Имя: Далай-лама VI, Ригцзин Чжамьянг Гьямцхо, Цангьян Гьямцхо.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: 1683-1706.
Деятельность: Поэт, Далай-лама.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Universalis. Некоторые школы и комментаторы не считают его подлинным Далай-ламой. Однако ряд буддийских школ и групп (особенно в Бутане) признают за ним особую мистическую силу, почитают и высоко ценят его как Учителя. Как и прочие Далай-ламы, почитается в качестве воплощения бодхисатвы Авалокитешвары.
Премьер-министр Сангье Гьямцо много лет скрывал смерть Далай-ламы V, и предписанное время поисков его нового «явления» миновало. Поиски шестого Далай-ламы велись в строгой секретности. Ригцзин Чжамьянг Гьямцхо был найден на юго-западе Тибета, в местечке Мён, к востоку от Бутана (в настоящее время — штат Аруначал-Прадеш на территория Индии). Он родился в семье последователей Ньингма и считается потомком Пемы Лингпа (1450-1521) — выдающегося учителя, принадлежащего к линии воплощений Лонгченпы. Мальчика привезли в монастырь Цёна, а позже в Намкарце. Лишь в 1697 году была раскрыта его личность. Панчен-лама самолично заехал за новым Далай-ламой и ещё в стенах монастыря передал ему обеты «Гэцюл» (шраманеры).
Новый первоиерарх оказался весьма способным, но малоподходящим для своего сана молодым человеком. Он оказался одарённым поэтом (пожалуй, вторым по значению после Миларепы поэтом Тибета), но монашеская жизнь ему явно претила. Он отправился в монастырь Ташилунпо в Шигацзе и отказался от «Гецюл», трижды поклонившись Панчен-ламе. Он попросил прощения у своего духовного наставника за то, что ему недостаёт внутренней убеждённости для монашеской жизни, пояснив, что лишь тот должен носить монашеские одежды, кто чувствует к этому призвание:
Облака розового цвета
Скрывают небеса и град.
Быть монахом лишь наполовину
Значит быть скрытым врагом учения.
Далай-лама VI предпочитал инкогнито покидать Поталу и веселиться в Лхасе. Он вёл светский образ жизни, жил в праздности, пил вино, пел песни, связывался с женщинами, при этом писал вдохновенные стихи. Такой «глава государства» не нравился Сангье Гьямцо. Как-то ночью в Лхасе на Далай-ламу было совершено нападение. Доверительные отношения между Далай-ламой и премьер-министром были разорваны. В результате царь монголов Лабсанг Гьямцо вторгся со своим войском в Лхасу, приказал схватить Сангье Гьямцо, которого позже казнили, и попытался объявить настоящим Далай-ламой другого молодого монаха. Настоятели трёх крупнейших монастырей Дрепунг, Ганден и Сера и Панчен-лама воспротивились этой идее. В дело вмешался Китай, считавший себя сюзереном Тибета. Лама-поэт был приглашён (а фактически вызван) в Пекин. В Лхасе поднялось восстание. Во избежание кровопролития Далай-лама отдал себя в руки монголов. Через несколько недель на крайнем северо-востоке Тибета, в пустынной области близ озера Коконор, Джамьянг Гьямцо умер при загадочных обстоятельствах (ходили слухи, что он был отравлен). По другой версии он стал исполнять «Танец Ламы», вызвав песчаную бурю, сел в позу медитации и перестал дышать, чтобы не быть политическим заложником против своей страны.
После этого началась смута. Пекин надавил на Лхасу и добился признания лхасским духовенством ошибочности сделанного ранее выбора. Начались поиски нового, опять-таки Шестого Далай-ламы. Между тем сторонники умершего поэта начали поиски Далай-ламы VII. Однако в конечном итоге покойный поэт мог торжествовать: конец смуте был положен признанием его статуса законного Далай-ламы VI и нахождением нового Далай-ламы VII как его нового «явления». Прежде чем покинуть Лхасу, Далай-лама VI написал одной из своих любовниц стихотворение, в котором содержалось указание на место рождения его преемника.
Белый журавль,
Одолжи мне крылья твои.
Полечу я не дальше Литханга,
И оттуда вскоре вернусь.