Каббала — Два Пути к Творцу

Илья «Масселл» Маслов

Каббала — Два Пути к Творцу

Аннотация:

Статья для журнала R.I.P.

…во всех высказываниях Каббалы и в молитве,

где ощущается видящим управление Творца,

речь идёт об истинном раскрытии Творца

и естественном познании Его, в полном слиянии.

Бааль Сулам, «Четыре Мира (Суть и Келим)»

Проще всего было бы определить каббалу как магическую традицию еврейского народа, т.е. своего рода национальный аналог индусской тантры или руники северян. Но в силу исторических причин каббалистическая терминология, символика, методология легли в основу европейской средневековой магии. Поэтому как невозможно разобраться в истории Европы, не разбираясь в библейском вероучении (как бы мы к нему ни относились), так невозможно понять оккультные учения Парацельса или Майстера Экхарта, не понимая каббалы — ключа и первоосновы авраамических религий.

Через века и страны

Первым каббалистом иудейские равы (учителя) считают «первого человека» — Адама, полностью посвящённого в замысел Творца и обладающего абсолютным знанием о мире. Правда, Адам («Адам Кадмон») каббалы — это скорее духовная сущность, в результате неких событий распавшаяся на души всего человечества. Первым же «земным» каббалистом считается легендарный прародитель евреев Авраам (Абу-Рам-Ху). Долгое время авраамическая традиция передавалась из уст в уста, но постепенно возникла необходимость закрепить её письменно, что и совершил рав Шимон бар Иохай во II в. н.э., написав «Книгу Сияния» — «Сефер га-Зогар». В период падения Римской Империи и становления варварских королевств евреи, взявшие в свои руки все торговые пути, неизбежно знакомили неиудеев («гоев») как со своим вероучением, так и с магией. Наложившись на греко-римские мистерии и рунику, каббала и породила весь спектр средневековых оккультных систем, от «христианской каббалы» до розенкрейцеров. На востоке каббала, смешавшись с индуизмом, зороастризмом, буддизмом, вылилась в появление суфиев — формально мусульман, но в действительности находившихся в конфронтации с официальной религией.

Основоположником современной каббалистической методологии является рав Ицхак Лурия, живший в период Возрождения, а в наши дни систематизацией и распространением каббалы занят рав Михаэль Лайтман, ученик Бааль Сулама, будто бы имевшего непосредственный контакт с Творцом во время Второй мировой войны. Но среди тех, кто пользовался каббалой вне иудейской традиции, такие известные оккультисты, как Элифас Леви, Папюс, Алистер Кроули.

Воля и замысел Творца

Творец — центральное понятие каббалы. Сущность, находящаяся вне нашего мира, одновременно является первопричиной возникновения Вселенной и залогом её существования. Каббалисты крайне неохотно говорят и пишут о Творце, считая его принципиально непознаваемым, а его единственность — не нуждающейся в обоснованиях. Цель каждого конкретного человека, согласно каббале — постигнуть замысел Творца, придающий смысл существованию Вселенной, и в дальнейшем способствовать просвещению человечества. В конце концов души всех людей должны слиться друг с другом, снова образовав Адама Кадмона, пребывающего в непосредственной связи с Творцом.

В то же время некоторые из каббалистов, например — Бааль Сулам, смутно намекают на «множество миров», которые Творец передаст в управление «верным». Возможно, речь идёт о том, что наиболее «праведные» в конце творения будут отделены от Адама Кадмона и станут ангелами, которые у каббалистов не имеют собственной воли и являются лишь проекциями воли Творца.

Отсюда вытекает крайняя враждебность каббалистической традиции как к «еретикам» (евреям-реформистам, христианам, мусульманам), так и к язычникам. Дошло до того, что трактат «Абода Зара» предписывает убийство «лучших из многобожников», а Новый завет каббалисты именуют не иначе, как «Эбед Элилим», «Пища для бедняков».

Эц Хайим — Древо Жизни

Скорее всего, концепция Древа Жизни пришла в каббалу из более ранних семитских или индоевропейских учений, однако была переосмыслена и истолкована в рамках абстрактного духовного символизма. Это «таблица» или «структура», с помощью которой каббалисты описывают мироустройство.

