителе делается одно или два ушка, чтобы продеть в них верёвку или ремешок для ношения Уловителя на шее. Ушки украшают так, словно это зубы медведя. Ремешок делают из копчёной кожи лося.

Длина Уловителя может быть от 16 до 21 см. Также делается около 15 см в длину и около 2 см в ширину.

Но это общие правила. На деле же для изготовления уловителя шаман поступает следующим образом.

  1. Заказывает себе сон, в котором увидит, как именно изготовить Уловитель, дабы он подходил именно ему. Для лучшей настройки иногда дрёмит на образ чужого Уловителя. Для сего лучше всего подходит Уловитель, которым уже много раз пользовались, и пользовались шаманы именно его рода и его племени.

  2. Изготавливает.

  3. Садится. Перед собой в руках (ладонями вверх) держит готовый Уловитель. Закрывает глаза и воображает архетип Уловителя Душ — просто задаёт намерение на то, чтобы его увидеть, и ждёт.

  4. Когда архетип виден, мысленно соединяет его с изготовленным Уловителем. Должно прийти чёткое ощущение, что сие удалось (при этом Уловитель может потяжелеть или качнуться).

  5. Призывает духа, чей знак нанесён на Уловителе.

  6. Принуждает духа войти в Уловитель, дать ему силу.

Готово.

Значение

Когда Уловитель делается с головами змей, то он связывается с богиней Амару. У инков это богиня, превратившаяся в камень после битвы с другими божествами. Племена, живущие в горах, до сих пор растирают в порошок определённые минералы, связанные с этой богиней, и считают, что употребление этого порошка может защитить от болезней. Амару изображается как змея с двумя головами.

Согласно поверьям инков, двуглавые змеи живут под землёй и очень редко показывают себя людям, увидеть их можно только у чистых источников воды. Двуглавые змеи олицетворяют могучую силу и покровительствуют плодородию.

Когда Уловитель делается с головами морских животных, он связывается с Сисиютлем. Сисиютль — это огромный морской змей с двумя головами (по одной на каждом конце туловища) со смертоносным взглядом, известный главным образом из сказаний квакиутлей. Иногда его изображают и с тремя головами: одна человеческая и две змеиные.

Победить его можно лишь силой духа, внутренней чистотой. Сисиютль находится в постоянной вражде с Птицей Тсоона.

Сисиютль может превращаться в кого угодно: в человека, в дерево, в каноэ. Причём каноэ будет на редкость злобным и прожорливым, будет питаться тюленями. С образом каноэ связывается и Уловитель Душ, а т. к., согласно поверьям, Сисиютль охраняет входы в жилища духов, то в шаманском путешествии он суть самый лучший спутник, ведь именно в мир духов шаман и погружается в каноэ-Уловителе.

Все «животные» украшения передают Уловителю силу этих животных. Но любая шаманская вещь будет сильнее, если нанести на неё не только образы животных или образы, связанные с богами, но и образы самих богов. Поэтому на Уловитель часто наносят образ бога Кокопелли.

«Коко» — божество, известное племенам хопи и зуни, а «Пелли» — пустынная муха форовка, насекомое с выступающим хоботком и округлой спиной, которое известно своими пылкими соитийными наклонностями. Но доподлинно неизвестно, от этих ли слов произошло имя «Кокопелли».

Кокопелли — одно из божеств плодородия, обычно изображаемое в виде сгорбленного игруна на флейте, с огромным половым членом (там, где он без члена, — это современные его изображения) и щупальцеподобными отростками на голове. Кокопелли покровительствует деторождению и сельскому хозяйству. По своему нраву он похож на скандинавского Локи, он тоже всячески нарушает установленные порядки и вполне этим доволен.

