Таблицы соответствий в магической и мистической практике

Таблицы соответствий

в магической и мистической практике

Fr. Nyarlathotep Otis, 23.11.20131

Fr. Nyarlathotep Otis: Тема сегодняшней лекции — «Таблицы соответствий в мистической и магической практике». Сначала — самое-самое введение в качестве примеров — те таблицы соответствий, которые вы, наверняка, все хорошо знаете. Если вы читаете любой популярный гороскоп (разве что не на уровне газет), то знаете, что там расписан камень знака Зодиака, металл, растение, животное, часть тела и т. д. В общих чертах — есть какой-то символический алфавит (в данном случае — знаки Зодиака), и каждому элементу этого магического алфавита ставятся в соответствие, теоретически, любые объекты любого множества.

Ещё в качестве некоторых примеров. Взял с собой Liber 777 Алистера Кроули, потому что в ней — один из первых источников, где авторы попытались соотнести сразу несколько систем:

За основу здесь, как видно из названия — «Каббала Алистера Кроули», — взята каббалистическая система, т. е. 22 буквы еврейского алфавита и 10 сфирот (11, если брать Даат). Большинство авторов, которые работают с таблицами соответствий, так или иначе, выходят на эту каббалистическую модель, потому что в этот список входят и знаки Зодиака, и стихии (элементы), и 7 планет, и много чего ещё. Но, хотя большинство таблиц соответствий связано с этим, это — не единственная традиция, где присутствуют подобные таблицы. В принципе, они имеются в большинстве традиций, просто где-то проработаны больше, где-то меньше. Если мы берём 64 гексаграммы И Цзин, то там будет своя проработка: каждая гексаграмма соответствует какому-то явлению природы, какой-то части тела, если брать что-то современное — триплетам ДНК, которых тоже 64, и они могут быть достаточно однозначно соотнесены. Если брать индийскую традицию, то на этот счёт знаю плохо, но в шактизме есть тиртха — это места поклонения Шакти (количество в разных источниках указывается разное). На карте Индии — даже не реальной Индии, а полумифической, — есть определённое количество локаций/точек, в которых, по легендам, находится такая-то часть тела Шакти, и с этим списком мест связаны какие-то явления природы, растения, животные, камни и т. д.

Поскольку во многих традициях это имеется, то возникает главный вопрос — а на фига это вообще нужно? Допустим, сопоставил я буквы еврейского алфавита со скандинавскими богами. Вроде, совершенно разные традиции, но кто был на прошлой лекции («Пути индивидуации в разных традициях»), кто читал или слушал её, тот вспомнит, что там обсуждался момент, что все мы с двумя руками, с двумя ногами, т. е. внешне все люди похожи, независимо от места проживания. Отсюда можно предположить, что какие-то элементы нашего внутреннего ландшафта тоже совпадают. Если мы видим какое-то животное, то у нас может возникнуть какой-то определённый список, но не какой-то другой список ассоциаций. Мы можем сказать «драная кошка», «грациозная кошка», но «преданная, как кошка» мы не скажем. Мы вполне можем представить кошку, верную своему хозяину, но всё же с кошкой у нас будет ассоциироваться один список явлений и не будет — другой.

Дальше, допустим, возьмём цвета. По ним тоже очень часто проходит тема соответствий, даже в академической психологии разрабатывается соответствие цвета и ассоциативного ряда к нему. Если мы берём синий и красный, то ассоциации где-то, может, и будут пересекаться, но у большинства людей список ассоциаций с красным цветом будет совсем другим, нежели список для синего цвета. Если брать четыре стихии (земля, вода, огонь и воздух), то какой стихии будет соответствовать красный цвет? Тут расхождений, думаю, не будет. Можно притянуть любую стихию к этому цвету, но первая ассоциация всегда: красный цвет — огонь, где-то между синим и зелёным — вода. Какие-то дополнительные ассоциации у этих цветов могут быть с воздухом (через голубое небо), но, в любом случае, не с огнём.

