ОД: Здравствуйте, Олег. Рад видеть Вас на страницах Огней. Вы широко известны в магических кругах, но до последней поры оставались неизвестным для джедайского сообщества. Равно как в целом учение Телемы в Новой Академии хоть немного знает, наверное, человека два. Вы не могли бы рассказать нашим читателям — что такое Телема и в чём, на ваш взгляд, Путь Телемита (если, конечно, в КМ телемита есть понятие Путь)?
Олег Телемский (Атон, А.): Ну вы даёте! Чтобы хотя бы немного раскрыть, что такое Телема, я написал целую книгу, и этого мне кажется мало. А тут — в рамках интервью вы предлагаете мне ответить на этот вопрос парой абзаца. Не получится при всём желании. Заинтересованного читателя, я бы адресовал к своим основным статьям по Телеме — «Основные принципы Телемы», «Пантеон Телемы», «Иерархия Телемы», «Мир после Кроули». Думаю, что уже по этим четырём статьям читатель сможет делать приблизительные выводы о том, чем Телема является. Учитывая то, какое количество мифов ходит вокруг Телемы, мне также пришлось написать отдельную статью «Опровергая Иллюзии», чтобы обозначить, чем Телема не является.
Если всё-таки попробовать ответить кратко, Телема — это Мировоззрение. Мировоззрение со своими этическими ценностями, духовными символами и религиозными доктринами. Если по поводу Телемы как религии, то мне забавно, как большинство телемитов готовы рвать на себе рубашку, доказывая, что Телема — это не религия, и, тем не менее, в анкете «Вконтакте», в графе «религия», честно писать «Телемит».
Что же касается вопроса о Пути, то, конечно же, понятие Путь в Телеме есть. Даже центральная колонна Древа Жизни называется «Путь Стрелы», а именно этого пути настоящий телемит старается держаться. Если вы не возражаете, я процитирую вам один из прекрасных поэтических гимнов пути Алистера Кроули:
О вступивший на Путь, обманчив тот призрак, которого ты ищешь. Найдя его, ты познаешь горечь во всей её полноте, и зубы твои увязнут в содомской кислице. Вот куда ведёт тебя Путь, ужас которого должен был увести тебя далеко-далеко.
О дошедший до середины Пути, хохот призраков больше не смущает тебя. Ибо движешься ты по нему теперь лишь этого движения ради. Вот куда завёл тебя Путь, красота которого должна была увести тебя далеко-далеко.
О приближающийся к концу Пути, усилий больше не нужно. Ты падаешь всё быстрее и быстрее, и твоя усталость превращается в Несказанный Покой. Ибо ты не на Пути больше; ты и есть Путь.
Как видите — есть три исходные точки. Начальное состояние, оно соответствует Сфире Малкут и устремлению к освобождению от вплетённости в материю, которое всегда происходит через боль и разочарование, затем некое срединное состояние Адепта как полностью осознанное следование Пути без привязанности к цели, и, наконец состояние Абсолюта, в котором происходит полное слияние с источником. Как это называть, «обожение», «просветление» или, как это принято в Телеме, состояние «Пересёкшего Бездну», не принципиально.
ОД: Каковы особенности мировоззрения Телемы, отличающие традицию Телемы от других традиций Силы нашей планеты?
А.: Чтобы ответить на ваш вопрос, надо сказать, что в телемитской традиции существуют три ключевых текста, рассказывая о которых, я отвечу на ваш вопрос.
Во-первых, это Книга Закона, текст, который Алистер Кроули получил через откровение. Для меня прочтение Книги Закона стало поворотным фактом моей биографии. Я читал текст, не зная о нём ничего, и вдруг на строке про Голубя и Змея всё моё тело прошил ток и я почувствовал вибрации невероятной силы. Я понял, что передо мной — совсем не простой текст, и когда я стал наводить справки, выяснилось, что этот текст является святым в телемитской традиции. Так что, можно сказать, что даже не просто я выбрал Телему, но Телема выбрала меня.
