Великий гуманистический проект приказал долго жить, а вместе с ним и любовь. Теперь духовное знание должно иметь исключительно практическое применение. Мы больше не хотим мира во всём мире, в сферу наших духовных интересов входит контроль над реальностью, сверхспособности и вечная жизнь. Проповедь любви воспринимается как анахронизм и даже надувательство, мы так устали от лицемерия проповедников всех мастей — священников, политиков, неформальных лидеров. Джон Леннон со своим «Занимайтесь любовью, а не войной» отправляется в долгий и далёкий отстой.
Возможно, книги Дэна Брауна — это не шедевр литературы, но это явная примета времени, потому что его книги — это новый негуманистический взгляд на христианство. Даосы, буддисты, индуисты, кто угодно населяет постхристианский мир, Бог снова умер, но на этот раз на руках новых духовных.
Неотольтеки практикуют постнагуализм, а неошаманы на полном серьёзе говорят о путешествиях в верхние и нижние миры и получении сверхсекретных знаний от высших существ. Ни слова о любви! Будьте практичнее, составьте свой инвентарный список. Точка сборки, летуны, личная история, эманации Орла, НЛО и Ванга, места силы и светящиеся яйца, что угодно, только не любовь.
Выбор духовных практик поражает воображение. Никто больше не снимает тёлок просто так, теперь практикуют сталкинг, никто больше не ходит по улицам просто так, только с расфокусированными глазами, сидеть неделями в ящике для перепросмотра — это особый шик. Сидячая медитация — ходячая медитация, тантра-йога, хуянтра-йога, дзен-хуен, дао-хуяо, сплошной путь воина, короче, дзенские коаны и шаманские прыжки с голой жопой через костёр.
Христос со своим бесхитростным «Возлюби» пиздует в далёкое далёко, Толстой отправляется следом за ним. Есть только одно «но» во всём этом духовном изобилии, что бы ты ни практиковал: протыкание ли своей плоти спицами или прыжки с парашютом, любая нормальная духовная практика основана на смирении, а значит на любви.