Магическая личность и Священный Ангел-Хранитель

Уильям Штольц, МА

Дженнифер Вольф, MS

Магическая личность

и Священный Ангел-Хранитель

Важным инструментом магической работы является разработка и использование магической личности. Как предполагает эта фраза, магическая личность есть личность, отделённая от мирской жизни и личности мага. Со временем она становится живым магическим присутствием, сконструированным, рафинированным и разработанным магом и его Священным Ангелом-Хранителем. Этот процесс происходит через сознательный процесс развития и индивидуации1, вызванный интуитивными импульсами высшего «Я», и получившийся в результате него магический гибрид мы называем магической личностью. По мере своего становления более интегрированной в работу мага эта новая личность, в свою очередь, строит жизненно важный мост между высшим и низшим «Я». Этот мост не только ускоряет процесс Познания и Собеседования (со Священным Ангелом-Хранителем), но и предоставляет средства для улучшения канала связи с силами высших планов. Таким образом, магическая личность становится важным инструментом для изучения как малых, так и великих мистерий Света.

Будучи однажды созданной, магическая личность функционирует так же, как и мирская личность, многогранная и уникальная для каждого человека. Его облик, или жизненная астральная форма, изваянная из Тела Света, также является уникальным для каждого стремящегося. Также есть магический голос, используемый для передачи намерений как на астральном, так и на физическом планах. Ведущие мага идеалы, действующие через процессы индивидуации и медитации, создают душу магической личности. Посредством ассоциации, намерения и действия магическое кольцо гармонично связывает воедино все эти аспекты, в результате чего магическая личность проявляется в операции как нечто по-настоящему живое и мощное.

Взаимоотношение между Магической Личностью

и Священным Ангелом-Хранителем

С определённой точки зрения, магическая личность есть творческий продукт изобретательности сознания мага и его работы, разработанный в качестве транспортного средства или связующего звена для проявления Священного Ангела-Хранителя (САХ)2 и контакта с ним. Подобно САХ, магическая личность выступает как Понтифик, или мостостроитель, устанавливающий глубинные связи между различными уровнями самости. Эта функция Понтифика часто проявляется через импульсы и вдохновения к тому, чтобы искать божественное. Действие магической личности заключается в том, чтобы всё время вести нас вверх, к нашему законному месту в Святом Саду и присутствию САХ. Поэтому через её разработку и применение мы стремимся создать Богоявление — проявление Божественной Ангела.

Это, однако, никоим образом не означает, что магическая личность и САХ — одно и то же. В книге «The Magical Philosophy, The Foundations of High Magick» Деннинг и Филлипс утверждают: «Пусть не возникает никакой путаницы… между Магической Личностью и Высшим “Я”»3. Формирование магической личности есть результат совместного творчества между САХ и магом. Магическая личность находится чётко между магом и САХ в качестве божественного посредника; она есть живое отражение как САХ, так и мага.

Пока вы храните в памяти это предостережение, полезным будет изучить роль САХ в концепции и развитии магической личности, а также в других аспектах Великой Работы. Влияние САХ легко упускается из виду сознательным/рациональным «я» на ранних стадиях магического путешествия, но становится всё более очевидным по мере роста опыта и осознания магической личности.

Грани магической личности. Магическое имя

Традиционно магическое имя представляет собой тщательно подобранный титул, символизирующий духовные идеалы и устремления мага. Розенкрейцерские братства часто пользуются лозунгами, описывающими устремление; так, например, магическое имя Израэля Регарди было Ad Majorem Adonai Cloriam — «Для вящей славы Божией». Renaissance Careggi Circle часто использует имена богов, такие как Гелиос или Пан. Принятые девизы не запрещены в Ordo Astrum Sophiae, но наш обычай отдаёт предпочтение традиции Careggi Circle использовать более короткие имена. Более важно, однако, то, что магическое имя магу не следует принимать из своего родного языка, ибо магическое имя указывает на отделение личности от мирского «я». Некоторые практикующие считают, что магическое имя должно храниться в полном секрете, в то время как другие так не считают; некоторые имеют как тайное имя для частного использования, так и другое имя для более «публичного» применения. Хотя решение вопроса о конфиденциальности магического имени остаётся за личным выбором мага, оно, по крайней мере, должно использоваться только для магических целей и произноситься только среди единомышленников.

Маг может принимать различные имена, относящиеся к различным уровням или стадиям развития. В Astrum Sophiae, например, магическое имя инициированного изменяется при возвышении из внешнего ордена во внутренний — Stella Gloriosa. Этот шаг — Palingenesis — несёт в себе такие глубокие преобразования, что инициированный является «заново рождённым» и, следовательно, требующим нового имени. Однако для мага вполне приемлемо сохранить предыдущее имя при вызывании магической личности. Магическое имя, однако, есть не имя магической личности, а имя личности как мага, принимающего на себя магическую личность во время ритуальной работы.

Магическое облачение: тело Света

Более трудоёмким, чем выбор магического имени, будет формирование телесматического Тела Света. На физическом плане Тело Света и облачение магической личностью символизирует ритуальное облачение: риза, обувь, шнур и Ламен, используемые магом. В большинстве западных церемониальных традиций риза должна быть белой или чёрной, символизируя Внешнюю Ризу Сокрытия и Внутреннюю Ризу Славы4. Эти внешние одеяния в лучшем случае лишь намекает на яркость и красоту магической личности, какой она видится на астральном плане.

Визуальное проявление магической личности может быть сформировано и разработано интуитивным умом как мощное волеизъявление Ангела. Она может проявляться того же самого или другого пола, что и практик, или же она может быть андрогином. Реальная практика зачатия этой формы похожа на поиск решения, что надеть на костюмированный бал, или, ещё лучше, на выбор театральной роли. Часто форма магической личности просто появляется спонтанно перед интуитивным сознанием. Вы всегда должны внимательно прислушиваться к её проявлениям в вашем воображении, так как даже её установленная форма будет меняться с течением времени без сознательного усилия или намерения. Например, вы можете обнаружить, что ваша магическая личность вдруг появилась с двумя парами золотых крыльев, или облачилась в другие одежды, или изменила свой возраст. Реже она может даже сменить пол в соответствие с личной мифологией и нуждами Ангела. Эти спонтанные изменения могут быть как постепенными, так и резкими. Катализаторами таких метаморфоз могут быть посвящения, достижение определённого уровня, выполнение важных ритуалов или глубоко прочувствованные жизненные события. Часто, однако, остаётся загадкой, почему магическая личность вдруг принимает на себя столь явно отличную внешность, чувствование или образ действия.

