Митраизм. Прохождение.
Сопоставление внешней, знаково-символической стороны учений Митры и Христа, а также обрядности и священных писаний этих двух религий, способно повергнуть неискушённого читателя в крайнее изумление: оказывается, христианство почти полностью ассимилировало или, проще говоря, скопировало символику и священные церемонии культа солнечного божества. Несмотря на целый ряд догматических и идеологических различий, влияние митраизма на христианское вероучение признаётся большинством современных исследователей как непреложный факт.
Но обо всём по порядку. Я намеренно не стал копать глубоко, т. к. само происхождение митраизма и его пика — I в. н. э. — вызывает ряд споров. Моя задача состоит в том, чтобы рассмотреть влияние того самого митраизма I века на христианский символизм, литургию, да и вообще на становление христианства.
Вкратце космогонию можно передать так: бог Хронос (Бесконечное Время) создал бытие и небытие, время и безвременье, небо и звёзды, добро и зло. Гелиос (Непобедимое Солнце) возглавил силы добра, с которыми ведёт вечную войну бог зла и мрака Ариман. На каком-то этапе этой борьбы из священной скалы родился Саошиант (спаситель), Митра. Он боролся с Гелиосом, победил его и заключил с ним вечный союз против Аримана. Впоследствии он убил Великого Быка, тем самым породив жизнь на Земле. Через некоторое время он принёс себя в жертву ради спасения человечества и вознёсся на небеса. Он вернётся, чтобы возглавить воинство верных на последней битве со злом и победить.
Митра имеет древние арийские корни и является тем божеством, которое примиряет Ахурамазду (Ормузда, Добро) и Ангро-Майнью (Ахримана, зло), чередуя свет и тьму. Как бог-воин Митра поддерживает порядок и справедливость. Мистическое восхождение достигается при помощи священной войны и оружия.
Обычно Митра изображался во фригийском колпаке, явно азиатском, приносящим в жертву быка; он совершает обряд, обеспечивающий плодородие Природы, но на метафизических планах, которых немало, — его сопровождают также символы разрушения материальной жизни. Вся мифологическая жизнь Митры связана с солнечным циклом: он родился из камня, укротил разъярённого быка, добыл воду из камня и пришёл к Солнцу на обед. В другом своём аспекте Митра соотносится с Кроносом, или Зерваном-Кроносом (иранский вариант имени), тогда он изображается как человек с головой льва, чьё тело семью спиралевидными витками обвивает змея.
С маздеизмом митраизм объединяет страстная жажда нравственной чистоты, которая достигается активной внутренней борьбой. Последователи обеих религий поклоняются солнечному свету и празднуют все важные моменты жизни Непобедимого Солнца. В митраизме существовала иерархия жрецов, или адептов, состоявшая из семи степеней, помимо молодых людей, подростков и детей, проходивших предварительные испытания. Мандеизм, как и митраизм — это синкретические религии, они подверглись влиянию зороастризма, а зороастризм впитал в себя древние культы шумеро-аккадской мифологии. К примеру, отсюда культ быка, поверженного Митрой. Мандеи также поклонялись звёздам (за что получили своё прозвище — звездопоклонники), в их обрядах тоже множество сходств. Иоанн Креститель, будучи соперником Иисуса, теоретически мог принадлежать к культу Митры, и в этом вопросе рано ставить точку.
Рождество, мученическая смерть, воскресение.
Последователи Митры праздновали день рождения своего божества 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, что впоследствии было перенято христианами. Появление на свет младенца Митры в самую тёмную ночь в году под сводами пещеры знаменует рождение света и надежды, ожидание скорого воскрешения природы после долгого зимнего сна. А ведь и рождение Иисуса символизирует приход в мир Мессии, дарующего надежду на воскрешение и возрождение души в новой, вечной жизни.
Рождественские легенды христиан и митраистов настолько похожи, что вывод о сознательном, почти полном заимствовании напрашивается сам собой. Так же, как и младенцу Христу, маленькому Митре пришли поклониться пастухи, а затем волхвы, принёсшие Спасителю золото и благовония. Большинство исследователей полагают, что эти волхвы, фигурирующие и в Евангелии, и в митраистских преданиях, были зороастрийскими священнослужителями, пришедшими воздать почести родившемуся Мессии. Выбором этой даты, повсеместно отмечаемой священными празднествами, церковные власти смогли в некотором смысле освятить народный обычай, который они не могли преодолеть.