Дальше возьмём планеты. Берём Венеру и Марс. Мы можем не знать, именем каких божеств названы Венера и Марс, но просто видим, что Марс — красная планета, а Венера имеет зеленоватый оттенок. Зелёный с чем ассоциируется? С природой; соответственно в этом ассоциативном ряде есть и плодородие. Если красный цвет, то сразу представляем огонь и кровь. Это два самых очевидных природных соответствия. Понятно, что, глядя на красную планету, древние люди думали: «Раз планета красная, то она связана с этим, и назовём мы её именем нашего бога войны». Не Марса, конечно. Это — ещё ассирийско-шумерские времена. Так же и с зелёным цветом, и со всеми остальными. т. е. какие-то базовые соответствия в нас уже заложены, исходя, во-первых, из нашего внутреннего ландшафта (на прошлом занятии о ступенях восхождения это обсуждалось), а во-вторых, из природных явлений, которые для всех нас очевидны.

К чему я сейчас клоню. Если мы окружаем себя символами, связанными, скажем, с самой очевидной противоположностью — Марс и Венера… Если мы окружаем себя оружием, красным цветом, изображением всяких агрессивных и злобных божков, образами хищных животных и т. д., то у нас будет совсем другой психологический настрой, чем в случае, если мы окружим себя голубовато-зеленоватыми тонами (может быть, розовыми — это уже по личному предпочтению), цветочками, бабочками, птичками и т. д. Соответственно, если мы посидим три дня в одной комнате и три дня в другой, наше настроение будет совсем разным.

Поэтому первое, что мы видим в практическом использовании таблиц соответствий, — какими именно символами окружить себя для погружения в то или иное состояние. Понятно, что состояний больше, чем два (Марс-Венера). Оттенков состояний — огромное количество, и разные традиции пытаются это огромное количество классифицировать каким-то своим способом. 32 основных символа в каббалистической традиции (на самом деле не 32, но 32 — это самое основное), 64 в китайской традиции… Вот тут, кстати, сразу обращаем внимание: что интересного между числами 32 и 64? Понятно, что 64 — это удвоенное 32. И здесь мы уже натыкаемся на такой момент: а во что это всё упирается изначально? Откуда это берётся? На этот счёт можно строить разные версии. Есть так называемые примордиалисты, которые считают, что была какая-то исходная Традиция, от которой пошли разные ответвления, искажения, изменения и т. д. Где-то сохранилось 32, где-то то ли умножилось до 64, то ли, наоборот, 64 было изначально, а потом что-то утратилось, ну и т. д.

Я стараюсь подходить к этому проще, как биолог. И… что у нас получается. У нас (не только у людей, но у большинства животных) есть перед/зад и, соответственно, право/лево:

Поэтому мы говорим именно о четырёх сторонах света. Хотя будь мы морскими звёздами, мы, наверное, называли бы пять сторон. Но мы — двусторонне-симметричные животные, причём перемещающиеся в горизонтальной плоскости. Будь мы летающими существами, нам, скорее всего, понадобилось бы шесть сторон, а так у нас их оказывается четыре, и, соответственно, мы говорим о четырёх стихиях. Физики скажут, что, на самом деле физических состояний несколько больше, но основное всё же мы можем видеть своими глазами, и этого основного — четыре: твёрдое, жидкое, газообразное и огонь. Мы не будем говорить о каком-нибудь конденсате Бозе-Эйнштейна или о чём-нибудь ещё в этом духе.

Игорь Спрейс: Три координаты пространства, плюс четвёртое — время.

Fr. Nyarlathotep Otis: Тоже четыре, хотя физики будут нас убеждать, что измерений на самом деле 10 или 11 (они сами ещё не разобрались с этим). Я недавно посмотрел фильм про эти 11 измерений, и у меня сразу возникла ассоциация, что те, кто придерживается концепции 11 — просто добавляют туда Даат. Это всё на уровне юмора, но фишка в том, что любые явления можно ассоциативно соотнести с любыми другими. Когда мы говорим о четырёх сторонах, то, с одной стороны, нам проще сократить до двух (вверх/вниз, вперёд/назад), и отсюда все эти добро и зло, хорошо и плохо и другие бинарные дихотомии; с другой стороны, у нас сразу идут все остальные степени цифры 2: 8, 16 (вспоминаем сразу геомантию), 32 (Каббала), 64 (И Цзин)

Антон Образцов: А 32-битный компьютер считается?

Fr. Nyarlathotep Otis: Да, это тоже двоичная система. Мыслить в двоичной системе, чуть расширенной до четвертичной (2+2: не Инь и Ян, а с двумя чёрточками), для нас естественно. Потому что мы — двусторонне-симметричные существа, а не птицы с шестеричной системой или не подводные животные.