К созданию образа вашей магической личности хорошо подходить через изучение 22 Старших Арканов и 16 придворных карт колоды Таро и медитацию на них. Они предоставляют готовые архетипические формы, которые легко адаптируются для собственного использования. Вы также можете сопоставить эти образы Таро с уже имеющейся магической личностью, получая для себя важное понимание вашей психики, магической личности и САХ.

Другой метод, который может применить маг — это метод сознательного создания образа магической личности, являющийся формулой теургических телесматических образов5. Построение телесматических образов есть намеренный творческий акт в астральном свете и на внутренних планах, в котором в качестве шаблона используется имя6. Сначала вы транслитерируете имя еврейскими буквами. Затем, беря поочерёдно каждую букву, можете использовать Йециратические атрибуции (в частности, цвета и астрологические ассоциации) при создании составной формы. Мы предоставляем небольшой набор традиционных стихийных и планетных атрибуций в Приложении А и более полный набор в документах С6а и А1е Руководства Первого Зала O.A.S. Том 1 и Том 2 «Магической Философии» Деннинг и Филлипса, Книга 777 Кроули и «Каббалистическое Таро» Роберта Уонга дадут вам больше детальных ассоциаций.

Обратите особое внимание на цветовые гаммы, минеральный символизм, магические орудия, животных и божественные формы. Изучение этих атрибуций стоит затраченных усилий, так как они полезны и адаптируемы во многих аспектах магической работы. Вы найдёте мало расхождений между различными магическими системами, будь то огдоадическая, розенкрейцерская или телемитская.

Допустим, вы хотите построить образ фигуры, носящей имя «Ангел». Вначале вы транслитерируете русские7 буквы в буквы иврита «Ангел»: Алеф, Нун, Гимель, Хей и Ламед. Потом вы выстраиваете буквы в столбец вертикально сверху вниз, и тогда каждая из них будет представлять часть формы магической личности. Таким образом, буква А будет представлять голову, Н — грудь, Г — живот, Е — ноги, и Л — стопы. Применение этого метода даёт нам следующую возможную фигуру:

А, Алеф: Голова Ангела соответствует элементу воздуха, таким образом, получается голова андрогинного молодого человека. Его лицо активное и умное, его шея тонкая, и аура вокруг головы сияет жёлтым светом. Глаза его проницательные и золотисто-жёлтые.

Н, Нун: Его грудь соответствует водному знаку Скорпиона, давая ему твёрдую осанку. Его торс более женственный, чем его лицо. Он имеет орлиные крылья мягкого сине-зелёного цвета.

Г, Гимель: Низ живота Ангела соответствует Луне, потому такой же женственный, как и его торс, но более тонкий, гладкий и изменчивый. Ангел носит серебряную, с синим отливом тунику, затянутую синим поясом с металлическим серебряным полумесяцем в качестве пряжки.

Е, Хей: Ноги Ангела соответствуют огненному зодиакальному знаку Овна, поэтому они мужские, с хорошо развитой мускулатурой. Его тога красного цвета, подразумевающего силу и готовность к действию8.

Л, Ламед: Наконец, лодыжки и стопы Ангела соответствуют воздушному зодиакальному знаку Весов, что придаёт им изысканную мужскую элегантность. Он быстроногий и обладает способностью пересекать как земные пространства, так и небесные планы. Он носит жёлтые крылатые сандалии9.

Имейте в виду, что использование теургического телесматического образа является интуитивным процессом, черпающим свои силы из предпочтений и эстетики конкретного мага. Две фигуры с одинаковыми именами, скорее всего, не выглядят одинаково, несмотря на то, что основаны на той же системе и наборе соответствий. При построении образа магической личности вы можете использовать своё магическое имя, вариации этого имени, уже существующего ангела, божества или любое другое имя, которое отражает ту природу, которую вы хотите иметь.

Магический голос

Существенное значение для развития магической личности и магической работы в целом имеет открытие и культивирование вашего магического голоса. Когда вы его в себе разовьёте, он будет обладать особой, потусторонней силой и создавать некое присутствие. Некоторые маги приобрели этот навык без сознательного или формального обучения, другим же изначально необходим структурированный метод. Вне зависимости от способа приобретения магического голоса, он может быть использован для того, чтобы говорить прямо из вашего Тела Света, когда вы принимаете на себя магические личности, что позволяет передавать звук на разные уровни астрального плана. Если хотите, можете использовать следующий метод, адаптированный из «Магической Философии»10:

Примите Позу Жезла и установите медленное ритмическое дыхание. После глубокого вдоха произнесите слог уверенно и громко на самой низкой ноте, насколько сможете это сделать, не используя при этом неудобства. Это называется вибрацией. Растяните вибрацию, как если бы это была медленная мантра или пение. Затем произнесите этот же слог на несколько более высокой ноте, после чего ещё на немного более высокой ноте, пока вы не дойдёте до верхней части вашего диапазона. После нескольких экспериментов вы найдёте ноту, которая будет производить равномерно распределённую вибрацию во всём вашем физическом теле. Продолжить вибрировать этот слог, пока вы почувствуете его как расширяющийся и самоусиливающийся: это ваш магический голос! Начните использовать его, выполняя Каликс, Установление Стражей и Пробуждение Цитаделей11.

После регулярной практики вы обнаружите, что магический голос органично приспосабливается к вам на более глубоких духовных уровнях. Ваша магическая личность должна стать по-настоящему живым присутствием, несущим вибрации силы в вашу магическую работу.

Идеалы, ведущие мага

Магические идеалы, ведущие мага, формируют духовную основу его магической личности и образуют жизненно важную связь между ним и САХ. Более чем любой другой аспект магической личности, эти идеалы должны постоянно укрепляться и уточняться. В книге «Маг: Его Подготовка и Работа» (Глава XVII) У. Э. Батлер рекомендует делать это, методично медитируя на принципах Силы, Мудрости и Любви в течение нескольких месяцев, прежде чем начать использовать магическую личность. Хотя практика Батлера очень эффективна, она занимает значительное время и не включает такие идеалы как мужество, изящество, остроумие и т.д. Более герметический/огдоадический подход использует принципы Красоты, Добра и Истины (правды).

