Христословие (3. Про безбожное язычество)

… Итак, если «новейшие евреи» — это постоянные прихожане, то «новейшие эллины» — это обычные люди, не успевшие или не захотевшие воцерковиться.

«Безбожные язычники», «варвары», «почти звери» — говнится предстоятель, ковыряя в попе лыжной палкой. «Бляди», — уточняет Кураев, сося ус, и под ручку с Чаплиным уже спешит на берега озера Селигер — учить Лёвочку канонично кидать «зиги».

У Христа ж всё просто — на нет и суда нет. Нет закона писанного, значит, закон начертан на плотяных скрижалях сердца. Имя ему — совесть. В прошлых частях я попытался описать, как она работает:

1.                        сигнализация «нет любви!» позволяет сторониться блуда;

2.                       навигационная система «этика/эстетика» (справедливость/вкус) работает как музыкальный слух: любая фальшь, любой кикс царапает душу, ложь, лицемерие, несправедливость, дисгармония — неприятны, противны, невыносимы. Изначально. Сами по себе. Подсознательно.

А теперь давайте разберёмся: что такое язычество?

Очередная мелкая гадость синодальных переводчиков — это славянское слово они НЕ СТАЛИ ПЕРЕВОДИТЬ НА РУССКИЙ. Так же, как слово «исполнить» в «пришёл не нарушить закон, а исполнить»,что по-русски означает «НАполнить» (содержанием), как бокал вином… Так вот, русский перевод славянского слова «язычество» — НАРОДНАЯ ВЕРА. Люди, не знающие Христа, но имеющие совесть и пытливый ум, постигали устройство мироздания и себя. Как могли, постигли, сориентировались, придумали техники и ритуалы. Плохое здесь ровно одно — каста жрецов, присвоившая себе исключительные полномочия, а потом и того хуже — государственный культ.

Госкульт требовал не веры, а механического выполнения ритуала (как свидетельства лояльности «божеству-императору»). Именно на этот камень нашла христианская коса. В мире махровых чаплиных объявились действительно ВЕРУЮЩИЕ люди, готовые свидетельствовать о своей вере, разбрасывая окровавленные части тела по цирковому песку, как сеятель — облигации трёхпроцентного займа. С блаженной улыбкой на устах. Сама же по себе античная духовность была благодатной почвой для Благой Вести: несравненно более благодатной, чем необрезанные еврейские сердца…

Не случайно всё догматическое крючкотворство Вселенских соборов базировалось на античной философии, а в старинных иконостасах, фресках можно найти иконы Сократа, Платона и даже Гомера с Вергилием, как «эллинских предтеч» (например, они есть в Благовещенском соборе Московского Кремля).

Вот выдержки из знаменитого труда «Ерминии, или наставления в живописном искусстве» афонского монаха-изографа Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) — указания, как следует изображать тех или иных святых (или сюжеты) на иконах и фресках:

Солон Афинскийстарец с круглою бородою, держит хартию со словами: «В последние времена приидет некто на сию многопревратную землю, и явится во плоти без недостатка. Определение Божества неизменно. Он уничтожит пагубу неисцельных страстей, послужит предметом зависти неверного народа, и будет повешен высоко, но всё претерпит кротко и добровольно».

Фукидидс проседью в бороде, разделённой на три пряди, говорит: «Бог есть единый умный Свет, и Ему хвала! ибо Он в уме своём содержит всё, как единицу. Не иной Бог, не ангел, не иная Мудрость, не демон, не природа, а один Господь и Творец всего, Слово всесовершенное, рождённый от рождающего, низшедши к естеству, создал плодотворную воду».

Плутархстарец плешивый, с остроконечною бородою, говорит: «Превысшему из всех не придумывается никакое начало. Слово из него, а не из другого кого-либо. И ясно открылось, что Божия премудрость и Слово содержит пределы земли».

Платонстарец с длинною широкою бородою, говорит: «Ветхий денми юн, и юный исконен. Отец в Сыне и Сын во Отце. Единое тройственно и тройственное едино».

Аристотельстарец с курчавою бородою, говорит: «Не трудно рождение Бога, ибо в Нём само собою осуществляется Слово».

Софокл, старец плешивый, с бородою, разделённою на пять прядей, говорит: «Есть Бог безначальный. Существо Его не сложно. Он сотворил небо и землю».