В Книге Закона — три относительно небольшие главы, каждая из которых написана от лица одного из трёх главных божеств Телемы — Нюит, Хадита и Ра-Гор-Кхуита. Нюит и Хадит представляют собой персонификацию первоначальной божественной пары. Так что в Телеме нет отдельного бога, который творит мир из ничего, но мир является результатом любовной игры Нюит (небо, бесконечное расширение) и Хадита. Этим воззрениям есть параллели в кашмирском шиваизме, даосской картине мира и в отдельных формах эзотерической Каббалы.
Здесь следует обратить внимания, что в Книге Закона существует очень много скрытых символических ключей, размышление над которыми открывает разум высшим переживаниям. Во времена Кроули каждый телемит был обязан выучить наизусть первую главу, и в этом был глубокий смысл — пропустить Книгу Закона глубоко через себя. Медитация на определённые символы и регулярное выполнение ритуалов, целью которых является постоянная поддержка связи между своим Я и сакральным источником — обязательный аспект жизни телемита.
Второй ключевой текст — это Liber OZ, или Декларация прав человека. Возвращаясь к Вашему вопросу, именно Liber OZ является квинтэссенцией этики Телемы, в то время как Книга Закона является квинтэссенцией её духовной, мистической стороны. По этому тексту легче всего говорить об отличиях.
Liber OZ всего лишь перечисляет права человека, но по этому перечислению совершенно очевидна её особенность. Это — философия Свободы, доведённая до предела. Первые слова этой книги сразу вводят в замешательство традиционалистов: «Человек имеет право жить по его собственному закону».
В Liber OZ следует обратить внимания на три момента. Во первых, «человек имеет любить как он желает». Это значит, что какую бы сексуальную модель ни выбирал человек — она не лучше и не хуже других моделей. Телемит может быть гетеросексуальным или гомосексуальным, исповедовать моногамию, полигамию или полиандрию. Словом, личное — оно и есть личное. Единственное что не имеет право телемит — это считать другую модель «худшей» или «неполноценной». В этом отношении Кроули опередил своё время, а, по мнению некоторых телемитов (к коим отношусь и я), магическая деятельность Кроули не просто предвидела, но подготовила сексуальную революцию шестидесятых.
Второй важный момент Liber OZ — «человек имеет право умирать как он желает». То есть для телемита было бы недопустимым физически мешать самоубийце. Можно попытаться отговорить, выслушать, попытаться доказать, что этого не стоит делать, но не препятствовать свободе осуществить свою Волю и умереть, если ваши аргументы всё-таки оказались бессильны, вы не имеете право препятствовать самоубийце физически, ибо Свобода осуществлять свою Волю священна.
Третий важный момент Liber OZ — утверждение свободы слова. «Человек имеет право думать и говорить как он желает». Я хочу заострить на этом особое внимание, поскольку существует весьма неприятный и лживый миф о симпатиях Кроули к Гитлеру и тоталитаризму вообще. Опровергнуть эти домыслы достаточно легко (я это делаю в статье «Опровергая иллюзии», прежде всего на исторических фактах), но здесь, утверждая абсолютную свободу слова, Кроули сам опровергает эту ложь лучше кого бы то ни было.
Наконец, третьим ключевым текстом является текст Гностической мессы, написанной Алистером, когда он путешествовал по России. К слову сказать, Алистер очень любил Россию, видя в русском хаосе и оригийности истинное явление дионисизма, которое противостоит западной механистичности. Здесь он написал три своих широко известных текста — «Гимн Пану», «Сердце Святой Руси» и собственно «Гностическая месса».
Гностическая месса — это Книга Закона, положенная на музыку ритуала. Во всех мировых традициях нет таинства красивее, утончённее и глубже, чем Гностическая месса.