Согласно сказаниям племени хо-чунк, уд Кокопелли отцепляется и иногда уплывает по реке, дабы совокупляться с девушками, которые там купаются. Согласно сказаниям племени хопи, Кокопелли на своей спине разносит женщинам ещё не рождённых детей, из-за чего молодые девушки смертельно его боятся. Он часто принимает участие в обрядах бракосочетания и изображается хохоками и хопи с супругой, называемой Кокопелли-мана.

Своей игрой на флейте он прогоняет Зиму и призывает Весну. Многие племена считают, что он связан и с дождями. На обрядах помола маиса он часто появляется вместе с ещё одним флейтистом — Пайатаму.

Таким образом, нанеся образ Кокопелли на свой Уловитель Душ, ты зарядишь Уловитель такими свойствами как страсть, сила Земли, игривость… Когда ты будешь использовать Уловитель, у тебя сама собой будет подниматься Кундалини, а это добавит сил при шаманской работе, особенно — с Нижними Мирами.

Если дрёмить на Уловитель, то ты заметишь, что когда он вращается, он издаёт звук — это зависит от его размера и материала. Души можно ловить на любой звук, издаваемый магической вещью, если вещь особо обработать, дабы душа могла быть удержана. А коли так, то подойдёт любая округлая вещь, способная издавать звуки. Сама собой напрашивается мысль о дудочке. Поэтому здесь неслучаен именно флейтист — Кокопелли. С помощью любой дудочки можно превращать звук в силу и направлять эту силу в нужное место. Для этого Уловитель иногда делают в виде широкой дудки.

Ниже приведены восемь Уловителей, шесть из коих сделаны из дерева Сотол, а два последних — из тростника. На втором из них выжжен образ койота, на четвёртом — бизона, а на остальных — Кокопелли (на седьмом и восьмом — вместе с другими).

Исходя из того, какой дух-помощник заключён в Уловитель и какие знаки на нём нанесены, иногда Уловителю дают имя и наносят его на неприметном месте Уловителя. А если для тебя его изготавливал мастер, то он может написать на нём: «Для…» — и указать, для кого сия вещь изготовлена.

Применение

Если после сна душа не успела возвратиться в тело, или вернулась, но испугалась и ушла, или её колдовством выманили из тела, то наступает болезнь. Шаман определяет причину болезни и, если причиной является потеря души, проделывает следующее.

  1. Проводит чистку больного.

  2. Надевает Уловитель, как ожерелье, себе на шею.

  3. Закрывает глаза, расслабляется, отрешается от мира яви.

  4. Мысленно выходит в мир духов, дабы искать там потерянную душу. Иногда этим занимаются сразу несколько шаманов. Усилением сему служило ощущение, будто шаман сидит в Уловителе, словно в лодке, гребёт вёслами и, плывя, сотрясает пространство.

  5. Когда душа найдена, засасывает её в Уловитель.

  6. Даёт знак помощнику, чтобы тот поджёг кору на концах Уловителя, дабы удерживать внутри пойманную душу. Если помощника нет, то делает это сам.

  7. Возвращается в явь.

  8. Помещает один конец Уловителя на солнечное сплетение больного, а сам становится с другого конца.

  9. Ударом выбивает из Уловителя душу так, чтобы она вошла в больного.

Иногда шаман ставил Уловитель на грудь больного и «выливал» ему на грудь его душу, а затем вбивал её в его тело одним ударом.

Другое использование Уловителя — высасывать злых духов из больного. Потом шаман переправляет их в Уловителе в тот мир, откуда они пришли. Принеся духа в его мир, шаман бьёт по одному концу Уловителя, направив другой конец от себя, и тем самым выбивает духа в его мир.

Когда человек при смерти, с помощью Уловителя шаман может вытащить из него душу и переправить её в тот мир, в который человек желает попасть.

Можно всё это делать и без присутствия больного, работая только с его образом.

