Врата Ангела

Уильям Штольц, МА

Врата Ангела1

Сердцем всей истинной магии является поиск и постоянная работа в исполнении своей божественной цели. Наиболее распространённая терминология в Западной Магической Традиции (ЗМТ) называет это явление «Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем». Это подразумевает, что этот опыт является приобретением Знания, или Гнозиса, или Божественного «Я»: Крещение или Богоявление, если хотите. Если интерпретировать это явление буквально, оно означает постижение мистиком своей истинной воли (слова, или Логоса) в откровении, в форме, понятной его сознанию. Однако не следует путать это событие с простым актом божественного инсайта, как предполагает термин «Теофания»: это есть истинное проявление или явление Наивысшего. Путь магии в этом случае должен включать в себя искусство мистицизма постольку, поскольку откровение Ангела есть мистический опыт.

В Ордене Astrum Sophia для инициированного члена недостаточно быть обученным магом, но для того, чтобы достичь Адептства, он должен также развивать навыки в искусстве мистицизма. В то время как магия есть искусство творения и непосредственного выражения своей воли, мистический путь представляет собой не ведущую к материальному результату практику медитации, молитвы и развития интуитивного ума: мистицизм есть путь единения; магии является выражением единой личности. Хотя некоторые могут найти мистицизм несовместимым с «Высшей Магией», на поверку окажется, что обучение мистицизму включено в практику во всех значимых магических школах и орденах. Это обучение обычно можно найти в так называемых «базовых практиках» того или иного ордена, включающих в себя различного уровня тренировку концентрации, созерцания, визуализации и развитие светового тела. Более продвинутые методы, связующие магию и мистицизм, могут также включать скраинг, восхождение на планы и культивирование магической личности. В западной традиции последнее является столь неотъемлемой частью теофанического процесса, что мы коснёмся его несколько глубже по ходу нашей статьи «Магическая Личность и Священный Ангел-Хранитель»2.

Сравнение источников и моделей

В данной статье мы исследуем тайну такого феномена как Познание и Собеседование, внимательно рассматривая его динамику, структуру и различные эффективные способы его достижения. Хотя наш основной упор сделан в рамках герметической и огдоадической традиций Западных Мистерий, никак нельзя изучить эту тему, не привлекая других источников и традиции. Среди них мы должны быть признательны светилам суфизма и их учениям, чей расцвет пришёлся на XII-XIII века. Находясь под сильным влиянием Гермеса и соответствующих герметических текстов, целый ряд этих мистиков породил концепции, работы и идеи, которые откровенно рассматривали глубочайшие глубины, реальность и отношения с Возлюбленным Ангелом. Среди суфийских мистиков XII столетия выделяются такие фигуры как Ибн Араби (1165-1240), Наджм ад-дин Кобра (1145-1221), чьи труды вдохновлены герметизмом, Сохраварди (1154-1191). В последнем случае Гермес и герметическая философия играют центральную роль в трудах Сохраварди и его просвещении3. Подключение источников из родственных традиций необходимо в связи с отсутствием обширного материала во взятой отдельно ЗМТ. Там, где наша традиция являет адекватные выводы, ей не хватает в полной мере теории и методологии. Так же и в том, что касается установления отношений с нашим Ангелом, ЗМТ нуждается в модернизации и ясной речи. Мы настолько привыкли к тому, что загадочность, секретность и таинственность вокруг высшей магии возведены в правило, что ученики принимают это как необходимую меру для защиты тайны — или, если на то пошло, ученика: большая часть этой таинственности основана на сущих пустяках! Похоже, мистические традиции суфиев лучше подготавливают соискателя в плане ориентации, трудолюбия и дисциплины, необходимых для божественной алхимии; при этом они, конечно, совершенно не обещают того романтического ореола и очарования, которые присущи искусству магии в Западной Традиции.

