Продолжая начатый ранее диалог «Восток — Запад / Запад — Восток», нельзя не упомянуть об уникальной культуре народа саха, сохранившейся и поныне практически в первозданном виде. Мировоззрение народа саха, как и других тюркских народов, уходит в древние архаические практики шаманизма. Преломляясь в разных аспектах под влиянием времени и внешних событий — оно, тем не менее, не утратило связующую нить, чем и представляет особый интерес нашему читателю. Прежде всего в контексте нашего двуполярного диалога.
Сегодняшняя гостья — человек не простой. Это редкий случай, когда человек проявляет себя по разным творческим направлениям, не теряя при этом тот самый корень.
Начиная свою эстрадную карьеру в составе якутского фольклорного ансамбля «Айархаан», она смогла задать собственный многогранный курс, движение по которому идёт уверенно. Народная музыка сочетается с современной, не чураясь экспериментов, преподавание выливается в написанные книги, рисунки и эзотерический опыт — в предсказательный оракул. И при этом постоянное взятие новых горизонтов — в учёбе или гастролях по миру, в творчестве или душевных исканиях.
Всё это находит своё место в окружающих пространствах: лауреат республиканских, российских и мировых конкурсов, участница таких знаковых фестивалей как «Саянское кольцо» и немногая из тех профессиональных музыкантов, которые используют в своём творчестве электрохомус. Так, ствол дерева, питаясь от корней — даёт раскидистые ветви.
С нами в гостях Сайдыко Фёдорова — якутская хомусистка, автор предсказательного «Оракула Вселенной» и, говоря современным языком, экстрасенс — чьи слова, словно лучистые иероглифы, образами ложатся в сознание читателя.
— Сайдыко, приветствую. Наверное, это будет характерный вопрос для Европейской части страны — как правильно произносится Ваше имя? И что оно означает в переводе на русский? Уверен, часто спрашивают — вот и читателям интересно 🙂
— Приветствую, Ильяс. Имя произносится на якутском более протяжно Сайдыы Куо, что означает процветание, идущая вперёд, девушка, но девушка из олонхо (эпоса). Спросите — почему из олонхо? Дело в том, что словом «Куо», что означает «девушка», дополняли имена якутских героинь в олонхо, получая в настоящее время женский идеал как Туйаарыма Куо — главная героиня из эпоса-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». В якутских героических сказаниях-олонхо женские образы занимают одно из основных мест. Во-первых, небесные божества Айыыһыт и Иэйэхсит принимают деятельное участие в сотворении людей; во-вторых, небесные шаманки более индивидуальны, напористы, активны (таковы удаганка-богатырка Кыыс-Ньургун в олонхо «Строптивый Кулун-Куллустуур»); в-третьих, Аан-Алахчын является духом-хозяйкой Срединной земли, обитающей в кроне пышноветвистого дерева Аал-Луук Мас. В олонхо женщина представляется как символ жизни. А слово «Сайдыы» со значением «идущая вперёд» приходило ко мне во сне в школьные годы по несколько раз. Как раз в те времена было желание поменять имя, так как с детства чувствовала, что имя не моё. Подтверждением тому были случаи, когда я часто забывала своё имя, когда меня взрослые спрашивали. Решилась поменять официально только после выпуска с университета.
— В мире о Вас идёт слава именно как о хомусистке — с чего и как формировался Ваш интерес? Когда призвание стало профессией? Вам интересна сама музыка — когда музыка становится целой Вселенной или музыка только как часть окружающего мира? Или неразделение противоположностей — наоборот, их совмещение?
— В один из дождливых дней в Якутии включила НВК канал, там транслировался концерт, где все участники играли на маленьком инструменте. Мне было 12 лет. Посмотрев, понаблюдав — поняла, что это был концерт хомусистов со второго международного конгресса хомусной музыки 1991 года. И сразу вспомнила, что у нас дома тоже есть этот самый инструмент, которого мы и не трогали, боясь, что сломаем. Инструмент выглядел как ключ. За один просмотр я уже поняла технику игры на нём, за один день научилась, как дышать, извлекать звуки, и даже стаккато топот коня. Я была в восторге от извлечения различных звуков, у меня кружилась голова, это был взрыв эмоций и наслаждения. Первые ощущения игры на хомусе не забываются, так как мозг уходит куда-то далеко в другой мир. Но потом постепенно привыкаешь, и можешь потом выступать на сцене как артист. В тот день я впервые влюбилась! Моя первая любовь — Любовь к Хомусу. И поняла, что моя жизнь уже связана с этим мистическим инструментом. Наконец, ключ помог мне открыть дверь в другой мир…
— Насколько мне известно, Вы много путешествуете по миру. Как люди в разных странах реагируют на звучание хомуса? Насколько сильно отличается от реакции в Республике Саха (Якутия)? Наверное, были какие-то расхождения в музыкальном этикете за границей?