Могли душу отнести не только в другой мир, но и в другое тело в этом мире. Но чаще так переселялись сами. Дух, сидящий в Уловителе, управляя тонкой материей обеих голов (вырезанных на Уловителе), брал душу зубами головы, просовывая голову в тело, и точно так же клал её в другое тело — безвозмездно или же обменивая. Это могли проводить на расстоянии только очень сильные шаманы, потому чаще для сего требовалось, чтобы оба тела стояли или лежали рядом, лицом друг к другу.

Большие Уловители иногда прикрепляют к крыше дома на дымоводе (считается, что через дымовод могут вылетать души) или вырезают на стене. Обычно это делается в западной стороне дома, т. к. запад считается стороной смерти, и тут Уловитель предотвращает преждевременное покидание тел душами обитателей дома.

В качестве оберега некоторые носят кольцо с изображённым на нём Сисиютлем или Уловителем.

С той же целью носят подвески в виде Уловителя.

Хранение

Уловители Душ являются весьма ценными вещами и потому передаются внутри племени от шамана к шаману на протяжении многих поколений.

Хранить Уловитель следует в сундуке или в мешочке вместе с другими шаманскими вещами. Однако иногда его вешают на гвоздь в стене или ставят на подставку посреди помещения или возле стены, дабы он своим видом устрашал души спящих, чтобы они после сна обязательно вернулись в тело.

Разновидности

Наиболее полно знание об Уловителе сохранилось у славян. Они различали 7 его видов: Охотник, Уловитель, Хранитель, Вместилище, Биоробот, Глотатель, Выпиватель. Общее же название было «Ловце». Примеры каждого из этих видов я приведу по народам, у коих они были наиболее распространены.

1. Охотник

Его изобрели арии. Выглядел как лучевая пушка. Изготавливали наяву из особого металла, затем изготавливали в мире сновиденном, и обе вещи соединяли в одну. Полноценно использовать Охотника мог только маг, прошедший Шестые Врата Снотворения. Такая вещь жила одновременно в двух мирах, и в каждом из них — как принадлежащая двум мирам сразу.

По-славянски Охотник назывался «Кагатка» — от слова «коготь», дабы выразить воздействие луча.

Когда Кагатку направляли на кого-либо, из неё исходил конусовидный луч (с основанием в стволе Кагатки). Луч звучал пронзительно, но это воспринималось как приятный обездвиживающий и расслабляющий звук. Луч просматривал все чакры того, на кого был направлен, и находил, в какой из них пребывает душа-дыхание. Затем луч издавал резкий звук, подобный колоколу, и засасывал в себя душу-дыхание в виде пранического шара. С левой стороны Кагатки выдвигалась панель для хранения и охлаждения этих шаров, там они мгновенно пропитывались особым веществом и кристаллизировались. В другой модели не было панели, вместо неё с правой стороны Кагатки был встроен кристалл, в который и помещалась душа.

Использовался Охотник на войне и при вызовах духов.

На войне так ловили души пленных, т. е. тела никто не брал в плен, только души. После сражения противники приходили выкупать пойманные души. Душами, которые никто не выкупил, пользовались на своё усмотрение.

Когда вызвали духа, могли пленить и его душу. Если он её не выкупал в обмен на знания, то ею пользовались как бесплатным вызовом духа или подсаживали её беременной женщине, дабы дух воплотился, а когда подрастёт — расплатился с ними знаниями, да и вообще своим воплощением поднял уровень населения.

У скандинавских ванов Кагатка была уже иная. Называлась — Твайлва. Из неё исходил прямой луч в солнечное сплетение врага. Враг при этом полностью обездвиживался. По лучу душа выдвигалась из его тела не более чем на пол-локтя, и тут с неё снималась некоторая часть жизни или в неё внедрялась программа (например: «Побратаемся и уходи»). Затем Твайлву выключали, а врага отпускали. Некоторое время он стоял обездвиженный, а затем шёл выполнять встроенную программу. Хотя у многих она по дороге переставала действовать, и они приходили в себя.