Благовещение Святой Анне, Джотто4

С другой стороны, мы не должны считать, что ЗМТ обходит эту тему стороной. Одним из примеров являются герметические тексты5, которые совершенно ясно говорят об этих мистериях и о том, как достичь Логоса, или Божественного Разума. Мы также должны быть благодарны такой работе как Книга Священной Магии Абрамелина-Мага, многочисленным сочинениям Алистера Кроули, Израэля Регарди и, в особенности, трудам Деннинг6 и Филлипса7 за то, что они принесли этот предмет в 21 век и за его пределы. Последние из них впервые опубликовали в книге «Triumph of Light» Триумф Света») из цикла «Magical Philosophy» («Магическая Философия») потрясающе красноречивую, личную и глубокую работу относительно Божественного Хранителя, включающую сравнительный анализ литературы.

Что касается огдоадической традиции, то для того, чтобы изучить природу Поиска, можно воспользоваться некоторыми параллелями с системой трёх степеней или, как их называют, Залов. Мы искренне надеемся, что объективное изучение этой модели докажет, что она является самой органической, если не самой эффективной системой в традиции Западных Мистерий. В идеале мы хотели бы развеять глупые идеи о том, что огдоадическая система якобы является производной от системы Золотой Зари. Эта система столь же прекрасна, как система Золотой Зари, но отдельные личности, утверждающие о её вторичности по отношению к Золотой Заре, демонстрируют явное отсутствие понимания посвящения и, подозреваю, непонимание основных отличий двух систем.

Тем не менее, мы должны также принять во внимание, что группы, определяемые как викканские или языческие, также используют систему из трёх степеней. Они, как и герметическая традиция, для инициатической и магической подготовки адаптировали к своим стандартам модели древнего происхождения. Хотя их работа может широко варьироваться, большинство из них имеют уникальную целостность, основанную на трёх этапах или степенях, являющихся исторически самой древней и наиболее устойчивой инициатической системой. При этом традиционно первые два градуса относят к тому, что называют «Малыми Мистериями», а третья степень предназначается «Великим Мистериям». Со времён дохристианского Египта инициатическая система, основанная на триаде, господствовала в школах мистерий Древней Греции, и она заложила краеугольный камень современного масонства.

Система степеней и её работа

Astrum Sophia (рус. «Звезда Софии») — Солярный Герметический Орден, чья основная цель состоит в оказании помощи его членам в их достижении Познания и Собеседования со Священным Хранителем. Кроме того, это есть Орден Огдоадической Традиции8, отличительной эмблемой которой является восьмиконечная Звезда Регенерации и пятеричный Дом Жертвоприношения: символы, коренящиеся в сердце и действии высшего божественного «Я». Это высшее «Я», известно под многочисленными титулами, среди которых такие как Священный Ангел-Хранитель (САХ), Божественный Хранитель, Гений, Даймон, Возлюбленный, Индивидуальность, а иногда и просто «Ангел».

Система из трёх залов или степеней, используемая в Astrum Sophia (О.А.S.), Aurum Solis и в Огдоадической Традиции в целом, представляет собой уникальную и эффективную основу для познания мистерии Божественного Хранителя. В этих трёх залах инициированного шаг за шагом ведут через процесс божественной алхимии к безбрежному сердцу великой мистерии света.

Первый Зал отмечает исход инициированного из материального мира в магическую сферу малых мистерий. Когда инициируемого подводят к порогу и возвращают ему зрение, голос света обращается к кандидату: «Дитя Земли и Звёздного Неба», — тем самым возвещая его вход в новый мир и начало новой жизни. Здесь начинается путешествие в мистерии света и введение в пять священных аспектов Священного Дома Гнозиса. Этот шаг также символизируется Столпом Дыхания, поддерживающим южную сторону Дома Жертвоприношения и представляющим, среди прочего, восстановление Руах кандидата. Возникает вопрос, почему самая низкая степень ориентирована на Руах, а не на Нефеш. Это потому, что Руах является священнослужителем и получателем нашей работы, и инициирован он должен быть первым, чтобы эффективно руководить Нефеш и направлять его в мистериях. Прохождение этого динамичного первого шага существенно, так как Раух кандидата должен стать надлежащим посредником и проводником в мистерии Второго и Третьего Залов.

