Илья «Масселл» Маслов
Потерянная Арьяварта
После публикации этой карты многие читатели стали задавать мне вопросы: есть ли у моего «арийского цикла» какой-то реальный базис? Эта статья — развёрнутый ответ им.
Итак, страна под названием Арьяварта (Айраватта, Артания, Оратания, Арата и т.д.) действительно существовала, и находилась она на территории европейской России, охватывая даже большие территории, чем намного более поздняя Киевская Русь. Именно она является отправной точкой последней из известных нам волн индоевропейских экспансий — арийского завоевания в 3 000 до н.э. Скорее всего, эта страна и фигурирует в греческих мифах как Гиперборея, хотя, согласно исторической традиции, Гипербореей принято называть легендарную прародину белой расы вообще, располагавшуюся ещё севернее. Центром Арьяварты были земли на территории центрально-европейской России, там, где сейчас расположена Рязань. Там, где тысячи лет назад была лесостепь, в одно и то же время с расцветом Трипольской цивилизации к югу, обитали воинственные белокурые полукочевники, жившие не только за счёт охоты, животноводства или торговли, но и за счёт набегов на богатые земли к югу. Ближайшими их родственниками были «древнеевропейцы», принявшие участие в этногенезе кельтов, германцев и западных славян. Эту «альтернативную» ветвь белой расы связывают со вторым легендарным местом древности — Атлантидой, Антланью, Альтландом Германа Вирта.
Современники, от храмовых писцов в городах-государствах Бронзового века и до арабов первых веков н.э., описывают ариев (артанцев, арсанийцев…) как могучих великанов, не признававших ярма тогдашней цивилизации. Постепенно, с ростом численности населения, эти грозные воины переходили от набегов к планомерным завоеваниям и колонизации покорённых земель. Они отбили у своих дальних родственников, т.н. «древнеевропейцев»-протокельтов, территории центральной Европы до Рейна (впоследствии там сформировались германские и западно-славянские народы), завоевали территорию будущей Эллады, захватили север Италии, Иранское нагорье, основали несколько городов-форпостов в Междуречье и на Кавказе. Именно о борьбе города Ура с таким форпостом как о борьбе с демонической «Араттой» повествует шумеро-аккадский эпос. Позднее произошло и самое известное деяние древних арийцев — завоевание Индии. Но всё это было лишь прологом к рождению Арьяварты-Артании как страны, как цивилизации. Родственные названию этой страны слова — это и Ордос/Ортос (порядок), и кельтское «ариан» (серебро), и «артос» (медведь), и аристократы, и орден, и орда (только для русских это слово имеет «монгольский» оттенок — на западе существует такое устойчивое словосочетание как «орда викингов»), и немецкое «орднунг», и ярость… В более поздние времена, когда Арьяварта стала форпостом земледельческих працивилизаций Европы на границе леса и степи, «арий» стало обозначать и «пахарь».
До массового применения лошадей в военном деле и сельском хозяйстве арийцы отправлялись в свои походы либо пешком, либо на лёгких речных кораблях, которые в случае необходимости могли силами экипажа или пленников перетаскивать по суше. При отсутствии хороших дорог в непроходимых лесах древней Восточной Европы реки были естественными торговыми и мобилизационными артериями её населения. В перемещении кочевников пешком также нет ничего странного. Именно такими были кочевники Месоамерики до конкистадоров, в том числе ранние ацтеки, своего рода американские «ассирийцы», наводившие своей кровожадностью ужас на более «гуманные» народы. Поскольку, как правило, ариям приходилось сражаться против превосходящего, да ещё и обороняющегося противника, они делали ставку на тяжёлую броню, не менее тяжёлое оружие, высокий боевой дух, взаимовыручку и умение сражаться в строю. В идеале пеший воин с большим щитом должен был выдержать натиск всадника. Таким образом, именно из организации и тактики первых дружин Арьяварты появились такие знаменитые военные машины древности как викингская, спартанская и македонская.
