Имя: Якоб Бёме.
Историчность: Историческая личность.
Даты жизни: 8 марта 1575 — 18 ноября 1624.
Деятельность: Мистик, визионер.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» OrdoTempli Orientis.
Якоб Бёме родился в Альтзайденберге, близ Гёрлица в 1575 г. В процессе своего самообразования, изучая помимо Лютеровской Библии и немецких мистиков также труды одного из величайших учёных Средневековья, немецкого алхимика Теофраста Парацельса (1493-1541), Бёме приобрёл большой объём натурфилософских и религиозно-мистических знаний. Известное «видение», случившееся с ним на 25-м году жизни (1600), благодаря которому он смог «проникнуть в сокровенные глубины природы», явилось для него как указание свыше, определив, по его собственному признанию, все последующие направления его мысли. Но только через двенадцать лет, в 1612 году, он впервые отважился открыть своё знание людям, написав «Утреннюю зарю в восхождении», своё первое произведение, изданное лишь в рукописном виде.
Подобно Лютеру, Якоб Бёме считал, что спасение человека возможно не внешними добрыми делами и даже не внешним содействием Бога, но только внутренней верой сердца. Не абстрактная схоластическая учёность и тем более не внешняя власть людского авторитета, но лишь возрождение внутреннего человека способно на восстановление того вечного Начала, которое, согласно Бёме, было когда-то утрачено человеческим родом.
Он был убеждён что христианство искажено учёными и богословами, папами и кардиналами. «Кто подменил, — пишет Бёме, — истинное, чистое, учение Христово и всегда и везде нападал на него? Учёные, папы, кардиналы, епископы и именитые люди. Почему мир следовал за ними? Потому что у них был важный, напыщенный вид и они величались перед миром: такой безумной блудницей стала повреждённая человеческая Природа. Кто вымел в немецкой земле из Церкви сребролюбие папы, его нечестие, мошенничество и обман? Бедный, презираемый монах. Какой властью или силою? Властью Бога Отца и силою Бога Духа Святого».
Однако к 1612 году, к моменту написания «Авроры», для Бёме стало уже вполне очевидно, что «повреждённая человеческая Природа» не в состоянии внутренне возродиться, особенно в условиях нарождающейся протестантской ортодоксии, к тому времени духовно иссякшего, «послеконкордийного» (1577) христианства. Как только один из списков «Авроры», первого сочинения этого нового немецкого пророка и реформатора, попался на глаза гёрлицкого обер-пастора, г-на Грегора Рихтера, Бёме был по решению городского совета почти сразу же заключён под стражу, а потом даже изгнан на какое-то время из своего города. Спустя шесть лет, несмотря на непрекращающуюся опасность со стороны ортодоксального протестантского духовенства, он печатает одно за другим свои главные произведения, не оставив своего внутреннего призвания быть новым немецким пророком Великой Реформации и оставаясь верным ему до самой смерти. В мае 1624 года, после очередных нападок со стороны влиятельного обер-пастора, Бёме откликнулся на дружеское приглашение саксонского курфюста посетить Дрезденский двор, при котором, наконец, обретает высоких покровителей своего дела. Но радость его продолжалась недолго. Уже в августе того же года он заболел и 17 ноября, в возрасте 49 лет, скончался.
Идеи Якоба Бёме оказали влияние на развитие философии (Иоганн Гаман, Гегель, Фридрих Шеллинг, Елена Блаватская, Николай Бердяев, Владимир Соловьёв, Семён Франк и др.). Продолжателями Бёме в мистическом смысле можно считать многочисленные сообщества, такие как Религиозное Общество Товарищей, Филадельфийское общество, сообщество Гихтеля, который был его учеником, розенкрейцеров XVII-XVIII веков (в России называвшихся мартинистами), мартинезистов, включая Сен-Мартена, и многих представителей христианской теософии (Георга фон Веллинга, Пордеча, Гихтеля, Масона, Арндта).