— Это очень интересный момент. В разных странах реагируют по-разному, естественно. В Азии воспринимают как удивляющий инструмент. Ведь хомус сам по себе маленький, вмещающийся в ладонь инструмент, из которого можно послушать звуки природы, шум ветра, голоса птиц и динамические ритмы вселенной. Чем звук ярче, громче — для них это лучше. В Европе, наоборот — тишина, задумчивость, философия. Помню один случай, когда в Португалии выступали в 2011 году, в то время я была в составе этно-группы «Айархаан», после часового концерта ко мне подошла уверенными шагами одна португалка — говорить толком на английском не могла, но поняли друг друга. Она нарисовала двух животных — Змею и Орла на листке бумаги, объяснив это тем, что эта информация пришла к ней, когда мы выступали. Ещё дала благовония. Меня это сильно растрогало, потому что Змея — это мой год рождения, а Орёл — это второе название Скорпиона. Ощущается связь с эзотерикой. В Республике Саха хомус — традиционный национальный инструмент, который с древних времён почитали как сакральный шаманский инструмент. Хомус — удаганский инструмент (женщины-шаманки), который являлся «конём» для путешествий между тремя мирами: Верхним, Средним и Нижним. Как и бубен для ойуна (шамана). Времена меняются — в настоящее время от мала до велика — все играют на хомусе. Некоторые придерживаются традиционных, мелодичных видов игры, а некоторые предпочитают ввести новизну, используя звуки из горловых связок. Мы все очень любим хомус 🙂
— Ваша деятельность напрямую связана с народными традициями, наследием архаики, и, тем не менее… электрохомус присутствует в Вашем творчестве. Это новаторство как расширение культурного наследия, возможность идти в ногу со временем или какой-то временный эксперимент? Может быть, Вам интересно создавать более урбанистичные звуковые пейзажи?
— Электронный хомус — эксперимент, который перерос в новшество. Сейчас можно приобрести этот продукт, но стоит намного дороже. Физик, телемастер и мой отец В. Ф. Фёдоров и мастер по изготовлению хомусов, преподаватель по физике в институте И. И. Христофоров — запатентовали электронный хомус. Всё началось, когда я ещё была малышом. Речь об электронном хомусе уже тогда шла. Кстати, мой первый хомус от И. И. Христофорова — как раз он подарил в те давние времена. Это очень интересно, никогда не знаешь, что твой ребёнок возьмётся за это в будущем, ведь инструмент лежал достаточно долго. Мне самой всегда интересно поэкспериментировать, я с радостью играю на нём. Но, соответственно, звук другой. Так, магнитная катушка, прикреплённая к хомусу — действует на язычок, заставляя при этом звучать хомус беспрерывно. Это очень интересный звук, как бы один удар по язычку, но ударяется бесконечно и «бесхребетно», так как тут не чувствуется удар кисти, которая даёт ритм. То есть одна рука свободна, другая просто держит инструмент. Электронный хомус можно считать разновидностью хомуса, как двуязычковый, бамбуковый, деревянный, металлический.
— Совсем недавно у Вас вышел дебютный альбом — архаическое звучание хомуса сочетается с современным электронным звуком. Как происходила его запись, как формировался плейлист? Наверное, у необычного человека — мистика присутствует во всём 🙂 И ещё: как ни странно, альбом практически недоступен за пределами Республики Саха. Или я не прав? Может быть, есть смысл осваивать интернет-пространство, как сейчас говорят, электронная коммерция?
— Альбом «Аптаах Хомус» («Волшебный Хомус») был записан в 2014 году у Сергея Ярмонова в студии НВК Саха. А вышел на CD-носителе в 2015 году малым тиражом. Записать их было тоже интересно, так как записанные треки исчезали с компа, или же вместе с записью были какие-то посторонние шумы. И самое опасное, компьютер мог выйти из строя. В общем, с электроникой я не дружу. Она у меня всегда в сбоях, ломается. В 2014 году сняли клип «Удаган Туулэ» — «Сон Удаганки», те же самые вещи происходили: редактированные материалы клипа удалялись, стирались, приходилось заново редактировать. Везде это присутствовало. Недаром раньше говорили: настоящий шаман или целитель, люди из этих областей — не должны светиться на публике. Как я уже говорила, времена меняются — люди сами рекламируют таких людей, как, например, в программе «Битва экстрасенсов». Правильно или неправильно — уже значения этому нет. Сейчас шаманы, экстрасенсы принимают людей онлайн.