Независимо от способа подхода к этой работе, самое главное заключается в принятии на себя магической личность только для магической работы. Вы также должны поддерживать целостность магической личности, строго подчиняя её мирскую личность в процессе её применения, и сохранять сосредоточенность внимания на магической задаче. Это не означает, что вы должны оставаться в сознании своей магической личности в каждый момент ритуальной работы: многие огдоадические ритуалы, например, требуют временного принятия на себя божественных форм. В этой ситуации магическая личность временно помещается в фоновый режим, при этом не будучи формально отпущенной. С другой стороны, вы должны использовать периоды бездействия во время ритуала в целях расширения возможностей магической личности по отношению к конкретным магическим идеалам, отражённым в данном месте или во всём ритуале в целом.

Магическое кольцо

Магическое кольцо является важным аспектом магической личности. В идеале, оно должно быть изготовлено для мага на заказ, хотя и вполне приемлемо купить уже готовое. Вы также можете использовать подержанное кольцо, если оно будет должным образом очищено, заряжено и предназначено исключительно для вашей магической работы.

Так или иначе, вы должны рассматривать своё магическое кольцо как священный объект, как внешний символ вашей связи с магической личностью. Оно должен использоваться исключительно в церемониальном контексте. Вы должны надевать кольцо, когда принимаете на себя магическую личность, и снимать его, когда возвращаетесь к мирской. Одновременно с надеванием своего магического кольца вы должны объявлять своё магическое имя.

Ритуал персонификации

Целью ритуала персонификации (техники, принятой в O.A.S.) является разработка магической личности. Прежде чем выполнять данный ритуал, вы должны были сделать следующее:

  1. Добиться элементарного умения в (а) позе и дыхании; (б) созерцании; (в) выполнении Каликса; (г) Установлении Стражей Силы; и (д) Первой Формуле Пробуждения Цитаделей12.

  2. Выбрать Магическое Имя.

  3. Добыть Магическое Кольцо.

  4. Собрать базовые знания относительно магической личности, включая её построение и такие аспекты как магический голос и магические идеалы.

  5. Создать предварительный образ для магической личности.

Наденьте свою ризу и вервие. Бомос13 должен быть задрапирован чёрным и белым. Лампа должна быть размещена на восточной стороне Бомоса, а Тессера14 — на западной. Ваше магическое кольцо должно быть справа от Тессеры.

  1. Начав на западной стороне Бомоса, лицом на Восток, выполните установление Стражей Силы.

  2. Стоя на западной стороне Бомоса, лицом на Восток, выполните Первую Формулу Пробуждения Цитаделей.

  3. Держа магическое кольцо, увидьте, почувствуйте и осознайте себя облачённым в вашу магическую личность.

  4. В то же самое время наденьте магическое кольцо на палец и произнесите своё Магическое Имя, интонируя его вокально или субвокально с помощью магического голоса.

  5. Стоя в позе Жезла или сидя в позе «Бог», медитируйте на магическом идеале, который хотите установить в своей магической личности (Красоте, Божественности, Истине, Любви и т.д.). Во время этого созерцания периодически усиливайте осознание своей магической личности. Каждая сессия должна длиться от 10 до 20 минут.

  6. Стоя на Западе от Бомоса, лицом на Восток, выполните Первую Формулу Пробуждения Цитаделей, по-прежнему удерживая магическую личность: говорите, видьте и чувствуйте, как она.

  7. Визуализируйте стену серебряного света, подобную зеркалу позади вас. После того, как вы снимете кольцо, магическая личность делает шаг сзади вас и исчезает через зеркало.

  8. Позвольте образу зеркала раствориться, топните своей левой ногой и перейдите полностью к своему обычному сознанию и своей мирской личности.

  9. Закройте ритуал серией ударов 3-5-3. Засвидетельствуйте на Тессере и совершите жест Аве в сторону Востока.

  10. Тщательным образом запротоколируйте выполненную практику в магическом дневнике.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Атрибуции Еврейского Алфавита

Название

Начертание

Транслитерация

Смысл

Атрибуция

Карта Таро

Алеф

א

A

Бык

Воздух

Дурак

Бет

ב

B

Дом

Меркурий

Маг

Гимель

ג

G

Верблюд

Луна

Жрица

Далет

ד

D

Дверь

Венера

Императрица

Хей

ה

H, E

Окно

Овен

Император

Вав

ו

V

Гвоздь, крюк

Телец

Иерофант

Заин

ז

Z

Меч, Доспехи

Близнецы

Влюблённые

Хет

ח

Ch

Забор, ограда

Рак

Колесница

Тет

ט

T

Змея

Лев

Сила,

Вожделение

Йуд

י

I, Y

Рука

Дева

Отшельник

Каф

(ך) כ

K

Кулак

Юпитер

Колесо Фортуны

Ламед

ל

L

Стрекало

Весы

Справедливость,

Регулирование

Мем

(ם) מ

M

Вода

Вода

Повешенный

Нун

(ן) נ

N

Рыба

Рыба

Смерть

Самех

ס

S

Подпорка

Стрелец

Умеренность,

Искусство

Айн

ע

Aa

Глаз

Козерог

Дьявол

Пей

(ף) פ

P

Рот

Марс

Башня

Цади

(ץ) צ

Tz

Рыболовный крючок

Водолей

Звезда

Коф

ק

Q

Ухо, затылок

Рыбы

Луна

Реш

ר

R

Голова

Солнце

Солнце

Шин

ש

Sh

Зуб

Огонь

Страшный Суд,

Эон

Тав

ת

Th

Крест

Сатурн

Вселенная

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Позы и Жесты

Поза Жезла:

Поза Тау:

Активный Покой:

Цервус, фаза 1:

Цервус, фаза 2:

Жест Аве:

Поза «Бог»:

Поза «Пси»:

Жест «Pronatio»:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ритмическое дыхание

Ритмическое дыхание — это простое дыхательное упражнение, используемое при подготовке ко всем практикам Огдоадической традиции. Выполняется просто:

  1. Попытайтесь считать удары своего сердца; если это представляет для вас большую трудность, как для некоторых — просто ведите счёт в вашей голове. Целью данной практики является релаксация — не расстраивайтесь, если вы не в состоянии услышать, почувствовать или отслеживать своё сердцебиение.

  2. Вдохните, отсчитав 6 ударов.

  3. Задержите дыхание на 3 удара.

  4. Выдохните, отсчитав 6 ударов.

