Имя: Абу Абдуллах Джафар ибн Мухаммед ас-Садик.
Историчность: Исторический персонаж.
Даты жизни: Ок. 702/703 (или 699/700, или 705) — 765.
Деятельность: Лидер шиизма.
Почитание: Шиитский имам, суфийский шейх.
Пятый шейх Накшубандийского тариката Джафар был сыном Мухаммеда аль-Бакира, в 713 году павшего шахидом, а его прадедом со стороны матери Умм Фарва был первый халиф Абу Бакр, также носивший прозвание ас-Садик. Джафар родился в Медине около 702/703 года (встречаются также даты 699/700 и 705) и практически всю жизнь мирно провёл в этом городе. Наукам ислама и хадисам он обучался сначала у своего отца, а потом у дедушки Арвата, Атаида и Зухры. После смерти отца (743) Джафар стал его преемником в достоинстве имама. Подобно своим отцу и деду не принимал участия в политической деятельности. Когда фанатичный сторонник имама Абу-ль-Хаттаб стал распространять слухи, что Джафар ас-Садик — воплощённый бог, он был удалён из окружения имама.
Ещё при жизни Джафара внутри мусульманской общины произошёл раскол. Имам назначил своим преемником своего четвёртого сына Мусу аль-Казима, однако у других его сыновей — Исмаила, Абдаллаха и Мухаммеда — нашлись свои сторонники. Исмаилиты (исма’илийа), последователи умершего в 762 году старшего сына, предполагали, что Исмаил не умер, а скрылся и возвратится как Махди, а пока общиной должны управлять его потомки. После смерти Джафара (765) они признали седьмым имамом Мухаммеда, сына Исмаила. Согласно преданию некоторых мусульман, которое подвергается историками сомнению, Джафар ас-Садик умер, отведав присланных халифом аль-Мансуром отравленных плодов. Он был похоронен на мединском кладбище аль-Баки рядом со своими предками. Часть мусульман поддержала его сына Абдаллаха аль-Афтаха, сформировав секту афтахитов, но через 70 дней после смерти отца умер и Абдулла, поэтому афтахиты оказались дезорганизованными, и вскоре секта исчезла, как и таууситы, которые считали, что сам Джафар скрылся и со временем вернётся как Махди. Имам Джафар ас-Садик является представителем умеренного ислама (тасаввуфа, или суфизма), глубоко изучающего познание Аллаха, но со временем шииты начали считать его своим имамом, потому что его последователи в основном придерживались мнения, что править должны потомки пророка. Несмотря на многовековую историю, школа джафаритов заняла положение главного шиитского мазхаба только в XVIII веке.
Однажды, как говорит предание, Суфьян ас-Саври спросил Джафара, почему он надел такую дорогую одежду, которую не надевали его родители. На это Джафар ответил:
— Верхний роскошный халат я надел для того, чтобы ты видел его, а нижнюю рубашку надел старую, чтобы Аллах видел её.
И когда он снял халат, действительно, нижняя рубашка была старой и из очень грубой материи. После этого Джафар сказал Суфьяну:
— Теперь покажи ты, во что ты одет?
И оказалось, что нижняя одежда Суфьяна была из дорогой, роскошной материи, хотя внешне он был одет бедно. Тогда Джафар попросил Суфьяна не приходить к нему часто. Когда же Суфьян в очередной раз сказал, что всё-таки его родители не одевались так роскошно, Джафар ответил ему, что теперь наступили более богатые времена. Джафар завещал Суфьяну благодарить Аллаха за добро так:
— Лаин шакартум ли азиданнакум. Если Аллах тебе дал состояние, проси Всевышнего о прощении грехов. А если придёт горе, часто повторяй: Ла хауля уа ля куввата илля билля. Это — радость и ключ от кладовой Рая.
Своему сыну Мусал Казиму Джафар завещал:
— Богат тот, кто довольствуется тем, что дал ему Аллах. Чем скромнее ты будешь, тем больше люди будут ценить тебя и уважать. А чем больше ты будешь восхвалять себя, тем больше унизишься в глазах людей.
Джафар ас-Садик умер в месяце Шавваль в 148 году по Хиджре (765 г. н. э.) в Медине. Он похоронен на кладбище Аль-Бакий рядом с могилами сына Али Хасана, своего дедушки Али Зайн Уль Абида и отца Мухаммеда Бакира.