Возвращаемся к теме степеней. 128 — это кипу, кто знает — индейская система узелковой письменности. О ней мало что известно, но, в общем, она как раз 128-битная. Более высокие степени традиционно не рассматриваются… Хотя нет, рассматриваются. Если мы берём енохианские (или розенкрейцерские) шахматы, то там как раз 4 доски по 64 клетки, итого 256, — опять выходим на степень двойки. Но, конечно, совсем не обязательно привязывать именно к двоичной системе, можно уложиться и в знаки Зодиака, и во что угодно ещё.

Дальше о практической стороне. Я уже говорил, что с практической точки зрения это очень важно для того, чтобы, прежде всего, окружить себя теми символами, которые связаны с идеями, на которые надо себя настроить. Сейчас я буду много говорить по Liber 777, потому что она наиболее проработанная (это не значит, что она наиболее правильная, просто она наиболее проработанная). У неё есть несколько апгрейдов, сделанных другими авторами, но отталкиваются они всё равно от этой системы.

Будем брать для сравнения по Марсу-Венере. Не буду говорить по буквам иврита, потому что в Каббале Марс и Венера есть отдельно и среди десяти, и среди среди двадцати двух. Я буду для простоты брать среди десяти. Семёрка, седьмая сфира — Нецах, сфира Венеры; пятёрка — Гебура — соответственно, Марс. Когда мы говорим о десяти сфирах, то у нас десятка — мир элементов или, грубо говоря, Земля. Следующие семь сфир связаны с планетами. Двойка — Хокма, сфера неподвижных звёзд. Единица — источник, сфера перводвигателя (Завесы Небытия не рассматриваем). Если мы берём 22 пути, то это, прежде всего, три стихии. В традиционной еврейской Каббале — три стихии. Стихия — это то, что воздействует, а земля — то, на что воздействуют, поэтому и среди планет Земля не называется: Земля — это место, где мы находимся, а семь планет — то, то на нас воздействует. То же самое и со стихиями. Дух как стихия у евреев тоже не выделялся. Итак, три стихии — это три материнские буквы, семь планет (Луна и Солнце тоже здесь, традиционно их тоже называют планетами), двенадцать знаков — итого 22. В список десяти добавляют ещё Даат, там отдельные таблицы соответствий (мы не будем сейчас заморачиваться). И добавляются ещё два так называемых «бисовых» ключа: 32bis и 31bis, — чтобы совместить эту таблицу соответствий с пятью элементами. Добавляются они для земли и для духа, но, в принципе, это — более поздние навороты, не традиционная Каббала.

Итак, нам нужно погрузить себя в состояние, связанное с Венерой. Символизм Венеры, в принципе, понятен. Понятно, что в системе Таро десять сфирот — это карты от 1 до 10, поэтому мы смотрим и медитируем на образы семёрок, если говорим о венерианской символике. Цвета делятся по так называемым шкалам, шкалам четырёх придворных арканов (если в Таро Тота, то это Король/Королева, Император/Императрица). Но надо понимать, что эти четыре шкалы связаны со стихиями, это умножение каждой сфиры на 4 стихии, т. е. их проявление в 4 каббалистических мира. Соответственно, в разных шкалах Нецах и Венера будут связаны с янтарным, изумрудным, ярким жёлто-зелёным, оливковым с золотыми вкраплениями цветом. Гамму представляете: это всё зеленовато-желтовато-оранжевая гамма, от ярко-зелёного (изумрудного) до янтарного цвета.

Список богов. Египетский пантеон — Хатхор. Индийский — пропуск, имя не обозначено. Скандинавский — Фрейя. Греческий — Афродита. Римский — Венера. Буддийская медитация — на богов (понятно, что на богов в буддийской традиции; что такое боги в буддийской традиции? — это всего лишь один из элементов Колеса Сансары). Христианский образ — мессия как бог хлебов святого причастия. Животные… С ними смешно получилось, потому что в этом издании книги написано «рысь». Почему именно это издание 777 ругают? Потому что с переводом здесь очень криво. Там латинское слово «jynx», а его перевели как «lynx», т. е. «рысь». На самом деле там — вертишейка, птица, живущая в дуплах. Растение Нецах — роза. Драгоценный камень — изумруд (снова вспоминаем нашу гамму, от оранжевого до зелёного). Магическое орудие — светильник и пояс. Ароматы — роза, красный сандал с бирюзой. Растительные снадобья — дамиана. Здесь же будут идти буквы разных алфавитов, фигуры и т. д…, но не буду всё перечислять, для начала достаточно, мы же только сравниваем.