В ритуале Гностической мессы участвуют трое: Жрец, Жрица и Дьякон, — а также то количество прихожан, которое может поместиться на территории храма. Следует заметить, что Телема — шактистская традиция, поэтому именно Жрица в церемонии Мессы воскрешает Жреца и наделяет его силами Воды, Огня, царским, жреческим и божественным достоинством, с тем, чтобы он смог сотворить чудо пресуществления. Конечно, об этом можно говорить долго — да и текст Гностической мессы является открытым документом, который любой желающий может прочесть:http://oto.ru/cgi-bin/article.pl?articles/church/rituals/1-5.txt (в отличие от строгой тайны посвятительных ритуалов). Однако никакое интеллектуальное изучение не заменит прямого прочувствования таинства, когда в миг причастия где-то внутри рвётся завеса и на краткий миг вы становитесь единосущны божеству. Я много раз выступал и в качестве прихожанина, и в качестве Жреца (тем более что я являюсь одним из канонически рукоположенных жрецов), но поверьте — каждый раз, когда вы делаете шаг из обыденного пространства в пространство Храма, всё происходит словно в первый раз.
ОД: Каковы корни телемитского знания? Или «откуда есть пошла Телема»?
А.: Исторически Телема как традиция родилась 8-го апреля 1904 года, когда Алистер Кроули получил Книгу Закона. Сама история получения Книги Закона крайне интересна. Надо сказать, что Кроули не ставил подобных целей и не думал, что нечто подобное может произойти. Проводя медовый месяц со своей супругой в Каире, он решил произвести на неё впечатление, проведя красивый ритуал вызывания Сильфов. Но в этот момент его жена стала впадать в транс и не своим голосом говорить, что с ним желает связаться Гор. Вначале Кроули отнёсся к этому с иронией и повёл её в Каирский Музей, где она прошла мимо нескольких изображений Гора, но застыла в трансе перед Стелой, которую Кроули и его последователи впоследствии назовут Стелой Откровения. Впав в транс, она произнесла новые инструкции — по этим инструкциям, Кроули должен был медитировать, запираясь на час в тёмной комнате, в течение трёх дней, где с ним свяжется посланник высшей силы. Когда он сделал, как ему было сказано, практически сразу он услышал отчётливый голос, который стал надиктовывать ему текст, в день по одной главе.
Надо сказать, что Кроули как научный ум далеко не сразу принял это откровение, и прошло несколько лет прежде, чем он, после целой цепочки синхронистичных событий, которые окончательно доказали ему его задачу, стал распространять закон Телемы.
Конечно же, Телема — традиция, имеющая немало предтеч. Сам по себе Кроули получил подготовку в Герметическом Ордене Золотой Зари, ритуалы которого были переосмыслены им в соответствии с полученным откровением. Поэтому историческая ценность практик Золотой Зари огромна. Сама идея «Аббатства Телема» впервые появилась у французского просветителя Франсуа Рабле, который включён Кроули в Список Святых Гностической церкви. Ну а нонконформистский дух Телемы, несомненно, произрастает из наследия гностической традиции, которая была жестоко пресечена в начале тёмных веков и в которой Эдемский Змей считался Искупителем, а Каин и Иуда — носителями печати тайного посвящения. Эту же тему Герман Гессе развивает в своём романе «Дамиан», который рекомендуется для прочтения. Именно следуя гностическому паттерну, Кроули назвал себя «Великим Зверем», что не является ни сатанизмом, ни дьяволопоклоничеством в современном смысле: мы уважаем сатанистов за нонконформизм, но они слишком зациклены на материальном модусе — их материализм во многом противоречит Телеме.
Самым древним источником Телемы, несомненно, является египетская традиция: так, у каждого телемита дома должна быть копия Стелы Откровения из Каирского Музея. Ну а имена трёх основных божеств также отсылают к Египту. Вообще, Каир — крайне интересное место, где не один Кроули получал откровения. Достаточно вспомнить, что русский философ Владимир Соловьёв как одержимый ходил по каирской пустыне, где его встретила София. Гораздо позже Кроули, когда пароход проплывал недалеко от Каира, Тимоти Лири в своём визионерском опыте увидел Кроули и его богов, где Кроули назвал его своей инкарнацией, а учитывая то, какую историческую роль сыграл Тимоти Лири в истории раскрепощения шестидесятых — это более чем значимое событие.
ОД: Но у многих может возникнуть вопрос… быть может, Телема является традицией «лишь бы против христианства?» Каково ваше личное отношение к христианству и отдельно к личности Христа?
А.: Вполне логично, что по первому и достаточно поверхностному впечатлению антихристианская составляющая Телемы создаёт впечатление «всего лишь от противного». Особенно антихристианский элемент заметен в третьей главе Книги Закона.