Мудрая Сивилла говорит: «Приидет с неба Царь веков судить всяку плоть и весь мир. Из неневестной Матери и непорочной Девы имеет явиться единородный Сын Божий, безначальный, неприступный, един Бог — Слово, которого трепещут небеса».

Вам не кажется, что эти цитаты «безбожных язычников» поразительно точно соответствуют тому, что мы находим в Евангелии от Иоанна? Положите рядом с ними еврейские народные сказки из Книги Бытия и, как говориться, почувствуйте разницу.

А вот богословское обоснование особого отношения к мудрецам античности:

Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы и считались за безбожников: таковы между эллинами — Сократ и Гераклит и им подобные…

Всё, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, всё это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова, а так как они не знали всех свойств Слова, Которое есть Христос, то часто говорили даже противное самим себе…

Самый твёрдый из всех них в этом деле Сократ… увещевал их [людей] приобретать познание неведомого им Бога посредством исследования разума, говоря так: «Отца и Зиждителя всего и найти не легко, и, нашедши, возвестить Его всем не безопасно»

Это один из первых мучеников-христиан, святой Иустин Философ (II век), писал в своих знаменитых «Апологиях» (то же самое говорили и капподокийцы).

Ещё раз повторяю: между античной духовной традицией и Благой Вестью нет никакого противоречия. Апостолы приходили туда, как к себе домой:

— А кому посвящена эта пустая кумирня? — спрашивает гость.

— Неведомому богу, — отвечает хозяин.

— Ок! Сейчас я тебе про него расскажу...

И всё — дело в шляпе! Конфликтовали БЮРОКРАТИИ, ЖРЕЧЕСКИЕ КОРПОРАЦИИ. Сначала палачествовали жрецы одного госкульта, потом — другого (вечная память Ипатии!), потом была провальная попытка реванша, потом победившая сторона устроила 37 год в своих рядах (длился он не одну сотню лет и получил красивое название «эпоха Вселенских Соборов»). Вот так мы и докатились аж до лыжнега, плинтус благополучно миновав…

В Евангелии же «проблема обращения язычников» вообще отсутствует. Сатана — это ложь, подмена. В частности, подмена любящего Небесного Отца мстительным демоном Иеговой, подмена духовного толкования декалога тупыми параграфами из Второзакония, стыдливое заметание под ковёр неудобных пророков. «Глас хлада тонка» и «купина» — туда же (разве может великий и ужасный Иегова присутствовать в таких легкомысленных предметах!). И так далее. Христос сразился с сатаной в самом сердце его поганого царства: дал по башке его клевретам-книжникам и порвал их лукавого босса «на немецкий крест» Крестом Голгофским. Язычники Его не интересовали. Тут вполне достаточно апостолов. Плодородная ж почва… «Эх, зелёная, сама пойдёт!» Христос сконцентрировался строго на жестоковыйных иудеях — «погибших овцах дома Израилева».

И тут язычница-хананеянка начала канючить — дочка, мол, помирает, «ухи просит».

Он ей:

— Отвяжись! У меня тут такие пациенты — впору в хоспис прописывать!

Она:

— А нельзя ли в виде исключения?

Он:

— О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему.

И исцелилась дочь её в тот час.

Дальше — больше. Сотник-язычник:

— В дом ко мне можешь даже не заходить. Скажи только одно слово — и мой слуга исцелится.

То, что ему ответил Христос, хорошо бы наколоть иглой татуировщика на толоконном гундяевском лбу:

— Истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Это, что называется, «спешиал фо ю, мистер лыжнег».

А сотнику-язычнику:

— Иди, и, как ты веровал, да будет тебе.

И выздоровел слуга его в тот час…

Напоминаю: и хананеянка, и сотник — язычники. Попали они под руку Христу как бы по недоразумению. Что из этого вышло, мы с вами видим…

Вам не кажется, что нести «антиязыческую» околесицу в ТАКОМ контексте может либо невежда, либо дурак, либо подлец, либо антихрист (с маленькой буквы), которому что бы ни говорить — лишь бы поперёк Христу?

Дети! последнее время.

И как вы слышали, что придёт антихрист,

и теперь появилось много антихристов,

то мы и познаём из того, что последнее время.