Теперь по Марсу. Цвета — оранжевый, ярко-красный, алый, ярко-красный с чёрными вкраплениями. Гамма, как видите, другая. Оранжевый в чём-то пересекается, но сравните янтарный и просто оранжевый, янтарь и одежда дорожных рабочих. Ассоциация более агрессивная. Список богов. Египетский пантеон — Гор/Нефтида. Индийский — Вараха как аватар Вишну. Скандинавский — Тор. Греческий — Аид. Римский — Марс. Буддийская медитация — смерть. Христианский образ — Христос, пришедший судить мир. Животное — василиск. Растения — дуб, рвотный орешек, крапива. Драгоценный камень — рубин.

Юрий: А молот Тора? Не сказать же, что Тор — злобный бог.

Fr. Nyarlathotep Otis: Не злобный, а воинственный.

Юрий: А Хель?

Fr. Nyarlathotep Otis: Нет, Хель — это сатурническое.

Юрий: А Гор — он как раз более кровавый бог?

Fr. Nyarlathotep Otis: Он скорее более экспрессивный, экспансивный. Понятно, что даже образы Афродиты и Венеры тоже будут отличаться, и тем более они будут отличаться от Фрейи.

Юрий: То есть это — примерное сравнение?

Fr. Nyarlathotep Otis: Это — не прямые отождествления. Это не значит, что Гор и Тор — одно и то же.

Антон Образцов: А Афродиту и Венеру ты не хочешь сопоставить с Исидой?

Fr. Nyarlathotep Otis: Можно, но не совсем.

Антон Образцов: Каждый римский воин нёс с собой изображение Исиды, или Венеры, или Афины…

Fr. Nyarlathotep Otis: Вот. Спасибо, что подсказал один очень важный момент. С одной стороны, это не означает идентичность тех божеств, которые оказываются у нас в горизонтальной строчке. Это значит только то, что эти разные божества добавляют какие-то общие черты к тому образу, который нам нужен. Скажем, образ пятёрки, Гебуры, не будет тождественен образу Тора или Гора, но если мы представляем того и другого, то нам проще представить и тот образ, который их объединяет. С другой стороны, бывает такое, что одно и то же божество оказывается в нескольких строчках. Если мы берём, допустим, Персефону, то это, с одной стороны, — божество плодородия, а с другой стороны, она — жена Аида. Как божество плодородия мы можем разместить её рядом с Венерой, а как божество, связанное со смертью, мы можем разместить ту же самую Персефону где-то в районе Сатурна (если мы берём исключительно 10 сфирот). При этом, естественно, Персефона Сатурном не является, как не является и Венерой.

Теперь ещё один важный момент. Правильных таблиц соответствий не существует. Прежде всего, когда люди составляют таблицы, они пишут те соответствия, которые, во-первых, наиболее очевидны, а во-вторых, которые вызывают ассоциации лично у них.

Владимир: Может, тогда правильнее сказать, что все таблицы правильные?

Fr. Nyarlathotep Otis: Не совсем. Правильная таблица — это та, которую конкретный практик наиболее логично/прочувствованно может использовать. Где-то в обращении к читателям одной из своих книг Кроули говорит что-то вроде того: «Может быть, именно Вы являетесь тем из немногих людей, для которых конкретно эти соответствия совершенно не будут работать». Часто привожу такой пример: у кого-то, допустим, с Венерой будет ассоциироваться не голубь, а бегемот. И тогда конкретно у него в таблицах соответствий по Венере будет бегемот.

Антон Образцов: А по колоде карт можно?

Fr. Nyarlathotep Otis: Можно.

Антон Образцов: А вот, допустим, Персефона. Кто она у нас по колоде: черви, крести?

Fr. Nyarlathotep Otis: Персефона как прародительница жизни будет связана с мастью червей.

Антон Образцов: Т. е. она — всегда черви?

Fr. Nyarlathotep Otis: Нет, не всегда. Смотри. Если мы считаем, что божества — это некие совершенно реальные персонажи, которые действительно в историческом прошлом как-то влияли на этот мир, то у нас тогда два варианта. Либо мы предполагаем, что, допустим, у скандинавов были одни реальные божества, а у греков — другие; тогда нам нужно думать, наш образ ближе к скандинавскому или греческому. С другой стороны, мы можем считать, что были какие-то общие божества, которые у разных народов просто по-разному проявлялись. Тот, кто знал соответствия, просто учитывал их менталитет. Для кого-то она была как Фрейя, а для кого-то — как Иштар. Но ещё мы можем считать божества не реальными существами, а некими архетипическими образами. Тогда одно и то же божество в разных ипостасях будет связано с разными строчками таблиц соответствий. То есть тот образ, та ипостась, которую мы рассматриваем, мы будем соотносить с разными картами.

