Египетские мистерии: От магии к теософии

Древние египетские мудрецы записали свои открытия в виде мистической философии (Shetaut), которая называется Pauti. Она содержит важное мистическое учения о природе творения, Бога и человеческого существования.

Есть несколько мифов о создании природы и человека в Древнем Египте. Существуют три основных мифа, связанные с древнеегипетской Троицей Амон-Ра-Птах, создание которой исходит от Neberdjer (Nebertcher), или Абсолюта, Верховного Я, в виде Троицы. Есть также мифы, связанные с созданием, исходящим от каждого члена Троицы (Амона, Ра, Птаха).

Есть также мифы, связанные с богами Хепри-Асар (Осирис), и как он создал мир, произнося своё имя, посредством Логоса. Богиня как женский аспект Абсолюта была также признана в качестве источника творения.

Обратимся к йоге как к примеру для сравнения мистических практик. Йога является изучением и практикой мудрости, которая базируется на духовных дисциплинах, что позволяют человеку обнаружить источник Абсолюта в себе и достичь самого высокого уровня самопознания, что приводит к осознанию внутреннего мира и единению с природой.

Йога является практикой умственных, физических и духовных дисциплин, которые приводят к самоконтролю и самопознанию путём очищения ума, тела и духа, чтобы обнаружить глубокую духовную сущность, которая лежит внутри каждого человеческого существа и во всей Вселенной. В сущности, целью практики йоги является объединение индивидуального сознания с универсальным, или же космическим сознанием. Таким образом, в древнеегипетской религиозной практике, особенно в плане ритуалов и других практик древнего египетского храма, система, известная как Shetaut Neter (способ скрытого Верховного Существа), может быть названа египетской йогой. В этом смысле религия в чистом виде является системой йоги, поскольку она стремится воссоединить людей с их истинным Я.

Дисциплинарно йога попадает под пять основных категорий. К ним относятся: йога мудрости, йога любви, йога-медитация, тантрическая йога и йога бескорыстного действия. В рамках этих категорий есть вспомогательные формы, которые являются частью основных дисциплин. Важно помнить, что все аспекты йоги могут и должны быть использованы согласованно с другими духовными практиками. Таким образом, практику любой дисциплины, приводящей к единству с Высшим Сознанием, можно назвать йогой. Если человек изучает и размышляет над учением, он практикуете йогу мудрости. Если идёт медитация на основе некоторого учения и единения с Высшим Я, это практика йога-медитации. Есть также йога как ритуал идентификации (который является частью йоги мудрости и йоги Божественной Любви). Если человек развивает свою физическую и психическую природу энергетических центров, это практика Силы Змеи (Кундалини или Урей), которая является частью тантрической йоги. Если практика сосредоточена на этическом поведении и самоотверженности, это является йогой действий (в египетских мистериях Маат = Действие = Закон) в повседневной жизни. Практика, которая относится к трансформации внимания к Божественному Началу — это трансформация любви на высший качественный уровень восприятия, это принцип Агапе. Таким образом, йога была разработана во многих дисциплинах, которые могут быть использованы для достижения цели — просветления.

Просветление — это термин, используемый для описания высокого уровня духовного пробуждения. Это означает достижение такого уровня духовного осознания, где практик обнаруживает основополагающее единство всей Вселенной, а также тот факт, что источником всего творения есть тот же источник, из которого появилось внутреннее Я человека.

Все формы духовной практики направлены на цели оказания помощи каждому человеку открыть для себя истинную сущность Вселенной как внешне, в физическом создании, так и внутренне, в сердце человека как самом корне человеческого сознания.