На завоёванных землях арии основывали новые государства. В то же время сама их «отправная точка», познакомившись с городскими цивилизациями покорённых народов, также прошла путь от локальной варварской конфедерации до амбициозного раннего государства с «феодальным» устройством — таким же, которое было на юге, в стране хеттов. Из всех завоеваний Арьяварта удержала лишь трипольские земледельческие поселения средиземноморцев, население которых, скорее всего, и стало третьей, производящей кастой традиционного арийского общества — индийскими вайшью или отечественными огнищанами. Ранее всё арийское общество делилось на меньшую по численности касту жрецов и большую — воинов, пастухов и земледельцев. Можно перенести свидетельство Тацита о браке у германцев на их предков и родичей ариев: семья рядового жителя Арьяварты была моногамной, и только вожди обзаводились несколькими жёнами. В Арьяварте не было ни матриархата, ни патриархата, был своего рода «биархат» — господство полноценных представителей социума над неполноценными, без различия пола. Тот же Тацит свидетельствует, что германцы (а значит, и предшествовавшие им арии) считали супружескую измену тяжким преступлением, особенно если в этом был замешан инородец. К слову, женщины Арьяварты-Артании владели оружием не хуже мужчин, а в приграничных областях девушка вообще не могла выйти замуж, не убив ни одного противника. Смешение с инородцами или подражание им вообще не одобрялось: известно, что ближайшие соседи Арьяварты, скифы, именно по этой причине убили своего мудреца Анахарсиса. Общей религией Арьяварты-Артании с незначительными локальными вариантами было почитание Громовержца в образе крылатого Дракона и Матери-Земли в образе Змеи.
В период своего расцвета Арьяварта-Артания представляла собой множество городов и селений, связанных речной транспортной сетью и малочисленными дорогами. Глухие места между ними и границы контролировали из своих кромов-цитаделей воинские братства. Верховный правитель («царь»), хотя и имел статус благословлённого Богами, решал только глобальные вопросы вроде ведения войн и внешней политики, т.к. просто физически не мог контролировать всю страну при помощи гонцов. Таким образом, города Арьяварты-Артании имели вечевое самоуправление и были скреплены в единое целое не административно-карательным аппаратом, а осознанием своего кровного единства и необходимостью бороться против многочисленных врагов-инородцев. В те времена Арьяварта-Артания простиралась от нынешней Польши до Урала, от Прибалтики до Чёрного Моря, где в степях кочевали скифы и сарматы, игравшие роль позднейших казаков. Вообще, для тех времён слово «Артания» можно считать синонимом «Руси», «Арьяварта» (ср. английское aryan world) — «Российской Империи», «Арьянем Ваэджо» — «Русская Земля». С запада Арьяварта-Артания соседствовала с обособившимися от неё германцами и венетами, а также пытающимися отбить свои исконные земли кельтами, с востока — с первыми монголоидами, вырвавшимися со своей алтайской прарордины на просторы Степи, с севера — с угро-финнами, племенами лесных охотников смешанного происхождения, а с юга — с фракийцами и греческими колониями. Со всеми этими соседями нашим предкам пришлось немало повоевать, причём иногда — одновременно на всех направлениях. Однако, судя по материалу позднейших русских былин, корнями уходящих во времена Арьяварты, война на уничтожение шла исключительно с расовыми чужаками, с ними же осуждались и браки, чего совершенно не было в отношениях с ближайшими родичами — потомками арийских завоевателей и, шире, вообще с белыми.
Арьяварта-Артания пережила несколько кризисов, связанных с древнейшими переселениями народов, проходивших по её территории. В 1 тыс. до н.э. её территория, судя по арабским источникам, сжимается едва ли не до исконного «пятачка» в районе будущей Рязани. Угро-финны занимают северные области и Прибалтику, откалываются Славия антов, Куявия, причерноморская Сарматия, монголоидные кочевники постоянно наносят удары по восточным границам. Скорее всего, окончательное крушение Арьяварты-Артании было вызвано готским и гуннским вторжениями, надолго, до Киевской Руси, превратившими территорию древней восточноевропейской цивилизации в малозаселённые лесные чащи.
Однако наследие Арьяварты-Артании сохранилось. Её наследники, славяне-русы, справедливо полагали Восточную Европу своей и вели кровавые войны за её объединение под властью русских князей. К сожалению, из-за уничтожения гигантских пластов дохристианской традиции при Владимире Крестителе мы не знаем, какую именно память сохранили русы о великой северной державе своих дальних предков, и не вдохновлялись ли Олег, Игорь, Святослав примером ныне неизвестных нам арийских царей.
Арьяварта-Артания, Русская «Атлантида», ещё ждёт своих Шлиманов и Вагнеров…