Антон Образцов: Почему с разными-то? Изида и есть Персефона. Это одна Белая Богиня.

Fr. Nyarlathotep Otis: Ты можешь считать, что одна есть другая. Вот у тебя такое ви́дение.

Андрей: Вот берём мы таблицу соответствий какого-то знаменитого мага. Значит, там идут у нас камни, растения и т. д. Если мы, допустим, берём ритуал, то понятно, где, когда мы какое соответствие принимаем. Где можно ещё применить эти соответствия?

Fr. Nyarlathotep Otis: Сейчас как раз хотел начать говорить про ритуальную работу, а потом — про медитативную.

Первое, что я хотел рассмотреть по использованию — это использование в ритуальной практике (прежде всего, в церемониальной). Весь процесс можно условно разделить на несколько этапов: подготовительный этап, этап от открытия храма до закрытия и постэффекты. Если у нас есть какая-то цель, для начала мы должны разобраться, с какой строчкой таблицы соответствий она связана. Сейчас, допустим, у нас Марс и Венера. Можем не пользоваться каббалистическими вещами, а использовать свою собственную таблицу. Но важно, чтобы мы выбрали строчку.

Подготовительный этап. Я бы выделил в нём два направления использования таблиц соответствий в церемониальной деятельности. Во-первых, мы окружаем себя теми символами, которые связаны. Рубин, красный цвет (если у нас Марс). Сознательно окружаем всё в нашей повседневной жизни, максимально наполняем символикой. Мы начинаем думать об этом, сознательно представлять какие-то образы, визуализировать себя. В качестве побочного эффекта у нас может наблюдаться повышение агрессии. Причём мы можем сознательно реагировать более агрессивно, а может это быть и из-за того фона, которым мы себя окружили. Это — оно направление. Второе — поиск синхронизмов. Когда мы просто идём по улице, мы в окружающем пространстве обращаем внимание на те предметы, которые вызывают у нас ассоциации с нашей тематикой работы. Что интересно, одни и те же предметы могут вызывать ассоциации практически с любой целью. Недавно я публиковал отчёт о том, когда в ходе практики я устанавливал такие ассоциативные якоря так, чтобы… Ну, вот идёшь, видишь предмет — и возникает ассоциативная цепочка для ритуала. Она может быть короткая (допустим, вижу человека в красном Марс), может быть более изощрённой (машина танк война Марс) и т. д. Но суть в том, что, когда мы настроены на тематику ритуала, через некоторое время такого подготовительного периода у нас начнут «выстреливать» практически все предметы, ещё больше настраивая нас на цель ритуала. Те же самые предметы, когда мы будем настраиваться на другой ритуал, будут вызывать совершенно другие ассоциации. Но сразу говорю такую вещь. Лично у меня полный период, когда идёшь сквозь эти якоря, и они постоянно «выстреливают», длится всего несколько дней. Потом эти якоря слишком приедаются, и ты уже не обращаешь на них внимания. Поэтому нужно какое-то время вообще не работать с якорями: или мощную работу по ним включать за несколько дней до ритуала, или сначала использовать мощную работу, потом делать перерыв, а потом возвращаться на средний уровень, т. е. отмечать только самые яркие якоря. Итак, когда мы готовимся к церемонии или вообще ритуальному процессу, у нас эти два направления — сознательное окружение и поиск вокруг.

В подготовительный период часто используется пост — не только как неупотребление чего-то, а вообще как система зароков. Т. е. мы делаем или не делаем ежедневно какой-то определённый список действий, который как-то связан с темой ритуала. Причём связь с темой ритуала не обязательно должна быть по каким-то классическим таблицам соответствий. Например, при подготовке одного значимого ритуала мы делали отказ от еды с определённого времени суток, причём независимо от того, едят ли вокруг 🙂 Тут важно то, что когда я вспоминаю о том, что есть нельзя, то я сразу вспоминаю, почему нельзя. Потому что я готовлюсь к этому ритуалу. Тут сразу вспоминается телемитский Ритуал Воли: «Для чего я желаю? — Чтобы…»

Теперь сама церемония. В разных традициях будет много различий, но суть в том, что у нас есть а) алтарное пространство, б) рабочее пространство и в) рабочий процесс.

