Fr. Nyarlathotep Otis
Гремлиномикон:
Введение в техномагию
Предисловие
Будучи несколько лет назад в Киеве, мы с женой и дочкой наведались в оставшийся ещё с советских времён парк развлечений близ станции метро «Дарница». Пахло запустением. Старые аттракционы проржавели, посетителей не было, немногочисленные смотрители скучали, и ощутимые всем телом грустные эманации местных техноэлементалей заполняли «тонкие» слои парка. Мы погуляли по парку, покатали дочку (несколько раз техника прошлой эпохи выходила из строя, смотрители тоже далеко не сразу подходили к нам — видимо, не до конца веря, что кто-то захотел покататься), сводили её в павильон столь же древних игровых автоматов (там ещё пользовались металлическими жетончиками старого образца, и мы приобрели один на память, помимо тех, которые использовали по прямому назначению). Мы прислушивались к техноэлементалям (сейчас их принято называть гремлинами, вопреки сложившемуся в массовой культуре представлению о том, что гремлины — это обязательно злые духи, совершающие всевозможные поломки механизмов), те прислушались к нам. Эпоха, в которую они были рождены, дарила ностальгию и нам, поэтому мы остались друг другом довольны. Покидая парк, мы замечали то одного, то другого прохожего, отважившегося после нас прокатиться на ржавых каруселях и паровозиках. Смею надеяться, это была наша плата скучающим без работы сущностям.
*
Встрече в Киеве — не единственный и даже не первый мой опыт общения с техноэлементалями, но, наверное, самый эмоционально насыщенный. Кто они? Можно ли наладить с ними общение или даже сотрудничество? Наконец, существуют ли они в реальности? Ответ на последний вопрос в парадигмах современного оккультизма давался множеством практиков, хотя никто из них, надо полагать, конкретно о техномагии всерьёз не задумывался. «Существуют они или нет, — писал Алистер Кроули в Liber O vel Manus et Sagittae о подобных магических абстракциях, — в любом случае они нематериальны. Определённые действия влекут за собой определённые результаты; но ученику ни в коем случае не следует приписывать им объективную реальность или философскую значимость». «Духи столь же реальны, сколь реальны силы, которые они олицетворяют, — пишет наш современник Лон Мило Дюкетт в книге «Ключ к Ключу Соломона». — Я не верю в существование объективного, материального существа, которое живёт на Северном полюсе и летает по всему миру в канун Рождества, доставляя всем подарки — но я точно знаю, что существует реальный и магический дух безрассудной щедрости, в шутку персонифицируемый в глазах миллиардов людей как Санта-Клаус. Действительно, каждый год (в течение месяца, когда этот дух находится в зените своей способности овладевать людьми) этот субъективный, нематериальный дух очень даже реальным образом ответственен за появление невообразимого количества материальных вещей и неизмеримого изобилия и счастья».
На ту же тему говорится и в небезызвестном диалоге-притче об оккультной метамодели:
— Так как, духи существуют?
— В шаманской модели — да.
— А в энергетической?
— Там есть формы тонких энергий.
— А как с психологической моделью?
— Здесь мы имеем дело с проекциями бессознательного.
— Но что происходит в информационной модели?
— Там есть информационные кластеры.
— Всё так, но духи-то существуют или нет?!
— В шаманской модели — да.
Иными словами, нам совершенно неважно, существуют ли элементали или любые другие сущности как некая объективная данность, или они — всего лишь образ для персонификации неких безликих сил вне или внутри нас; важно, что, обращаясь к их образам, мы можем достигать нужных нам результатов проще, чем нам удалось бы без такого рода обращений. По этой причине я не намерен рассматривать в этой работе вопрос о том, откуда явились гремлины, какие божества их породили, от каких разновидностей фэйри и элементалей они происходят и можно ли их кормить после полуночи. Однако вопрос о том, откуда взялся их образ, я, без сомнения, затрону, — как коснусь и темы приписываемых им свойств и генеалогий. Не гнушаясь развёрнутых цитат из художественной литературы, городских легенд, низкопробных псевдоэзотерических газет и брошюр и даже (о боги!) Википедии (цитаты эти, возможно, составят более половины объёма всей книги), я, тем не менее, убеждён в том, что Гремлиномикон — первое серьёзное, системное исследование по техномагии (не путать с одноимённой игрой) — во всяком случае, на русском языке. В нём вы найдёте как теоретические рассуждения о происхождении образа гремлинов, так и практические рекомендации по составлению магических иерархий с их участием, написанию обращений к ним, изготовлению артефактов для общения с техноэлементалями и, в конечном итоге, выстраиванию с ними обоюдовыгодных отношений. Хотя эта книга не претендует на всеохватность, она, уверен, в состоянии дать отправную точку для дальнейших исследований и экспериментов и заинтересованным практикам, и этнографам, изучающим современный фольклор. Надеюсь, своего Фрэзера этот «Золотой провод» ещё дождётся.
Часть I. Теория
Глава 1. Фэндомная магия
Граница между сакральным и профанным куда более размыта, чем это считают многие. Применительно к нашей теме, это касается, прежде всего, неоднозначности «сакрального статуса» литературного произведения в самом широком смысле этого слова, будь то исторический документ, фантастический роман, текст мистико-религиозного содержания или киносценарий. Фанфик двухтысячелетней давности под названием «Новый Завет», написанный по мотивам сборника разноплановых текстов древнееврейских авторов, приобрёл собственный обширный фэн-клуб, разделившийся на множество самостоятельных религиозных сект, и потому считается «священным писанием». «Кольцо Тьмы», фанфик Ника Перумова по мотивам более поздней трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец», хотя и имеет своих почитателей, «священным писанием» всё же не считается даже самыми преданными из них. Количество произведений литературы, изобразительного искусства, песен, ролевых игр и других культурных явлений, вдохновлённых той же самой «канонической» трилогии, уступает (пусть и с колоссальным пока отрывом, но в её-то годы…) лишь количеству таковых, вдохновлённых указанным древнееврейским сборником и его многочисленным сиквелам, и уж точно куда выше, чем, скажем, всё то, на что вдохновили своих последователей Китаб аль-Маджму, Акилатиратту Амманай или Гинза Рба. Сотворение человека из глины воспринимается миллионами людей как священная истина, его же происхождение из паразитов на теле первовеликана Паньгу — как часть космогонического мифа с глубоким философским и мистическим смыслом, а сотворение Колобка или Пряничного человечка из теста — это всего лишь детская сказка. (Впрочем, в проведённой калининградской рабочей группой «93 in 39» в декабре 2009 года хаос-магической Мистерии Курочки Рябы я уже постарался показать узость и однобокость такого подхода.) Боги, лишившиеся своих почитателей, со временем становятся мифологическими персонажами, а боги, ещё не приобретшие их, остаются персонажами литературными. Такое положение дел тоже не всегда неизменно: старые боги могут возрождаться вместе со своими религиями, а новые — обрастать собственными культистами, писаниями и ритуалами (что мы наиболее отчётливо наблюдаем сейчас на примере лавкрафтианских Древних). Иными словами, практически невозможно сказать, когда и при каких условиях книга перестаёт быть «просто книгой», а становится «Писанием», а когда происходит обратный процесс, и с полки «Религия и эзотерика» книга перекочёвывает в раздел «Художественная литература».