  5. Задержите дыхание на 3 удара.

  6. Продолжайте таким же образом: вдохните, сосчитав 6 ударов, и т.д.

6-3-6-3 есть стандарт, но вы также можете использовать ритм 8-4-8-4 — или, если то, что здесь описано, представляет для вас трудность, 4-2-4-2, но цель ваша должна состоять в том, чтобы двигаться в сторону более продолжительного и глубокого дыхания.

Видимо, простейшее упражнение заслуживает наибольшего внимания при его освоении, так как оно представляет собой в буквальном смысле фундамент, на который будет опираться вся последующая работа. Например, инструкции для фундаментальных методов Огдоадической магии, таких, как, например, Каликс, подразумевают, что ритмичное дыхание лежит в основе визуализации, жестикуляции, и вибрации.

Как уже давно учат великие системы Востока, контроль дыхания идёт рука об руку с контролем Ума. Для ученика Огдоадической традиции это приобретает особое значение, так как «Ум» является, фактически, Руах — рациональным «Я», связанным со Столпом «Пневма» (по-гречески — «дыхание»), одним из Двух Столпов Портика Дома Жертвоприношений. Другой Столп Портика, «Саркс» (по-гречески — «тело»), представляет собой «Нефеш» — эмоционально-инстинктивную природу. Вместе эти два Столпа (Дыхание и Тело) тесно связаны с двумя основными «ветвями йоги»: пранаямой и асаной.

Очень полезно при работе с ритмическим дыханием направить все мысли только на поток дыхания, входящий в ваше тело и исходящий из него. Если ум начинает блуждать, осторожно переведите внимание обратно на дыхание. Действуя этим способом, вы будете постепенно обретать способность заглушать частые и постоянные волнения Руах и, таким образом, делать его более восприимчивым к влияниям со стороны Высшего Я. Иными словами, ритмическое дыхание может вызвать лёгкое состояние транса, которое — в сочетании с Позой — даёт возможность для легко перехода в магическую личность.

Каликс

А. Примите Позу Жезла.

Б. Установите Ритмическое Дыхание.

  1. Вдохните. Визуализируйте Язык Пламени: Божественную Искру при Corona Flammae15 над макушкой головы.

  2. Выдохните, вибрируя ‘ΕΙ.

  3. Вдохните, раскиньте руки в Тау, ладонями кверху, и осознайте себя как сбалансированную сущность, готовую принять божественный свет.

  4. Выдохните, усиливая визуализацию Пламени.

  5. Вдохните, визуализируя свет, нисходящий из Corona Flammae в сферу Instita Splendens16, между ступнями.

  6. Выдохните, вибрируя ‘Η ΒΑΣΙΛΕΙΑ.

  7. Вдохните, положив левую руку на правое плечо, осознав Марсианские силы в своём существе.

  8. Выдохните, вибрируя ΚΑΙ ‘Η ΔΥΝΑΜΙΣ.

  9. Вдохните, положив правую руку на левое плечо, осознав Юпитерианские силы в своём существе.

  10. Выдохните, вибрируя ΚΑΙ ‘Η ΔΟΞΑ.

  11. Когда почти выдохните, наклоните голову. Вдохните и почувствуйте, как ваш Солнечный Центр излучает Дающий Жизнь Свет и Любовь.

  12. Выдохните, вибрируя ‘ΕΙΣ ΤΟΥΣ ΑΙΩΝΑΣ.

Примечания:

«Каликс является фундаментальной техникой магического искусства, которая как настраивает практикующего на космические силы, так и пробуждает осознание взаимодополняющих пар этих сил [в] психе. Таким образом, можно сказать, что это есть заключённые в сжатом объёме основные метод и цель всей работы Высшей Магии».

Деннинг и Филлипс, Mysteria Magica: Paper II

«…Преобладающий настрой магической работы, будь она активной или пассивной, состоит в мужестве, великодушии и решимости, и основные силы, которые проводит маг, есть божественная экспансивность и изобилие. Они отражены в ритуале и жестах…

Нашим жестом, отвечающим необходимости низведения Священного Пламени и проведения его через сознательную личность перед началом какого-либо ритуала, является Каликс. В какой-то мере можно сказать, что Каликс предвещает Формулу Грааля».

Деннинг и Филлипс, Mysteria Magica: Paper XVII

Слова силы в Каликс произведены из Каббалистического Древа Жизни, и большинство их сразу идентифицирует с завершающими словами Молитвы Господней, в том же самом порядке, что и в Каббалистическом Кресте Золотой Зари, с небольшими, но при этом значительными изменениями: «Твоё есть Царство / и Сила / и Слава / Во веки Веков». Как Розенкрейцеское / ЗЗ, так и Огдоадическое / АС исполнение этой формулы возвращает нас к Элифасу Леви, написавшему в 1855 году (ещё до того, как и тот, и другой Ордена выкристаллизовались из соответствующих традиций):

«Знак креста, принятый христианами, не принадлежит им исключительно. Он также является каббалистическим и представляет противодействие и четверное равновесие элементов. Мы видим из тайного возгласа Молитвы Господу, которую мы процитировали в нашем “Учении”, что она была первоначально сделана на два манера, или, по крайней мере, она была характеризована двумя полностью различными формулами, одна сохранена для священников и посвящённых, другая передана неофитам и профанам. Например, посвящённый говорит, поднимая руки ко лбу, “Тебе”, затем добавляет “принадлежит” и продолжает, когда переносит руку к груди, “царство”; далее, к левому плечу, “справедливость”; позже, к правому плечу, “и милосердие” — затем, сжимая руку, он добавлял: “в наступающие века”. Tibi sunt Malkuth et Geburah et Chesed per aeonas — знак креста, который является абсолютно и великолепно каббалистичным, который профанацией Гностицизма был полностью потерян официальной и воинственной Церковью. Этот Знак, произведённый определённым образом, должен предшествовать и заканчивать Заклинание Четвёрки»17.

Элифас Леви. Учение и Ритуал Трансцендентальной Магии. Глава IV

Каликс есть греческое слово, означающее «чаша» или «раковина», оба этих значения подчёркивают восприимчивую природу тела в этом ритуале. Божественное Пламя нисходит сверху на существо мага. Это вливание Света наполняет мага силой, необходимой для того, чтобы установить Стражей. Каликс — это также простой, но мощный способ сбалансировать силы в психе, что делает его применимым в качестве «красящего порошка» для их сортов. Наконец, Каликс служит эффективным благодарением (gratulatio) в завершении работ, основанных на большем Доме Жертвоприношений, или общем поклонении универсальным силам, вызвавшим наше проявление и дающим нам надежду на Возвращение.