У атлантов была Каватха — лучевая пушка, похожая на Кагатку. Чёрная цветом, из чего-то вроде дерева. На одном конце дуло, а на другом шарик, коий оттягивали на себя, и душа засасывалась, а затем отпускали — и душа выстреливалась. При попадании такой выстрел создавал подселение. Если же не стрелять, а только собирать души, то со стороны шарика надевался мешок из особой материи («хранилище душ»), или же мешочек был на поясе у воина.

Воспоминанием об этих пушках является изготовление Уловителей огромного размера, которые редко делают из надлежащих материалов, а чаще из стекла, льда и пластика. Да и делают только для того, чтобы ими любоваться.

2. Уловитель

Шам Эя Цикон писал в книге «Некротика»:

Уловитель Душ — это сручье предназначено для заключения в себе чужого ведо-силового образования, именуемого Душой. Уловитель вырезается из осины и обликом похож на двуглавого крокодила.

В этой же книге описывается обряд, в котором помощник мага запирает в Уловитель душу человека, над коим проводится обряд, дабы оный не умер. По окончании обряда помощник выпускает душу обратно.

В действительности Уловитель с головами крокодила делали в основном только в Африке. Славяне предпочитали Уловители с головами псов Тахо, а позднее — волков.

Но славяне под словом «Уловитель» подразумевали сразу две вещи: Уловитель-дуд и Уловитель-скраб. Уловитель-дуд — это дудка, а Уловитель-скраб — это такой же Уловитель, как у индейцев, только внутри он не как трубка, не полый. «Скраб» — от слова «скрести», потому что им махали, «скребли воздух».

И то, и другое изготавливали из осины, дуба или из кланового дерева того, кто использует, и соединяли с архетипом Уловителя. Затем в него сажали духа или искусственно созданную магом сущность. При этом как дух предпочиталось клановое животное мага, с головами коего и сделан Скраб.

Славяне с помощью Дуда оживляли мёртвых и лечили больных. Если человек умер во сне, погиб от полученной раны, впал в обмирание или просто заболел, то Дудом призывали его душу-дыхание (а при простой болезни — одну из других душ) и возвращали её в тело.

Выглядел Дуд как две дудочки, где конец одной соединён с задом другой, причём одна из них узкая, а вторая пошире.

Ещё делали Дуд из кости медведя или из рога оленя. Костяной применялся для призыва души из мира мёртвых и для отправки туда души живого. Выглядел, как простая прямая дудочка, иногда слегка выгнутая вверх (как правило, если из рога).

Чтобы очистить пространство до и после обряда, волхв махал вокруг Скрабом на цепочке (держа оную в правой руке, а если в правой был посох, то в левой), а помощник волхва напускал дым мехами. При этом волхв пел:

А Волх-то Всеславич — великий колдун!

эй!

да яЭй да яЯ!

А Волх-то Всеславич те жизнь подарил!

эй!

да яЭй да яЯ!

Амо!..

Амо!..

Амо!..

Амо!..

При пении воображал толстую чёрную змею с головами на обоих концах и с выступающими вверх глазами. Ноздрями она извергала огонь, очищая пространство, левой главою глотала всё нечистое, перерабатывала, а правою главою изрыгала чистое.

Саамы унаследовали от славян только Уловитель-скраб. Как и славяне, они не обозначали на нём духа-помощника либо вырезали его образ не слишком заметно.

Для изготовления шаман в сопровождении помощников шёл к морю в поисках подходящей древесины. Находил и на некоторое время прикапывал. После чего на этом месте с плясками и с распеваниями проводили обряд для создания нужной обстановки, для привлечения определённых Сил. Потом доставали из земли заготовленную древесину, и шаман под однозвучный тамтам занимался изготовлением. Затем с гудьбой и плясками проводился обряд для зарядки Скраба.

При изготовлении из кости изготавливался в полном одиночестве, в спокойном ровном состоянии.