Во Втором Зале — вероятно, самой магической из степеней нашей Традиции, — в полном объёме излагаются малые мистерии света. Это включает в себя всеобъемлющую работу с элементами, планетарными силами, пробуждение тела света, посвящение в архетипическое «Созвездие Почитаемых» и установление более глубокой причастности к внутренним моментам нашей традиции. Также мага знакомят с древними формулами для дальнейшего пробуждения его для мира Высшей Магии. Кроме того, Первый и Второй Залы Ордена закладывают основу для поиска Божественного Хранителя.

Видение Хильдегарды, Scivias Codex (1174)

Переход в Третий Зал, Зал Адептов, осуществляется через мощный ритуал, называемый Палингенезис, — или Ритуал Возвышения. Это — шаг в глубину, который вводит посвящённого в полное знание и благодать Великих Мистерий и, следовательно, во внутренний орден Stella Gloriosa9. Работа новоиспечённого Адепта включает в себя мистический опыт Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем, если таковой до сих пор не достигнут10. После достижения Познания и Собеседования посвящённый, по нашим меркам, становится Adeptus Plenus, или Полным Адептом. По усмотрению руководителей Ордена, Адепт может быть утверждён как Adeptus Plenus через «Ритуал Утверждения». Кроме того, Адепт может быть приглашён во входящую в Stella Gloriosa Гильдию Пламенеющего Колеса. Гильдия Пламенеющего Колеса воплощает в себе функциональную работу и братство внутреннего и восстановленного тела Ордена Astrum Sophiae. Поэтому Гильдия выражает себя посредством таких ритуалов Третьего Зала как Temenos11 Adepti и Telesterion12 Adepti. Они представляют собой инициатические ритуалы, связанные с формулой Дома Жертвоприношения, применительно к Третьему Залу, и рассматриваются в качестве энергичной прогрессии «суб-инициаций» в Третьем Зале13. Эти степени особенно настроены на внутреннюю работу Stella Gloriosa и глубокую внутреннюю алхимию Адепта и традиции в целом.

Ниже приводится краткий обзор системы степеней огдоадической традиции и принципов каббалистического Древа Жизни14.

  1. Probationer (Испытуемый) — не степень, но статус испытуемого, или находящегося в преддверии инициации. Он берёт на себя важную работу Пронаоса15: он — тот, кто готовится, стоя на пороге Огдоадических Мистерий.

  2. Neophytos (Неофит) — надлежащий титул этой степени есть Неофит Великой Работы: Инициация в эту степень даётся в Первом Зале и соответствует Малкут на Древе Жизни.

  3. Servitor (Служитель) — надлежащий титул этой степени есть Служитель Тайного Пламени: Инициация в эту степень даётся во Втором Зале и соответствует Йесод на Древе Жизни.

  4. Adeptus Minor (Адепт) — надлежащий титул этой степени есть Жрец Гнозиса. Эта степень представлена на Древе Жизни Тиферет. Поскольку эта степень относится ко Внутреннему Ордену, или Великим Мистериям, её значение обладает полнотой. В дополнение к Третьему Залу Ордена есть вышеупомянутые степени Пламенеющего Колеса, относящиеся к Plenus Adeptus, и мистические градусы, соответствующие силам внутреннего плана Гебуры и Гедулы соответственно.

Эти соответствующие Дому Жертвоприношений степени образуют:

  1. Диаду — Две колонны, первая из которых есть Nomothetes16, мужская колонна, относящаяся к Руах и Первому Залу. Вторая колонна есть Machetes, женский принцип, относящийся ко Второму Залу и Нефеш.

  2. Триаду — относящуюся к Трём Высшим (Супернальным) Сфирот, Третьему Залу и Нешама, САХ.

Каббала и её концепции

В этой статье к конструкциям, понятиям и символам мы будем подходить, используя систему и терминологию нескольких систем, таких как Западная Мистическая Традиция, египетская теория души и трансцендентности, индуистская концепция Гуру-гиты17 и ближневосточные идеи суфиев. Когда это возможно, мы можем воспользоваться Каббалой как частью Западной Мистической Традиции, которая предоставляет нам хорошо известный и убедительный язык для изучения нашей темы. Ниже приводится краткий обзор основных принципов каббалистического Древа Жизни и уровней души применительно к нашей текущей цели.