Не всё просто и с однозначно художественными произведениями. С одной стороны, философы, оккультисты и мистики, владеющие даром художественного слова (вспомним хоть Гёте, хоть Блейка, хоть Кроули), нередко выражают в форме такового собственные прозрения, убеждения и идеи. С другой — даже если автор изначально был чужд оккультизму и мистике, глубина проработанных им образов может вызвать в сердцах и умах должным образом «настроенных» читателей мысли и переживания, связанные с миром «сверхъестественного», а образы и практики, которые автор воспринимал как чистой воды вымысел, могут быть переосмыслены ими в более практическом ключе. Если с первым случаем (передача мистического опыта, философских идей и пр. через литературное произведение) всё более-менее ясно и неоднократно освещалось в соответствующих тематических работах, то второй вариант более субъективен, и потому здесь я хочу немного рассказать о собственном опыте «фэндомной магии» — то есть магических техник, в большей или меньшей степени использующих образы и приёмы, перенятые (как правило, с переосмыслением применительно к нашей действительности) из художественных книг и фильмов.
Важнейшим для моей личной практики произведением подобного рода является, без сомнения, «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Познакомившись ещё в 1992 году с концепцией Истинной Речи из этого произведения, я буквально загорелся ею, и на её основе возникла идея об универсальном символьном языке магии, который позднее получил название Астэрон. Работа с Астэрон по сей день (уже более 20 лет) является магистральной в моём Великом Делании и с теоретической (мифокосмологической и семантическо-семиотической), и с практической точки зрения (практическая сторона уже немного излагалась в моей книге «Магия Астлантэ» и некоторых других работах, а в настоящее время я готовлюсь к написанию третьей части Liber Rosae Ventorum, где мой опыт будет обобщён на новом, хоть и пока не на завершающем уровне).
Картина мира, описанная в «Хрониках Амбера» Роджера Желязны, тоже оказала огромное влияние как на моё мировоззрение, так и на мою практику. Она обогатила мой арсенал такими техниками как «путешествие по Отражениям» (в его более материалистической «сталкерской» форме — когда из возможных путей из точки A в точку B ты выбираешь кратчайший, но неизвестный; и в форме более мистической, когда вместо того, чтобы менять ситуацию от нынешней к желательной ты словно бы сам перемещаешься по цепочке чуть отличных друг от друга миров в тот, где желаемая ситуация и является нынешней) и «рука Логруса» (когда, войдя в нужное состояние, ты можешь притянуть в свою текущую реальность те события, те предметы и тех людей, в которых испытываешь необходимость, — что порой для взгляда со стороны выглядит как вытаскивание кролика из шляпы), — а также совершенно новым взглядом на землю, где я родился: не только как на волшебное, но периферическое Тридцать Девятое Царство, и не только как на географический центр Европы, но и как на Янтарное Королевство, мистический Центр Мира, символически равный горе Меру.
Следующее направление фэндомной магии, которое не только оказало влияние на меня, но и испытало значительное влияние с моей стороны — это лавкрафтианская модель мира, один из наиболее ярких примеров того, как художественное произведение за какую-то неполную сотню лет превращается в мифологическую, магическую, а порой и религиозную систему. Дагон, позднее прочно закрепившийся в пантеонах Мифа Ктулху, впервые упомянут Лавкрафтом в 1917 году, а через два года (в «Показаниях Рэндольфа Картера») появляется и первый намёк на Некрономикон. После смерти Лавкрафта остался «Лавкрафтовский кружок». Огюст Дерлет и Дональд Вандрей основали компанию под названием «Аркхем Хаус» и начали издавать книги Лавкрафта. Чуть позже Дерлет начал писать произведения «под Лавкрафта». Именно Дерлет воспользовался термином «Миф Ктулху», именно Дерлет развил космогонию Лавкрафта, именно он же собрал из книг Лавкрафта первый Некрономикон и подготовил его к изданию. В 1972-м году Кеннет Грант, один из учеников Алистера Кроули, пишет книгу «Магическое Возрождение» (The Magical Revival), в которой предпринимает попытка связать учение Телемы с мифом о Некрономиконе и культе Древних. Проведённые Грантом параллели между работами Кроули и лавкрафтианской мифологией пустили глубокие корни в массовой культуре. Грань между вымыслом и реальностью была ещё больше размыта в конце 1970-х, после выхода в свет книги под названием Grimoirium Imperium, претендующей на звание перевода подлинного Некрономикона. Другой Некрономикон, выпущенный под псевдонимом Симон, был слабо связан с мифологией Лавкрафта и базировался больше на шумерской мифологии. К началу XXI столетия свод магико-мифологической литературы лавкрафтианского толка — от объёмных гримуаров, претендующих, как и описанные выше, на звание подлинных (или, по крайней мере, фрагментов из подлинных), до небольших заметок и описаний ритуалов — стал поистине необъятным. Свой собственный вклад в эту традицию и свои эксперименты в её рамках я излагаю подробнее в некоторых других работах (прежде всего, хочу назвать первую часть «Мифоистории Писаний Альяха» и краткий справочник «Каббала Древних», а также «Завет Мёртвых» — компиляцию и реконструкцию разрозненных фрагментов Мифа Ктулху в единый канон), здесь процитирую лишь один фрагмент из них: «во-первых, главные опасности [Некрономикона] находятся не там, где утверждает он сам, а в том, чтобы не потерять связи с реальным миром, а во-вторых, творческий подход к магии Древних (как и к магии вообще) гораздо важнее, чем точное соблюдение всех начертаний, заклинаний и последовательности в ритуале».
Мультивселенная Майкла Муркока во многом пересекается с Мифами Ктулху. Там тоже есть Древние боги и таинственная Книга Мёртвых Богов, а созданная Муркоком звезда из восьми расходящихся стрел стала одним из важнейших символов Хаоса и в художественных произведениях, и в компьютерных играх, и в современном оккультизме (включая тексты, связанные с лавкрафтианской традицией). Так случилось, что российский фэндом Муркока был практически с нуля создан моей (на тот момент будущей, на этот — почти что бывшей) женой, и я (под именем Алого Лучника) активно взялся за его созидание, написав немало стихов и ещё больше анекдотов по мотивам произведений Муркока, а также выполнив поэтические переводы значительной части входящих в его книги стихов. Кроме того, в августе-октябре 2007 года я провёл серию успешных полуспонтанных экспериментов по применению магии элементалей из цикла об Элрике из Мелнибонэ в реальном мире (отдельный ритуал «мелнибонэйских работ» был совершён также в феврале 2011 года). Поскольку наиболее востребованными в моей повседневной жизни оказались именно техноэлементали, подробный отчёт об этих работах я привожу в последней главе этой книги.