Однако человек, столь серьёзно подготовленный в истории, в том числе истории становления христианства, поймёт, что всё в точности наоборот. Претензиями, которые Кроули предъявляет к христианству, сам Кроули не ограничивается, и к тому же эти претензии — это повторение тех аргументов, к которым апеллировали солнечные римляне и эллины. Для них христианство было ужасающей религией могил, смерти, скорби и увядания. Представьте себе, какое отвращение испытывал гордый посвящённый Митраистских Мистерий или уточнённый жрец Элевсина к доктрине первородного греха, презрению к плоти или поклонению мощам! То есть Телема — не производное от христианства по принципу протеста, но, наоборот, попытка на новом уровне восстановить дохристианскую солярность, красоту, мощь и избыточность античного мироощущения. Это не революция, но реставрация, хотя реставрация — на неизмеримо ином уровне, с включением тех достижений культуры, которые были сделаны.
К тому же, как уже было сказано, основной пантеон Телемы имеет корнями египетскую традицию, а не выстроен «от противного». Если же и говорить о персонажах «от противного», то не только Кроули, но и Юнг считали Вавилонскую Блудницу символом Жизни, а христианство — культом могил (достаточно прочитать детские воспоминания Юнга).
Так что отношение к христианству, по крайней мере, к тому, что под ним подразумевается в настоящее время, у меня несколько негативное. Однако это не мешает мне восхищаться глубинами и высотами отдельных христианских гениев, начиная от Николая Кузанского и заканчивая Сергеем Калугиным.
Гораздо сложнее с личностью Христа. После песни Мартиэль «Распятие» я уже больше не могу соглашаться с мнением Кроули, что Христос был «чёрным братом» и виновен в том, что сделали с его учением. Сам-то Иисус был далеко не смиренным и уж точно не рабским. Если представить себе реалии времени Иисуса, то его по праву можно назвать одним из радикальных метафизических нонконформистов и трансгрессоров. Чего стоит тот бардак, который он устроил в Храме! А его слова «не мир принёс, но меч»! А его пиры с отщепенцами! А то, с каким отстранённым достоинством он держался на допросе! В общем, за что и был распят.
Знаете, я просто восхитился личностью Иисуса, когда прочитал апокрифическое Евангелие от Филиппа. Вы только послушайте: «Господь любил Марию более всех учеников, и Он часто лобзал её уста. Остальные ученики, видя Его любящим Марию, сказали Ему: “Почему Ты любишь её более всех нас?” Спаситель ответил им, Он сказал им: “Почему не люблю Я вас, как её”»? Хорошая такая шутка — «вас, как её»…
Поэтому телемиты очень тесно общаются с христианскими гностиками, например, один из самых авторитетных гностиков нашего времени, Алекс Мома, известный переводчик с коптского, регулярно читал лекции по своей традиции в «Колледже Телема» и даже принимал причастие в Гностической мессе.
Так что, на мой взгляд, Гор выклёвывает глаза не самому Иисусу, а той кукле, что уже больше полторы тысячи лет висит на его месте.
ОД: Как вы относитесь к личностям, скажем, Сергия Радонежского, который был ещё каким «рульным форсъюзером», ну или, Серафиму Саровскому?
А.: Сложно. В своё время меня поразили описания некоторых аспектов жизни Серафима Саровского, описанные у Мережковского. Да, это Сила, но это абсолютно не моя Сила и не мой вектор.
ОД: Какими организациями / группами / тусовками сейчас представлена Телема в России и в мире?
А.: Магистральную линию Телемы в мире вообще и в России в частности представляет О.Т.О. — Ordo Templi Orientis (то есть Орден Восточного Храма или, другой перевод, Орден Восточных Тамплиеров). Традиция О.Т.О. является наиболее аутентичной телемитской традицией, в которой цепь преемственности идёт непосредственно от Кроули, а его ритуалы никогда не подвергались изменению. По всему миру членов О.Т.О. более трёх тысяч, из них чуть менее сотни находятся на территории России. Напомню, что я имею четвёртую с половиной степень посвящения О.Т.О. и жреческое рукоположение в Гностической Церкви.