Термин «религия» происходит от латинского «Relegare», который использует корень «RE», что означает «держать, соединять, связывать». Таким образом, сутью истинной религии является то, что она связывает первоначальный источник и внутреннюю сущность. В этом смысле термин «религия» и «йога» являются синонимами. Этот источник, который является основополагающей реальностью за каждым объектом в создании, и описывается как нерождённое, бессмертное, вечное. Это описание охватывает бесконечное число имён, а именно: Сознание, Я, Высшее Я, Бог, Богиня, Верховное Бытие, Божественное Я, Вечное Я, душа, чистое сознание, Брахман, Всё, Иегова, Нетер, Творец, Абсолют, Небесный Отец, Божественная Мать, Великий Дух. Эти различные названия, вытекающие из различных традиций и отдельных культур, в действительности представляют собой единый, божественный и трансцендентный принцип.

Таким образом, изучение и понимание творения является неотъемлемой частью йогического движения человека к духовному просветлению. С древнейших времён магия была разработана в основном египтянами по отношению как к мёртвым, так и к живым. Египетская религия была основана на прочной и активной вере в важность магии. Древние египтяне верили в магию и стремились использовать власть магических амулетов, заклинаний и сложные обряды для достижения просветления.

 

Религиозная философия

Египтяне не поддерживали универсальные системы религиозных убеждений. Египетский политеизм был спокойным и терпимым. Древние египтяне носили мирный, добрый и очень осведомлённый характер в семейных ценностях. Их религиозные отношения отразили это в том, что не было никаких гонений во имя религии.

Египтяне чтили и уважали всё естественное существование. Они не пытались убедить или заставить не-египтянина поклоняться своим божествам. В самом деле, египтяне были открыты и восприимчивы к системам других культур и вер.

Древняя египетская религия в какой-то степени вызывает недоумение, потому что напоминает иудаизм, ислам и христианство в том, что была единая вера в центрального Бога, Творца, но парадокс в том, что это всё сопровождалось политеизмом. Вырос ли политеизм из монотеизма или монотеизм из политеизма в Египте, так и останется загадкой. Свидетельство «Текстов Пирамид» показывает, что уже в 5-й династии монотеизм и политеизм процветали бок о бок.

В то время как древние египтяне поклоняются пантеону богов и богинь, они одновременно верят в одного центрального бога, который был Творцом, невидимым и вечным. Это один бог-создатель всех существующих. Этот бог был трансцендентным, но жил он на Земле и перенёс жестокую смерть от рук своих врагов. Он воскрес из мёртвых и стал богом и фараоном загробном мире. Этот бог был Ausar (Осирис)

 

Основной состав египетской религиозной философии

·                        Понятие Центрального Бога-Творца.

·                        Свод богов и богинь, обладающих зооморфными характеристиками.

·                        Понятие Божественной истины, порядка и суда.

·                        Божественная битва между порядком и хаосом.

·                        Воскресение.

·                        Категория бессмертия.

Порядок и Хаос: Война

Египтяне верили, что сила первичного хаоса создаёт постоянную угрозу для мира. Сотворение мира произошло в связи с созданием общественного порядка и царства, и гармония Вселенной может быть сохранена на практике ритуализации Маат, божественной истины, справедливости и порядка. Маат — это божественный принцип мудрости и закона, она царствует над равновесием Вселенной, управляет регулярными циклами Солнца, Луны, звёзд, сезонов и самого времени.

Девять тел: Религиозные теории

Египтяне верили, что люди и другие живые существа состояла из девяти «тел». Они верили в духов и явления, которые стали возможны благодаря существованию «ка» и «ху».

Большинство списков части египетской концепции души включает следующее: Кат, Саху, Хабит (Khaibit), Аб (Ab), Рен (Ren), Ка (Ka), Ба (Ba), Ху (Khu) и Секхем (Sekhem).