Далее стоит отметить вселенную, с которой её почитатели впервые познакомились не с книжных страниц, а с киноэкранов — вселенную «Звёздных войн» Джорджа Лукаса. Сюжет киноэпопеи оказал столь сильное влияние на многочисленных фанатов «Звёздных войн», что во время переписи населения в Британии, Австралии и в Новой Зеландии значительное количество респондентов неожиданно для властей определили свою религию как «джедаизм». В результате переписи обнаружилось, что сторонников новой религии в Великобритании даже больше, чем буддистов или иудеев. В России движение джедаизма пока не обладает подобным размахом, однако и здесь имеется несколько неформальных общественных объединений. Основным отличием российских организаций джедаев от зарубежных является отрицание религиозной основы организации и придание эзотерической и философской составляющей превалирующего значения в развитии движения в целом. Как правило, российские организации не занимаются массовой рекламой своей деятельности, и посему являются достаточно немногочисленными. Основная практическая деятельность организаций джедаистов в России — эзотерические и биоэнергетические техники (форсъюзинг), базирующиеся в основном на западных и восточных духовных системах, медитации, а также некоторых современных системах личностного развития. Также широкое распространение получило фехтование на дюралюминиевых или стеклопластиковых моделях световых мечей — саберфайтинг. В субкультуру джедаизма я (тоже с подачи жены) пришёл около 2003 года под именем Дарт Отис, заняв полупустую нишу «приверженцев Тёмной Стороны». Хотя сами описанные в фильмах и фанфиках техники мало повлияли на мою практику, я нашёл вселенную Лукаса удобной для подачи собственных идей, о чём говорит, например, тот факт, что бо́льшую часть руководимого мною Ордена Белой Обезьяны составили именно выходцы из виртуальной джедайской Академии того времени, а по результатам работы с ними написаны три книги («Школа Ситхов» — материалы открытой переписки; «Академия Ситхов» — сборник тематических лекций; и «Орден Ситхов» — документы, обсуждения и лекции, не вошедшие в первые два тома). Кроме того, две техники, использовавшиеся мною ещё до знакомства с картиной мира Лукаса, получили название по существам из книг по мотивам «Звёздных войн»: «кокон йсаламири» (по названию обитавших на планете Миркр меховых ящериц, способных отражать Силу, создавая нейтральный «силовой пузырь») — для некоторых защитных техник, препятствующих любым магическим атакам, и «глаз ворнскра» (по названию охотящихся на йсаламири собакоподобных хищников, чувствующих Силу на расстоянии) — для специальной настройки, позволяющей легко выделять из толпы «Альтеров», или «Иных» (не путать с Иными из произведений Сергея Лукьяненко, хотя некоторые параллели, без сомнения, имеются), и даже примерно определять степень их «проявленности».
Это лишь некоторые художественные произведения, техники из которых в той или иной степени вошли в мою повседневную магическую практику или, по крайней мере, иногда использовались мною. Даже если не говорить о тех произведениях, которые просто оказали большое влияние на моё мировоззрение, этические представления и пр. (а мировоззрение и этика, без сомнения, лежат и в основе магической практики каждого конкретного оккультиста), мне доводилось использовать также отдельные элементы из моделей Макса Фрая, Дж. Р. Р. Толкина, Сергея Лукьяненко, «Матрицы» и ряда других (нет-нет, Гарри Поттера вы в этом ряду не увидите :)), однако гораздо в меньшей степени, чем то, что было описано выше. Иначе говоря, я могу со всей уверенностью говорить о том, что действенность методики зависит не от древности источника, в котором она упомянута, а исключительно от магической силы и фантазии использующего их практика. И, что показательно, я не одинок в таких выводах.
Я уже упоминал о том, сколь прочно вошёл в современную оккультную модель Миф Ктулху, и о том, как Звезда Хаоса из произведений Муркока перекочевала в Магию Хаоса. По сути говоря, когда мы говорим о том, что тот или иной практик использует в своей работе выдуманных демонов, богов, символы или ритуалы, мы подразумеваем лишь то, что он использует выдуманных недавно демонов, богов, символы и ритуалы. У любых сколь угодно аутентичных Ключей Соломона, у любых ещё более древних Табличек Маклу когда-то был автор, использующий не только опыт предшествующих поколений, но и собственную фантазию, и когда-то эти самые-самые гримуаристые гримуары были «книгоиздательскими новинками». Изнутри или извне явился им источник вдохновения, не столь важно, куда важнее, что у нас нет никаких оснований считать, что современные авторы менее способны черпать из этого источника, чем древние.
Наиболее полно эта идея была воспринята в Магии Хаоса — одном из современных течений оккультизма, строящемся на отказе от любых форм догматизма и главенстве личного магического опыта. Движение Магии Хаоса зародилось в конце 1970-х годов в Англии и до 1990-х пребывало в андеграунде; его появление связывают с ростом интереса к оккультизму среди представителей английского молодёжного контр— и субкультурного сообщества. Магия Хаоса выросла на основе научной фантастики, квантовой физики и всего остального по вкусу практикующих. Для неё характерно использование как традиционных техник, взятых из уже сложившихся восточных и западных мистических систем, так и новоизобретённых. Вместо попытки восстанавливать и сохранять традицию Магия Хаоса даёт возможность практикующим использовать всё, что они считают необходимым, в их временной системе убеждений и символов. Если и нужно назвать одного человека, ответственного за рождение этой динамично развивающейся магической системы, то это английский художник и оккультист Остин Осман Спеар (1886-1956). Правда, он никогда не предполагал, что эта система практического оккультизма, созданная им исключительно для самого себя, будет столь широко использоваться другими. В 1978 году Пит Кэрролл и Рэй Шервин создали орден «Иллюминаты Танатэроса» (Illuminates of Thanateros, IOT). Их целью было познакомить практикующих магов с идеями Хаоса. Отклик на их первые публикации превзошёл все ожидания, и к 1982 году по всему миру уже работали не только одиночки, но и группы магов-хаоситов.
Слово «Хаос» в названии этой «традиции без традиции» есть признание бесконечности, неопределимости, непредсказуемости, многовариантности Вселенной и существующих в ней отношений. «Космос» (противоположность Хаоса) — это упорядоченная вселенная, которая существует только в нашей голове (как сказал бы Роберт Антон Уилсон), Хаос — это Вселенная как «вещь в себе». Магия Хаоса ориентирована не столько на познание мира (превращение Хаоса в Космос), сколько на активное формирование окружающей мага реальности. Хаосит избегает любых догм, рамок, определений, проповедей, мессианства, шаблонов и жёстких структур, обожает свободу и юмор. Если бы мага Хаоса попросили сформулировать своё кредо, оно выглядело бы примерно так: Я не верю ни во что. Я знаю то, что знаю, и постулирую теории, которые, будучи подвергнуты проверке, могут войти, а могут и не войти в мою систему принятых убеждений. Нет ни богов, ни демонов, кроме тех, которые моё кондиционирование заставило меня признать, и тех, которых я создал сам. Я создаю и разрушаю свои убеждения, опираясь только на их полезность и соглашаюсь со словами мудрых «Ничто не истинно, всё дозволено».