Четыре Мира

Древо Жизни подразделяется на четыре мира, о которых, в контексте целей настоящей работы, говорится как о сферах обитания уровней Души. Эти миры, к тому же, представляют собой достаточно устоявшуюся конструкцию и контекст для исследования того, что касается Ангела. В порядке убывания, эти миры называются Ацилут, Брия, Йецира и Ассия.

Эти четыре мира соответствуют божественному имени Йуд Хей Вав Хей (YHVH) и представляют собой архетипические элементы Огня, Воды, Воздуха и Земли, соответственно. Первые три мира включают в себя триады Сфирот, ниже которых находится Сфира Малкут (четвёртый мир), подвешенная к Древу, подобно кулону. Каждый мир является отражением мира, находящегося над ним, представляя, таким образом, проявление сознания с более высокой плотностью.

Ацилут

Первый мир, Ацилут, является архетипическим миром, связанным с еврейской буквой Йуд и элементом изначального Огня. Ацилут охватывает Божественную Триаду на Древе Жизни, начиная с Кетер, Короны, архетипической монады или духа. Кетер выражает себя впервые во второй Сфире, Хокма (или Мудрости), архетипическом мужском принципе. За Хокма следует третья Сфира, Бина (или Понимание), архетипическая женственность.

Вместе эти три Сфирот формируют Супернальную или Божественную Триаду, от которой отражаются три эманирующих мира. Таким образом, план Брия (первый сотворённый мир) отражается от архетипического мира, Ацилут, как в зеркале воды. Такое разделение является причиной существования Бездны, которая образовалась между двумя планами — того, что не проявлено, и того, что проявляется — или бытия и становления. Ацилут — это чистое царство духа, который исходит в Сфирот трёх низших миров.

Брия

Второй мир, Брия, есть мир творения, ассоциируемый с еврейской буквой Хей и элементом изначальной Воды. Бриатическая сфера охватывает четвёртую Сфиру Хесед (или Милосердие), пятую Сфиру Гебура (или Суровость) и шестую Сфиру Тиферет (или Солнечную Красоту). Вместе они образуют гармонию творческого сознания в так называемом пространственно-временном континууме. Эта триада означает божественный изначальный огонь Ацилут, выражающий себя ниже бездны в прозрачных изначальных водах творения. Этот мир творения также называется «Вселенная Престолов». Таким образом, Престолы силы и благодати Святого Света, эманирующие сверху, есть самое сердце мировой системы и первичный очаг для Руах.

Брия также рассматривается как сфера Архангелов и творческий разум, отражающий то, что изначально было задумано в Ацилут.

Йецира

Третий мир, мир Йецира — это мир Формирования, относимый к еврейской букве Вав и к элементу изначального Воздуха. Мир Йецира образован седьмой Сфирой Нецах (или Победа), восьмой Сфирой Ход (или Слава) и девятой Сфирой Йесод (или Основание). Эти три эманации являют собой силы ощущения, разума и образов (астральный свет), соответственно.

Мир Йецира есть также план Ангелов. Как самая низшая триада на дереве, он представляет собой связь энергий и структур, нисходящих с более высокого, Бриатического уровня. Когда три вышеупомянутых элемента объединяются в Йесод, то они приводят в действие динамическую алхимию, тем самым формируя основной фундамент для всякого проявления, в конечном счёте, кристаллизующегося мире Ассия. Йецира — это мир астрального света, где идеи, образы и паттерны начинают принимать форму. Эти безбрежные пространства содержат в себе все энергии и отпечатки высших планов, и потому они является жизненно важным связующим звеном между нашей земной жизнью в мире Ассия и духовным миром Брия.

Ассия

Четвёртый и последний мир — это мир Ассия, мир Действия. Мир Ассия представлен одной лишь Сфирой — десятой Сфирой Малкут, Царство. Мир Ассия соответствует еврейской букве Хей-финальной, которая символически представляет собой сочетание элементов, проявляющее себя в изначальной Земле. Этот план представляет собой физическую вселенную. Это есть сотворённый мир физических элементов, проявленный универсум. Здесь обитает физическое тело, это среда его действия, и отсюда мы начинаем своё восхождение.