Наконец, существует чёткое, хотя и не сразу заметное отношение между Каликс и Пятеричным Паттерном Дома Жертвоприношений и, следовательно, Элементами. При взгляде в связи с приведённым выше утверждением Леви становится понятным, почему действие этой формулы производит микрокосмическую балансировку Элементов (принципов Дома Жертвоприношения), которая обязательно должна «предшествовать и заканчивать Заклинание Четвёрки», т.е. макрокосмических Архонтов Элементов. Для получения дополнительного понимания этих тайн см. статью «Исследование Дома Жертвоприношения» Сюзанны Савэйдж в The Ogdoadic Journal: Vol. 1, № 1.

Изопсефические значения и анализ

Изопсефия — это греческий эквивалент еврейской гематрии.

ΕΙ = 15 = 6

ΚΑΙ ‘Η ΔΥΝΑΜΙΣ = 744 = 15 = 6

ΚΑΙ ‘Η ΔΟΞΑ = 174 = 12 = 3

Η ΒΑΣΙΛΕΙΑ = 267 = 15 = 6

ΕΙΣ ΤΟΥΣ ΑΙΩΟΝΑΣ = 2247 = 15 = 6

Повторение числа 15 (6) свидетельствует о преимущественно солярной природе этого ритуала: мы получаем наполнение Божественным Светом и уравновешиваем его внутри своего существа так, чтобы мы могли излучать его, подобно нашей Звезде, поддерживающей всю земную жизнь. 15 также 53, или Дом Жертвоприношения, проявляющийся через Формулу Грааля.

Число 12, ассоциируемое с Хесед, можно интерпретировать как ссылку на Принцип Меланотеоса18 Почитаемых Созвездий: Меланотеос есть великий Змей Двенадцати Знаков Зодиака и, конечно, связанный с принципом Элеос верхнего этажа Дома Жертвоприношений (который сочетает в себе символику Хокма и Хесед), см. Примечания к Установлению Стражей Силы.

В словах силы также трижды встречается число 15, во всех этих словах присутствует дифтонг «ΕΙ», который пребывает в центральной колонне. Эпсилон и Йота являются греческими гласными, связанными со Ртутью и Солью соответственно.

Обратите внимание, что все числа делятся на 3 = София/Бина = Грааль = Каликс.

Также обратите внимание, что при делении всех магических сумм на 3 получаются числа, равные количеству слогов в словах (не считая ΕΙ).

Установление Стражей Силы

Каликс, Circulus

  1. Пройдите к Востоку. Начертите круг против часовой стрелки вокруг «Комнаты Искусства», или места вашей работы, визуализируя мерцающую серебристую дымку, окружающую рабочее пространство.

  2. Вибрируйте:

Η ΠΕΛΕΙΑ ΚΑΙ ‘Η ‘ΥΓΡΑ

Ο ‘ΟΦΙΣ ΚΑΙ ΤΟ ‘ΩΙΟΝ

Praesidia

  1. Оставаясь в центре, лицом на Восток, совершите жест Цервус, и далее:

  1. Примите Позу Жезла.

  2. Поднимите руки и образуйте ладонями треугольник напротив лба19. Вдохните и визуализируйте сияющую белую пентаграмму внутри треугольника.

  3. Выдохните и вибрируйте ‘ΑΘΑΝΑΤΟΣ.

  4. Вдохните, усиливая образ пентаграммы.

  5. Выдохните и выбросьте руки в стороны и вперёд, визуализируя, как пентаграмма во вспышке света просачивается через стену, подобную дымке, и вибрируйте ΣΕΛΑΗ-ΓΕΝΕΤΗΣ.

  1. Встаньте лицом на Север. Совершите Цервус, как и выше, но при этом вибрируйте в двух пунктах соответственно:

  1. ΙΣΧΥΡΟΣ

  2. ΚΥΡΙΟΣ

  1. Встаньте лицом на Запад. Совершите Цервус.

  1. ΙΣΧΥΡΟΣ

  2. ΠΑΓΚΡΑΤΗΣ

  1. Встаньте лицом на Юг. Совершите Цервус.

  1. ΙΣΧΥΡΟΣ

  2. ΘΕΟΣ

Инвокация

  1. Встаньте лицом на Восток. Примите Позу Жезла.

  2. Вибрируйте: ΓΑΙΑ ΚΑΙ ‘Ο ‘ΙΧΟΡ ΤΟΥ ‘ΟΥΡΑΝΟΥ.

  3. Распрострите руки в форме буквы Тау, ладонями вниз, и так оставайтесь на протяжении четырёхкратной инвокации.

Визуализируйте, затем вибрируйте:

  1. На Востоке— ΣΩΤΗΡ.

  2. На Юге — ‘ΑΛΑΣΤΩΡ.

  3. На Западе — ‘ΑΣΦΑΛΕΙΟΣ.

  4. На Севере — ‘ΑΜΥΝΤΟΡ.

Каликс

Примечания к Установлению Стражей Силы: Цель данного ритуала — отделить и подготовить область, в которой магу предстоит работать, и установить астральную и Бриатическую защиту. Ритуал включает в себя как изгнание, так и призывание: четыре Элемента изгоняются из круга в их естественном неупорядоченном и нечистом состоянии, могущественные духовные силы, управляющие Элементами призываются в символические эгрегоры, становясь Стражами Круга.

Деннинг и Филлипс, Mysteria Magica: Paper III.

В основе Установления Стражей Силы (УСС) лежит структура Дома Жертвоприношений:

  1. Дыхание. Каликс наполняет оператора духовной энергией для выполнения ритуала.

  2. Тело. Circulus определяет область деятельности и содержит в себе силы.

  3. Справедливость. Praesidia (Стражи) изгоняет несбалансированные элементарные энергии.

  4. Милосердие. Инвокация Архонтов защищает и наполняет круг силой.

  5. Слава. Каликс служит благодарением Высшему Свету.

  1. Каликс. Божественное Пламя нисходит через тело, наполняя мага силой.