Поскольку техномагия использует как традиционные оккультные модели, так и достижения современной науки и техники, а также, как правило, не настаивает на некоем объективном бытии сущностей, с которыми контактирует для получения необходимого результата, её можно смело считать одним из направлений Магии Хаоса. Хотя использование любой технологии, более сложной, чем каменный топор, может показаться магической тому, кто не понимает принципов её действия, и потому техномагией зачастую называют технологии, выходящие за пределы понимания обывателей или даже учёных, — под техномагией я буду подразумевать в этой книге такие и только такие средства, в которых техническая составляющая не выступает главным действующим фактором. Как сексуальная магия по вектору её приложения распадается на магию, где секс — это цель (или, шире, где цель связана с сексом: привороты, отвороты, свадебная магия, магия, направленная на восстановление потенции или уничтожение бесплодия, медитативные практики, повышающие сексуальную чувствительность, и пр.), и на магию, где секс — это средство, — так и техномагия распадается на ту, которая направлена на технику (скажем, защита компьютера от вирусов или автомобиля от угонов), и ту, в которой средство используется как вспомогательное (основное — это всегда личная сила мага и его сознание) средство. Но, в любом случае, как секс для зачатия ребёнка, для получения удовольствия, для привязки к себе партнёра, для демонстрации своего социального статуса или для других подобных целей не является сам по себе сексуальной магией, так не является техномагией в прямом смысле слова и использование специальных технических средств для изменения состояния сознания, передачи мыслей на расстоянии, улучшения и иных целей, если это техническое средство именно для этого и создано с помощью тех или иных научных (или хотя бы лженаучных, о чём мы поговорим в конце первой части) методов, даже если обывательское сознание видит в таком применении некое «чудо». В связи с этим мы можем, используя данное Алистером Кроули определение магии, определить техномагию как науку и искусство вызывать изменения в соответствии со своей Волей и при помощи технических средств (магически воздействуя либо непосредственно на техническое средство, либо, при помощи технического средства, на другие детали внутреннего и внешнего мира), помня при этом, что в узком смысле мы подразумеваем под магией не всякое изменение, а только такое, которое на сегодняшний момент не может быть полностью объяснено исключительно с точки зрения академической науки.
Глава 2. Мифологические сущности Нового Эона
XX век подарил нам немало мифов. Это и политические мифологемы вроде «коммунизма», «Третьего Рейха» или «либерализма», и легенды кино или поп-музыки, и торжество конспирологии и креационизма, и разветвлённый эсхатологический легендарий Миллениума, и подчёркнуто пугающие образы ядерной войны, СПИДа, ГМО, киборгизации, экологических бедствий и угрозы из космоса, и таинственные существа уфологии и криптозоологии, и, конечно же, образы фэнтези, хоррора и научной фантастики. Не всегда легко в этих мифах отличить правду от вымысла, причём правдоподобие мифа куда менее необходимо для проникновения его в массовое сознание, чем его эмоциональная насыщенность и глубина архетипических образов. К счастью, мы даже не будем пытаться сделать это, ибо наша задача заключается именно в упорядочивании техномагических мифов и поиске путей их применения в магии, а не в выявлении зёрен истины, которые могли лечь, а могли и не лечь в их основание.
Поскольку в техномагии нас интересует, прежде всего, образ техноэлементалей, то есть существ (или квазисуществ), служащих посредниками между миром людей и миром техники, первым делом постараемся немного классифицировать бестиарий мифов XX века. Наше исследование в этом направлении не претендует на всеохватность и научность, однако поможет разобраться в том, какие образы и в какой степени могли оказать влияние на предмет нашего исследования.
Криптозоологические объекты, или криптиды, являются, как правило, наименее фантастическими и наиболее близкими к области научного поиска существами из всех, которые могут нас заинтересовать. У них обычно не предполагается наличие каких-то сверхъестественных способностей, их появление на земле в большинстве случаев не требует пересмотра современных космологических или эволюционных представлений. Большинство криптозоологических объектов рассматривается либо как вполне обычные, но ещё не открытые и не описанные научно животные, либо как реликты ушедших геологических эпох, либо как биогеографические «артефакты», обитающие вдали от своих естественных ареалов. Показательно, что некоторые животные, некогда считавшиеся криптозоологическими объектами, позднее действительно были обнаружены (самый известный пример — лесные жирафы окапи), многие же другие случаи однозначно могут быть объяснены случайными уродствами вполне известных существ или ошибками наблюдателей. Однако другие существа, такие как снежный человек, несси или чупакабра, оказываются поистине неуловимыми, поэтому, чтобы спастись от противоречий с научной картиной мира и простым здравым смыслом, им приходится приписывать сверхспособности или иным образом переплетать криптозоологию с другими областями современного мифотворчества — уфологией, верой в «фэйри», концепцией параллельных миров или чем-то в этом роде (так, тот же йети иногда может оказываться в любой из этих категорий). Криптозоологические создания, за редким исключением (как правило, как раз выбивающимся из рамок собственно криптозоологии) мало подходят для использования в техномагических целях, потому не будем отвлекаться на них слишком сильно.
Инопланетные пришельцы являются, пожалуй, самым популярным разделом бестиария XX-XXI веков, некоторые варианты которого по своей проработанности могут соперничать с гоэтическими пандемониумами Средневековья. Оставляя за кадром перечни, однозначно относящиеся к авторским мирам научной фантастики, отметим, что большинство подобных классификаций ограничивается единственным или небольшим количеством признаков и носит в основном перечневый, описательный характер, далёкий от системности. Так, в основе классификации инопланетян Галины Железняк лежит такой сомнительный признак как «опасность/безопасность» для человека, судить о которой (не только в отношении пришельцев, но и в отношении известных биологических видов) довольно сложно без подробного изучения рассматриваемых объектов. К неопасным для человека видам отнесены:
-
«космические карлики» — небольшие существа с сероватой кожей и с чёрными бездонными глазами, часто безносые;
-
«люди в чёрном» — очень похожие на людей (оба типа не опасны, они только «собирают информацию о нашей планете, и человек интересен им не как носитель разума, а всего лишь как представитель биологической жизни на Земле»);
-
«нордические красавицы» — внешне напоминающие симпатичных женщин и, как правило, ведущие себя «благожелательно»;
-
«инсектоиды» — представители примитивной группы, внешне похожие на насекомых больших размеров; «чаще ведут себя непонятно, проявляя только интерес к землянам и не задавая им вопросов, связанных с развитием цивилизации»;
-
«биоандроиды» — роботы — исследователи нашей планеты.
К видам, которые могут представлять опасность («рекомендуется не вступать с ними в переговоры, иначе могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем»), Галина Железняк относит:
-
«рептилоидов» — внешне похожих на ящериц (их образ глубоко вошёл в конспирологический интернет-фольклор наших дней);
-
«серых» — похожих на «космических карликов», но значительно больше размерами (эти два типа «относятся к наиболее агрессивным»);
-
«остроухих» — тоже недружественных существ размерами от одного до четырёх метров, во многом похожих на человека (отличительная черта — характерные уши, что сближает их с фэйри);
-
«трубчатоносых» — тоже обладающих почти человеческим обликом, но с закрученным в трубочку носом, по форме напоминающим улитку (как на некоторых образцах буддийской иконографии);
-
«гуманоидов кровососущих» — очень маленьких насекомообразных существ (последние два типа — это «те формы существования жизни, которые мыслят совсем иначе, чем люди, поэтому могут нанести человеку вред»).
Очевидно, что цели выявить родственные связи или хотя бы астрономическую родину инопланетян перед Галиной Железняк не стоит.
