Кысь (А. Н.)
Новодевичье кладбище,
г. Санкт-Петербург
Место расположения:
Адрес: г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 100.
От станции метро Московские ворота около 15 минут пешком по Московскому проспекту до Новодевичьего монастыря. Проход к кладбищу (через территорию монастыря) расположен прямо за восстановленной Казанской церковью.
Также данное кладбище называют «Склепы» или «Врубель».
Статус: Закрыто в 1934 г. В настоящее время ведётся реставрация и благоустройство территории. Производятся захоронения (в основном, праха после кремации).
Основано в 1848 году (по некоторым источникам, раньше, ещё в XVIII столетии), одновременно с началом строительства Воскресенского монастыря (автор проекта — архитектор Н. Е. Ефимов — впоследствии похоронен на этом кладбище). Через несколько лет Воскресенский монастырь был переименован в Новодевичий — после прибытия в него монахинь и новой игуменьи (Ельпидифоры (Кропотовой)) из Новодевичьего монастыря г. Москвы; кладбище, соответственно, получило то же название.
Казанская церковь
Это кладбище в XIX — нач. XX вв. было одним из самых привилегированных в Санкт-Петербурге (место на нём стоило от 50 до 500 рублей по расценкам 1889-1918 гг., бесплатных захоронений не имелось). Здесь хоронили видных государственных деятелей, представителей высших сословий, поэтов, художников, артистов, учёных. Новодевичье кладбище было одним из самых богатых и благоустроенных кладбищ города, уступая, пожалуй, только некрополям Александро-Невской лавры. С 1849 по 1887 гг. здесь было погребено всего 3447 человек. Число похороненных с 1887 по 1934 — примерно 22 тысячи человек.
На Новодевичьем захоронены герои Отечественной войны 1812 года, Крымской кампании 1854-55 гг., Русско-турецкой войны 1877-78 гг., Русско-японской войны 1904-05 гг. и др.
Естественно, что после революции многие захоронения подверглись разграблению, а также остались бесхозными (потомки были арестованы, сосланы, расстреляны либо бежали из страны).
В апреле 1922 г. смотритель кладбища писал в Московско-Нарвский райсовет: «Указать точно все склепы и часовни на кладбище не могу, в книгах они не отмечались, за 1917-1919 гг. большинство часовен было разграблено, все ценности — ковры, занавески, серебряные венки и другие украшения — украдены».
Разграбление продолжалось несколько десятилетий. Вывозили плитку, мрамор, статуи, надгробия.
Новодевичье кладбище: центральная аллея
Новодевичье кладбище: центральная аллея
Ильинская, Скорбященская и Казанская церкви, находившиеся на территории и рядом с кладбищем, были полностью разобраны. Захоронения монахинь остались в большинстве своём нетронутыми (в том числе и почитаемая до сих пор могила блаженной Дарьюшки (Исидоры), жившей в XIX в.).
В 30-х годах, при благоустройстве лаврских некрополей с Новодевичьего кладбища была перенесена часть захоронений XIX столетия (например, останки художника А. А. Иванова, композитора Римского-Корсакова и сестры Пушкина, О. С. Павлищевой), предполагалось перенести также захоронения М. А. Врубеля, Н. А. Некрасова и др., но этого так и не было сделано. Не был реализован и проект по превращению Новодевичьего кладбища в парк (эта учесть постигла в советское время многие кладбища, не только в Санкт-Петербурге).
Новодевичье кладбище: разграбленный склеп
В конце 1960-х годов возникла новая идея: создание на территории кладбища музейного заповедника. Началось массовое уничтожение надгробных памятников. В архиве Государственного музея истории Санкт-Петербурга имеются сведения о легальном разграблении некрополя, проведённом Управлением предприятий коммунально-бытового обслуживания и администраций кладбища. Только в течение 1969 года было уничтожено около 400 надгробий. Основанием послужило решение Ленгорисполкома №793 от 16 сентября 1968 г.: «…ликвидировать на Новодевичьем кладбище могилы, которые не содержатся родственниками, и убрать надмогильные сооружения, не представляющие художественной и историчной ценности». Его исполнение было приостановлено в связи с протестами общественности. Но отдельные факты хищений продолжались вплоть до настоящего времени.
Новодевичье кладбище: центральная аллея
Новодевичье кладбище: центральная аллея, склеп в готическом стиле
Мы были несколько удивлены состоянием самого кладбища, так как ожидали увидеть действительно заброшенный погост (по крайней мере, такого можно было ожидать, читая информацию в различных источниках). Вероятно, так обстояло дело ещё несколько лет назад. В настоящее время погост крайне ухожен: скошена трава, убран мусор, восстановлена и отреставрирована часть памятников. В целом, состояние кладбища можно назвать «образцово-показательным».
Интерес на данном кладбище представляют, в основном, архитектурные сооружения (осенью они смотрятся особенно захватывающе, жаль, не было с нами профессионального фотографа). В остальном, погост совершенно не выдающийся. Впрочем, очень приятно прогуляться по кладбищу, как по парку.