Уровни души: Божественный Хранитель и его функции

В эзотерической философии есть три основных подразделения психе. Они таковы:

  1. Нешама, или Высшая Душа, соответствующая мирам Ацилут и Брия.

  2. Руах, или Разумная Душа, соответствующая Брия и Йецира

  3. Нефеш, или Низшая Животная Душа, соответствующая Йецира и Ассия.

Нешама

Нешама есть сверхструктура психе, состоящая из трёх архетипических принципов, представленных Кетер, Хокма и Бина. Принцип Кетер называется Йехида, и это есть наивысшее, недифференцированное качество духа, существующее как чистое, непротяженное сознание, то есть единство. Как «АЗ ЕСМЬ», Йехида простирает себя в Хокма в качестве Хайя. Хайя есть индивидуальная Жизненная Сила данной конкретной души, и поэтому она есть первое выражение ей слова или природы — Логос. Бина есть третья и формирующая сила Суперналий. Как высшая Интуитивная душа, или Великая Мать, содержащая в себе все предшествующие силы, Бина есть собственно Нешама. Нешама начинает процесс оформления и определения того, что отличает самость как уникальное, и всё же не ограниченное в своих возможностях архетипическое выражение. Нешама как Бина, или Понимание, есть, к тому же, понимание того, каким образом дух выражает себя через различные архетипические образы действия, и того, каким образом возможно дальнейшее понимание себя в процессе самореализации.

В терминах психологии Нешама соответствует Сверхсознанию интуитивного ума. Её порой путают с суперэго Фрейда, которое состоит из внешних воздействий, воспринятых посредством процесса, называемого интроекцией18. По-отношению к Руах, сверхсознание, восседающего на троне Бина, функционирует как архетипический дух в виде Ангела (САХ), или Гения. Этот «Ангел Света» в каббалистической литературе в определённом смысле есть божественная женственность Шекина, или божественная мать, идентичная гностической Софии, или душе Мудрости. Однако хотя Нешама питает все основные формы архетипа, Адам Кадмон, архетипическая мужественность, или Агафодаймон, также пребывает в ней. Я говорю «пребывает в ней», потому что Нешама человека не определяется сама по себе как Ангел-Хранитель. Так же, как многие люди могут обитать в большом доме или городе, конкретная Нешама может содержать и порождать более чем одного Ангела одновременно. Необходимо понять, что Ангел, суть которого находится выше Бездны, будучи эмиссаром Нешама, пребывает как живое и динамичное присутствие неизменного в своём бессмертии царства духовного существования. Кроме того, природа Нешама состоит в том, чтобы и содержать инсайты, инстинкты и замыслы для самореализации, и передавать их через своего небесного посланника. В силу этого, для того, чтобы дать частичное понятие о том, каким образом сам Союз может осуществиться, как правило, говорят о Достижении Познания и Собеседования с Ангелом.

Когда Нешама ради опыта и самовыражения проецирует себя ниже Бездны, то она образует второй уровень психе в виде Руах. Руах является зеркалом Нешама, отражённой в творческих водах Бриатического мира. В результате этого нисхождения Руах теряет память о своей божественной природе и теоретически рассматриваться как отпавший от Благодати.

И здесь в структуре Древа, в бездне между Нешама и Руах, появляется «теневая Сфира», называемая Даат, или Знание. Тем не менее, Даат является также и мостом (она не существует «реально»), по которому Руах, в конечном итоге, может прийти к пониманию Ангела при помощи личной алхимии и оккультного познания себя. Этот момент является началом примирения между Нешама и Руах и знаменует собой важный этап в Великой Работе.

Руах

Руах, или разумная душа, включает в себя Сфирот Хесед, Гебура, Тиферет, Нецах и Ход. Верхняя область Руах перекрывается с Нешама в Даат, а нижняя — с Нефеш в Йесод. Руах является рациональным воплощением души, которое, будучи изгнанным из Нешама, должно интегрироваться в преходящем мире, не теряя своей целостности. Оказавшись ниже Бездны, Руах должен также в меру своих возможностей выполнять множество мирских и трансцендентных функций, необходимых для обычного выживания и воссоединения со своим божественным источником. Сердце Руах находится в Тиферет, и именно здесь находится место обитания личного эго, или средоточие идентичности сознания. Как душа, находящаяся в центральной точке психе, Руах становится посредником между божественным сверхсознанием и низшим «Я». Функционируя как персональное эго и ядро воплощённой личности, он занят постоянной организацией поля своего опыта и попытками в нём разобраться. Именно в силу своей динамичности Руах называется душой причин. Помимо того, что Руах является проводником для нашего интуитивного сверхсознательного и инстинктивного бессознательного «Я», он также несёт ответственность за смысл нашей внутренней и внешней реальности.