Классификация Ж. У. Перейры носит гораздо более систематический характер и основывается на более объективных критериях. Перейра работал над нею с 1968 по 1971 г. и снабдил её рисунками, сделанными на основании описаний свидетелей. Источниками информации послужили 334 наблюдения над обитателями летающих тарелок, описания которых были взяты из: книг — 25, специальных журналов и бюллетеней — 88, журналов и ревю общего характера — 95 (всего 208 источников). В этих сообщениях описывалось 333 факта наблюдения инопланетян. Из них для анализа было отобрано 230 фактов (69%), а отбраковано — 103 (31%). Отбраковывались те случаи, в которых не было уверенности в показаниях свидетелей, а также те, в которых говорилось о контактах людей с гуманоидами. Основанием для классификации послужили следующие параметры:
-
форма тела (в 95,8% — человекоподобная);
-
наличие скафандров (то есть, фактически, биологическая приспособленность к земным условиям):
-
типы 1-6 — без скафандров (87 случаев — 63%),
-
тип 7 — носят полускафандр типа противогаза (4 случая — 3%),
-
типы 8-12 — носят скафандры (47 случаев — 34%);
-
характерные черты тела и лица.
Классификация Перейры насчитывает 12 основных типов и 23 варианта, а также 6 изолированных («особых») случаев гуманоидов, 9 описаний негуманоидных рас и несколько дополнительных примеров. Описания снабжены подробной дополнительной информацией: о районе и годе наблюдения, особенностях свидетелей, наличии инструментов и транспортных средств, особых способностях, степени дружелюбия/агрессии и пр., что приближает работу Перейры к научному уровню, хотя и не совсем ясно, какого рода — астробиологического или фольклористического.
Представитель типа 6
Инопланетяне небольшого роста и покрытые шерстью
Одна из самых популярных как на уфологических, так и на юмористических ресурсах классификация пришельцев принадлежит российскому писателю, публицисту, псевдоисторику и националисту Юрию Дмитриевичу Петухову. Столь разнообразные интересы автора не могли не сказаться и на отношении к его работе, которая воспринимается то как серьёзный уфологический труд, то как фантастическое произведение в духе псевдореализма, то как плод больной фантазии, и я не берусь утверждать ту или позицию как истину. Вместо этого отмечу несомненные достоинства классификации Петухова с фольклористических и мифоисторических позиций.
Прежде всего, здесь мы видим попытку создать системную модель, а не простой список описаний. Так, инопланетные расы сгруппированы по «цивилизациям» (труднопроизносимость названий некоторых из них — конечно же, очевидное свидетельство нечеловеческого происхождения); им присвоены такие параметры как «степень присутствия», «гипнопотенциал» и «группа опасности», хорошо запоминающиеся бинарные (или тройные) наименования, подобные биологическим и прекрасные даже без латыни (вроде «членорука чудовищного» или «черепогрыза циклоповидного»); приводятся подробные дополнительные сведения о внешности, поведении, характере контакта и пр. Петухов описывает 37 представителей 28 гуманоидных цивилизаций и более двух десятков разновидностей негуманоидов. Однако, на мой взгляд, главное достижение автора — это иллюстрации, приравнивающие его работу к «Словарю преисподней» Коллена де Планси или древнекитайской «Книге гор и морей» и фактически выводящие его «членоруков» и «черепогрызов» из разряда унылых уфологических описаний в категорию мощных демонолатрических инструментов современности, пригодных как для простых визуализаций, так и для построения полноценных инвокаций в духе Гоэтии. Поскольку многие пришельцы в той или иной степени связаны с техникой, изучение, не побоюсь этого слова, гримуара Петухова может быть полезно именно в техномагическом аспекте. Кроме того, я, без сомнения, на все 146% согласен с Петуховым, утверждающим, что «в ряде аварий на АЭС» (и не только на АЭС) виновен именно членорук, чудовищный членорук…
Членорук чудовищный Представитель негуманоидной цивилизации Обитает на атомных станциях в зоне повышенной радиоактивности. Аморфен. Изменчив. Не имеет определённого веса и формы тела. Испускает сильные гипносигналы разумного характера — может управлять человеком. В ряде аварий на АЭС виновен Членорук. |
Черепогрыз циклоповидный Цивилизация Ызх-Йо 1-я степень присутствия, код — 002 Рост — до 3 метров. Вес — свыше 1,5 т. Обладает огромной физической силой. Предельно агрессивен, контактёра умерщвляет путём сдавливания головы жертвы челюстями и высасывания мозга. Продолжительность существования до 3-х суток. Гипнопотенциал = 0. Прячется в каменистых расселинах. Локализация — Тянь-Шань, Пиренеи, Южный Урал. Группа опасности — 05. |
Кроме вышеназванных, существует и множество других — серьёзных и не очень — попыток классифицировать инопланетных пришельцев, однако их подробное изучение выходит за рамки нашего исследования. Добавлю лишь, что, исходя из описанных в первой главе принципов Магии Хаоса, вы можете использовать в своей практической работе по техномагии образы любых инопланетных существ научной фантастики, если они достаточным образом символически связаны с теми техномагическими целями, над достижением которых вы работаете. В связи с этим, в частности, нелишним будет снова вспомнить о вселенной «Звёздных войн», границы которой значительно расширились после Лукаса за счёт многочисленных фанфикописцев. Поскольку эта вселенная высокотехнологична и при этом допускает существование того, что с нашей точки зрения воспринимается как «сверхъестественное», она как нельзя лучше подходит для техномагических изысканий. Особый интерес здесь представляют ситхи и джедаи и связанные с ними концепции: Сила, мидихлорианы (схожие симбионты — фузориты — описывается также в менее известном, но не менее интересном романе Фредерика Пола и Джека Уильямсон «Дитя звёзд»), световые мечи (технологические приспособления, не могущие нормально функционировать без использования Силы и потому служащие главным атрибутом как джедаев, так и ситхов) и пр. Другие культовые книги и фильмы на космическую тему (такие как «Звёздный путь» и «Лексс») тоже могут быть адаптированы к техномагическому дискурсу. Помимо чисто техномагических вопросов, обратить внимание можно на многочисленные разумные расы и виды живых существ, описанные в подобных произведениях — в том числе с той же точки зрения, с которой мы рассматривали выше инопланетных пришельцев современной уфологии.
Пантеон Лавкрафта и его продолжателей столь обширен и столь обстоятельно разобран разными, порой противоречащими друг другу авторами, что нет смысла подробно рассматривать его здесь. «Пантеон» здесь — достаточно условное понятие, поскольку большинство существ Мифов Ктулху — это не боги в традиционном понимании этого слова, а высокоразвитые инопланетные, звёздные или даже иномировые расы, сильно отличающиеся от людей и интеллектуально-психически, и биологически, и даже физико-химически. Так, Древние — это невероятно могущественные существа, ровесники нашей материальной вселенной. Они обитают в других звёздных системах или вообще за пределами нашего измерения, реже скрываются в глубинах морей или недрах Земли. Как правило, в видимом облике Древние обладают гигантскими размерами. Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определённых условиях и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты. Считается, что на данный момент Великие Древние ограничены в свободе действий и передвижения, подобно пленникам. Причина и природа этого «заключения» неясны. В произведениях Лавкрафта на это нет прямых указаний, а другие авторы предлагают разные трактовки, да и само утверждение о пленении далеко не бесспорно среди представителей традиции. Наиболее популярна версия о том, что Древние некогда были побеждены другой расой сверхъестественных существ — Старшими богами. Нередко противостояние Великих Древних и Старших богов рассматривают как противостояние зла и добра — что является неверным. Старшие боги являются для людей лишь условно «добрыми», и на самом деле они не менее чужды людям, чем Великие Древние. В ряде произведений последователей Лавкрафта герои используют для защиты от Великих Древних «знак Старших». Согласно другой трактовке, Великие Древние скрылись из видимой вселенной по собственному желанию или впали в состояние, напоминающее физиологическую спячку животных. Помимо Великих Древних автор иногда выделяет «Иных богов». По-видимому, Иные боги стоят в иерархии выше Великих Древних и покровительствуют им. Традиционно к Иным богам относят Йог-Сотота, Азатота и Ньярлатхотепа. Принадлежность тех или иных сущностей к Древним, Старшим, Иным богам достаточно условна и может оспариваться в различных источниках, художественных и оккультных.