Инициатические тайные ритуалы О.Т.О. действительно имеют огромный трансформационный потенциал. Человек, прошедший посвящение, сталкивается с тем, что символы и мифологемы посвятительных ритуалов начинают работать с ним непосредственно из глубины, резко меняя не только внешние обстоятельства, но и личную идентичность.
Отдельно хотелось бы сказать и о созданном мною проекте Касталия, через сайт которого вы меня и обнаружили 🙂
Помимо огромной просветительской роли сайта в области различных оккультных традиций, Касталия также представлена в Реале вполне конкретным содружеством сильных интеллектуалов и практиков, собирающихся для обмена знаниями, опытом и даже совместной практики. Впрочем, Касталия не является строго телемитским проектом, ибо членом клуба может стать человек самых разных религиозных и оккультных традиций, а телемитов в Касталии — примерно одна треть (напомню, что телемитом в религиозном смысле является тот, кто признаёт Книгу Закона Святым Откровением и практикует телемитские ритуалы). Основой Касталии является, скорей, юнгианская традиция, которая, к слову сказать, весьма усилена оккультным и нонконформистским элементом. Для Касталии Кроули — один из четырёх Великих, тех, кто повернули Колесо истории, один из четырёх — но не единственный.
Здесь тонкость: в Касталии представлены самые разные религии и школы. Однако все касталийцы, независимо от религиозной и оккультной традиции, признают этическую ценность Liber OZ, о которой было сказано немного раньше. Касталия открыта представителям самых разных традиций и школ, и я буду рад ответить на все вопросы о Касталии — её просветительской, обучающей и культурной линии по адресу aton93@gmail.com.
Ещё один, быть может, несколько одиозный русскоязычный телемитский проект — это Б.О.Т.О. — Базильянский Орден Восточных Тамплиеров. В своё время они очень некрасиво поступили, когда отделялись от О.Т.О., но, несмотря на это, надо отдать им должное: за пять лет они смогли создать себе имя и статус в Интернете. В Б.О.Т.О. уходят все те, кому что-то не понравилось в О.Т.О., или те, кто были из О.Т.О. исключены. Это своего рода «большая телемитская оппозиция». Хотя я не разделяю очень многое из их идей и уж тем более методов, я иногда посещаю их сайт, поскольку иногда там интересные материалы.
Если говорить о серьёзных проектах, то в России это всё. Но в мире существуют и другие телемитские Ордена, например, Тифонианский Орден, «Братство Сатурна» в Германии или имеющий весьма дурную славу Орден, созданный нерадивым учеником Кроули Марчелло Мотто. Однако все они ограничены местными ареалами и не оказывают никакого существенного влияния на оккультное движение.
Для полноты картины следует упомянуть и существование откровенно маргинальных и отмороженных групп, которые сами не способны ничего создать, но пытаются привлечь к себе внимание через клевету и скандал. Такие группы никто не воспринимает всерьёз, кроме их членов. Скорей они являются постоянным источником дружного смеха. Согласитесь, забавно наблюдать форум одной такой группы, где в разделе «Разоблачение О.Т.О.» было более семи тем, а в остальных разделах — будь то Таро, Енохианская Магия, Деятельность Ордена или История магии, гордо красовались нули: то есть ни к чему, кроме как заниматься клеветой, эти ребята оказывались неспособны.
ОД: Как вы сами пришли к Телеме?