Нефеш

Нефеш, или животная душа, относится к Йесод — сфере Луны и отражения. Внутри психе Нефеш состоит в близких отношениях с Руах и телом. Это положение представляет свой собственный набор осложнений в Нефеш и, следовательно, остальной части психе, находящейся ниже Бездны.

Так, персональные неврозы формируются в психике вследствие отрицания и подавления, подкреплённых той или иной формой дуализма, расщепляющих тем самым природу Нефеш. Следовательно, Нефеш, или подсознание, может быть отвергнута из-за невежества и страха. Любая жизнеспособная форма глубинной психотерапии или магической системы будет стремиться познать и интегрировать эту теневую сторону для того, чтобы использовать её огромную внутреннюю психическую энергию и богатый внутренний символизм (таким образом, возвращая её в естественное русло). В свете этого имеет смысл помнить, что Нефеш есть Малая Шекина и, следовательно, связан с Бина или Нешама как оккультный шлюз к Ангелу19.

Итак, Нефеш является тем аспектом психики, который наиболее часто подвергается клевете — и который наиболее недооценивается. С одной стороны, он обладает примитивной силой и красотой, необходимыми для жизни любого человека, стремящегося к Великой Работе. С другой стороны, Нефеш в то же время содержит также бессознательные импульсы, которые часто выступают против Истинной Воли и её работы («Ид» в теории личности по Фрейду). Нельзя отрицать Теневое «Я»20 и расти магически. Вытесненный материал бессознательного в какой-то момент должен стать сознательным топливом для котла нашей алхимии, вместо того чтобы быть некой смутной тенью страха. Это — одна из причин того, почему мы призываем потенциальных магов практиковать некоторые формы психотерапии или психоанализа как часть их магической подготовки.

В некоторых отношениях Нефеш подобна верному псу, который готов рискнуть своей жизнью ради того, чтобы спасти своего хозяина (Анубис есть божество, покровительствующее Нефеш). Таким образом, его природа по своей сути благонамеренная, преданная и творческая, и всё же существо даже самого доброго нрава, скорее всего, выйдет из равновесия, если её хозяин будет забывать о нём, морить голодом и истязать. Чаще всего именно рациональный ум способен на невежество и жестокость — но не низшее «Я». Руах, или разумное «Я», в свою очередь, также должен быть рассмотрен как фактор, вносящий свой вклад в формирование нереализованного комплекса тени.

Гуф

Гуф — это термин, используемый для описания физического тела и его связи с умом. В Микрокосме Нефеш использует наши органы чувств и вегетативную нервную систему как пути внутри нашей матрицы тела-ума. Под этим я подразумеваю, что тело и ум работают как функциональные расширения друг друга и не могут быть полностью разделены, пока есть земной проводник. Гуф, таким образом, является подлинным уровнем психе — хотя и проявленным, но вполне заслуживающим звания «Храм Духа».

Выводы

Распространённая ошибка — считать, что существует абсолютное разделение между Сфирот, Мирами и уровнями психики. Так как Древо Жизни отражает внутренне гармоничную и интерактивную систему энергии, рассмотрение того, где и как эти различия стираются, представляет собой ценный шлюз для теоретического и практического применения. Примеры этому можно найти на Даат в Бездне и Йесод, где нижние и промежуточные уровни психики сходятся. Хотя это «перекрывание» обычно связано с соединяющими путями и размещением козырей Таро, более чёткие различия, такие как различия между мирами, становятся подобными тому, как элементы собираются вместе в Земле. Представьте себе это как водоём в окружении твёрдой земли. Здесь вы сможете обнаружить твёрдые частицы, взвешенные в воде, и в то же время грунтовые воды, находящиеся ниже твёрдой поверхности. Это предполагает более интерактивную модель психики, чем та, которая принимает во внимание лишь жёсткие границы.