Шаман, беря в руки Скраб, входил в состояние полной безопасности, уверенности. Он либо махал им перед собой, дабы отогнать ненужных духов, либо приходил в место, где докучал зловредный дух, там махал им перед собой и оставлял на некоторое время. Дух ощущал тягу ко Скрабу, не мог его оттолкнуть, у него начиналось смирение и частичное обездвиживание, он ощущал мягкую силу, постепенно убеждающую сдаться. Сильное действие оказывалась на вишуддху как шамана, так и духа (кстати, эскимосы считают местопребыванием души шейный позвонок).

У африканцев Скраб назывался «Атх Уд» и использовался строго только магами. Предназначение — защита от вредных духов. Но Ахт Уд защищает не только от них, он распугивает все духовные сущности, за исключением духов Стихий. Если такую вещь тайно поместить в жилом доме, то жить счастливо там не будет никто, а вот если поместить в жилище мага, то для него это будет весьма удобно, но — только если он умеет обращаться с Ахт Уд.

Ахт Уд также существует и в виде знака: изображается скрещёнными руками, держащими два невидимых шара; руки скрещиваются на уровне груди и соединяются запястьями, ладони разворачиваются в противоположные стороны.

Иногда Скраб использовали для удара. Для сего брали его в руки или напряжённо смотрели на него (проникая в него взглядом) и накачивали его силой. Ощущения были, как от надувания шарика; это как накачивать воду в стальной бак под давлением, и шарик оказывается сдержан со всех сторон сталью. Заливали силу и удерживали. Затем накопленной массой силы пробовали что-нибудь сделать, например — нанести удар по точке сборки врага, а чаще — его образа.

Некоторые использовали для осознанного выхода в Кемар. Для сего накачивали Скраб силой, потом мысленно входили в него и дожидались, пока оттуда вынесет в Кемар, или просто входили и засыпали, наблюдая, что будет.

3. Хранитель

Хакасы считают, что шаман, кроме основных душ, которые есть у каждого, обладает ещё одной душой, именуемой «Мыгыра», которая есть только у него. Шаман получает её от своего владыки при первом посещении столицы шаманов «Хам ордазы». Говорят, что Мыгыра прячется внутри своего родового дерева, и если другой шаман найдёт её и проглотит, то неминуема смерть хозяина Мыгыри.

Однако другие народы считают, что такая душа есть у каждого.

Например, у селькупов существует представление о душе Кувтэргэ, которая покидает тело ещё при жизни человека и обитает отдельно от него в изображении-двойнике, называемом «Кувалоз». Обитая вне тела, она играет значимую роль в жизнедеятельности человека, помогая хозяину в охоте, рыбалке и т. п. Материальные носители этой души хранились и оберегались в родовых культовых местах. Также существовали подобные хранители душ умерших предков, которые оберегали своих потомков.

Орочи называли эту душу «Эггэ» (или «Эггэн») и говорили, что она живёт вне тела и воплощается в предмете. Найти эггэ — значит получить власть над жизнью её обладателя. Поэтому болезнь понимается как кража эггэ злыми духами. Жизнь человека полностью зависит от сохранности эггэ, ибо её гибель приносит немедленную смерть тела.

Дабы избежать смерти, эггэ хранили в каком-нибудь предмете, спрятанном в надёжном месте. Вспомни русские народные сказки, там смерть Кощея Бессмертного тоже хранится в предмете, оберегаемом в потаённом месте. Таковой предмет — это и есть Хранитель.

У диких народов чаще всего это была пуповина младенца, в которую сажали часть его души и закапывали. У более развитых народов Хранителем делали природные вещи, затем освящали их и сажали в них духа, дабы он охранял саму вещь и душу, когда она туда помещена.