Они вышли от нас, но не были наши:

ибо если бы они были наши, то остались бы с нами;

но они вышли, и через то открылось, что не все наши…

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире…

Скажем Иоанну Богослову спасибо за предостережение и вернёмся к нашим баранам — «новейшим евреям». Воцерковлённым. Типа. Не знаю, как вы, а я в словах Христа о превосходстве язычников над «сынами царства» вижу именно это: придут «новейшие эллины» — простые совестливые люди, нищие духом миротворцы, жаждущие правды. С настоящими солёными слезами в ясных глазах. Не церковные ни одного раза — церкви всегда сторонившиеся. И окажутся они подле Христа за пиршественным столом. А бешеные бабки и жирные девелоперы с панагиями на пузе будут скрипеть зубами на морозе и выть на луну…

Может показаться, что язычники — это такие недоделанные христиане, которые обречены на поголовное крещение? Отвечаю: нет! Христос доступен каждому, но вмещает Его только тот, кто способен вместить. Остальным лучше бы оставаться (до срока или до конца земной жизни — у кого как получится) в тёплом коконе естественной народной веры. В нашем суровом климате, конечно, такое и представить невозможно, а в Юго-Восточной Азии — легко! Буддизм и синтоизм мирно сосуществуют в Японии, чань-буддизм и даосизм — в Китае (плюс унылое, но понятное конфуцианство — «вера бюрократов»). Мухи и котлеты успешно отделены, жизнь идёт своим чередом. Аж завидно!..

В заключение пару слов про нас — «варваров», «почти зверей», «разговаривающих на непонятном языке». Если вам кажется, что высокая культура античности — это одно, а наши предки славяне — лыком шиты, вы ошибаетесь. «Карательный отряд византийских морских котиков имени Кирилла и Мефодия», конечно, навёл в наших палестинах шороху: письменные источники об исконной вере наших предков выжигали напалмом, почти ничего не осталось. Разве что Велесова книга. Откроем её и начнём читать (особенно рекомендуется тем, кто как следует ознакомился с предыдущей частью ХРИСТОСЛОВИЯ):

И вот начните,

во-первых — главу пред Триглавом склоните!

— так мы начинали,

великую славу Ему воспевали,

Сварога — Деда богов восхваляли,

что ожидает нас…

Заметили «Троицу Единосущную и Нераздельную»? Отдали должное «Небесному Отцу» («Деду богов»)? А вот обращение к Перуну, в котором угадываются черты Сына:

«Ты, оживляющий явленное,

не прекращай колёса вращать!

Ты, кто вёл нас стезёю правой

к битве и тризне великой!»

А теперь ущипните меня, если это не Дух Святой:

И Свентовиту мы славу рекли,

он ведь восстал богом Прави и Яви!

Вы посмотрите — Явь существует!

Нас Он от Нави уберегает —

Мы восхваляем Его!

А теперь затаите дыхание и просто вкуриваейте:

«Всё сотворённое

не может войти в расторгнутый ум!»

Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,

ибо тайна та велика есть:

как Сварог и Перун —

есть в то же время и Свентовит…

Как это возможно: Отец, Сын и Дух Святой — одно? Расторгнутому уму тут, действительно, нечего ловить. Лыжнег, иди йогурт кушать. Он вкусен и полезен: пребиотики, микрофлора кишечника… Стул будет, что надо!..

Велесову книгу датируют по-разному. Советские учёные обижаются на то, что она не соответствует их «научным данным» («данные» эти, как известно, изготовили на Малой Арнаутской сиамские близнецы Миллер+Шлецер, о спину которых Михайло Ломоносов сломал не одну дубину), и потому советские учёные наотрез отказываются признавать её подлинность. Не вопрос! Так или иначе, у нас больше ничего нет. Варианта, в общем-то, два: или признать, что это — пусть многажды переписанный голос нашей языческой древности, или признать, что византийский спецназ поработал на славу. И… обратиться к памятникам других «варварских» народов Евразии — Ведам, эпосам, мифам. Сделайте это — и охота глумиться над язычеством пропадёт сама собой…

И совсем уж последнее. Вопрос: а нет ли такого язычества, в которое не грех плюнуть слюной, растереть и уйти, не оглядываясь? Отвечаю: есть! Это благодатный чугунок вместо кепи, кочегар-Якунин с благодатной же зажигалкой в панталонах, упыри на солее со свечками в копытах, «освящённые» глонассы на дне океана и ракета «сатана». Верят безбожные язычники в две вещи:

1.     всесилие денег,

2.    земное бессмертие.

Бояться их не надо.

Достаточно ими брезговать.