Кроме Митры, 25 декабря — это дни рождения богов Адониса и Таммуза-Мардука. 6 января родились боги Осирис и Дионис. Все эти боги в своих религиях были умирающими и воскресающими. То есть объяснение даты Рождества Христова сменой календаря, вероятнее всего, есть ещё одна фальсификация реальных событий.
Жизненный путь Христа и Митры также во многом схож. Они оба соединяют в себе человеческое и божественное, являясь, таким образом, посредниками между людьми и Богом. И Христос, и Митра творят волю Отца, их пославшего, и противостоят силам тьмы. И тот, и другой по завершении своего земного пути вознеслись на небо, к престолу Творца.
Литургия и интересные факты
Символика и обрядовая сторона христианства и митраизма также обнаруживают почти полное сходство. Возможно, обычай молиться Солнцу три раза в день, на рассвете, в полдень и на закате, был воспроизведён в ежедневных молитвах Церкви. У приверженцев солнечного божества существовал обычай осенять себя крестным знамением, при посвящении неофита в таинства религии над ним проводили обряд крещения-омовения, очищавший принимающего новую веру от его прошлых прегрешений (обряд крещения был заимствован из митраизма христианами практически полностью, но, как и другие обряды, подвергся профанации). Подобно христианам, митраисты причащались хлебом и вином, причём сама церемония Святого Причастия была призвана имитировать последнюю трапезу Митры со своими учениками. И христианское, и митраистское духовенство использовало во время богослужений кропильницу, а сама служба проводилась на древнем, неизвестном простому народу языке. Голова и лик Митры на священных изображениях окружены нимбом — сияющим ореолом с солнечными лучами, что также соответствует христианской иконографии. Верховный жрец солнечного божества носил тот же титул, что и глава католической церкви, — «папа» или «святой отец». Церемониальное облачение Папы Римского в точности соответствует одеянию митраистских священнослужителей: высокий головной убор, называемый тиарой или митрой, и красные ботинки, явная аналогия с обувью жрецов Митры — красными солдатскими сапогами, отличительному знаку древнеримских военачальников. Ещё императоры добавляли к своим именам митраистские титулы: Пий, Феликс и Инвикт (от лат. «благочестивый», «благословенный» и «непобедимый»). Впоследствии два первых, благодаря тому, что католическая церковь позаимствовала некоторые внешние регалии императорской власти, стали очень распространёнными именами, принимаемыми Римскими Папами.
Митраистская скульптура, развившаяся в более древние времена, предоставляла ранним христианским мраморщикам множество моделей, которые и были ими приняты или приспособлены. Так, в образе Митры, открывающего пущенными им стрелами источник живой воды, они почерпнули вдохновение для создания изображения Моисея, ударяющего жезлом по скале Хорив. Верные устоявшейся традиции, они воспроизводили даже те изображения космических божеств, таких, как Солнце или Ветры, и на саркофагах, в скульптурных миниатюрах и даже в порталах римских церквей можно обнаружить следы влияния тех обширных композиций, которые украшали собой священные подземелья.
Митраизм не допускал женщин в свои храмы-митреумы, это была религия мужчин, женщины могли поклоняться Митре лишь у домашнего алтаря. Христианская терминология: митра, митрополит и др.
Одно из самых распространённых русских имён — Дмитрий — означает в переводе «преданный Митре». А пользующиеся метро едва ли знают, что слово «метрополитен» произошло от слова «метрополия» или, как говорили раньше, «митрополия», то есть город Солнца, город Митры.
Во время проведения ритуалов нельзя было прикасаться к воде, и потому руки омывались мёдом. Кстати, по верованиям митраизма, «медовый месяц» означает не единственный счастливый месяц после свадьбы, а долгую любовь и плодовитый брак.
Константин принимает митраизм
Император Константин увидел знак — Крест на фоне Солнца и надпись «Сим победишь!» — после чего выиграл битву у Мульвиева моста…
…Константин произвёл крутой поворот истории, а именно — обратил Империю в митраизм.
Его предшественники, Диоклетиан и Максимиан, уже предпринимали некоторые попытки в этом направлении, но только Константину удалось наставить империю (а в перспективе и всё человечество) на истинный путь.
Через год после этой победы Константин с Лицинием вновь подтвердили нетерпимость к христианам в документе, известном под названием миланского эдикта (на самом деле это было соглашение, достигнутое в Медиолане и включённое в изданный в Никомедии указ).
