Имя: Ричард Фрэнсис Бёртон.
Историчность: Историческая личность.
Даты жизни: 19 марта 1821 — 20 октября 1890.
Деятельность: Путешественник, писатель, поэт, переводчик, этнограф, лингвист, гипнотизёр, фехтовальщик, дипломат.
Почитание: Святой Ecclesia Gnostica Catholica и Ecclesia Gnostica Universalis, член «учредительной ассамблеи» OrdoTempli Orientis. Мусульманский Хаджа.
Ричард Фрэнсис Бёртон прославился своими исследованиями Азии и Африки, а также своим исключительным знанием различных языков и культур. По некоторым оценкам, Бёртон владел двадцатью девятью языками, относящимися к различным языковым семьям.
Вскоре после рождения Ричарда (Торквей, Девоншир) его отец, страдавший астмой и плохо переносивший британский климат, снял замок Шато Босежур неподалёку от Тура во Франции. В течение последующих нескольких лет семья постоянно переезжала, путешествия между Англией, Францией и Италией. Не исключено, что эти ранние путешествия сыграли решающую роль в формировании страннического, кочевого мироощущения Ричарда Фрэнсиса Бёртона.
Исключённый из Оксфорда за поведение и, по своему собственному определению, будучи «годен лишь на то, чтобы служить мишенью для пуль за шесть пенсов в день», Бёртон записался в войска Ост-Индской компании и 18 июня 1842 отплыл в Бомбей. Он надеялся принять участие в первой англо-сикхской войне, но военные действия закончились прежде, чем он успел достичь Индии. Во время своего пребывания в Индии Бёртон тратил много времени и сил на глубокое изучение местных языков и культуры. Он на высоком уровне овладел хинди, маратхи, гуджарати, персидским и арабским. В Бомбее он часто посещал рынок, где выискивал и приобретал редкие индийские рукописи; некоторые произведения он выучил наизусть. При своём бунгало он держал целый выводок ручных обезьян, надеясь со временем расшифровать и выучить их язык. Кроме того, Бёртон быстро получил прозвище «грубиян Дик» или «головорез Дик», за свой буйный нрав, свирепость в бою и страсть к дуэлям. Утверждали, что ни один другой человек той эпохи не скрестил шпаги с таким количеством противников, как Бёртон.
Движимый своей любовью к приключениям, Бёртон получил разрешение Королевского Географического Общества на проведение исследований территории и получил разрешение покинуть армию от Ведомства Руководителей Ост-Индской компании. Семь лет, проведённых Бёртоном в Индии, расширили его знания об обычаях и поведении мусульман. Хотя он и не был первым европейцем (и не-мусульманином), предпринявшим Хадж, его паломничество было наиболее известным и лучше всего задокументированным в своё время. Бёртон усвоил различные методы сокрытия своей истинной личности, включая практикуемые патанцами (современные паштуны), чтобы объяснить свою непривычную для ушей населения речь, но ему всё же приходилось демонстрировать понимание запутанного исламского ритуала и знакомства со всеми мелочами восточных обычаев и этикета. Паломничество позволило ему получить титул Хаджа и носить зелёный тюрбан. Отчёт о проделанном путешествии можно прочитать в его книге «Паломничество в Аль-Медину и Мекку» (1855). Другие важнейшие его достижения — перевод сказок «Тысячи и одной ночи» и Камасутры на английский язык, участие в Сомалийской кампании и Крымской войне и путешествие вместе с Джоном Хэннингом Спиком в Восточную Африку в поисках истоков Нила.
При жизни Бёртон был весьма неоднозначной фигурой. Хотя многие почитали его как героя, другие видели в нём беспринципного авантюриста и аморальную личность. Его свободные взгляды на сексуальность шокировали современников и порождали почву для слухов.
Сэр Ричард Фрэнсис Бёртон умер 19 октября 1890 года в Триесте в возрасте 69 лет. Его вдова сожгла дневники, которые он вёл всю жизнь. Видимо, так она пыталась уничтожить память о «недостатках», которые с самого дня свадьбы безуспешно искореняла в своём супруге. Но как знать — будь Бёртон «благонамеренным подданным британской короны», сумел бы он прожить такую яркую жизнь?..