В древнеегипетской традиции индивидуальность рассматривается как состоящие из нескольких различных «органов», или энергий, каждая из которых взаимодействует в некоторой степени с другими. Первая из них — само физическое тело. В жизни это часто называют HT или JRW, что означает «форма» или «внешний вид». Это подчёркивает тело как физическую форму. После смерти, однако, тело называется Шат, то есть то, что тленно. Это тело подобно сосуду для более высоких энергий, но оно подлежит старению и распаду

 

Тело «Ка»

Кa, пожалуй, одно из самых сложных понятий для описания, у которого нет чёткого современного перевода. По существу, это означает «двойник», а также «жизненная сила», и является ясным указанием на часть, которая превышает значение смертного физического тела. Египтолог Ричард Уилкинсон объясняет, что «во все времена оно используется в качестве термина для творчества и поддержания жизненной силы». Ка также рассматриваться как символ интеллектуальной и духовной власти. Таким образом, основным смыслом этого понятия является одна из жизненных сил и энергий, которые есть во всех живых существах. Иероглиф Ка — две поднятые руки, почти зеркальное изображение друг друга. Этот символ, используемый в качестве амулета, носили для того чтобы сохранить жизненные силы его владельца. Джон Энтони Уэст утверждает, что «Ка есть сила, которая фиксирует и проецирует отдельные эманации духа». В этом контексте мы видим, что Ка становится мостом между духовным и физическим миром.

При изучении текстов становится ясно, что Нетер, Бог-Творец, также обладал Ka. (Нетер — всемогущий Единый Бог Древнего Египта. Его изображали в виде секиры с длинной деревянной рукояткой. Нетер был невидимым, самосущим, всезнающим, вечным Богом, творцом неба, земли и подземного мира, создателем моря и суши, мужчин и женщин, животных и птиц, рыб и пресмыкающихся, деревьев и других растений, а также бестелесных существ — вестников (ангелов), исполняющих его волю и слово. Наряду с единым и всемогущим Богом в Египте были распространены и политеистические идеи и верования.)

Египтолог Дмитрий Микс объясняет, что жизненная сила, которую древние приписывали Ка, действует таким образом, чтобы дать Нетеру способность творить «бесконечность». В дальнейшем эта концепция помогает объяснить, как Нетер может выразить себя, своё присутствие в любом количестве мест в одно и то же время.

Тело «Ба»

Большинство египтологов обращаются к Ба как к современной концепции души. На самом деле лучше сказать, что это «духовное проявление». В более ранних египетских текстах термин Ба был использован для обозначения эзотерической или скрытой сущности Нетера. В этом отношении это Нетер как представляющее духовное проявление другого Божественного Начала. Мы видим это на примере Осириса, он воспринимается как Ба Ра — птица Бену, а бык Апис — как Бa Птаха. В таких случаях эти представления дают ключ к пониманию более глубокой природы Нетера. По отношению к человеческому опыту Ричард Уилкинсон объясняет, что «Ба — это духовный аспект человеческого существа». В связи с этим Ба в древнеегипетской религии имеет голову человека и тело птицы — обычно сокола. На практике эта форма — это духовное тело человека — маг, который путешествует между разными мирами и духовными сферами.

При рассмотрении Бa в связи с ритуальной работой становится очевидным, что Ба-Нетер является его же способностью проявляться в различных формах. Например, считалось, что Нетер может появляться в животных. Таким образом, мы видим объединение различных животных форм в конкретных божествах. В этой связи как Ка, так и Ба-Нетер может принять форму через статую, что используется в церемониях. Так, в сущности, во время церемонии Кa, будучи творческим началом, поддерживающим власть над жизнью, тогда как Нетер придаёт формы, они сливаются во Единое в ритуальной статуе. Египтолог А. Ллойд говорит: «По сути, Ка — это жизнеспособность человека, Ба — это способность к движению и развитию». Эти два понятия, Ка и Ба, играют важную роль в работе над ритуалами и использовании магических образов.

 

Ах, Ху и Саху

Прежде чем перейти к дальнейшему обсуждению ритуала, есть несколько других древнеегипетских понятий, которые помогут осознать магическую практику. Одним из них является Ах, иногда его называют Ху. Этот термин означает «преображённый дух», «сияющий». Египтолог А. Ллойд объясняет, что Ах «отличается по своему характеру от всех других проявлений тем, что оно представляет собой состояние блаженства». Саху является, по сути, союзом с Нетером, слиянием с божественным. Это конечная цель мага.