  2. Circulus. Круг чертится против часовой стрелки. Вибрируемые сразу же после этого фразы ‘Η ΠΕΛΕΙΑ ΚΑΙ ‘Η ‘ΥΓΡΑ и ‘Ο ‘ΟΦΙΣ ΚΑΙ ΤΟ ‘ΩΙΟΝ означают «Голубь и Воды» и «Змей и Яйцо». Эти фразы, соответственно, ассоциируются с Лейкотеей, или Белой Богиней, и Меланотеосом, или Чёрным Богом. Их присутствие в УСС на этой стадии означает сущностную дихотомию Двух Колонн: Махетес и Номохетес, Саркс и Пневма, Энзор и Эремитус, Лейкотея и Меланотеос и т.д.

  3. Praesidia. Защита себя с помощью жеста Цервус.

Смысл и значение Божественных Имён, используемых для изгнания, следующие:

ΑΘΑΝΑΤΟΣ — «Бессмертный» — Активный Дух.

ΙΣΧΙΡΟΣ — «Сильный» — Пассивный Дух.

ΣΕΛΑΗ-ΓΕΝΕΤΗΣ — «Отец Света» — Воздух.

ΚΥΡΙΟΣ — «Господь» — Земля.

ΠΑΓΚΡΑΤΗΣ — «Всесильный» — Вода.

ΘΕΟΣ — «Бог» — Огонь.

После того как установлена защита, маг произносит нараспев ΓΑΙΑ ΚΑΙ ‘Ο ‘ΙΧΟΡ ΤΟΥ ‘ΟΥΡΑΝΟΥ, что означает «Земля и Кровь Небес». Эта фраза призывает энергии Агафодаймона в этой части УСС, поскольку она представляет, в общем, Триединую Надстройку Дома Жертвоприношений.

Инвокация Архонтов Элементов в их могущественные эгрегоры осуществляется через отчётливую визуализацию и вибрацию каждого имени. Изгнание производится против часовой стрелки, инвокация теперь же совершается посолонь. Вместо обычной системы еврейских Архангелов АС работает с греческими именами Сотер, Аластор, Асфалейос и Аминтор. Ниже приведены значения этих имён и характерные особенности визуализации:

ΣΩΤΗΡ — Архонт Воздуха.

Значение: «Спаситель», эпитет Зевса.

Образ: Высокий, стройный, одетый в жёлто-фиолетовые одеяния, развевающиеся от восточного ветра.

ΑΛΑΣΤΩΡ Архонт Огня.

Значение: «Мститель».

Образ: Худощавый, мускулистый, одетый в ало-зелёные одеяния на фоне танцующих языков пламени, с полированным медным жезлом в правой руке.

ΑΣΦΑΛΕΙΟΣ — Архонт Волы.

Значение: «Охранитель», эпитет Посейдона.

Образ: Высокий, стоящий в пенящейся, бурлящей воде, в сине-оранжевых одеяниях, держит серебряную чашу в левой руке.

ΑΜΥΝΤΩΡ — Архонт Земли.

Значение: «Защитник».

Образ: Широкоплечий, спокойный, облачённый в одеяния цвета индиго с тусклым золотым отливом, стоящий на буйной траве с жёлтыми цветами, держит в одной руке Золотой Шар, а в другой — золотой серп.

Примечание: в описаниях изображений первый цвет одеяния является основным, а второй соответствует «дополнительному цвету» по отношению к первому и визуализируется как оттенок, световой эффект или какой-либо другой аспект данного предмета одеяния20.

Каликс. Теперь, в атмосфере «запечатанного и освящённого» Круга, маг снова выполняет Каликс, дабы почтить возвышенную реальность сил внутри и снаружи.

Изопсефические Значения и Анализ

Η ΠΕΛΕΙΑ ΚΑΙ ‘Η ‘ΥΓΡΑ = 686 = 2:

686 = εταιρος «товарищ, партнёр, возлюбленный»;

686 = φλογγοι «ноты музыкальной гаммы».

«Голубь и Воды»:

И Голубь, и Вода — Символы Лейкотеи.

ΠΕΛΕΙΑ «голубь» = 131:

131 = αμοιβη «перемены, обмен»;

131 = γονη «рождение, источник, семя»;

131 = Ιερεια «Жрица»;

131 = ΠΑΝ «Всё»;

131 = θαομαι «сосать».

ΥΓΡΑ «воды» = 504:

504 = αγαθον «Добро»;

504 = θεσπις «божество»;

504 = δυοδεκα «двенадцать»;

504 = δισκος «диск»;

504 = ροδινος «сделанный из роз, розовый».

Ο ‘ΟΦΙΣ ΚΑΙ ΤΟ ‘ΩΙΟΝ = 2181 = 12 = 3:

«Змей и Яйцо»:

Меланотеос «архетипически тождественен могущественному духу Офиону доэллинистической Греции». Отметим число 12: он есть змей Зодиака. Также он представляет плодотворные архетипы вселенной, символизируемые Яйцом.

ΟΦΙΣ «змей» = 780 = 15 = 6:

780 = πολυς «Множество» «МЕЛАНОТЕОС есть также, в высшем мистическом смысле, Множество, Даймоны Полиастры, Звёздные Владыки»

780 = ουτι «ничто»

ΩΙΟΝ «яйцо» = 930 = 12:

930 = φρονις «практическая мудрость, совет»;

930 = φοινικος «Феникс»;

930 = εν κενω «в пустоте»;

930 = ιερον οστεον «Святая кость, крестец»;

930 = πνςυμα ο θεος «Бог есть дух»;

930 = καταστολη «стола, епитрахиль, свободная верхняя одежда»;

930 = ζανθος «жёлтый».

ΓΑΙΑ ΚΑΙ ‘Ο ΙΧΩΡ ΤΟΥ ‘ΟΥΡΑΝΟΥ = 3487 = 22 = 4:

«Земля и Кровь Небес»

«АГАФОДАЙМОН отождествляется с благотворными и поддерживающими жизнь аспектами солярной силы, нисходящей на землю, а также с духовным откликом, ведущим душу вверх».

Деннинг и Филлипс, Mysteria Magica: Paper XVI.

Число 22 наводит на мысль о 22 Путях на Древе и о змеином Пути Возвращения.

ΓΑΙΑ «земля» = 15:

15 = ει «Ты»;

15 = θεα «Богиня»;

15 = ζη «жить!».

Ο ΙΧΩΡ «кровь» = 1580:

1580 = Ισχθρος «могущество» (Божественное Имя Пассивного Духа);

1580 = Σισυφος «Сизиф».