У арийских чёрных магов Хранитель назывался «Ръланек» (в позднем арийском наречии — «Рлан» или «Рланг»). От них он попал к ассирийцам, а затем к некоторым общинам в Риме. Ръланек есть прибор, в который маг помещает свою душу во время некоторых обрядов, — особенно тех, что связаны с проникновением в область Запредельного. Чтобы изготовить Ръланек, необходимо найти пустую раковину или небольшой кусок дерева, выброшенный на берег моря (или озера с солёной водой). В 20-й день лунного месяца найденную вещь нужно зарыть в землю не далее чем в десяти шагах от границы прилива. Ровно через 9 дней место, где она зарыта, очерчивают двойной окружностью с соответствующими знаками:

К югу от неё устанавливают факел из пропитанных смолой погребальных пелён и освящают изделие сиими словами:

Клу Суа Аса Нмриг Аум Эгу Акаман

Тенер Су Роа Агратазиа Скапамут Хот Лео

После этого Ръланек выкапывают и хранят внутри колодца, подвесив его в двух локтях от воды.

Однако слова освящения здесь приведены не подлинные. Подлинные нигде не записаны, ибо они отрицательно влияют на живое.

Саамы делали Хранитель в виде Уловителя с одной головой.

Использовали, чтобы не выйти в Кемар, но, тем не менее, заснуть и пребывать в осознании. Для сего мысленно входили в Хранитель и просили обитающего там духа не выпускать себя оттуда всю ночь, но позволить сидеть рядом с ним и смотреть на своё тело.

В качестве духа-помощника для сего весьма подходила сова, т. к. она суть знак ночи и ведогонца.

4. Вместилище

Папюс во втором томе книги «Прикладная магия» написал:

В рот умершему человеку положить золотое кольцо, на котором выгравировано число 35. Через три дня душа должна перейти в это кольцо.

Это отголосок использования вещей, в которые различными способами запирают души. Здесь для этого используется золотое кольцо, но чаще всего используют камень (чуринга). Есть и Вместилища-кристаллы, один из способов изготовления коих — убить кого-нибудь ударом кристалла в солнечное сплетение и оттуда засосать душу в кристалл.

Однако, хотя такие вещи и называют «Уловитель Души», от Уловителя Душ они отличаются тем, что заперший душу сам не выпускает её оттуда, ибо не для этого запирал. Этим же они отличаются от Хранителей.

В Африке такие вещи имеют разные названия, но самые распространённые — это «Тслеши» и «Ош-тонга». Выглядит Вместилище, как сосуд с пробкой. Бывает и стеклянным. Применяется для порабощения духов, которые могут вызвать дождь и т. п. Другое применение — забрать душу у человека, дабы колдун мог перемещаться в его тело или управлять ею на расстоянии. Делали там и Уловители: его изготавливал один человек, а использовал для заклинания неупокоенных душ и для ловли душ умирающих колдунов.

В Китае эта вещь называлась так же, как в Индии и Тибете, хотя выговаривалось название иначе — «Тхо-Санко». Видом китайское Вместилище было как Хранитель — большая конусовидная ракушка. Обрядом в неё помещали душу предка (можно и при его умирании) или духа. Затычек не было, — «Дух не вырвется, ибо заклят».

Широкий конец Вместилища олицетворял мир духов и воображался вошедшим в него, а малый конец олицетворял мир людей и ощущался вошедшим в мозг через ухо. Посередине во Вместилище сидел «связной» дух, который передавал сообщения из мира духов и обеспечивал безопасность при этом. Готовое Вместилище подносили малым концом к левому уху, взывали к запертому там духу и слушали.

Этим занимались колдуны и ранние даосы. Позднее даосы назвали Вместилище «Слуховая трубка мира духов» и «Слуховая трубка мира предков». Говорили, что «только знатный колдун может владеть ею, почитаемая это вещь».

Давая послушать её, лечили глухих. А кто не выздоравливал — бывало, что ещё долго потом слышал духов.