— Чему я был в своё время удивлён (каюсь в очередной раз) — многогранности Вашего творчества. Недавно в Якутске увидел свет «Оракул Вселенной» — основанный на якутском мифологическом наследии. Ранее также выходила книга под Вашим авторством. В оригинале, если правильно понял, каждая карта — картина на ткани, с мельчайшей прорисовкой, и при этом ещё поразительная, просто неумолимая глубина сюжета. Можете подробнее рассказать — что представляет собой оракул?
— Оракул известен народу как форма прорицания, состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец, который и именовался оракулом. В современном языке под оракулом понимается предсказатель будущего, а также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением. Якутская мифология ещё со школьных год привлекала меня своими интересными историями про богов. Помню, как я себе представляла — как они там жили, задействовав линии человеческих судеб. В языческих верованиях народа Саха не было единого бога. Вместо бога у них почитались божества — так называемые Айыы, покровительствовавшие земным легендарным предкам якутов. Божества составляли целый пантеон богов, что интересно по сходству с греческим пантеоном богов (это моё личное мнение про греческий пантеон). Изучив тщательно, в 2014 году начала рисовать божеств якутского пантеона, без набросков, без эскизов — сразу с первого раза получались их образы.
Собрав картины, создала Оракул под названием «Оракул Вселенной». Оракул Вселенной состоит из 36 карт, с буклетом внутри со значениями каждого персонажа и описанием божеств. Оракул Вселенной является не только прекрасным инструментом для интерпретации знаков Вселенной, что, безусловно, очень полезно для развития экстрасенсорных способностей человека, но и сам по себе служит для гадания, как любой из Оракулов. В 2015 году вышел на свет с тиражом 500 экземпляров.
— А какое место в Вашей жизни занимает шаманизм? В Республике Саха он признан государственной религией — наравне с другими мировыми. И, опять же, творчество талантливого художника пронизано той культурой и наследием, в котором он(а) пребывает. Чем глубже вникает — тем явственнее само творчество, неотделимо от жизни во всех проявлениях. Шаманизм у Вас в крови? Можно ли назвать Вашу музыку и вообще всё Ваше творчество — шаманским?
— Шаманизм не занимает место в жизни, шаманизм это — и есть жизнь. И не является ни религией, ни законом. Это стиль жизни. Все языческие, неязыческие верования по всему миру едины — кельтские друиды, славянские духи, божества, скандинавские божества и т.п. Раньше у всех было многобожие, не было единого бога, но система была одна. По одной и той же схеме совершали ритуалы встречи солнца, хороводы и прочее. В Республике Саха государственным верованием является Айыы уерэ5э. Как уже выше сказано, Айыы — божества пантеона — покровители по разным частям, отраслям жизни. Почитание духов земли, рек, местностей, огня. Эти правила нигде не написаны, с рождения каждый Саха придерживается — кормит местность, дух огня при новом переезде или, в иных случаях, кумысом и оладьями. (Интересный у Вас вопрос: «Шаманизм у Вас в крови?» 🙂 ) Вообще-то да, у меня в роду есть шаманы. Именно они иногда вмешиваются в мою жизнь, в хорошем смысле 🙂 Как-то неудобно себя называть шаманкой, но тому есть подтверждения. У меня есть друзья — шаманы, экстрасенсы. Именно они дали мне веру в себя, в то, кем я являюсь на самом деле. До этого момента мне было сложно жить, так как каждую ночь выходишь в астрал, или на временное пространство, где видишь день до наступления, и все необъяснимые вещи случаются с тобой. С 2012 года начала принимать людей и очищать от сглаза, порчи, через хомусотерапию. Потом, как переехала в Турцию — приостановила. Вместо приёма людей можно потратить энергию на творчество. Чем я и занимаюсь.— Когда Вы выезжаете за пределы Родины — сильно сказывается разница вероисповеданий? Чувствуется ли дискомфорт, или это возможность узнать новое?
— За пределами Родины всегда узнаёшь что-то новое — и в позитивном плане, и наоборот. Насколько я заметила, не хватает у людей духовности, слишком капиталистический взгляд на жизнь. Не будем особо вдаваться в подробности. В настоящее время многие выезжают за границу Родины, и все знают, что творится там. Лично я очень рада тому, что родилась в России.
