Тлеющие угольки незажжённой трубки;
гравировка изделия: «XXI XXII».<
Места для курения на посадочной полосе рейса «Эон».
В аспекте топографии Аркана Таро «Мир-Вселенная» в политеистическом многомирье представлен самый широкий спектр мировоззрений и религиозных верований — от того, что в западной терминологии принято обозначать постулатами, догмами и священными текстами, вплоть до их практической реализации наяву, без разделения на антагонистические «пространство-время» и любые другие бинарные модели иерархии; архаичные суеверия, они же, условно говоря, адаптированные подсистемы Среднемирья как буферная зона перехода Большой Девятки.
Сферическая модель миров-состояний, от Верховного бога до людей, существ и духов разного происхождения; как орбитальная станция «Мир», утопленная с находящимися на борту детскими мечтами и представлениями подрастающего поколения 90-х — на чёрном фоне тханки Эрлика; Аркан «Эон», совершивший вынужденную посадку на лоно Вселенной как защита системы, сновидящая себя со стороны.
Для сопоставления восточной системы шаманизма и западного монотеизма современности (включая каббалистические изыскания на территории России) — рекомендуется на уровне сознания произвести обнуление второй системы или, как минимум, не воспроизводить автоматизированного сравнения на устоявшиеся в этой системе догмы, поскольку такое действие не приведёт к пониманию естества написанного; другими словами, «вода видит воду, а зеркало — сон»1.
Одним из самых часто задаваемых вопросов и вместе с тем маловоспринимаемых пластов в аспекте «монотеизм-политеизм» можно с уверенностью обозначить кажущуюся сложной на первый взгляд систему космогонического полимирья, иерархию божеств и духов в шаманизме и т.н. «язычестве». Ввиду сложности восприятия обозначенной темы, а также изучения её исследователями, выросшими на монотеистическом субстрате — зачастую даваемые ответы оказываются весьма туманными. Также нельзя не обозначить относительную сложность перехода от диалектической мировоззренческой модели к синергетической.
В свете Нового Времени, с учётом присущего последнему отбрасывания тени и стирания границ между противоположностями, иерархию божеств и духов в шаманизме можно выстроить в сжатом виде следующей цепочкой:
-
Верховный Бог (Тенгри, Кара Дээр, Небо, Дао, Синто, Торум, etc.) — проекция Верхнего мира;
-
Женское божество Земли (Умай) — проекция Среднего мира;
-
Божество-трикстер Нижнего мира как посредник (Кутх, Эрлик etc.) — проекция Нижнего мира.
Иерархически условная структура этих Трёх Миров
Верховное бог
другие божества
хранители мест
хранители рода
духи-покровители
шаманы-посредники
выдающиеся люди
обычные люди
разные сущности
Всю иерархию можно представить, говоря современным языком, в виде сферически изображаемой инфографики; позиции означенной иерархии нередко носят условный характер, фрактально проявляясь одна в другой, ключевой момент здесь — взаимовыгодное сосуществование взамен довлеющего, ярко выраженного оттенка моно-религии. Все объекты и явления окружающего мира воспринимаются как живые существа, без отделения себя как субъекта. Говоря другими словами и приводя более доходчивый пример, Верховный бог — это президент некой страны; у президента есть ближайшее окружение — это пантеон божеств; есть министерства — это тотемы, менгиры, онгоны; в министерствах — управленцы и подчинённые; также есть артисты, заслуженные и не очень, придворные шуты и творцы-затворники, есть народ в виде того или иного этноса / группы этносов — духи разного происхождения. Шаманы (камы, бахсы, боо etc.) — посредники в мирах и состояниях, явлениях и объектах. Если человек обращается за помощью к шаману или приходит почтить духа местности — это не значит, что просящий ставит под сомнение Верховного бога; если гражданин страны приходит на почту получить письмо или отправить посылку — не значит, что гражданин отрицает власть президента. В той же степени мы можем сказать, что ни почта, ни дух местности не отрицает регалий Верховного бога-президента; ровно наоборот — все они действуют согласно распоряжениям последнего. В версии монотеистов (особенно радикальных направлений) — Верховный бог-президент, по их мнению, должен снизойти удовлетворить их просьбу лично, без всяких посредников: само Небо-Тэнгри — с первой молитвы-обращения починить систему центрального водоснабжения в многоквартирном доме, или президент — лично познакомить Золушку с Принцем; для всех без исключения & на правах полного и безапелляционного Всемогущества (что в своей самой грубой форме вызывает ассоциации с концлагерем, где огненные печи приносят жертвы в угоду «единственно правильного» иерарха).