ΟΥΡΑΝΟΥ «небес» = 1091

1091 = μαρμαρωθ «облако перед престолом Всевышнего Бога»;

1091 = ο χιμαρος «козёл»;

1091 = φιλαδελφια «братская любовь».

Для изопсефической информации по божественным именам, используемым в знаке Цервус, а также именам Архонтов, изучите следующие слова:

ΑΘΑΝΑΤΟΣ

ΣΕΛΑΗ-ΓΕΝΕΤΗΣ

ΙΣΧΥΡΟΣ

ΚΥΡΙΟΣ

ΠΑΓΚΡΑΤΗΣ

ΘΕΟΣ

ΣΩΤΗΡ

ΑΛΑΣΤΩΡ

ΑΣΦΑΛΕΙΟΣ

ΑΜΥΝΤΩΡ

Clavis Rei Primae

Формула I: Пробуждение Цитаделей

  1. Встаньте лицом на Восток. Примите Позу Жезла.

  2. Установите Ритмическое Дыхание.

Врата:

  1. Вдохните. Сформируйте Corona Flammae.

  2. Выдохните, вибрируя ΕΝ ΤΟ ΠΑΝ.

  3. Вдохните, низводя ось Света из Короны и формируя Uncia Coeli.

  4. Выдохните, вибрируя TURANA.

  5. Вдохните, низводя свет в Flos Abismy.

  6. Выдохните, вибрируя DESTAFITON.

  7. Вдохните, низводя свет и формируя Orbis Solis.

  8. Выдохните, вибрируя ONOFIS.

  9. Вдохните, низводя свет в Cornua Lunae.

  10. Выдохните, вибрируя IAW.

  11. Вдохните, низводя свет в Insita Splendens.

  12. Выдохните, вибрируя BAQ MENIN ‘EKASTOU.

Кадуцей:

  1. Вдохните, визуализируя полосу белого света, исходящего от Insita Splenden и поднимающегося по спирали противосолонь вверх вокруг оси и центров, до тех пор, пока она не растворится в Flos Abismy.

  2. Выдохните, усиливая осознание центров и оси.

  3. Вдохните, визуализируя полосу красно-белого света, исходящего от Instita Splendens и поднимающегося по спирали посолонь вверх вокруг оси и центров, исчезая в Flos Abysmi.

  4. Выдохните, усиливая осознание центров и оси.

Формула II

  1. Встаньте лицом на Восток.

  2. Установите Ритмическое Дыхание.

  1. Визуализируйте Corona Flammae как интенсивно пульсирующую сферу белого блеска.

  2. Вдохните, визуализируя, как ось блеска нисходит в Orbis Solis и расширяется в сферу золотисто-жёлтого света.

  3. Выдохните, визуализируя, как ось блеска нисходит в Instita Splendens и расширяется в белую сферу (менее блестящую, чем Corona Flammae).

  4. Вдохните, посылая в обратном направлении заряд интенсивного розово-золотого пламени вверх из Instita Splendens в Orbis Solis.

  5. Выдохните, успокаивая свет.

  6. Повторите шаги 2 и 5 пять или шесть раз.

  7. Сконцентрируйтесь на Orbis Solis. Сияние этого яркого внутреннего солнца всё более возрастает, до тех пор, пока вся аура не наполнится золотисто-жёлтым светом. Осознание Corona Flammae и Instita Splendens постепенно угасает.

Формула III: Arista Plena

  1. Встаньте лицом на Восток.

  2. Установите Ритмическое Дыхание.

  1. Визуализируйте Corona Flammae как интенсивно пульсирующую сферу белого блеска.

  2. Выдохните и примите позу Пси.

  3. Вдохните. Выдохните, вибрируя AVE LUX SANCTISSIMA.

  4. Вдохните и низведите ось блеска, формируя Orbis Solis в золотисто-жёлтом свете.

  5. Выдохните и сложите руки на груди, правая над левой.

  6. Вдохните. Выдохните, вибрируя SOL VIVENS.

  7. Вдохните. Свет нисходит из Orbis Solis в Instita Splendens в белом свете.

  1. Выдохните и совершите жест Pronatio.

  2. Вдохните. Выдохните, вибрируя CUSTOS MUNDI.

  3. Вдохните, посылая в обратном направлении заряд интенсивного розово-золотого пламени вверх из Instita Splendens в Orbis Solis.

  4. Выдохните и сложите руки на груди, левая над правой.

  5. Вдохните. Выдохните, вибрируя IN CORDE TE FOVEO.

  6. Вдохните. Выдохните и распрострите руки в позе Тау, ладони вверх.

  7. Продолжайте Ритмическое Дыхание, в это время Orbis Solis увеличивает яркость, опоясывая ауру золотисто-жёлтым светом.

  8. Выдохните и вибрируйте MEMBRIS CIRCUMAMICTIS GLORIA TUA.

Примечания к Clavis Rei Primae:

Формулы Clavis Rei Primae являются сердцем многих огдоадических практик. Пробуждение напоминает ритуал «Срединного Столпа» Золотой Зари. Тем не менее, огдоадические центры активности ни в коем случае не являются теми же самыми центрами, что используемые в Срединном Столпе (как их называют Цицеро, галгалим). Было бы ещё большей ошибкой приравнять центры или галгалим к восточной системе чакр. В основном чакры пробуждают, начиная с нижней и далее до коронной, в то время как в Искусстве Магии центры пробуждаются сверху вниз.

Огдоадическая традиция использует систему из шести Центров Активности, соответствующих пяти Вратам Сфирот Древа Жизни, а также дополнительный бровный центр, который означает Нешама. Центры существуют не на физическом плане, а в астросоме, или «астральном теле» каждого (хотя часто существует связь между астральным положением центра и железой или протоком в физическом теле). Центры представляют различные уровни человека, микрокосма, проходят через четыре мира и их сущностные динамические отношения. Эти центры часто называют латинскими именами, которые перечислены ниже.

Первая формула Пробуждения Цитаделей имеет большое значение для развития магической личности. Она не только оживляет центры, но также приучает их к организованной магической работе. В Главе IV «Основ Высшей Магии» Деннинг и Филлипс сравнивают две методики, которые помогают развитию магической личности: Пробуждение Цитаделей и «Выход Звезды и её Колесницы» (т.е., Солнечная астральная проекция). «В развитии квазиземных способностей Тела Света воля и понимание направлены на ту задачу, которая имеет отношение к сфере, лежащей ниже, чем их собственная… При Пробуждении Цитаделей, однако, эти высшие способности ума открывают ворота своей области и призывают силы более высокого порядка, чем их собственные… Посредством [Выхода] человек превосходит ограничения своего тела; посредством [Пробуждения] — ограничения своей души».

