Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чём, собственно, и заключалась главная задача химии до XVI столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определённых условиях могут переходить друг в друга. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желаемой трансмутации металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира. Он также именовался философским яйцом, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством, раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и продлевать жизнь. Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, обладало способностью превращать все неблагородные металлы в серебро [4].
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Действительность такова, что кроме материальной химии, астрономии и психологии (то есть психологии в её фазе физиологичности) древние обладали знаниями трансцендентальной астрономии, называемой астрологией, трансцендентальной химии, называемой алхимией, теорией психологии, называемой мистической психологией. Они обладали внутренним знанием кроме внешнего знания. Между многочисленными тайными отраслями знания, которыми владели герметисты, были те, которые известны нам как ментальные преобразования [6].
Трансмутация — термин, обычно используемый для обозначения древнего искусства превращения металлов (особенно простых металлов) в золото. Слово «трансмутация» означает «превращать», «изменять одну природу, форму или вещество в другую», то есть «трансформировать». И, соответственно, духовное преображение означает искусство изменения при превращении одних душевных состояний, форм, условий в другие [3].
Таким образом, душевная трансмутация является искусством ментальной химии, или формой практической, мистической психологии. Но это означает намного больше, чем видно на поверхности. Трансмутация алхимии и химии на плоскости разума достаточно важна по своим действиям, и даже если бы искусство остановилось на этом уровне, оно всё равно было бы одной из наиболее важных отраслей знания, известных человеку. Но это только начало. Давайте посмотрим, почему. Первым из семи герметических принципов является принцип ментализма, аксиома которого — «Всё есть мысль», «Вселенная есть мыслящий образ», что подразумевается реальностью, «Вселенная есть Разум», и сама Вселенная является мыслимым образом, существующим в Разуме Всего. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса — отсюда выражение «герметически закрытый». Существовал предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чём рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский учёный Аль-Надим думал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте. Существовали греко-египетская, арабская и западноевропейская школы алхимии [3].
Сами алхимические действия, описываемые трактатами, в действительности являются аллегорическими. Под видом описания процесса приготовления «философского камня» в действительности укладывается понимания эволюции человеческого сознания и возможности восприятия [4]. Параллель духовного процесса развития, пересекающегося с материальным аспектом существования. Обращаясь к алхимии, можно наблюдать два аспекта существования: дорический — мужской, и ионический — женский. В связи с этим есть два способа приготовления философского камня: сухой и влажный. Путь познания, то есть путь «инициации», имеет три степени:
· Этическая степень — это достижение самопознания и выработка у индивида морально-правовых норм, которые должны стать главными ведущими принципами в жизни.
· Техническая степень — это самоутверждение, отстаивание собственных позиций и ценностей жизни. Это период овладения «техникой жизни», позволяющей развитие как духовной, так и материальной техники. Сфера межличностных отношений.
· Степень мастера — очистки от наслоений, обусловленных жизнью в социуме. На языке мистиков это постижение истинного, бессмертного «Я». В древних мистериях это степень «катарсиса», то есть очищения [6].
Мы приходим в этот мир учениками. Ученик есть «необработанный камень», работающий над обтёсыванием своей личности, над переработкой его в гладкий «кубический камень», что будет необходимым для использования в качестве материала при строительстве «храма». В алхимии подготовительная стадия ученика соответствует так называемой «подготовительной работе», поиску и очистке от «посторонних примесей» первоматерии, которая необходима для философского камня.
Итак, человеческое сознание остаётся всегда открытым для экспериментов, только нужно снять наслоения рацио, что не позволяет познать ту истину, которая у каждого своя, но в этой непохожести истина каждого — общая истина, что ищется каждым из нас. Наш разум проходит через многие этапы избавления от наслоений, повседневный опыт или добавляет информацию, или стирает её как ненужный атавизм, что препятствует развитию как духовному, так и телесному, развитию мышления и саморазвитию. Если Вселенная мыслит по своей природе, тогда Ментальная Трансмутация (Душевное Превращение) должна быть искусством изменения условий Вселенной по аспектам материи, силы и ума [2].
Итак, Душевное Превращение действительно является «магическим», о котором древние авторы могли так много сказать в своих мистических работах и по которому они дали так мало практических установок.
Если всё духовно, тогда всё есть искусство, которое даёт способность превращать ментальные условия, и оно должно дать Мастеру средство управления материальными условиями, кроме тех, которые мы называете ментальными. В действительности всё, что мы называем «психическими явлениями», «ментальным влиянием», «ментальной наукой», — действует по тем же общим направлениям, потому что имеет место один принцип, независимо от того, какими именами названы явления. Учения и практики ментальных преобразований действуют в ментальной плоскости, превращая одни ментальные условия, состояния в другие, в соответствии с различными формами, более или менее эффективными [1].
Рациональное её изучение, подтверждение, отрицание школ ментальной науки есть не что иное, как формула, часто весьма несовершенная и ненаучная, по отношению к герметичному искусству.
Не только ментальные состояния в самих себе могут быть изменены и преобразованы герметичными методами, но и состояния других могут превращаться и действительно постоянно превращаются точно так же, обычно бессознательно, но часто и сознательно, некоторыми рациональными законами и принципами в тех случаях, когда люди, на которых влияют, не осведомлены о принципах самозащиты. И более того, многие ученики и практики ментальной науки знают, что каждое материальное условие, зависящее от ума других людей, может быть изменено или преобразовано при условии сильного желания и изучения изменившихся условий жизни, желаемых данным лицом.