Старцы, или Старейшины — ещё одна (наряду со Старшими и Древними) раса «престарелых» пришельцев из мифов Ктулху, которую, благодаря трактовкам и переводам, нередко путают с двумя предыдущими, однако само описание Старцев никогда не применяется ни к первым, ни ко вторым, и очевидно относится к материальным, а не божественным существам. Высота Старца — два с половиной метра. Его бочкообразное, пятискладочное тело немного меньшим двух метров в длину и немного больше одного — в ширину (ширина указывается в центральной части, диаметр же оснований — 30 см). Все особи тёмно-серого цвета, хорошо гнутся и необычайно прочные. Двухметровые перепончатые «крылья» того же цвета в сложенном виде идут из борозд между складками. Они более светлого цвета, остов трубчатый, на концах имеются небольшие отверстия. В центре тела, на каждой из пяти вертикальных, похожих на клёпки складок — светло-серые гибкие лапы-щупальца. Отдельные щупальца у основания — восемь сантиметров в диаметре, через пятнадцать сантиметров они членятся на пять щупалец, каждое из которых ещё через двадцать сантиметров разветвляется на столько же тонких, сужающихся к концу щупалец-усиков — так что на каждой «грозди» их оказывается по двадцать пять. Венчает торс светло-серая, раздутая, как от жабр, «шея», на которой сидит жёлтая пятиконечная, похожая на морскую звезду «головка», поросшая жёсткими разноцветными волосиками длиной в восемь сантиметров. Гибкие желтоватые трубочки длиной восемь сантиметров свисают с каждого из пяти концов массивной (около полуметра в окружности) головки. В самом центре её — узкая щель, возможно, начальная часть дыхательных путей. На конце каждой трубочки сферическое утолщение, затянутое жёлтой плёнкой, под которой скрывается стекловидный шарик с радужной оболочкой красного цвета — очевидно, глаз.
Старцы первыми пришли из далёких глубин космоса на молодую Землю. В то время они были высокоразвитой в технологическом отношении расой, но использовали свои знания только в случае крайней необходимости. Старцы ушли со своей планеты по причине техногенного кризиса. Они считали свою прошлую механистическую цивилизацию пагубной для эмоциональной сферы. Первоначально Старцы населяли только подводные пространства Земли, но впоследствии расселились и на суше. Старцы создали всё живое на Земле, которое впоследствии развилось в более совершенные формы. Старцы также создали прообраз человека и обезьяны с целью выведения вкусного мяса и в качестве декоративной игрушки. Старцы также создали шогготов, а впоследствии сражались с ними, восставшими против своих хозяев. Также в ходе развития своей цивилизации Старцы были вынуждены сражаться с потомками Ктулху и с ми-го, иногда подавляли развитие невыгодных биологических видов.
Размножение Старцев происходило спорами, но поощрялось только при заселении новых пространств. Воспитание и образование Старцев было на высочайшем уровне. Как предполагает главный герой романа «Хребты Безумия», где они описаны наиболее подробно, строй государства Старцев был социалистическим. Первоначально они, наравне с ми-го, также обладали знаниями и возможностью перелетать через межзвёздные пространства. Они использовали с этой целью свои крылья. Впоследствии Старцы утратили первоначальные навыки и знания и не смогли улететь с Земли в другие галактики.
Ми-го внешне напоминают насекомых или ракообразных, хотя на самом деле являются высокоорганизованными грибами. Они пришли на Землю с планеты Юггот (предположительно — Плутон), а туда — из неизвестных глубин космоса. Земля их интересует прежде всего как место добычи ценных минералов. Ми-го стараются избегать контактов с людьми и поэтому поселились на малонаселённых лесистых холмах. Они общаются друг с другом, изменяя цвет головы и издавая жужжащие звуки. Однако с помощью хирургической операции ми-го могут приобрести способность подражать речи любого существа. Хирургия является у ми-го повседневным явлением. Крылья ми-го плохо держат их в воздухе (хотя они и способны летать на небольшие расстояния), зато прекрасно подходят для путешествий в эфире. Ми-го совершают космические перелёты без технических приспособлений. Существуют и бескрылые подвиды ми-го. Ми-го обладают зрением, но предпочитают пользоваться другими органами чувств, неизвестными человеку. В их домах на Югготе нет окон, да и свет Солнца там явно недостаточен.
Ми-го делятся своими знаниями с некоторыми людьми и берут их с собой в межзвёздные путешествия. Для этого мозг человека отделяется от тела и помещается в специальный цилиндр, к которому потом могут быть подключены машины, позволяющие мозгу видеть, слышать и говорить. По окончании путешествия мозг возвращают в тело. Аналогичным способом ми-го перемещают по космосу и своих сородичей, неспособных к самостоятельным эфирным полётам. Ми-го обладают гипнотическими способностями, которыми они делятся с некоторыми людьми. Они поклоняются Йог-Сототу, Ньярлатхотепу и Шуб-Ниггурат, хотя тяга к знаниям у них выражена куда сильнее, чем религиозность. Их моральная система не имеет ничего общего с человеческой, поэтому людям они кажутся воплощением зла.
В Мифах Ктулху есть и много других групп существ (Великая Раса Йит, йекубианцы, шогготы, гули и пр.) и магических артефактов (Серый камень земли Мнар, сверкающий трапецоэдр, Некрономикон и всевозможные другие книги), информацию о которых, равно как и связь с техномагией, предлагаю читателям найти самостоятельно, хотя некоторые моменты будут ещё затронуты во второй части этой работы. Интересно отметить также, что схожие мифологические образы использовали в XX веке и другие авторы. Так, у Майкла Муркока упоминаются Древние боги Кулл и Ринн, Мёртвый бог Дарнизхаан, Книга Мёртвых Богов, божества Порядка и Хаоса, многочисленные элементали (не только стихий, как в Западной традиции, но и всевозможных живых существ — насекомых, ящериц, кошек и пр., — что делает эту модель удобной для использования и применительно к нашей реальности), волшебные расы и артефакты. Кроме того, важным для нас является то, что Мультивселенная Муркока — не чисто фэнтезийный мир, но континуум, в котором соседствуют магические, техномагические, технологические и прочие миры и страны, причём одно не всегда чётко отграничено от другого. Иногда техномагия Муркока — это постапокалиптические реликты технологических артефактов, принципы действия которых не всегда понятны тем, кто их использует (наиболее богат подобными мир Дориана Хокмуна из цикла «Рунный посох»), иногда же это (как в цикле «Танцоры на Краю Времени»), напротив, высокие технологии, которые смотрятся как магия только в глазах посторонних.
