Варг Викернес
Хеймдалль и Локи1
I
Хеймдалль является одним из самых загадочных богов скандинавского пантеона. Он настолько таинственен, что так называемые специалисты из различных университетов всё ещё почти ничего не знают о нём. Они даже не могут выяснить, что означает его имя, и я не могу их в этом винить; его тайны в течение долгого времени ускользали и от меня.
Обычно имя Хеймдалля переводят как «домашняя долина» или «мировая долина» (норв. Heimdal), но в этом случае оно не несёт в себе никакого смысла. В 1998 году я предложил иной перевод: Хеймдалль от германского слова Haimaþellar, что означает «домашний счетовод» или «мировой счетовод». Логическим объяснением тому было его занятие, которое он осуществляет, когда наблюдает за своими детьми со своего трона на Северном полюсе. Однако и это предположение также не совсем удовлетворительное.
В отличие от так называемых специалистов из университетов я понял, что Хеймдалль идентичен Хермоду («олицетворяющему Одина»), и в Эдде есть указание на то, как однажды Хеймдалль «спустился вниз к стражу моста Хель, чтобы спасти Идун», когда её похитил великан и держал в заключении в подземном царстве. Для спасения Идун (также известной как Нанна) и её мужа Браги (также известного как Бальдр) он должен был посетить Хель, царство мёртвых, и как мы знаем из греческих мифов, только Гермес2 (=Один) может свободно войти и выйди из Гадеса (=Хель). Поэтому Хеймдалль переодевается и предстаёт в образе Одина, чтобы убедить стражей Хель в том, что ему дозволено войти и уйти невредимым, несмотря на то, что, по их мнению, у Хеймдалля, по большому счёту, нет на то никакого права.
Так Хеймдалль спустился вниз с Небес на Землю и создал человечество, и каждый год он спускается в Хель, чтобы собрать подарки от эльфов, вечных душ мёртвых, и от Бальдра с Нанной (находящихся в Хель каждую зиму). После чего он спускается с Небес, или скорее со своего трона между Небесами и Землёй, чтобы раздать эти подарки в канун Йоля тем из его детей, что вели себя хорошо. Он посещает нас всех, будучи в образе Одина, чтобы свести счёты, возглавляя Оскорей («армию грома»).
Учитывая данное обстоятельство, очевидно, что его имя переводится как «домашний нисходящий» или «мировой нисходящий», в значении «тот, кто спускается вниз, чтобы посетить различные дома/миры» (норв. Heimdalar).
В Древней Греции он именовался Кроносом («временем») — возможно, потому, что по его ежегодным посещениям отсчитывали года и измеряли время. В западнославянских областях он именовался Белобогом («белым богом»), потому что он является сияющим богом света и милосердия, и потому что даже после посещения Хель он остаётся белоснежно-белым. В восточнославянских областях он именовался Колядой («колесом» или, возможно, «вращением колеса»), потому что во время Зимнего солнцестояния, в канун Йоля, солнечное колесо завершает полный цикл вращения: весна (рождение), лето (жизнь), осень (смерть) и зима (перевоплощение).
Мне стоило некоторого времени и сил это понять, но теперь мы, наконец, знаем, кем был Хеймдалль и что на самом деле означает его имя. Где я преуспел, другие потерпели неудачу — вероятно, потому, что у них есть жизнь. А у меня её нет.
II
Как и Хеймдалль, находчивый Локи столетиями сбивал с толку так называемых специалистов по норвежской мифологии. Его считали скандинавским Гефестом, хромоногим кузнецом олимпийских богов, но ни одному из них всё ещё не удалось перевести его имя, что достаточно странно.
Имя Локи переводится как «замóк», «крышка» и «конец», от индоевропейского корня *LUK («закрывать что-либо»). Хотя это имеет смысл, потому что благодаря Локи настаёт конец света во время ежегодного Рагнарёка, этого перевода недостаточно. Индоевропейское *LUK может также переводиться как «молния» и «освещать», что имеет бóльший смысл, учитывая, что Локи постоянно преследует Тор («гром»). Кроме того, Локи является богом ветра и огня, и он кузнец богов.
Он представляет собой полную противоположность Хеймдаллю: Хеймдалль является посредником между Небесами и Землёй, а Локи развязывает войну между Небесами и Землёй. Хеймдалль — это благословление, а Локи — порок. Хеймдалль открывает миры, а Локи разрушает и закрывает их. Радуга Хеймдалля символизирует милосердие богов, а пламя Локи бесшумно расползается вокруг, хитро и предательски, пока, наконец, внезапно не превратится во всепоглощающий огонь, подобно тому, как молния ударяет в Землю. Хеймдалль приносит подарки от мёртвых (светлых эльфов), а Локи приносит подарки от гномов (тёмных эльфов). Хеймдалль — это белый, чистый и спокойный мир в груди человечества, бдительный страж Небес, а Локи — это дикие эмоции, накапливающиеся и вырывающиеся во всепоглощающем пламени страсти. Хеймдалль — бесхитростный бог, а Локи является, вероятно, самым находчивым из всех богов. Хеймдалль предан и надёжен, а Локи вероломен и совершенно ненадёжен. Локи украл ожерелье Фрейи, а Хеймдалль вернул его ей.
Из мифологии мы знаем, что Хеймдалль спустился вниз к стражу моста Хель, когда его послали, чтобы спасти Идун, но на самом деле её спас Локи. В свою очередь, Хеймдалль в виде Хермода был послан, чтобы спасти Бальдра (также известного как Браги), мужа Нанны (также известной как Идун). Это может привести некоторых в замешательство, но дело в том, что Хеймдалль и Локи являются единым богом. Они просто олицетворяют противоположные силы в одном и том же боге!
Локи — бог, но, несмотря на это, он спасает Идун, что должна проделывать (согласно греческой мифологии) Ирида (Фрейя), спутница Гермеса (Одина), или богиня (или жрица), олицетворяющая Ириду. Гермес сопровождает мёртвых мужчин в Гадес (Хель), а мёртвыми женщинами занимается Ирида.
В скандинавской мифологии это проделывает Локи. Он также рождает коня Слейпнира, необходимого для поездки в Хель, и как минимум один раз наряжается женщиной. Так как Локи — противоположность бородатого Хеймдалля, не исключено, что Локи первоначально был богиней, и похоже, что божество Хеймдалль-Локи могло быть скандинавским Гермафродитом (двуполым ребёнком Гермеса и Афродиты), и Локи олицетворял женскую ипостась.
Во время Рагнарёка Хеймдалль и Локи убивают друг друга: белый бог (Белобог) убивает чёрного бога (Чернобога) и наоборот, ибо противоположные силы уравновешиваются в конце каждого солнечного года, чтобы начать новый год с нуля.
Хеймдалль создал человека, но одновременно он — наш Локи (в данном случае «конец»), ибо он — Кронос («время»), а человек не может пережить время.
1 Перевод — Сверд, изд. Ex Nord Lux (http://nordlux.org/). В оригинале — две отдельные статьи.
2 И его спутница Ирида (= «радуга»).
Другие статьи из Апокрифа:
- Слово редактора
- Правила игры в Сенет
- Зарождение цивилизаций: Центральная и Северная Америка
- 126 часов без сна
- О потребителях духа и Искателях
- О пустой руне, молчании Богов и истинной опасности
- О Вирд, Традиции, Богах и рунах
- Почему язычество?
- Почему язычество потерпело неудачу
- Сверхъестественный отбор