Константин испытывал постоянную, неодолимую потребность в божественном спутнике и покровителе, и этим покровителем стал бог-Солнце, которому широко поклонялись во всей Империи и которого с давних пор почитали предшественники Константина. Сам он со времени Миланского эдикта уже не сомневался в своей личной склонности к митраизму, который называл «самой справедливой и светлой религией», всё больше отождествляя верховную власть с Митрой и Гелиосом.
В течение нескольких лет Константин предпринял ряд благоприятных для митраистов меры. Отныне митраистские братства и государство были призваны действовать в тесной связи. У императора всё более крепла уверенность в своей божественной миссии слуги Солнца, одерживающего победы под покровительством Митры, а Соборы Братств в Арелате (в 314 г.) и в Никее (в 325 г.) со всей ясностью показали, кто на самом деле их возглавляет. На Никейском соборе, в котором участвовали двести двадцать Отцов, был сформулирован Никейский символ веры и структура митраистской церковной организации Империи. На Никейском соборе 325 года принимались не христианские символы веры, а митраистические, к тому же религия митраизм как ересь не была осуждена (ещё бы — Константин на то время сам был митраистом). Как написал в ЖЖ Дмитрий (как уже упоминалось, имя «Дмитрий» митраистского происхождения) Алексеев, «Сам факт, что имп. (Калигула Второй) Константин жил и умер язычником, сомнению не подлежит. Ариане “крестили на смертном одре”, окатив водой, остывающий труп императора».
Причины выбора христианства
По всей вероятности, подобное слияние христианства и митраизма было делом рук римских цезарей. После установления христианства в качестве официальной государственной религии число приверженцев Митры было столь велико, что насильственная христианизация могла спровоцировать настоящий социальный взрыв. Власти предержащие пошли на компромисс, соединив оба учения воедино, внеся в миролюбивое и пацифистское по сути христианство воинственные идеи культа Непобедимого Солнца.
Римская империя в те годы находилась в состоянии длительной войны с Персией, и установление митраизма, персидской по происхождению религии (и римляне, и персы молились одному божеству — Митре), в качестве государственной идеологии ознаменовало бы духовную и конфессиональную зависимость Рима от Персии. Римских цезарей, стремившихся к установлению собственной гегемонии, такая перспектива совершенно не устраивала, поэтому христианизация была единственным средством остановить экспансию восточных вероучений.
Культ Митры, покровительствующего порядку, закону, миру и власти, пришёлся по вкусу римским цезарям, многие из которых сами приняли митраизм, о чём свидетельствуют многочисленные надписи и посвящения на монументах, чётко связывающие культ Непобедимого Солнца Митры с идеей римской государственности. Число поклонников этого божества было в то время столь велико, что митраизм вполне мог бы стать мировой религией. Однако этого не произошло, и немаловажной причиной поражения митраизма и его постепенного забвения была его обрядовая, церемониальная сторона.
Дело в том, что митраизм был предельно строгим, даже жёстким учением, требовавшим от своих адептов дисциплины и личного мужества. В христианстве раскаявшийся в конце жизни преступник мог получить отпущение грехов и надежду на спасение души. Митраист должен был на протяжении всей своей жизни неукоснительным образом соблюдать морально-нравственные предписания своей веры.
Другим препятствием на пути превращения митраизма в государственный культ был его закрытый, мистериальный и элитарный характер, полностью исключавший участие женщин в отправлении обрядов и священнодействий. В отличие от христиан, стремившихся обратить в свою веру как можно больше людей, митраисты (как и гностики) искали индивидуального просвещения и совершенствования.
Христианство не столько вытеснило митраизм, сколько поглотило его, заимствовав некоторые внешние формы и приспособив их к собственным нуждам.
Другие статьи из Апокрифа:
- Слово редактора (№ 36)
- Жизнь замечательных Бодхисаттв: Предварительный список персоналий
- Краткое изложение гностической «теологии»
- Шумеро-аккадская и гностическая теогонии в сравнении
- Заметки о реинкарнации в Наг-Хаммади
- Кирпичики твоего величественного дворца по имени Жизнь
- Азоэтия (0.1.): Для Сетоса
- Азоэтия (0.2.): Введение к изданию Сетоса
- Азоэтия (0.3.): Предисловие к первому изданию
- Азоэтия (0.4.): Вступление. Саббат