Немало параллелей с Мифами Ктулху и Мультивселенной Муркока есть и во вселенной военно-тактической игры «Warhammer». Хаос этого сеттинга воплощён в четырёх основных нематериальных сущностях, называемых Тёмными Богами. Каждый из этого могущественного пантеона является совершенно оригинальным существом со своей суверенной сферой влияния, однако не имеет физического воплощения и остаётся существом исключительно из параллельного измерения, называемого Эмпирей, Варп, Имматериум или Эфир, что, однако, не мешает каждому иметь огромное количество слуг и рабов среди демонов и материальных рас, особенно людей.
Кхорн Кровавый Бог — бог войны и крови. Бог Хаоса в его военном воплощении. Он является богом неудержимой жажды насилия. Адепты Кхорна — самые могучие бойцы Хаоса, поклоняющиеся войне. Элиту войска Кхорна составляют демоны, зовущиеся Кровожадными. Кхорн вечно враждует со Слаанеш, испытывая отвращение к его методам ведения войны, а также потому, что Слаанеш разорвал на тысячи кусков родственного Кхорну бога Эльдар Кхейна.
Нургл Повелитель Разложения — бог гниения и болезней. Его поступь медленна, но неотвратима. В отличие от адептов Кхорна, несущихся к своему врагу с топором наперевес, последователи Нургла знают, что главное — распространить заразу, а всё остальное она сделает сама. Из-за того, что все адепты Нургла являются носителями самых страшных болезней, их исковерканные гниением тела мало восприимчивы к боли и повреждениям. Демоны Нургла известны как Чумоносы, первый среди которых — Великий Нечистый, являющийся горой гниющей плоти.
Тзинч Изменяющий Пути, Повелитель Перемен, Великий Заговорщик, Архитектор Судеб, Инженер Времени — бог тайных знаний. Тзинч покровительствует не воинам, а чернокнижникам, а также тем, кто желает прикоснуться к великому таинству древних магических искусств и завладеть ими. Этот бог Хаоса, как утверждают, способен менять судьбы по своему усмотрению. Тзинч, являющийся квинтэссенцией изменения и превращений, вечно враждует с Нурглом, силы которого в вечном тлении и превращении материи в ничто. Просветительские функции делают образ Тзинча уместным и в техномагических операциях.
Слаанеш Лорд Удовольствий, Та-Что-Жаждет — бог чувственных удовольствий. Слаанеш может представать как в мужском, так и женском облике. Тем не менее, оба этих облика невыносимо прекрасны и великолепны настолько, что ни один смертный не может смотреть на них. Самое молодое, но не самое последнее из высших божеств Хаоса. Несмотря на якобы безобидное определение, Слаанеша можно назвать опаснейшим из богов Хаоса, ибо ему легче всего привлечь на свою сторону любого смертного.
Существует и огромное множество других богов и демонов Хаоса, их служителей и связанных с ними артефактов. Как и вселенные Лавкрафта и Муркока, мир «Warhammer» весьма самобытен, современен, не обременён излишними эгрегориальными привязками и потому удобен для использования в Магии Хаоса. Хотя божества этих пантеонов, как правило, созданы «с нуля» современными авторами, в некоторых случаях мы можем проследить их исторические прообразы. Так, Дагон из Мифов Ктулху — это, конечно же, западно-семитский Дагон; Ноденс — кельтский Нуаду; Баст пришла из египетской мифологии, а через Некрономикон Симона лавкрафтианский пантеон пополнился такими шумеро-аккадскими божествами как Шамаш, Иштар (часто отождествляемая с Шуб-Ниггурат) и пр. Имя одного из «Повелителей Хаоса» у Муркока — Ариох — взято, вероятно, из Библии, хотя в его носителе не было ничего демонического; многие боги мира Хокмуна пародируют исторических персонажей (бог войны Чиршиль — это Черчилль, а четвёрка Джон, Джоргу, Полу и Рунгу — это, конечно же, «Битлз»). «Ваховский» Нургл — это, по всей видимости, шумеро-аккадское хтоническое божество Нергал, а в Тзинче угадывается что-то месоамериканское, хотя точнее установить происхождение имени не удаётся. Тем не менее, никогда не следует забывать, что нет «единственно верных» трактовок божеств, да и не только божеств. Иисус различных христианских концепций, Иисус Ренана, Иисус Муркока, мусульманский Иса, Иешуа Булгакова — всё это разные образы, так же как, скажем, исторический Чапаев, Чапай из фильмов и Василий Иванович из анекдотов. Эгрегориальные привязки, несомненно, вносят свой вклад (поэтому Сатана, на мой взгляд, значительно проигрывает тем же Древним, оставаясь, как бы ни старались сатанисты, изначально библейским персонажем), да и максимально глубокое понимание образа предполагает и изучение его эволюции в разных традициях, однако не всякий, кто обращается в ритуале к Джону, Джоргу, Полу и Рунгу, обязан быть битломаном или хотя бы визуализировать их исторические прообразы.
В связи с этим полезно вспомнить и о других трансформациях божественных образов в мифологии XX-XXI веков. Так, Дискордия в такой пародийной религии как дискордианство, являющейся эклектичным сплавом философий дзен-буддизма, экзистенциализма, релятивизма, феноменологии и общей семантики, — это вовсе не древнегреческая богиня раздора Эрида, хотя, несомненно, здесь мы имеем дело с прямым заимствованием античного образа. Летающий Макаронный Монстр пастафарианства — это, конечно же, не библейский Яхве, хотя многие события, описанные в Евангелии от ЛММ — несомненные пародии на ветхозаветные сюжеты с участием этого семитского божества. Даже Ктулху из комиксов Гуми — вовсе не Ктулху Лавкрафта. Однако парадоксальным образом «истинный» образ божества (насколько может быть истинным что-то в парадигме Магии Хаоса) пропорционально складывается из всех, даже самых нелепых и противоречивых представлений о нём. Кто читал книжку про домовёнка Кузю, тот, конечно же, помнит, что и «добрая» Баба Яга из пряничного домика, и «злая» — это одна и та же Баба Яга в своих разных ипостасях: не потому, что она бывает то такой, то другой, но потому, что она одновременно такая и другая. Мы можем сказать «драная кошка» или «грациозная кошка», оба этих определения подходят к «кошачьему эгрегору», но слова «верный» или «упрямый» вызывают в нас образы совершенно других животных. И когда мы хотим представить, скажем, «Сатану как он есть», нам придётся долго медитировать, чтобы примирить в себе одного из «сынов божьих» на побегушках у Яхве из Книги Иова, «печального демона, духа изгнанья», Дьявола христианской мифологии, Воланда, «Тано Мелькора и злобного Моргота» и ещё семь дюжин божеств подземного царства, смерти, разрушения, бунта, науки, магии, огня, хаоса, многочисленных трикстеров и культурных героев и прочая, прочая, прочая. И инвольтируя, как это сейчас модно, к его эгрегору, мы не вправе об этом забывать.