Однако, исходя из самой древней версии политеистического многомирья шаманизма и тэнгрианства (которая, только по научным данным, насчитывает минимум 30-100 тыс. лет), пантеон божеств и духов приближен и теологически обоснован к более расширенной версии — структуре политеизма. Так или иначе, но более свежие версии религиозной мысли не проходят планку в 3,5 тыс. лет. Пока мир устроен так, что 1-2-3-летний внук (внучка) не учит своего повидавшего жизнь 100-летнего дедушку (бабушку).
При сравнении поливариантов космогонического многомирья с иерархиями политических и экономических общественных сфер имеет смысл упомянуть о содружествах кооперативов, структурах (не)коммерческих организаций, а также о клубах по интересам; в мирах компьютерного программирования и моделирования шаманизм относится к открытому исходному коду и таким операционным системам как Linux.
В советском кинофильме «Злой дух Ямбуя» 1977 года это выглядит более чем наглядно и адаптировано для широкого круга зрителей — в диалоге одного из эпизодов2:
— Гульнара, объясни мне, пожалуйста: эвенки считались православными — и ты, и Карарбах, вероятно, крещёные. Так почему же вы поклоняетесь не Христу, а духам?
— Кому нужен твой Христос?! Он шибко далеко на небе. Он не знает горя людей. Вот в тайге духи живут — они всё знают, всё видят. Ты не ходи на Ямбукай. (Падает дерево.) Слышишь? Духи сердятся.
В киноэпизоде инициатор экспедиции вёл диалог и получал наставления от шаманки Гульнары (её специализация нигде явно не обозначена, что вполне приемлемо для года и страны съёмки). Сам же отрывок эпизода нам показывает достаточно доступным языком иерархию пантеона божеств и духов в шаманистском пантеоне: Верховный бог «далеко на небе», контакт с ним происходит через «связистов» на Земле.
…Мамлеевские демоны черносотничества (выраженные в позднем его творчестве3) как гипертрофированный образ европейской и русской цивилизации$ утопленная вместе с детскими мечтами орбитальная станция «Мир» как апофеоз излагаемой космической мысли; слепленные кожурки сновидений, тщетно прикладываемые к запретному плоду; запечатление на тханке Эрлика:
Боже мой, — думал Валентин, — конец света, ребёнок, любимая женщина — и всё это в одном клубке. Какой будет ребёнок от женщины, отделённой от меня тысячелетиями, от женщины конца мира?..
…Что с ним будет, что будет с нами?
Не было бунтаря, но был взрослеющий Бог-отец, пожирающий своих детей; не было Родины, но была полнеющая Злая мачеха, не сумевшая сделать аборт… «Дружелюбно ли объявление войны, пока лежит в конверте?»4
В западной цивилизации, в параллельной Вселенной американского и европейского созвездий, пионер психоделической революции реконструировал Арканы системы Таро — рисуя образами психологии и собственного мировосприятия5. Отталкиваясь от центра-нуля, вместо «одной верной» единицы, Верховная Жрица с Императрицей поменялись местами. Аркан II стал Арканом IV (Аркан III остался без изменений); «Вселенная-Мир» в «старой новой» нумерации заняла цифру XXIII, восстановлены (добавлены) Юпитер XXII и Юнона XXIV. Старшие и Младшие Арканы, а также Фигурные карты фрактально самоповторяются.