— Сейчас Вы находитесь на учёбе в Турции. Чем Вас привлекла именно эта страна? Вы уже стремились переехать, или просто побывать в гостях, или, может, это было своего рода озарение, мистический знак? Чем Россия так похожа с Турцией и в чём, на Ваш взгляд, разительно отличается?
— Опять-таки, связано со сном в детстве. Видела во сне греческие элементы, синее море и яркое-преяркое солнце. Меня тянуло в Грецию. Потом как-то выпал шанс, да и время, посетить Турцию, так до этого ни разу не была. И открыла я для себя Турцию. Измир — древняя Смирна. Земля с такой сильной энергетикой, тоже были сновидения. Как раз в то время планировала поступить в аспирантуру и уехала в Турцию с двойной целью. Получить докторскую степень и развить экстрасенсорные способности, понять, зачем мне являлись во сне эти элементы 14 лет назад. По истечении времени, начинаю понимать, но не могу этого сейчас сказать. Слишком рано.
— А есть край мечты — место, где хотелось бы побывать или остаться жить? А может, интереснее быть современным кочевником — ведь чем артист не кочевник? 🙂
— Раньше считалось — если у тебя есть недвижимость, машина, то жизнь удалась. Но не сейчас: недвижимость как раз даёт тебе не двигаться, а оставаться в одном месте со своими кредитами. В настоящее время молодёжь в основном стремится побольше путешествовать и иметь минимум вещей. Думаю, многие даже согласятся со мной, что подобная жизнь ничем не хуже, чем оставаться с недвижимостью. Ведь в этом образе мы рождаемся только один раз, и нам стоит прожить эту жизнь достойно и интересно. Я люблю понаблюдать за природой, за культурой разных стран, пробовать различные блюда разных народов. И после, со временем, у меня будет багаж опыта.
— Какие у Вас планы на ближайшее время? Знаю, творческий человек всегда в процессе творческого созидания. Поделитесь, или пусть станет сюрпризом? 🙂
— Работаем над тем, чтобы переиздать первый сольный альбом «Аптаах Хомус» на лейбле, ещё сделана в этом году новая запись с британским музыкантом Оскаром Сауз — материалы в процессе разработки, ждите в ближайшем будущем экспериментальный новый альбом. Также моя книга — обучающая игре на хомусе, изданная в 2011 году, «Хомус и мой Мир», будет переиздана с изменениями в ближайшие два года. А всё остальное, как Вы и сказали, пусть будет сюрпризом! 🙂
— Сайдыко, благодарю за интервью. Что пожелаете нашим читателям? Да и время сейчас тоже непростое — чем успокоить сердца и умы людей? Звучание хомуса поможет в этой задаче?
— Вам спасибо за столь глубокие, интересные вопросы. Когда отвечаю на вопросы нашей беседы — меня уносит то в раннее детство, то вспоминаю ранние поездки с выступлениями. Дорогие читатели, XXI век — очень интересный век. А именно: рождаются «новые» люди. Некоторые называют их «индиго», кому как удобно. Просто время уже приходит, постепенно. Человечеству уже пора понять, что мы существа «разумные». И как раз будут новые духовные учения, кто-то назовёт шаманизмом, а другой йогой, экстрасенсорикой. Но эти духовные вещи все едины и составляют одну большую систему. Эти учения начнутся с России. Будут распространяться по всему миру. Потому что самая нетронутая природа и духовно, морально чистые люди — только в России. Звук Хомуса, с эквивалентными названиями как Варган, Джус Харп — поможет вам медитировать, а сыграть на нём — одно удовольствие!
Беседу провёл Ильяс Мукашов. Первоначальная публикация в блоге автора (от 22 марта 2016 г.): http://ylzhaa.tumblr.com/post/141459244590/saydyko Фотографии взяты с личного аккаунта Сайдыко Фёдоровой, а также из информационно-развлекательной передачи «Кердум ини, иhиттим ини?».
Другие статьи из Апокрифа:
- ПереМИРия не будет!
- Большое интервью Верховного шамана Тувы
- «Satarial»: Сексуальная магия бережёт от христианства
- Интервью Юрия Звёздного: За птицей может следовать лишь другая птица
- ТЕМЬяНА: Пульсация «Танцующего сердца» на карте русского Горького
- Слово редактора 96
- 4. Анатомия поэзии: Элементы комбинаторной и визуальной поэзии
- Слово Сета и 30 Этиров
- Слово Сета
- Церемония Авусала