Новодевичье кладбище: склеп с греческим орнаментом
Новодевичье кладбище: надгробие в виде двери в мир мёртвых
Новодевичье кладбище: скорбящий ангел
Новодевичье кладбище: надгробие
Один из склепов Новодевичьего кладбища
Барельеф в одном из склепов Новодевичьего кладбища
Имеются и разрушенные древние памятники, но их постепенно убирают или (редко) реставрируют.
Разрушенный памятник XIX века на Новодевичьем
Разрушенные памятники Новодевичьего
Один из разрушенных памятников Новодевичьего
Часть надгробных плит смещена с могил:
Новодевичье кладбище: смещённые с могил плиты
Лишь на самых окраинах, со стороны Черниговской улицы, можно видеть следы пребывания маргинального контингента (перелезающего через забор, чтобы тихо-мирно распить пузырёк-другой).
Ближе к этим окраинам преобладают захоронения начала XX века. Многие из них уже разрушены, принадлежность большого количества сохранившихся сложно установить.
Захоронения первой половины ХХ века на Новодевичьем
Захоронение первой половины ХХ века на Новодевичьем
Есть и более современные захоронения в этой части, но они, в основном, сделаны как дозахоронения к родственникам.
Новодевичье кладбище: дозахоронения
Новодевичье кладбище: дозахоронения
Тем не менее, на Новодевичьем ведутся захоронения и на новые участки. В основном, это захоронения урн с прахом.
Новодевичье кладбище: участки под захоронение урн с прахом
Новодевичье кладбище: участки под захоронение урн с прахом
Новодевичье кладбище: участки под захоронение урн с прахом
и расчищенный участок
Расчищаются новые участки под захоронения на месте старых:
Новодевичье кладбище: расчищенный под новые захоронения участок
Новодевичье кладбище: расчистка участков под новые захоронения
Есть возможность и проведения захоронения тел в землю (участок вдоль забора со стороны монастыря):
Новодевичье кладбище: участок новых захоронений
Новодевичье кладбище: новые захоронения
Новодевичье кладбище: спешите, пока есть свободные места
(услуга явно не дешёвая)
Имеются заранее подготовленные места для таких захоронений:
Новодевичье кладбище: места для захоронений
(наконец-то и до нашей страны докатилась цивилизация
и появилась возможность захоронения в склеп)
Новодевичье кладбище: новый склеп, вид изнутри
(выглядит достаточно неплохо, впрочем, предлагаемые аналоги
на кладбищах того же Кишинёва более благоустроены и просторны)
Но стоит вернуться к старым надгробиям. Они, в отличие от новых, действительно, произведения искусства. И, как произведения искусства, некоторые из них подписаны авторами (ранее не встречала такого количества подписанных надгробий в одном месте, автограф мастера — редкость)
Старые склепы: автограф мастера
Автограф мастера на могильной плите
Автограф мастера на надгробии генеральши Вершининой
Здесь же, среди старинных надгробий, обитает собственная легенда Новодевичьего кладбища:
Статуя Иисуса над захоронением Вершининой
Новодевичье кладбище: захоронение Вершининой
Сюда ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей, некоторые приезжают из других городов.
Захоронение принадлежит ничем при жизни особо не прославившейся жене генерала Алексея Львовича Вершишина (1857-1922 гг.) — Вершининой (в девичестве Карповой) Анне Акимовне (1858-1914 гг.).
История, связанная с этим захоронением примерно следующая (как всегда, возможны вариации):
Молодая двадцатилетняя генеральша была больна чахоткой. Осознавая скорую смерть, она сильно сокрушалась об отсутствии детей. Говорила: «зачем я родилась, если обо мне никто и не вспомнит». Её муж, разумеется, обожавший молодую супругу (по легенде, он был намного старше), обещал, что её будут помнить всегда. После её смерти он установил такой шикарный памятник, который выделялся из всех и к которому приходили люди.
Другая версия, не сильно, впрочем, отличающейся от первой, дополнена ещё одним чудом:
Умирающей и сокрушавшейся о бесполезности своей короткой жизни генеральше во сне явился Спаситель, который посоветовал купить заранее место на кладбище и установить там Его изображение. Тогда каждый прохожий непременно помолится на этом месте. Причём, кто из супругов отойдёт первым, тот и должен был упокоиться здесь. Генерал купил место и установил статую, а потом похоронил здесь свою умершую жену. Сам же генерал умер в эмиграции. Так исполнилось пророчество о том, что под статуей будет погребён лишь один из супругов.
Тем не менее, версия о «молодой, бездетной генеральше» действительности не соответствует. Анна Акимовна умерла в возрасте 56 лет, 16 июля 1914 года в Ессентуках. Причина смерти не известна, но представляется весьма сомнительным, что на этом курорте она лечилась от чахотки. 25 июля 1914 года гроб с телом покойной прибыл на Николаевский вокзал Петербурга. В тот же день в Новодевичьем монастыре состоялось отпевание и погребение. У покойной осталось двое детей: дочь Зинаида (род. в 1881 году) и сын Алексей (род. в 1884-м). Судя по размерам могилы, она мыслилась как семейная усыпальница, но революция изменила планы Вершининых. Алексей Львович скончался 9 апреля 1922 года в Софии от крупозного воспаления лёгких и был похоронен на русском участке Софийского городского кладбища.