Позднее даосы заменили это на упражнение «Ухо мира духов»: «Сядь. Ощути возле левого уха материю мира духов, стену их мира. Слушай, как она колеблется, и как колеблется то, что за ней. Затем пускай она воронкой расступается, и в эту воронку засунь своё ухо (при этом можно наклонить голову в сторону воронки). Теперь слушай. Знакомься и спрашивай. Призывай и вопрошай».

Некоторые делали это и с обоими ушами одновременно. То же самое делали и с глазами (сначала — с левым), и с другими частями тела. Засыпая, некоторые погружали всё своё тело в мир духов, сновидеть было легче. С опытом уже не погружали постепенно, а ощущали, будто тело со всех сторон обступил мир духов, его стены, и в эти стены медленно входили.

Самое частое использование Вместилища — это оживление кумиров. Изготавливали кумир, изображавший какого-либо бога или духа, а затем в него запирали этого самого бога или духа или же его слугу. Некоторые жрецы не держали там духов, а выходили из тела, сами входили в кумира и пророчествовали от имени бога.

5. Биоробот

Биоробот — это когда, при перенесении пойманной души во Вместилище, данное Вместилище оживает. Для оживления используются особые обряды.

Много подобных обрядов описано в старинных книгах по Магии Смерти. Подробнее см. в 3-й части моей книги «Учебник творца-поработителя».

6. Глотатель

Глотатель — это человек со встроенной в себя Трубкой для глотания душ.

Индусские кшатрии и абхичарики говорили: «Вредно человеку иметь в себе чужое. Но это знания, это сила».

Поэтому они в мире сновиденном или наяву из тонкой материи создавали Трубку и вживляли её себе в тело. Ловили душу тонким дыханием ноздрей и подносили её к любому месту Трубки, и она принимала душу внутрь. Духа-помощника в Трубке не было, если только ирфит, но обычно Трубка управлялась только намерением. Хотя некоторые и духа сажали.

Души своих предков туда не ловили, только чужие — людей или духов. Шарики души бегали во витеню, создавая звук, делающий воина сильнее, выносливее. Воин со встроенной Трубкой назывался «Глотатель» и мог получать от душ знания; мог выпустить, но не выпускал без цели — обычно целью был удар, причём воин говорил душе, что её пленил именно тот, на кого обращён удар. Со звуком бегания шариков можно было выходить разными телами, взлетать телом и многое другое.

На рисунке показана самая простая Трубка. Они различались количеством витков и создаваемым витками рисунком. Чем больше витков и чем сложнее рисунок, тем сильнее надо быть, чтобы выдержать создаваемую этим мощь.

Без использования Трубки могли втянуть душу через правую ладонь, а выпустить через левую.

В Тибете Уловитель назывался «Тха Сангха». Название пришло от индусов, но сам Уловитель существовал у тибетцев ещё в ветви бон, просто не имел названия.

Выглядел, как белая витая трубка с двумя концами: от левого конца трубки вниз несколько змееподобных витков (чаще — 3), затем от последнего витка полукругом ко второму концу. Изготавливали из стекла или из горного хрусталя.

Сейчас не используется, только хранится. Оберегается, как весьма священная вещь.

Он использовался Глотателями.

Тибетские Глотатели имели в себе иную Трубку, нежели индусы.

Глотание производилось с разными целями:

  1. Колдун глотает души правой ладонью и держит в себе (гонит по витеню) до получения выкупа от их обладателей. Чтобы отправить души домой, просто выплёвывает их или медленно дудит душами в Уловитель, воображая на другом его конце их обладателя или их мир. При этом тот конец Уловителя виделся на несколько сантиметров вошедшим в тот мир или в обладателя. Оба конца были заострены сверху, словно острое ухо лисы (так сравнивали).

  2. Глотает души и затем вместе с ними за счёт их рвения выходит из тела.

  3. Глотает и растворяет в себе — уничтожает, напитывая себя.