Пробуждение Цитаделей является столь важной практикой, что Деннинг и Филлипс рекомендуют осваивать её, проходя через четыре стадии:

  1. Формирование центров только в белом свете. Кадуцей можно повторять не более пяти раз, до тех пор, пока исполнение не станет гладким. Минимум три недели практики.

  2. Формирование центров в цвете (как приведено выше). Минимум три недели практики.

  3. Расширение формулы троекратной вибрацией каждого Божественного Имени. Минимум восемь недель практики.

  4. При формировании сферы на вдохе включите в работу размышление над сущностным космическим принципом каждого Центра. На выдохе, однако, заряжайте сферу только резким произнесением Имени.

При Пробуждении, как только Врата активированы, маг визуализирует чередующиеся полосы света, которые составляют Кадуцей. Алые и белые токи наводят на сильные ассоциации с восточными чакрами. В восточных системах центральная колонна астрального тела, которая проходит от основания позвоночника до макушки головы, известна как сушумна. Именно вдоль этого нади (канала) расположены семь чакр. Два других первичных нади закручены по спирали вокруг сушумны: Ида, которая закручена по спирали против часовой стрелки, и Пингала, которая закручена по спирали по часовой стрелке. Иду иногда называется Лунным каналом и описывается как белая. Пингала, наоборот, является Солнечным каналом и описывается как красная.

Вторая Формула Clavis Rei Primae на самом деле не имеет подзаголовка, но я говорю о ней как о «Быстром Включении», поскольку это одна из её основных функций. Формула Orante для магической проекции, используемая во многих работах и посвящениях, основана на этой второй формуле.

Третья Формула Clavis Rei Primae впервые напечатана в «Aurum Solis: Церемонии Инициации…», где Осборн Филлипс упоминает её между прочим в середине Ритуала Sacratio Templi (стр. 30). Она представляет собой сочетание жеста Arista (приведённого в статье «Mysteria Magica» об Установлении Стражей Твердыни) и Второй Формулы C.R.P. На самом деле, правильнее будет сказать, что жест представляет собой урезанную версию этой формулы, имеющей подзаголовок «Arista Plena». Перевод c латинского языка в Arista следующий: «Приветствие тебе, о святой свет! / Живое Солнце, / Хранитель Мира, / В моём сердце я держу тебя. / Мои члены опоясаны славою Твоею».

Врата

«Центры следует представлять как сферические сгустки света и энергии (так как установлено, что это наиболее подходит для магической подготовки) примерно пяти сантиметров в диаметре».

Paper VI, Mysteria Magica

Центр Активности

Местоположение

Латинское название

Перевод

Corona Flammae

«Пламенная Корона»

Над макушкой головы

Uncia Coeli

«Дюйм Небес»21

Проецируется в полусферу ото лба

Flos Abysmi

«Цветок Бездны»

Полностью вне горла

Orbis Solis

«Сфера Солнца»

Проецируется в полусферу от груди

Cornua Lunae

«Рога Луны»

Проецируется в полусферу вокруг гениталий

Insita Splendens

«Сияющая Госпожа»

Между предплюснами стоп, половина — над землёй, половина — под землёй22

Центр Активности

Цвет

Соответствующая часть

Антропоса (Человека)

Corona Flammae

Интенсивный блеск, подобный горящему магнию Йехида

(«Божественная Искра»)

Uncia Coeli

Мерцающий мягкий сизо-серый Нешама (Великая Мать,

Интуитивное Сознание)

Flos Abysmi

Волнистый интенсивный умеренно-пурпурный Даат Микрокосма

(Синий Лотос в Бездне)

Orbis Solis

Пульсирующий излучающий жёлтый Руах (Ноэмасом:

ментальная оболочка)

Cornua Lunae

Чистый лавандовый, излучающий и быстро закручивающийся Нефеш (Астросом:

астральное тело)

Insita Splendens

Семь спектральных цветов, медленно закручивающихся и мерцающих Гуф (физическое тело;

чувственное сознание)

Перевод © Frater K.B.V. aka Julian

1 Процесс индивидуации относится к теориям Юнга.

2 См. The Magical Philosophy, vol. 1, p. 61.

3 См. The Magical Philosophy, vol. 1, p. 61.

4 См. «Книга Четыре» Алистера Кроули, «Риза».

5 См. The Magical Philosophy, vol. 3, или Золотую Зарю Регарди, Книгу 4, о телесматических фигурах.

6 Мантические образы, в отличие от телесматических, являются результатом опыта восприятия, такого как сны или скраинг.

7 В оригинале, соответственно, английские. — Прим. пер.

8 Здесь автор пользуется устаревшими соответствиями, согласно которым Хей — Овен, а не Водолей. — Прим. пер.

9 Не совсем корректно. В Весах управляет Венера. При чём здесь Меркурий. — Прим. пер.

10 The Magical Philosophy, «Guide to Study and Practice: Program 3».

11 Версии ритуалов Каббалистического Креста и МРП, принятые в системе O.A.S. — Прим. пер.

12 Безусловно, в данном ритуале могут использоваться Каббалистический Крест, МРП и Ритуал Серединного Столпа системы Золотой Зари. — Прим. пер.

13 Наименование Алтаря в системе O.A.S. — Прим. пер.

14 Изображение восьмиконечной звезды как символа Великой Работы, принятого в O.A.S.

15 Коронный факел (лат.). — Прим. пер.

16 Примерный перевод с латинского — Опоясывающее Сияние. — Прим. пер.

17 Перевод Raull Lemniskatus. Хабаровск, 2005-2007 год.

18 Меланотеос — «чёрный бог» (греч.).

19 Очевидно, как в Знаке Тум-Аш-Нейт. — Прим. пер.

20 Как вариант — Архонт может быть облачён в тунику основного цвета, и тогу — дополнительного. — Прим. пер.

21 Деннинг и Филлипс упоминают в отношении Uncia Coeli старый обычай намечать «квадратный дюйм» на лбу.

22 В астросоме каждая стопа имеет свой собственный центр активности, но когда они вместе, их легче всего визуализировать как один.