Неверно утверждение о том, что статуя Спасителя была поставлена на кладбище заранее. Её установили лишь в 1915 году. Её автором является итальянский скульптор Пётр Осипович Кюфферле.
Но паломников это не останавливает. Статую считают чудотворной независимо от фактов, а то и вопреки им. Ставят свечи, обращаются с просьбами, кладут мелкие подношения.
Мелкие подношения на могиле генеральши
Перед нами классический пример народной религиозности начала советского периода. Аналогичный случай имеется в истории совершенно различных кладбищ, например, Введенского кладбища г. Москвы, где тех же почестей удостоилась скульптура другого итальянца — Романелли (однако там поклонение статуе было пресечено властями, статуя демонтирована).
Почитатели статуи с удовольствием консультируют непросвещённых туристов, пересказывая сложившийся ритуал по достижению чуда:
Необходимо три раза обойти захоронение по часовой стрелке, читая молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…», после чего поцеловать правую руку статуи и высказать свою просьбу. Она обязательно исполнится.
Рассказывают, что «однажды, лет десять назад, в январе, в день памяти об избиении младенцев, с руки статуи закапала кровь. Это означало не только то, что Христос принимает на себя этот грех, но и свидетельствовало о том, что большой грех висит над Россией» Вот только не спрашивайте меня о связи этих событий, я, как говорится, «за что купила, за то и продаю». Текст «Молебна о России» вывешен рядом с захоронением.
Ещё одна легенда говорит о том, что «в 20-е годы, когда происходило разграбление кладбища, некий рабочий начал пилить статую, чтобы отделить её от постамента (ранее у этой статуи были ноги). В тот же день его сбил трамвай и отрезал ему обе ноги». Эту легенду также пересказывают на все лады, но, в целом, содержание разнится не сильно. На самом деле, как ни удивительно, статуя пережила и разграбления начала XX века, и даже бомбёжки Великой Отечественной. Пережила статуя и решение №793, тогда захоронение было ухоженным, и покуситься на него не решились. Только в 1980 году несколько неизвестных при помощи троса выломали статую из основания. Сомнительно, что это было попыткой сдать фигуру на переплавку (почитатели статуи просто растерзали бы смельчаков), скорее простым актом богоборчества (вот только со стороны «воинствующих атеистов», время которых к 80 году уже как-то прошло, или каких-либо верующих, возмущённых поклонением бронзовому идолу — не совсем понятно). Никаких «отпиленных ног» и вовсе не было, они просто оказались закатанными в бетон при её повторной установке на прежнее место (видимо, с целью существенно осложнить работу новым вандалам). А к статуе после этого происшествия потекли уже толпы, ведомые народной молвой.
Дорогу к этому захоронению найти несложно, к тому же, оно находится рядом с центральной аллеей (слева от неё). Перед памятником расчищена площадка (интересно, какому захоронению не повезло оказаться на этом месте?), благоустроена, выложена тротуарной плиткой, имеется даже лавочка. Очевидно, «паломничество за чудесами» всячески поощряется руководством обители. Перед статуей проводятся молебны… что выглядит как-то немного странно… но зато очевидно приносит определённую копеечку в доход. Чудеса всегда выгодны, если бы их не существовало, их следовало бы придумать…
Имеется на Новодевичьем кладбище и захоронение-дублёр, правда, с менее шикарным надгробием. Это захоронение располагается справа от центральной аллеи, найти его несколько сложнее (в вечернее время можно ориентироваться на горящую рядом с могилой лампадку).
Новодевичье кладбище: захоронение Е. И. Паниной
Это могила Елизаветы Иосифовны Паниной (1877-19(2?)8 гг.). Вероятнее всего, оно удостоилось внимание в связи с барельефом на памятнике. Памятник явно использован вторично и относится к XIX веку (странно было бы увидеть лучезарную дельту на захоронении советского периода, особенно в самый разгар эпохи воинствующего атеизма).
Новодевичье кладбище: лучезарная дельта над советским захоронением
Площадь перед этим захоронением пока не расчистили, но специальный ящик и лампадку уже установили. Мало ли что может случиться с основным чудом…, подстраховаться не грех… а предусмотрительность.
07.10.2013
Другие статьи из Апокрифа:
- Эннеаграмма
- Гомеровский гимн Деметре
- Интервью Вермиса (Элиаса) Отиса, Архиепископа Калининградского Русского Пастафарианской Церкви Московского…
- Патруль кабскаутов
- Преображенское (Еврейское) кладбище, Санкт-Петербург
- Ритуал открытия портала для Великих Древних
- Пробуждение Р’льеха, призывание старого бога Ктулху
- Врата Грёз Ктулху: ритуал для вызова телепатических грёз
- Тот, кто прячется публично
- Историзм Культа Альяха