  4. Становится рот в рот с кем-либо и извергает в него свою душу, предварительно подняв её в себе до горла. Душа другого при этом остаётся, как подселенец, поглощается или выбивается прочь. Некоторые мастера так входили в тела своих учеников, покидая при этом своё тело навсегда, но только с согласия учеников (считалось, что ученик, отдав своё тело мастеру, получит многие заслуги в будущей жизни). Иногда при этом ученик должен был убить мастера ножом в солнечное сплетение.

Ныне в Индии и Тибете всё связанное с Уловителем находится под запретом и охраняется. Очень мало известна и буддийская мандала «Ловец Душ», весьма похожая на изображение индейского Уловителя.

7. Выпиватель

Выпиватель — это человек, питающийся душами или только их силой.

В Египте были маги, именуемые «Испиватели Жизни» или просто «Выпиватели». Про Уловитель они узнали от нубийцев. Он выглядел у них, как широкая деревянная дудка. Использование проходило в два действа: «Сцеживание Жизни» и «Возжигание Жизни».

Для «Сцеживания» Выпиватель надевал что-то на губы и пел в Уловитель, играя на нём. Чьи души прилетят — ему не важно. Когда прилетали 3-5 душ, Выпиватель запирал их в невысоком широком горшке. Заклинал, чтобы не улетели, заклятием запечатывал горшок и накрывал его крышкой.

Для «Возжигания» Выпиватель открывал горшок, наклонялся над ним, закрывал глаза и блаженно вдыхал. Шарики душ при вдыхании постепенно разматывались и светящими точками входили в тонкие каналы тела Выпивателя, и он усваивал их. Когда душа размотана до ядра, Выпиватель останавливался, менял выражение лица на суровое и резко вдыхал ядро, расщепляя его. Затем переваривал души, держа свою грудь над горшком, пока настроение не сменится на слащаво-блаженное.

Не исключено, что именно от этого «вдыхания» душ пошло выражение «занюханный», ведь занюханными называют людей, кои неопрятно одеты и нелицеприятно выглядят. Собственно, когда из человека «вынюхают» одну из его душ, он будет выглядеть куда хуже.

Друиды творили то же самое, что и египтяне, только Уловитель делали из тонкой кости и во время использования ставили рядом череп.

Затем упразднили это и просто пронзительно пели («Айяу-наэй!..» — начало песни), чуть ли не плача, собирая души в ладони. Ладони держали лодочкой чуть ниже точки воли. Разбивали их и поглощали щупальцами намерения в точку воли. Для искрошения брали 3-5 душ.

Свою душу на хранение посылали в дерево (подбегали к дереву и резко толкали душу в него, охватывая при этом дерево, но не касаясь его ничем, кроме груди), причём не обязательно в своё дерево-союзник, а в любое, т. к. при случае могли потребовать её у Повелителя Деревьев.

У атлантов был «Посох, забирающий жизнь». Он выглядел, как прямая синяя палка, вся в узорах. Во времена упадка его переделали примерно в такую палку, как на рисунке ниже, только чёрную, и, кроме обычного назначения, использовали для смещения точки сборки других людей.

Синий же посох подносили вершиной под углом к макушке врага (его лично или его образа). Из вершины посоха шёл луч в сушумну врага. По лучу уходила душа — либо в другой мир (куда отправят), либо в другого человека. Либо принимали в себя и подавляли своей волей.

Делали и «Напиток измельчённых душ», от коего пошли способы вроде используемых Выпивателями.

У христиан есть понятие «Уловитель душ», но значение у него совершенно иное: «Диавол, уловлятель или уловитель душ человеческих. Уловщик, один из рыбаков, из пайщиков при улове» (словарь Даля). Уловителем душ они называют некого созданного их представлениями духа, который совращает людей с пути истинного. Не исключено, что это понятие изначально несло в себе оттенок страха перед могуществом Выпивателей.