Доктор Лири в качестве теории связал 24 Старших Аркана Таро с 24 фазами нейрологической эволюции на планете Земля — 24 фазы, 8 этапов, 3 ступени, — соотнеся их с древнекитайской «Книгой перемен» (ныне актуален вопрос сравнения с уйгурской гадательной книгой «Ырк битиг»), шахматной доской, периодической таблицей химических элементов Менделеева, чакрами в индуизме, западной нотной системой. Сам подход же остался преимущественно западный. Говоря о Таро, Тимоти Лири стал преемником Алистера Кроули (Фигурные карты «перешли» из «Колоды Тота»6), существенно переработав всю систему; если Кроули основывался на визионерских контактах с духом Айвассом (ранее, нежели археологи раскопали Евангелие от Иуды, хотя параллелей с Книгой Закона предостаточно7), то Лири стал пророком компьютерных 2000-х. Однако его колода, нарисованная художником Питом фон Шолли, не была напрямую предназначена для прорицания (это своего рода топография развития человечества, пусть и преподнесённая в форме теории), хотя с успехом может использоваться и в этих целях, — не получила столь широкого распространения. В России и СНГ она также не нашла своего места в траектории движения по «особому пути». Впрочем, на «особом пути» по-прежнему не предвидится никакой альтернативы колоде Лири (за исключением разве что добавления атрибутов, по выражению А. Г. Невзорова, «вшей и лаптей»8 — на символику карт или непосредственно на сами карты в качестве дополнения). Как и его книгам, в большинстве своём так и не переведённым на русский язык. На мой взгляд, столь малое распространение на данный момент объясняется как революционностью взглядов самого автора (для Запада, впрочем, они обросли некоторой архаичностью в настоящее время), так и стагнацией в общественном пространстве гуманитарных наук в бывшем СССР.
Таблица Таро Тимоти Лири
0 Дурак, ♦ A |
XII Повешенный, ♥ A |
I Маг, ♦ 2 |
XIII Смерть, ♥ 2 |
II Императрица, ♦ 3 |
XIV Умеренность, ♥ 3 |
III Верховная Жрица, ♦ 4 |
XV Дьявол, ♥ 4 |
IV Император, ♦ 5 |
XVI Башня, ♥ 5 |
V Иерофант, ♦ 6 |
XVII Звезда, ♥ 6 |
VI Влюблённые, ♦ 7 |
XVIII Луна, ♥ 7 |
VII Колесница, ♦ 8 |
XIX Солнце, ♥ 8 |
VIII Сила, ♦ 9 |
XX Страшный Суд, ♥ 9 |
XIX Отшельник, ♦ J |
XXI Создатель звёзд, ♥ J |
X Фортуна, ♦ Q |
XXII Вселенная, ♥ Q |
XI Правосудие, ♦ K |
XXIII Фиолетовая дыра / дыромир, ♥ K |
1 Звёздный Ю. Белый Покой. Часть первая. — Прямая ссылка: http://spiralnix.ru/Literature/parables.html
2 Кинофильм «Злой дух Ямбуя» в кинобазе: https://kinopoisk.ru/film/45362/
Прямая ссылка на эпизод: https://youtube.com/watch?v=dXgYH96MiXI
3 Мамлеев Ю. После конца. — М.: Эксмо, 2011.
4 Айлетт С. Токсикология. — М.: АСТ, Адаптек, 2007.
5 Лири Т. История будущего. — Киев: Янус Букс, 2000. (Как урезанный перевод книги «The Game of Life».)
Мукашов И. Синергетическая модель прорицания в системе Таро. Теория и практика. — Пенза: Золотое Сечение, 2015.
6 Кроули А. Книга Тота. — Noct Press, 2010.
7 Кроули А. Книга Закона. — Пенза: Золотое Сечение, 2009.
8 Невзоров А. — Уроки атеизма. Ссылка на плей-лист: http://nevzorov.tv/category/atheism/
Другие статьи из Апокрифа:
- Большое интервью Верховного шамана Тувы
- «Satarial»: Сексуальная магия бережёт от христианства
- Интервью Юрия Звёздного: За птицей может следовать лишь другая птица
- ТЕМЬяНА: Пульсация «Танцующего сердца» на карте русского Горького
- Сайдыко Фёдорова: «Шаманизм не занимает место в жизни, шаманизм —…
- Слово редактора 96
- 4. Анатомия поэзии: Элементы комбинаторной и визуальной поэзии
- Слово Сета и 30 Этиров
- Слово Сета
- Церемония Авусала