Алтарное пространство. Понятно, что даже если алтарь оформляется по четырём сторонам света, по четырём стихиям, даже те предметы, которые связаны со стихиями, могут дополнительно усиливаться конкретно нашей символикой. К примеру, свеча — чаша с водой — курильница (как воздух) — земля/соль. Если у нас «марсианская» тематика, то свеча, к тому же, красная. Чаша тоже. Курильница с благовониями, связанными с Марсом (см. таблицы соответствий). Земля может быть краснозёмом или чем-то ещё подобным. Если ритуал на Венеру, то свеча и чаша — в соответствующих Венере цветах (зеленоватые оттенки), благовония — по таблицам, и т. д. Каждый элемент нашего обычного алтаря мы усиливаем за счёт той символики, которая нам нужна. На алтаре могут присутствовать те символы, которые тоже связаны с тематикой — допустим, в центре.

Рабочее пространство. Если у нас ритуал «марсианский», то хорошее место для него — форт: красный кирпич, место, связанное с войной, и т. д. Если ритуал — «венерианский», то хорошо подойдёт лесочек, озеро и т. п. Для Сатурна, понятно, — кладбище. Когда мы выбираем рабочую обстановку, мы уже выбираем то место, которое связано с тематикой.

Сценарий ритуала. Он тоже завязывается на этой символике. Мы обращаемся к тем божествам, которые связаны с нашей тематикой (если мы вообще обращаемся к божествам, потому что может быть обращение к стихиям или к чему-то ещё; но принцип — один и тот же). Мы используем числа, связанные с теми же самыми таблицами соответствий. Например, если мы работаем с каббалистическими таблицами, то в «марсианском» варианте у нас будет доминировать число 5 (если работаем по десяти сфирот), в «венерианском» — число 7: семь обходов вокруг алтаря или ещё что-то — не важно.

Важно учитывать также время. Дни недели — это планеты, по таблицам это всё расписано чётко: понедельник — Луна и т. д., это общепринятое. Насчёт часов вопрос сложный. Все эти часы как бы прописаны, но — важный момент, потом что на него редко когда обращают внимание! Поскольку большинство таблиц соответствий, так или иначе, связаны с Каббалой, надо знать, что евреи считают начало дня от заката. Если мы погружены в каббалистическую картину мира, то нам нужно учитывать этот момент. Если каббалистическая часть у нас является формальной стороной, то мы можем считать по нашему календарю, с полуночи (я называю разные варианты, потому что нет единственно правильного, всё зависит от нашего собственного восприятия). Если мы заморочены на педантичности, пунктуальности и т. д., то мы будем смотреть астрономическую полночь, а не административную. Если нам это не сильно принципиально, то можно считать и административную полночь. Также есть ещё несколько вариантов, которые можно учитывать при расчёте часов. Не просто механически (типа 3 часа утра), а во сколько человек понимает ту картину мира, которую использует. Если он — еврей, практикующий или глубоко погружённый в Каббалу, то считать начинает либо с захода солнца, либо когда можно увидеть три звезды средней яркости. Если мы живём в арабских странах и погружены в местную традицию, то у нас календарь будет совсем другой; если мы — в Китае или ещё где-то, то календарь — третий. Просто надо учитывать, что единственно правильных формул нет, и всё зависит от нашего мировоззрения.

Теперь по структуре ритуала. Мы можем принимать божественные формы, мы можем обращаться к божеству…

Антон Образцов: Как? Ты будешь переодеваться в образ бога?

Fr. Nyarlathotep Otis: И это тоже, но не только. Мы можем представлять себя животными, божествами и т. д. Даже сам наш тип общения с божеством будет разным. Одно дело — нежное, «венерианское»; другое — агрессивное или жёсткое, требовательное и т. п.

Итак, подготовка к ритуалу, ритуал, послеритуальный период. В последний период символическое пространство обычно усиливать не нужно, но нужно отслеживать синхронизмы. В подготовительный период важно и отслеживать синхронизмы, и создание, то в постритуальный важнее всего отслеживание (в том числе сновидения, связанные с данным образом). Не такие синхронизмы, что якорь, который ставится на всё-всё-всё, а отслеживание чего-то яркого, значимого. Вот это — самое основное. Ещё, конечно, надо бы вернуться к ведению дневника, но эта тема уже обсуждалась: всё это должно фиксироваться.