Познание и Собеседование с САХ…

…есть прямой сознательный контакт между Нешама и Руах, в котором раскрывается истинная природа, Логос, или цель индивидуальности. Это есть начало работы Адепта, но не её конец!

1 Перевод Frater K.B.V. aka Julian.

2 В будущем главы ордена планируют опубликовать обширный текст: «Священный Ангел-Хранитель: Поиск и Достижение».

3 См. The Man of Light in Iranian Sufism (Человек Света в Иранском суфизме) Генри Корбина.

4 Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. — Прим. пер.

5 См. Герметический Корпус, «Тайная Проповедь на Горе».

6 Деннинг, Мелита (псевд., наст. имя — Вивиан Годфри) — юнгианский психолог, первая женщина на посту Великого мастера Ордена Aurum Solis (1976-1987, 1988-1997 гг.). — Прим. пер.

7 Филлипс, Осборн (псевд., наст. имя — Леон Барчински) — Великий Мастер Ордена Aurum Solis (1997-2003 гг.). — Прим. пер.

8 Восемь является единственным числом, которое непрерывно и регенеративно; оно является символом Гермеса и лемнискатой (знаком бесконечности).

9 Звезда Славы (лат.). — Прим. пер.

10 Формальное возвышение Адепта не является необходимым условием для достижения. Для человека, уже достигшего Познания и Собеседования, Палингенезис служит укреплению и завершения Гнозиса.

11 Теменос (греч. Τεμενος) — священный участок, посвящённый определённому божеству. Считалось, что, находясь в Теменосе, человек может почувствовать присутствие этого божества. Участок храма, предназначенный для поклонения богам. К.Г. Юнг связывал теменос с магическим кругом, который действует как «космическое пространство», или табуированным «недоступным местом», в котором возможна умственная «работа». Такой теменос напоминает «симметричный розовый сад с фонтаном посередине» («круг в квадрате»), где возможна встреча с бессознательным и где составляющие бессознательного могут быть безопасно введены в сознание. — Прим. пер.

12 Телестерион (от греч. τελειω — завершать, исполнять, освящать, инициировать) — Храм Деметры в Элевсине, в котором совершались Элевсинские Мистерии. — Прим. пер.

13 Эти степени, уникальные для O.A.S., таковы:

  1. Святейший: Ритуал Temenos Adepti — Фаза 1.

  2. Пламенная Корона: Ритуал Телестерион — Фаза 1.

  3. Перворождённый: Ритуал Телестерион — Фаза 2.

  4. Солнце в Ночи: Ритуал Телестерион — Фаза 3.

  5. Огонь Наоса (греч. ναός — храм, святилище — прим. пер.): Ритуал Телестерион — Фаза 4.

14 См. Aurum Solis: Initiation Ceremonies and Inner Magical Techniques (Инициатические Церемонии и Внутренние Магические Техники) Осборна Филлипса.

15 Пронаос (от греч. προ — перед и ναος — храм) — пристройка перед входом в храм. Здесь — тот, кто стоит перед вратами храма. — Прим. пер.

16 От греч. νομος — закон, θη — устанавливать. — Прим. пер.

17 Гуру-гита (Песнь Гуру) — индуистский священный текст, написанный мудрецом Вьясой. Этот текст, состоящий из 352 стихов, является частью Сканда-пураны. В нём излагается общение между Господом Шивой и его супругой, Богиней Парвати, в ходе которого последняя просит его рассказать ей о Гуру. Шива отвечает ей, излагая принцип Гуру и надлежащий путь его почитания. — Прим. пер.

18 Интроекция — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интроектов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци. — Прим. пер.

19 Ритуал Интеграции, относящийся ко Второму Залу, блестяще разработан для облегчения этой глубинной динамики.

20 Тень — это термин, используемый Юнгом для определения зеркальной противоположности того, что мы думаем о том, чем мы являемся, погружённой ниже поверхности сознания.