Хабит

Одним из наиболее таинственных компонентов личности является Хабит — то, что относятся к «теневой» или «скрытой» стороне человека. Это то, что связанно со смертью и загробным миром. Это тень, которая имеет тесное сходство с мумией, и поэтому в храме Хабит изображали как силуэт в чёрном. Понятие Хабит очень тесно связано с понятием призрака. Он всегда сопровождает человека и является его теневым отражением, которое носит то же имя, что и у хозяина. С ним могли общаться колдуны, и через него могли они насылать проклятия и лечить.

 

Рен

Рен — термин, который означает «имя». Для египтян давать имена вещам значило делать их живыми и реальными. Если ты знаешь имя человека, сущности, явления, духа или демона, ты можешь им управлять. По этой причине у каждого египтянина и духа (или демона) было тайное имя, которое знал только жрец (или же сам человек, носитель). Имя — это символ индивидуальности, неповторимости, и оно было священным. Это явно подразумевается в легенде об Исиде и Ра, в котором Ра, ужаленный змеёй, не хотел открыть богине своё настоящее, божественное имя, потому что она могла овладеть самим Ра. В Древнем царстве у фараона традиционно было пять известных имён, а также по крайней мере одно тайное имя. Три, наиболее часто известных общественности, были «царскими именами», символом восхождения на трон. Двойственность имени была символом того, что фараон — властелин двух земель — Верхнего и Нижнего Египта. Третье имя — то, которое дали родители при рождении. Два других имени соответствовали Солнечному богу. В таком же отношении у египтян были как государственные, так и личные имена, и по крайней мере одно тайное имя. Это тайное имя, или Рен — воплощение духовной сущности человека, то что представляет индивидуальность.

 

Солнечное Божество

Солнце занимало центральное положение в религии древних египтян. Во-первых, оно было представлено в виде золотого скарабея, Хепри, символизирующего становление. А иероглиф Солнца, принадлежащий богу Ра (Ra), выглядел как круг с точкой в центре.

Первый ранг бога Ра олицетворяет Солнце как источник жизненной силы, а также как звезду, где свет подразумевается как реальность и символ жизни. Он был верховным судьёй Вселенной. Ему поклонялись в Египте как создателю и верховному богу. Ра имел свой религиозный центр в Гелиополисе («Город солнца» по-гречески, Баальбек по-египетски), расположенном в южной части дельты Нила. Он также был назван Атум (Pesedjet по-египетски, «воссоединение из главных богов»).

Ра, как полагают, появился, отделив себя от первобытного хаоса, закрытый между лепестками цветка лотоса, поднялся водами Начала. Он вышел, как Бену (Феникс), и начал своё движение с пирамидального обелиска. Вот почему обелиск, покрытый золотом, был святым объекта в храме Ра в Гелиополе, что считается оплодотворяющим лучами бога началом, следовательно, есть опасение его интерпретации как фаллического символа.

На рассвете Ра выходит из восточных вод, его встречает весёлый хор из 7 священных бабуинов из свиты обезьяньего бога Тота, который, проснувшись с первыми лучами, выполняет ритуальный танец радости. Тогда Ра садится в солнечную ладью и с утра до вечера плавает по Извечным Водам. Когда становится темно и приходит ночь, змей Апофис нападает на ладью, чтобы поглотить Ра. Но Ра побеждает каждое утро, и в конце ночи он принимает форму огненного кота и убивает Апофиса (Апопа).

Древнеегипетские мистерии носят сакральный смысл человеческого бытия. Через мистический образ и ритуализацию передаются тенденции мировосприятия и изложения вечной мудрости, зашифрованной в мифах о египетских божествах. Эта система мифа и магического ритуала порождает сакральную герметическую мудрость, которая проходит сквозь время и обретает новое значение как базис оккультных знаний и практик. Египетская теософия показывает солнечную мудрость многих божеств, перетекающих в Единое божество. Но чтобы познать эту мудрость, единое переходит во многое и несёт аспекты познания через «многобожие» как элемент распространения Истины и знания. Так зарождается магия во многих её аспектах, но от одной Традиции.