Ритуальную часть разобрали, теперь медитативная практика. На прошлом занятии, когда мы говорили о каббалистическом пути, то обговаривали, что каждый элемент Пути Змеи — это, прежде всего, аркан Таро. Соответственно, если мы используем медитации на точки Пути Змеи, то мы берём карту Таро, определённые таблицы соответствий и действуем, в принципе, тем же самым образом, что и в подготовительный период в церемониальной практике. Когда мы садимся для более-менее статической медитации, мы садимся в те условия, которые соответствуют этому образу. Мы берём перед собой или аркан Таро, или какую-то иную картинку, или визуализируем образ, который настраивает нас на это. И, что важно, мы помним, какой это этап пути. Не важно, в какой конкретно традиции идёт работа. Но даже если мы работаем с колодой Таро, мы берём нужный аркан и представляем, где он находится на нашем личном пути восхождения. Потому что это — не просто «сегодня помедитировал на это, завтра — на это». Медитативная работа — это, прежде всего, работа на индивидуацию.

Антон Образцов: А ты можешь другой пример привести? Без карт Таро.

Fr. Nyarlathotep Otis: Без карт Таро… Мы рассматривали такую вещь как Десять Быков — система картинок из дзен. Эти же десять образов можно прорабатывать, как карты Таро. Берём картинки, держим их в уме или перед собой и представляем те ассоциации, которые у нас возникают в связи с ними. Можно взять этих Десяти Быков и соотнести с десятью сфирами, если мы — эклектики (а если нет, то про таблицы соответствий можно вообще не говорить). В любом случае, если у нас идёт медитация, если используем это в мистических целях, то это — всё равно окружение себя теми образами, которые нужны, вокруг и внутри. И важно, чтобы это была именно систематическая работа, а не просто сегодня медитация на одно, завтра — на другое. Какая именно? Тут можно действовать в рамках собственной традиции.

И третий момент. Таблицы соответствий как мнемоническая система. Это мало где отмечается. Если мы привыкли все вещи классифицировать, то они перестают для нас представлять хаос, и нам удобнее запомнить список каких-то предметов, если мы будем не запоминать каждый из этих предметов отдельно, а выстраивать их в цепочки. Я запоминал еврейский алфавит как раз таким образом. Берём первую букву «алеф». Я подбираю слово на русском языке, которое у меня ассоциировалось бы с быком. Сразу думаю: «Антилопа». Ассоциация понятна — рога, копыта и всё такое. А — антилопа — алеф — бык. Ну и так далее. На каждую буковку какое-то слово может быть тем или иным способом приведено к ассоциации. У меня было, например, тет — тайпан (австралийская змея). Когда у нас имеется какая-то система, то мы эту систему соотносим с теми предметами, которые нам надо запомнить, и эти предметы закладываются в определённые ячейки и проще запоминаются/вспоминаются. Можете проверить на любой таблице соответствий. Если занимаетесь готовкой, то попробуйте рецепты блюд соотнести со знаками Зодиака. И ещё из той же серии — если мы к нашей системе соответствий пытаемся приложить какую-то другую таблицу. Я в своё время на своих таблицах соответствий запоминал Стандартную модель физики — кварки, лептоны и т. д. Хорошо запомнил на тот период. Так же прорабатывал аминокислоты. Вообще всё что угодно можно проработать.

И, наконец, таблицы соответствий — это гипертекст. Вот мы, допустим, отталкиваемся от еврейского алфавита. Предположим, что я знаю сейчас только еврейский алфавит, но хочу разобраться в таблицах соответствий. Я беру строчку и смотрю на египетских богов. Вот тут у нас Хатхор, а кто такая Хатхор? — полез в учебники. Смотрю буддийские медитации — ого, а тут их вон сколько! — полез в другой текст. Соответственно, таблицы, как и многие оккультные тексты (о чём часто забывают), позволяют нам развиваться в разных направлениях. Не только развивается память, но и учишься обращаться к источникам, которые иначе в наше поле зрения не попали бы. И ещё насчёт гипертекста очень часто забывают такой момент (а очень многие оккультные тексты являются гипертекстом). Не важно, считаем ли мы, что есть какие-то реальные божества, что есть астральный мир и какие-то силы или же нет. Это — всё равно то, что помогает нам развиваться. Я как-нибудь разгонюсь на статью на тему «Если бы магия не работала». Суть будет в том, что, если никаким образом сами магические ритуалы сами по себе не влияют ни на окружающий мир, ни на наше саморазвитие, то даже в этом случае изучение оккультизма будет полезно. Во-первых, для того, чтобы мы могли знакомиться с разными мировоззрениями, чтобы мы могли самостоятельно искать, выбирать разные направления интересов. Допустим, мы изучаем египетскую мифологию. Не важно даже, верим ли мы в какую-либо действенность египетских богов, к примеру, мы всё равно будем получать очень мощный для себя эффект.