Впрочем, вернёмся к мифологическим сущностям Нового Эона. Рассматривая выше произведения в жанре фэнтези, мы намеренно обошли вопрос «волшебных рас», хотя и бегло отметили их существование. Эта концепция возникла не в прошлом веке, она восходит к представлениям о дочеловеческих расах наподобие фэйри, существовавшим в большинстве традиционных мифологий. Классическое фэнтези вобрало в себя многочисленных эльфоподобных существ (эльдары Толкина, элдрены/вадаги/мелнибонэйцы Муркока, дроу Роберта Сальваторе и столь непохожие друг на друга эльфы Натальи Игнатовой, Макса Фрая, вселенной «Warcraft» и пр.), гномов (описываемых большинством авторов куда более однообразно), злых великанов (тролли, огры и др.), гоблинов или орков, всевозможных призраков и живых мертвецов, драконов, многочисленных «халфлингов», или «полуросликов» (хотя честь создания хоббитов принадлежит Толкину, все они — и хоббиты, и кендеры, и гобберы — имеют параллели и в народных легендах; нередко сильно различающиеся от автора к автору, халфлинги, тем не менее, имеют и ряд общих черт, при этом будучи чётко отличимыми от других фэйри невысокого роста — прежде всего гномов). Есть и менее классические расы — крылатые люди, ходячие деревья и т. д. Замечательный по своей самобытности мир мы видим в произведениях Туве Янссон: он наполнен такими не встречающимися больше нигде расами как муми-тролли, хемули, мюмлы, хатифнатты (кстати, непосредственным образом связанные с электричеством, а значит, и с темой нашей книги!). Благодаря аниме, в фэнтези всё чаще проникают кицунэ и родственные им персонажи — фэйри дальневосточных народов. Реже в качестве «волшебных народов» фигурируют персонажи других мифологий — прежде всего, античной (так, «Пирамидальный мир» Филипа Фармера — весьма, кстати, техномагический — населяют русалки, дриады, сатиры, кентавры и прочие в этом духе создания). Наиболее технологичной расой являются, как правило, прославленные кузнецы гномы и другие подгорные народы, хотя нередко эти функции частично передаются эльфам. Есть в фэнтези и свои боги, полубоги и демоны самых различных характеров и с различными же функциями (в том числе связанными с наукой и техникой), причём иногда они, как и в классических мифологиях, составляют целые божественные племена.
Впрочем, тема волшебных рас достаточно хорошо раскрыта и в самих произведениях, и в критических работах, так что отмечу здесь только три момента, представляющих для нас особый интерес. Первый из них я уже не раз озвучивал в других контекстах: «подлинных» мифологических образов не бывает, и поэтому стоит различать, когда работаешь с «толкиновскими» эльфами, когда — с «ниенновскими», когда — с дроу, когда — с мелнибонэйцами, а когда — с суицидальными эльфами-алкоголиками Макса Фрая. В любом случае, «эльфовость» как эгрегориальная черта присуща им всем, и остаётся только путём долгих размышлений и медитаций выделить её квинтэссенцию — практически наверняка невербальную.
Второй — что, в отличие от криптид, фэйри живут среди нас. Иначе говоря, вряд ли среди вас найдётся хотя бы один человек, всерьёз считающий себя йети или чупакаброй за пределами ролевого полигона, а если он чувствует себя инопланетянином и об этом не прознали психиатры, то он, скорее всего, не станет распространяться о том, что он рептилоид, и будет тихонько вершить судьбы мира, не выходя из дома. Но с фэйри всё не так. Стоит вам оказаться в среде ролевиков, как у вас появится один-другой десяток знакомых, уверенных, что они не просто отыгрывают эльфа или гоблина, а являются ими взаправду и пребывают в человеческом теле либо для получения какого-то опыта, либо в наказание за грехи прошлых жизней, либо для выполнения некой Миссии (конечно же, С Большой Буквы). Пусть вас не смущает, что Феаноров и Элрондов среди них окажется несколько штук всех полов и самых невероятных комплекций. Помните: «Ничто не истинно, всё дозволено». Потому при визуализации подобных персонажей в хаос-магических целях вы можете смело представлять себе не иконографию Юхимова и не красавца Орландо Блума, а вашу знакомую Леголаса: когнитивный диссонанс между оригинальным образом и его «официальной инкарнацией» может через недоумение, смех или гнев высвободить могучие внутренние силы, столь необходимые в магии.
Наконец, третье, что стоит иметь в виду — что природа фэйри, как правило, двоякая. С одной стороны, это вполне себе телесные существа вроде нас с вами, и в такой ипостаси они имеют отношение к техномагии настолько, насколько имеют отношение к технике в исходном произведении. С другой стороны, фэйри сродни элементалям (в произведениях Натальи Игнатовой это выражено особенно ярко) — и потому принципы работы с теми и другими могут быть схожими.
Один из наиболее удачных, на мой взгляд, мифообразов современной художественной литературы, не имеющих чётких аналогов в мифологии — это лангольеры Стивена Кинга. Эти существа несправедливо обойдены вниманием в современной мифоистории и магии, однако для ритуалов, связанных со временем, им нет равных по выразительности. Лангольеры — хранители вечности. С начала времён они путешествуют вслед за солнцем, пожирая погрузившийся в прошлое мир. Они описаны как большие левитирующие тёмные шарообразные и безглазые монстры с тремя лепестковидными челюстями, украшенными в несколько рядов острыми треугольными зубами, со скрежетом передвигающимися друг за другом на манер бензопильной цепи. Их ритуальное изгнание может служить целям «остановить мгновение» в прямом и переносном смысле (в том числе с аллюзиями к «Фаусту», но и для того, чтобы банально успеть всё запланированное), тогда как призывание, напротив, может помочь скоротать время до долгожданного события или ускорить его приближение. Лангольеры, переносящие мир из одного мига в другой, оказываются символически противопоставлены сурку Филу и его тёзке-тележурналисту благодаря фильму «День сурка», в котором время, напротив, зациклилось вокруг единственного дня. Эту символическую связку (лангольеры, пожирающие сурка, или, напротив, сурок, изгоняющий лангольеров) удобно и весело использовать в ритуалах хаос-магии.
Бестиарий Нового Эона полон и других удивительных существ, таких как киборги (о них мы ещё поговорим в одной из следующих глав) и мутанты (здесь это слово имеет весьма отдалённую связь с биологическим пониманием слова «мутация»), но нас более интересует сейчас такой класс существ как техноэлементали. По причинам, которые будут озвучены в следующих главах, я использую в качестве факультативных синонимов этого слова названия «гремлины» и «фиксики», каждое из которых может использоваться в общем смысле. Тем не менее, чтобы не путать читателя, я постараюсь использовать первый термин, когда речь идёт о зловредных проявлениях деятельности техноэлементалей, а второй — о благожелательных, хотя, как и в магии вообще, эти две ипостаси не всегда чётко различимы. В последующих главах мы разберём взаимодействие техноэлементалей с элементалями классическими (то есть с духами четырёх стихий Западной традиции и пяти стихий Восточной), изучим историю образа в традиционных мифологиях и в легендарике Нового Эона, попробуем провести параллели с научно-техническим развитием человеческой цивилизации, а также попытаемся разложить по полкам отличия высоких технологий, техномагии и псевдонаучных эзотерических изысканий, чтобы приступить, наконец, к долгожданной практике.
Продолжение следует…