Эц Хайим представляет собой схему человеческой (и одновременно мировой) «души» (психики), и действительно изображается в виде древа, правая часть которого называется «Милосердие», левая — «Наказание» или «Возмездие», а средняя — «Умеренность». Состоит древо из сфирот — символов каких-либо человеческих качеств. Сфиры правой и левой сторон противостоят друг другу, например «левая» сфира Гебура (Огонь, Сила, Суровость) противостоит «правой» сфире Хесед (Милосердие, Сострадание). Число сфир, как правило, сводится к десяти, хотя в некоторых источниках указывается одиннадцать или двенадцать. Особую роль играет сфира Тиферет, символизирующая «умеренность», соответствие каковой принято считать т.н. «срединным путём».

Отсюда и берёт своё начало популярная идея о «Двух путях к Творцу», правом и левом, через самоограничение и через утоление страстей. Следует понимать, что всякое учение «Левой Руки», оперирующее понятием «Творца» и стремящееся к слиянию с ним, является по сути каббалистическим, хотя в явном виде может этого и не декларировать.

Тёмная Сторона Творца

Повышенный интерес людей ко всему «тёмному» и «запретному» привёл к тому, что Путь Левой Руки в рамках каббалы выделился в отдельную концепцию, в то время как Путь Правой Руки соотносится с равновесием, с Тиферет. «Левый путь» каббалы получил название «клифотического» от «клифот» — «тени», своего рода отражения сфирот, «перевёрнутое древо смерти». Согласно классической каббале, как клифы, так и близкие к ним сфиры «пусты и безвидны», но «левопутисты» населяют их множеством таинственных созданий. Роль Творца в магии клифот играет Самаэль, Тёмная Сторона Творца, «супруга» которого Лилит является Сердоточием Теней («Лепака Клифот»), т.е. олицетворяет мир призраков и мёртвых («Шеол»), вызываемый к жизни Желанием Самаэля.

Если в классической каббале основную роль играют медитация, умение концентрироваться и практическая деятельность по «просвещению» человечества, то в магии клифот упор делается на личное развитие, а слияние с творцом заменяется на превращение в могущественного обитателя Шеола. Скорее всего, клифотическая магия подверглась куда большему влиянию со стороны языческих религий, чем каббала вообще.

На пути к Цели

Каббала, лишённая дуализма, лишена и идеи о противостоянии Света и Тьмы, которые, согласно «Север га-Зогар», исходят из одного источника, Творца. Соответственно, существование мира завершится либо с просвещением всех людей, со всеобщим пониманием Цели Творения, либо (согласно некоторым средневековым источникам) после уничтожения Творцом тех, кто не способен понять каббалистическое учение, т.е. лишённых «кли» — божественного света, аналога «души» других мистических систем. Однако каббалисты сходятся в одном — «все народы» должны услышать «Истину», и лишь потом Творец решит, что следует делать с неспособными её воспринять.

Каббалисты проделали и продолжают делать огромную работу по претворению своих идей в жизнь. Экуменизм, «открытое общество», интернационализм, популяризация магии, противодействие возрождению неоязычества — вот далеко не полный перечень направлений их деятельности. Международная Академия Каббалы, возглавляемая Михаэлем Лайтманом, издаёт официальный бюллетень «Древо Жизни», большая часть которого посвящена вопросам внутрисоциумной активности каббалистов. Казалось бы, по сравнению с античностью и средневековьем, исполнители воли Единого стали куда ближе к своей цели…

Впрочем, в поэме знакомого с магией и каббалой Мильтона «Потерянный Рай» есть один интересный момент. Мир Творца, расширяясь, захватывает всё новые области первозданного Хаоса, Владыка которого (символизирующий, скорее всего, первозданное язычество, изрядно потеснённое христианством задолго до Мильтона) вынужден заключить союз с Сатаной, изначально принадлежавшим миру Творца, но восставшему против воли того. Да, каббала, проповедующая поклонение творцу и финальное «слияние» с ним, противоречит стремлению любой состоявшейся личности к индивидуализации, к независимости от внешнего. Магия как таковая всегда противостояла идее Творца, требующего самоотречения. Но если кто-то придёт к истинной магии, к жизни в соответствии со своим Желанием, через каббалу и родственные ей системы, Посвящённые не прогонят его. Они лишь дадут понять, что Тьма и Бездна древнее и могущественнее Творца, и наши древнейшие корни уходят именно в этот первозданный Хаос.