А.: На самом деле — это очень интересная история. Было это уже около шести лет назад. На тот момент я уже имел сильный мистический опыт пробуждения Кундалини и около четырёх лет серьёзно изучал наследие Юнга и его последователей. Сам я считал и считаю поныне (это неизменно) себя Братом Лилит. И вот однажды я иду по городу от друга, и на меня обрушивается мистическое переживание. ЕЁ Присутствие. На вдохновении я решаю изучить всё, что касается Лилит. Я нахожу статью Филиппа Писье «Лилит Фон Сириус», и это производит на меня огромное впечатление. В тексте написано, что Филипп — член О.Т.О., но тогда я был вообще вне контекста оккультного движения и просто не заметил этот момент. Но текст меня поразил. Далее я продолжил поиск и нашёл сайт, посвящённый Лилит — Сайт Николая Доля. Там он выложил книги Роберта Уилсона — «Космический триггер», «Психология эволюции». Я начинаю их читать и прихожу в восторг. Немного отступая от темы, скажу, что, несмотря на наличие очень серьёзных мистических переживаний, на тот момент я очень осторожно относился к оккультизму — стараясь держаться в рамках ортодоксального Юнгианства. Эта настороженность была связана с тем, что те труды оккультистов, которые я читал, во-первых, не в меру морализировали, во-вторых — утверждали необходимость аскезы и отказа от сексуальности, и в-третьих — с логической точки зрения часто представляли собой сентиментальный компот некритичных верований. И тут — у Уилсона — я встречаю совсем другое. Разумность, рациональность, неприятие половой аскезы и изумительный юмор — последнее вообще для оккультиста редкость. И Уилсон пишет о Кроули. Пишет с восхищением. Ясное дело, я набираю в Яндексе Кроули и скачиваю всё, что только можно! А дальше начались чудеса. Я открываю «Книгу Закона», и когда читаю строки «Вот Голубь, вот Змей — выбирай правильно» — на меня буквально обрушивается мощь змеиной энергии. Как когда-то! И это только от чтения книги! Я просто не понимаю, что происходит, ведь я не знал, что эта книга сакральна и для телемитов является откровением. А дальше — начинается просто сумасшедший поток совпадений (в Юнгианстве это называется синхронизмы) на образ Змея! Недели две я жил в каком-то невероятном потоке сновидений, видений, совпадений, идущих на змея. Ясное дело, я заинтересовался и начал изучать Кроули более серьёзно. Можете представить себе моё удивление, когда я узнал что Книга, которая вызвала этот поток — сакральна! После этого я, ясное дело, вышел на сайт О.Т.О. и написал о своём желании вступить в Орден. Я шёл не задумываясь — просто отвечая на Зов Лилит. Но потом, когда сошла первая волна и началось интеллектуальное осмысление принятого — я был потрясён вдвойне. Оказалось, что Телема не только не противоречит Юнгианству, она идёт с ней в одном потоке — этики, символов, судеб. Главный противник Юнга Нолт сделал для него больше, чем его сторонники, показав глубоко оккультную основу Юнгианства, только то, что он считал неправильным, будучи иудео-христианским пуританином, для меня было доказательством, что мой путь верен. Так что треть моей второй книги посвящена именно исследованиям параллелей между Юнгианством и Телемой. С тех пор — вот уже почти семь лет я в Телеме.
ОД: Атон, а вот скажите, с точки зрения телемита, зачем всё это? В чём смысл жизни, куда мы идём и зачем?
А.: В 11-й молитве Гностической мессы есть следующие слова: «Тем, с чьих глаз спала пелена жизни, пусть будет даровано исполнение их истиной Воли. Жаждут ли они раствориться в Бесконечности или соединиться со своими избранниками, или жаждут созерцать, или пребывать в покое, или достичь трудовых и героических воплощений на этой планете или на любой другой, или на любой Звезде, или же чего-то ещё, — пусть им будет даровано исполнение их Воли. Да! Исполнение их Воли! AUMGN. AUMGN. AUMGN». Иными словами, это значит, что у каждого — не только свой путь, но и своя цель. Это пересекается с идеей Булгакова, что каждый получает по своей вере.
С другой стороны, в телемитской традиции есть очень чёткая концепция восхождения по Древу Жизни. Древо Жизни — универсальная схема десяти модусов бытия, из которых первый — божественный источник, а десятый — материальный мир, итого получается восемь. Эту концепцию восхождения я подробно исследую в своей работе «Путь стрелы» в связи с её корреляцией с юнгианской индивидуацией. Хотя параллели можно найти даже с шаманскими восхождениями и дантовскими мирами.