На этом, пожалуй, всё. Если вопросы будут, то я отвечу.

Владимир: Самый главный вопрос. А в чём смысл всех этих якорей, ритуалов?

Fr. Nyarlathotep Otis: В концентрации на тех целях, которые тебе нужны. Сейчас хочу ещё вспомнить лекцию московского Колледжа «Телема-93». Когда я был у них в гостях, была очень интересная лекция Асгет, как раз по талисманной магии, одному из тех направлений, где таблицы соответствий тоже очень часто задействованы (можно было бы отдельно об этом сказать, ну да ладно). И она приводила такой пример. Находит человек текст, где говорится, что для достижения такой-то цели нужно нарисовать сигилу пером белой совы, убитой серебряной пулей в февральское полнолуние и т. д. И тут есть два варианта (к слову о настройке): или человек настолько упёртый, преданный своей цели и т. д., что он пойдёт выслеживать эту сову, отливать пулю и остальное, и после многих попыток он этого добьётся, и он настолько сильно запустит свою энергию, что неважно уже, начертит он эту сигилу или нет, — но он уже просто попёр, как танк, и инерция мира будет помогать ему.

Или — второй вариант (с той же совой). Анекдот вспомнился про школу милиции. Экзамен в школе милиции, где нужно в квадратные отверстия запихнуть круглые шарики. И там проходят либо самые умные, либо самые сильные: или те, кто догадался, или те, кто пропихнул. Вот первый случай с совой — это те, кто пропихнул, а второй — когда человек понимает: «Серебро — Луна… Белая сова — Луна… Полнолуние — тоже Луна», — и окружает себя лунным символизмом. Он не превращается в танк, а уже сосредоточился на той цели, которая была изначально. То же самое с этими якорями вокруг. Если он видит их вокруг себя, то ещё больше концентрируется на цели, и физически он будет эффективнее действовать, и мысленно он настроится больше, и то, что называется инерцией мира.

Владимир: Якоря ставятся не просто так, а именно в связи с предстоящим ритуалом?

Fr. Nyarlathotep Otis: Да.

Владимир: И именно якоря нацеливают на ритуал?

Fr. Nyarlathotep Otis: На цель ритуала.

Владимир: То есть можно, например, к чашке привязать всё, что угодно, но ты привязываешь путь, который ведёт к ритуалу?

Fr. Nyarlathotep Otis: Да. Вот о чём я говорил — недавний ритуал. Там не было конкретного ритуала, там весь месяц был ритуалом: фактически, в течение месяца нужно было концентрироваться на определённых задачах.

Андрей: Я вот так же таблицу брал, цепочки вот. Я сам не понимал, что делал, просто следовал традиции. И получилось.

Fr. Nyarlathotep Otis: И получилось.

Андрей: У меня, кстати, вот эти цепочки прописаны. Я их так же записывал скрупулёзно.

Fr. Nyarlathotep Otis: А почему? Я говорил насчёт внутреннего ландшафта и на тему, что у кого-то могут сработать совсем другое. Те маги, которые с этим регулярно работали, они записывают. Не от балды же пишут, а у кого-то что-то прочитали, и свой опыт накапливается . Да, работать это будет не для всех, но, проанализировав разные опыты, можно уже составить что-то более-менее интересное.

Владимир: Самое главное — это переживание.

Fr. Nyarlathotep Otis: Да. А глубина вхождения усиливается, в том числе, за счёт всего этого. Даже если мы работаем таким «механическим» способом, то мы, конечно, можем всё это тупо делать, но всё равно, если человек более-менее желает развиваться, то рано или поздно он начинает задаваться вопросом: «А почему здесь именно такая цепочка?». И тогда он может добавлять что-то ещё.

1 Транскрипт составил Дмитрий Маслов, ред. Fr. Nyarlathotep Otis.