данной теме я попробовал кратко ознакомить вас с гностической космогонией и с их основополагающим учением. Изучая свидетельства ересиологов, тексты Наг-Хаммади, можно объединить все гностические школы в одном общем для них мифотворчестве. В данном случае я ссылаюсь в основном на офитов и кратко излагаю учение Саторнила (т. к. оно наиболее универсально для всех гностиков-учителей).
1. Саторнил, подобно Менандру, признаёт единого неведомого никому благого отца (Саморожденный), который сотворил ангелов, архангелов, силы (и) власти. В результате падения Пруники (Софии) в материю явился сын — Иалдабаоф («бог слепых», противник Саморожденного/Демиург), который сам, в свою очередь, произвёл сына; последний, подражая отцу, также родил сына, этот — ещё сына и т. д. В итоге, последовательно явились семь Архонтов («и их семь порождений, чтобы их число стало 49» — трактат «Происхождение мира»). Семью Архонтами сотворён мир и всё, что в нём (находится). Человек есть также творение Архонтов, которые не могли удержать светлый образ, явившийся от высшей силы и быстро возвратившийся; (Архонты) советовались друг с другом и говорили: «сотворим человека по образу и подобию (высших сил)». Когда тот был создан, то его тело, из-за слабости Архонтов, не могло стоять прямо, но ползало, подобно червю. Тут сжалилась над ним высшая сила и послала искру жизни, которая выпрямила человека, наделила (необходимыми) членами и сделала жизнеспособным. Поэтому, говорят, эта искра жизни возвращается по смерти к тому, что с ней однородно. Прочее же разлагается на то, из чего создано.
2. Весь созданный мир семь Архонтов поделили между собой и в нём владычествовали. Один из них стал богом иудейского народа (по всей видимости, Саваоф).
3. Желая обессилить человека, Архонты создают для него жену Еву. Но Пруника (София), предугадав их замыслы, лишила жену силы, а потом при помощи змея (Наставника, сотворённого Софией) склонила её и Адама преступить заповедь Архонтов. Последние в наказание изгоняют Адама и Еву из рая. Змей также изгоняется в дольний мир. Затем, здесь змей представляется рождённым из хаоса сыном Иалдабаофа, виновником всякого беспорядка. Но, с другой стороны, по учению той же секты, змей как бы переходит в услужение благой силе. Мать Иалдабаофа «постаралась посредством змея обольстить Еву и Адама к преступлению заповеди Иалдабаофа… и змей, противодействовавший отцу, был изгнан им в дольний мир». Видимо, змей стал прототипом Сатаны.
Здесь от него произошли шесть сыновей, которые вместе с отцом составляют семь мировых демонов, «противостоящих человеческому роду и всегда противодействующих ему, потому что их отец был низвержен долу за людей».
4. Между Архонтами-миросоздателями и Сатаной ведётся борьба, которая в особенности жестока между иудейским богом (Саваофом) и Сатаною. Как Архонты, так и Сатана (возможно, его имя — Тарихеас, сын Саваофа из «2-й книги Иеу» имеет образ вепря и льва с телом змеи) посылают своих пророков.
В результате «праведные» души людей, соблюдавшие закон Архонтов, попадают в мнимый рай (затем впоследствии опять возвращаются в земные тела для служения Архонтам), а нарушители закона — грешники — попадают прямиком к Сатане, который возненавидел людей (те тоже по прошествии некоторого срока опять попадают в земные тела для служения).
5. Спаситель (Христос) не рождён, бестелесен, безвиден и (только) казался человеком. И так как все князья хотели уничтожить отца Его (т. е. Спасителя), Христос пришёл для уничтожения бога иудеев и для спасения верующих в Него; это те, которые имеют искру жизни. Он (Саторнил) первый сказал, что Архонтами сотворены два рода людей — добрый и злой. И так как демоны помогали злым людям, то Спаситель пришёл для уничтожения злых людей и демонов и спасения добрых. Вступление в брак и рождение детей, говорят, от Сатаны (т. к. тем самым люди производят телесные ловушки для удержания светлых душ от Саморожденного). Спасение же заключалось в преодолении многочисленных препятствий, созданных Архонтами, чтобы душа не могла вернуться к Саморожденному (для этого Христос и нёс своё учение — «гнозис», высшей ступенью которого было знание имён Архонтов и их эонов, магических заклинаний, с помощью которых можно было преодолеть эти препятствия и воссоединиться с Плеромой — вернуться к Саморожденному).
6. Многие же из гностиков воздерживались от мяса животных, обольщая других такой мнимой воздержанностью. Некоторые пророчества изречены Архонтами, создавшими мир, другие — от Сатаны, которого также считают Архонтом.
Другие статьи из Апокрифа:
- Слово редактора (№ 36)
- Жизнь замечательных Бодхисаттв: Предварительный список персоналий
- Шумеро-аккадская и гностическая теогонии в сравнении
- Заметки о реинкарнации в Наг-Хаммади
- Митраизм: поверхностный анализ
- Кирпичики твоего величественного дворца по имени Жизнь
- Азоэтия (0.1.): Для Сетоса
- Азоэтия (0.2.): Введение к изданию Сетоса
- Азоэтия (0.3.): Предисловие к первому изданию
- Азоэтия (0.4.): Вступление. Саббат