Больших стадий восхождения — две. Первая — это достижение Тиферет, Сердца Древа Жизни, места, где находится истинное я, истинная идентичность каждого из нас. В Телеме — это называется «Достижение Знания и собеседования САХ». Затем адепту предстоит пересечение Бездны, после которого он окончательно переходит на иной эволюционный уровень, о котором и сказать-то ничего нельзя. В любом случае, я убеждён — и у меня были тому видения, — что тот же Алистер Кроули смог сохранить свою идентичность после смерти.
ОД: Как устроены взаимоотношения Учитель-Ученик в традиции Телемы?
А.: Прежде всего, следует сказать, что Кроули создал уникальную систему Ордена А.А., в котором система обучения была поставлена на высший уровень. В А.А. кандидат знает только одного человека — своего учителя, который даёт ему список материалов, которые нужно прочитать, практик и ритуалов, которые ему нужно освоить, также ученик обязан вести магический дневник, в который записывает малейшие значимые совпадения, сны, переживания в ходе практики. Когда ученик доходит до определённого уровня, учитель проводит ритуал инициации, и ученик переходит к следующему учителю, одновременно получая право вести тех, кто только поступил. Так — он опять находится в контакте только с двумя людьми — учителем и учеником. Условно говоря, десятку учит девятка, девятку восьмёрка, восьмёрку — семёрка, и т. д.
В О.Т.О. института ученичества нет. Орден больше акцентирует формальную, экстравертную работу — сайтостроение, переводы, статьи. Человек, доказавший, что может принести пользу Ордену, получает посвящение и начинает двигаться по степеням. Здесь — все знают всех, поскольку это братство.
Отдельно следует сказать о Касталии. Мы пытаемся синтезировать различные подходы и методы, в зависимости от конкретной ситуации. С одной стороны, Касталия ведёт активную просветительскую деятельность в мир, организует мероприятия, собрания, имеет целый ряд проектов. С другой — очень сильна чисто эзотерическая составляющая — непосредственно Учитель-Ученик. Моим учеником может стать тот, кто желает радикально отбросить старую форму, кто пылает в себе стремлением пресуществления, но не знает нужных слов и формул. Здесь важно сказать о двух уровнях. Формально — я обучаю всех, кто пишет на форуме. Человек выложил сон, попросил разъяснить ту или другую тонкость юнгианского или телемитского мировоззрения, выложил фантазию или поставил этический вопрос — ответ (или хотя бы другой взгляд с неожиданного ракурса, ибо только на малую часть вопросов можно дать однозначный ответ) он получит. То есть, такого рода обучение на академическом уровне проходит постоянно.
С другой стороны, надо отметить, что на форуме уже по тем вопросам, которые задаёт человек, видно, кто он и насколько он готов учится именно у меня. Существует ряд тонких касталийских критериев, символов, знаков, которые говорят, что человек имеет Нить Серебряной Тропы. И если я вижу, что в его бессознательном всплывают те или иные знаки — я осторожно намекаю на возможность ученичества. Здесь есть интереснейший парадокс. Формально, кроме пары ключевых тайных формул — всю ту же самую информацию человек может получить в открытом доступе. Но одновременно — как только формируется энергетический сосуд взаимодействия Учитель-Ученик, те слова, что воспринимались на одном уровне, автоматически раскрываются совсем на другом. Я приведу только один пример. В системе Магии Телемы Знаки Степеней являются чем-то вроде «подготовительного класса», а серьёзно работать со стихийными знаками никому и в голову не приходит. Но благодаря своей передаче я понял, что эти знаки представляют на самом деле. Интересно, что мой учитель знала некоторые из этих знаков, не имея отношения к Золотой Заре. И что вы думаете? Когда буквально недавно я передал эти знаки лучшей ученице (разумеется, используя формулу), то, что всем уже давно известно и кажется элементарным, раскрылось таким внутренним сиянием, которое для многих не дают сложнейшие и многосоставные ритуалы! И — ещё одно интересное наблюдение, почему учителю жизненно нужен ученик: обучая, ты сам проводишь через себя новое, усиливаешь поток, который при взаимодействии идёт с тройной силой. Это интереснейшие и тончайшие вещи.