«Истинная герметичная трансмутация является искусством думать», — гласит одна древняя герметическая пословица. Что такое философский камень? Прежде всего, этот камень — это то психическое состояние, которое может целенаправленно преобразовывать нежелательное в другое, желательное, т.е. превращать одну эмоцию в другую. Соответственно, это определённое состояние сознания, достигнув которое, человек становится полноценным руководителем своего психического мира, благодаря чему и получает возможность переродиться духовно [3]. Это состояние сознания также называется Космическим сознанием, то есть осознанием всеединства, почувствовав которое хотя бы раз в жизни, человек становится «дважды рождённым» или «рождённый от Духа». Это «Христос в нас», о котором говорил в своих Посланиях апостол Павел. В Священном писании Христос также называется «камнем, который отвергли строители», то есть те, кто хотят построить идеальное духовное общество на духовно не возрождённых людях, — что просто невозможно.
Таков мистический смысл «философского камня» алхимиков-герметистов. В высшем метафизическом смысле философский камень — это то же всеединое в своём аспекте Логоса, или мирового «Я». В Изумрудной Скрижали говорится, что все вещи возникли через посредство Логоса или через размышления (medatione). Вселенная является мыслительным образом, возникшим у Логоса. Понятие Единой Сущности представляет собой астральный план, это то промежуточное состояние единой мировой субстанции, посредством которой вещи и существа материального мира взаимодействуют с миром духовным — Логосом, а также с Мировой Душой — Софией, т.е. Премудростью Божией.
Алхимики были сторонниками энергетической концепции мироздания. Во всякой энергии, управляющей её действиями, проявляются формы разума и сознания. Главными составляющими алхимической операций элементами являются ртуть, сера и соль. Эти три начала представляют собой мировые начала: ум, энергию и материю. Индусы называют это Читта, Прана и Акаша. Многие из алхимиков отвергают «соль», то есть материю, как мировое начало, считая её производной от Всемирного становления. С помощью алхимии в её реальном, неискажённом смысле человек способен достичь расширения космического сознания и почувствовать интеллектуальное озарение, тогда наш ум сможет справиться с тяжёлыми задачами, перед которыми интеллект беспомощен. Воля и любая психическая жизненная энергия, которая проявляется в человеке — это его «сера», влияние среды, пассивное состояние сознания, «тело причинности» [3].
Евгений Филалет говорит об «огне мудрецов». На научном языке этот огонь есть вечный источник тепла, то есть химический элемент радий. Филалет сравнивает всякое тело с чёрным фонарём, внутри которого горит свет, невидимый для глаз из-за толщины материи, окружающей этот свет, но этот свет реален. Внутренняя алхимия представляет собой форму духовной практики, направленную на радикальную перестройку психофизического состояния адепта, на создание бессмертного «тела» и просветлённого сознания.
Человеческое тело представляет собой проявление божественной субстанции и энергии, как и сама Вселенная [2]. Основные силы и качества, которые неизменно присутствуют в организме, даруют ему жизнь и поддерживают его функции, являются микроскопическими соответствиями тех сил, которые пронизывают «космическое тело».
Адепт внутренней алхимии воспринимает своё тело как микрокосм, Вселенную в миниатюре, наполненную божественными макрокосмическими силами.
В организме человека можно создать эликсир бессмертия, а производят его из трёх драгоценностей: выплавили семена — получить жизненность, выплавили жизненность — получить дух, выплавили дух — получить бессмертие [7].
Эликсир бессмертия также называется бессмертным зародышем, или жемчужиной.
Вся система внутренней алхимии строится во взаимосвязи с энергетической системой тонкого тела человека — на последовательном раскрытии всех энергетических центров и трансформации низшей энергии в высшую.
Символизму и практике внутренней алхимии соответствует символизм и практика герметичной традиции Великой Работы, которая отражает основные моменты процесса. Тайна жизни, смерти и бессмертия неразрывно связана с тайной единения золотой пары — духовного алхимического брака мужского и женского начала [7].
В теле человека присутствует всё, что есть во Вселенной. Физические процессы во Вселенной соответствуют биологическим процессам в теле человека. Солнце, луна, звёзды, горы, острова и реки внешнего мира присутствуют внутри человеческого тела.
Космогония и космология нашей Вселенной неразрывно связаны с жизненными процессами человеческого организма как части этой Вселенной. Можно воспроизвести в миниатюре процесс создания Вселенной как сгущения энергий и форм вокруг Истока, неявленного Абсолюта, в роли которого выступает человеческий разум.
Литература
1) Юнг, К. Г. Дух Меркурий. Собр. соч. Пер. с нем. А. Гараджи и др. — Москва: Канон, 1996.
2) Юнг, К. Г. Психология и алхимия. Пер. с англ. С. Л. Удовик — Москва: REFL-book, Ваклер, 1997.
3) Эвола, Ю. Герметическая традиция / Пер. с итал. Г. А. Бутузова. Москва — Воронеж: Terra Foliata, 2010.
4) К. Зелигманн «История магии и оккультизма».
5) Нейгебауэр О. Точные науки в древности. — М.: Наука, 1968. — 224 с.
6) Розин В. М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. — М.: 2002.
7) Химическая Свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459 / Пер. с нем. Ярина А. Я. — М.: Энигма, 2011. — 288 с.