Хотелось бы сказать ещё вот что. В этой традиции — не бывает чудес. Даже удивительные синхронии, о которых человек со стороны может прочитать, с ним лично произойдут только в том случае, если реальной его мотивацией вступления в традицию, и уж тем более в ученичество, является желание «отбросить старую форму», а не добавить новые сиддхи к своему эго. Синхроны являются, скорей, побочным доказательством, что всё идёт правильно.
Рассказывая о нюансах касталийской Школы, я должен обозначить ещё один момент. Вот, допустим, сейчас это интервью читает некто и думает — вау, сейчас я приду, мне дадут сильные и жесткие практики, всё будет очень красиво, и я быстренько избавлюсь от своего старого эго. Проблема только в том, что касталийская школа, в отличие от большинства эзотерических школ, требует очень большой предварительной интеллектуальной подготовки. Чтобы нечто воспринять — нужно иметь соответствующий тональ реальности. Поэтому предварительный уровень ученичества — это всё равно открытый форум и работа с огромным объёмом теоретических текстов, начиная от Юнга и заканчивая гностическими евангелиями. Сложно, конечно. Но, увы, иначе никак.
ОД: Изучаете ли Вы лично какие-либо другие Традиции / Школы / направления / практики, кроме Телемы?
А.: Когда-то в юности я интересовался тибетским буддизмом. Даже передачу получал от Чеки Нима Ринпоче. Впрочем, это было не более чем увлечение под влиянием, с одной стороны. личного примера одного человека. Восток оказался мне чужд — и получение этой передачи было ошибкой. Затем следует сказать о юнгианской традиции, над продвижением которой в основном и работает проект Касталия. Я пришёл в Телему из Юнгианства, остался юнгианцем и разработал целую серию доказательство в пользу близости этих двух традиций.
Что касается теоретического знакомства, то я стараюсь изучать все оккультные традиции, будь то гностицизм, герметизм, Золотая Заря или современная Магия Хаоса. Точно так же — Касталия сотрудничает с представителями самых разных традиций.
Отдельно следует сказать о моём учителе, которая представляет свою личную традицию Серебряной Нити. Но об этом я замолкаю, ибо и так уже сказано слишком много.
ОД: А как вы относитесь к традиции джедаев? Как вы считаете, есть ли у нас с вами точки соприкосновения?
А.: Я думаю, что если бы этих точек соприкосновения не было, этот диалог едва ли был бы возможен 🙂 К сожалению, я не так хорошо знаю вашу традицию, чтобы говорить более конкретно, но, насколько я понимаю, и Телема, и джедаи ставят главную цель — самопознание и самораскрытие, и уже в этом есть прямая и самая очевидная параллель. Следовать Силе, следовать Воле, следовать Потоку. Называть это можно очень по-разному. В тайной традиции, которую я представляю, говорится о Серебряной Нити. Вот это я хотел бы пожелать и телемитам, и джедаям — следовать Серебряной Нити, держать её всеми силами своей души и не позволять чисто формальным, атрибутивным и, на самом деле, вторичным вопросам отвлечь. Ибо Серебряную Нить слишком легко потерять и слишком трудно найти.
Вас, кстати, можно поздравить — вроде бы, в Англии (если не ошибаюсь) джедаизм был признан религией официально. Это радует.
ОД: И в заключение нашего интервью: что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
А.: В одном из гностических апокрифов есть слова, которые Карл Юнг очень любил. Эти слова звучат так: «О человек — если ты ведаешь, что творишь, ты благословен, но нарушитель закона ты, если не ведаешь». Гностики, в отличие от ортодоксов, ставили осознанность, знание высшей ценностью. Так вот, я хочу пожелать осознанности в своих мыслях и действиях. Ибо осознанность — это действительно самое главное в Великом Делании.
Другие статьи из Апокрифа:
- Абсурдокосмология (Дхаскар от Сириэля)
- Комментарии к Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста (Тарлина?)
- Парный Малый Ритуал Изгоняющей Пентаграммы, адаптированный под Liber Azerate
- Мистерия Курочки Рябы
- Азбука Каббалистических Тайн
- Осенние мысли начала последней полуночи
- Сказка о летающем короле
- Чудо возможно всегда
- Высшая арифметика
- Урок честности